Санаторий включен в Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в соответствии с законодательством РФ деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях, на территории эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае (далее - Реестр). Согласно Федеральному закону от 29.07.2017 N 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" вводится курортный сбор.
Есть ли унифицированная форма документа о получении оплаты за курортный сбор от физического лица? Освобождается ли отдыхающий от уплаты курортного сбора, если он приехал в санаторий в г. Кисловодске, а прописан в г. Пятигорске (или другом городе, входящем в территорию эксперимента)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Документом, подтверждающим факт уплаты суммы курортного сбора его плательщиком, является отпечатанный кассовый чек, включающий отдельно сведения о плате за пользование курортной инфраструктурой, или квитанция, подтверждающая прием денежных средств в качестве такой платы.
Житель одного из городов территории эксперимента, прибыв в другой город территории эксперимента, при проживании в объекте размещения (санатории) освобождается от уплаты курортного сбора.
Обоснование вывода:
В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" (далее - Закон N 214-ФЗ) с 30.07.2017 проводится эксперимент по развитию курортной инфраструктуры в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма. Указанный эксперимент проводится посредством введения в муниципальных образованиях, территории которых включены в территорию эксперимента, платы за пользование курортной инфраструктурой (далее - курортный сбор) для финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры (ч.ч. 1 и 2 ст. 1 Закона N 214-ФЗ).
Курортный сбор вводится законом субъекта РФ в муниципальных образованиях, входящих в территорию эксперимента (ч. 1 ст. 5 Закона N 214-ФЗ).
С 01.05.2018 курортный сбор введен на территории следующих муниципальных образований Ставропольского края:
город-курорт Ессентуки;
город-курорт Железноводск;
город-курорт Кисловодск;
город-курорт Пятигорск
(далее - территория эксперимента) (ч. 3 ст. 5 Закона N 214-ФЗ, ст. 3 Закона Ставропольского края от 08.12.2017 N 130-кз "О некоторых вопросах проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае", далее - Закон N 130-кз) (смотрите также Справку о курортном сборе).
1. Согласно ч. 2 ст. 10 Закона N 214-ФЗ при взимании у плательщика курортного сбора суммы курортного сбора, подлежащей уплате, ему выдается документ, подтверждающий факт уплаты. Непосредственно в Законе N 130-кз не поясняется, какой документ может быть использован при взимании курортного сбора.
На официальном сайте Министерства туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края - органа исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченного осуществлять региональный государственный контроль за исполнением требований Закона N 214-ФЗ - в разделе Эксперимент "Курортный сбор" размещен Порядок осуществления оператором курортного сбора учета плательщиков курортного сбора и лиц, освобожденных от его уплаты, далее - Порядок (http://mintourism26.ru/upload/iblock/135/prikaz-45od.FR11.pdf).
Как следует из п. 9 Порядка, документом, подтверждающим факт уплаты суммы курортного сбора его плательщиком, является:
- кассовый чек, отпечатанный контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения о плате за пользования курортной инфраструктурой прописаны отдельной строкой и включают размер курортного сбора за одни сутки, количество дней фактического проживания, за исключением дня заезда;
- или квитанция, подтверждающая прием денежных средств за пользование курортной инфраструктуры. Форма квитанции, подтверждающей факт уплаты, представлена в приложении 3 к Порядку.
2. Плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов (ст. 6 Закона N 214-ФЗ).
Перечень категорий лиц, которые освобождаются от уплаты курортного сбора, содержится в ч. 1 ст. 7 Закона N 214-ФЗ. В него включены в том числе (п.п. 12, 13, 16-18 указанной части):
- малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного по месту их жительства в соответствующем субъекте Российской Федерации;
- лица, прибывшие на территорию эксперимента в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи или медицинской реабилитации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях санаторно-курортных организаций, а также сопровождающее их лицо в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет;
- лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта;
- лица, имеющие место жительства на территории эксперимента;
- лица, имеющие на праве собственности жилые дома (доли в праве собственности на них) и (или) жилые помещения (доли в праве собственности на них) на территории эксперимента.
На наш взгляд, житель одного из городов территории эксперимента, прибыв в другой город территории эксперимента, при проживании в объекте размещения (санатории) освобождается от уплаты курортного сбора.
К сведению:
Под объектом размещения понимается индивидуально-определенное здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению, а также жилое помещение, пригодное для временного проживания (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 214-ФЗ).
В свою очередь, в целях Закона N 214-ФЗ оператором курортного сбора следует считать юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, осуществляющих в соответствии с законодательством РФ деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 214-ФЗ).
Ведение учета плательщиков курортного сбора и лиц, освобожденных от его уплаты, осуществляется оператором курортного сбора по месту осуществления им услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) временному проживанию (включая предоставление в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях, на территории эксперимента (п. 3 Порядка).
Утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 13.03.2018 N 82-п Реестр содержит перечень сведений обо всех операторах курортного сбора, зарегистрированных на территориях муниципальных образований Ставропольского края, включенных в территорию эксперимента, включая в том числе сведения о фактической вместимости объекта размещения (гостиницы, пансионата, санатория и т.п.).
В соответствии с определениями, данными ГОСТом Р 54599-2011 "Услуги средств размещения. Общие требования к услугам санаториев, пансионатов, центров отдыха", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2011 N 733-ст:
санаторий - предприятие, расположенное обычно в курортной местности и предоставляющее комплекс санаторно-оздоровительных и рекреационных услуг с использованием преимущественно природных факторов (климат, минеральные воды, грязи) и физиотерапевтических средств, диеты и режима;
рекреационные услуги - комплекс услуг по организации оздоровления, отдыха, размещения, питания, физкультурно-оздоровительных услуг и услуг организации досуга.
Тем самым предоставляемый санаторием комплекс услуг включает в себя и размещение, что предполагает в целях применения Закона N 214-ФЗ исполнение обязанностей оператора курортного сбора.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
11 апреля 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.