По агентскому договору планируется поручить ресурсоснабжающей организации начисление платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, оформление платежных документов и взимание указанной платы.
Может ли организация ЖКХ (управляющая компания) передать начисления за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды по агентскому договору ресурсоснабжающей организации, тем самым выделив его из состава платы за содержание жилого помещения? Не будет ли это действие противоречить действующему закону, а именно п. 2 части 1 ст. 154 ЖК РФ?
В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), для собственника помещения в многоквартирном доме (далее - собственник) входит плата за содержание жилого помещения, включающая в себя в том числе плату за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД), за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД (далее - коммунальные услуги на общедомовые нужды).
В соответствии с частями 4, 7 ст. 155 ЖК РФ наниматели и собственники помещений в МКД, управление которым осуществляет управляющая организация, плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды, вносят этой управляющей организации. Отметим, что положения частей 4, 7 ст. 155 ЖК РФ применяются к случаям, когда управляющая организация заключила в установленном порядке договоры ресурсоснабжения с соответствующими ресурсоснабжающими организациями в целях предоставления коммунальных услуг (п. 4 письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2016 г. N 45097-АЧ/04).
Поступившие управляющей организации от нанимателей и собственников денежные средства в счет оплаты коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций, перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения (пункты 3, 4 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставление коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 253).
Частью 15 ст. 155 ЖК РФ, п. 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, предусмотрено право управляющей организации производить расчеты с нанимателями и собственниками и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц (смотрите также письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 января 2015 г. N 966-ОД/04).
Деятельность платежных агентов регулируется Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).
Под деятельностью по приему платежей физических лиц признается, в частности, внесение платежному агенту платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств. Деятельность платежных агентов по приему платежей носит возмездный характер, поскольку предполагает взимание с плательщика вознаграждения, размер которого определяется соглашением между платежным агентом и плательщиком (ст. 3 Федерального закона N 103-ФЗ).
Согласно пунктам 3, 4 ст. 2 Федерального закона N 103-ФЗ платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежный агент, заключивший с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, выступает в качестве оператора по приему платежей. При этом ни пункты 3, 4 ст. 2 Федерального закона N 103-ФЗ, определяющие понятие платежного агента, ни законодательство о снабжении коммунальными ресурсами, по нашему мнению, не запрещают ресурсоснабжающим организациям заниматься деятельностью по приему платежей физических лиц в качестве платежных агентов. Поэтому в том случае, если управляющая организация (поставщик по смыслу п. 1 ст. 2 Закона N 103-ФЗ) выразит согласие на заключение договоров с ресурсоснабжающей организацией об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, то последняя может выступать в качестве платежного агента. Порядок расчетов между ними будет определяться договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого ресурсоснабжающая организация (оператор по приему платежей) вправе от своего имени или от имени управляющей организации и за её счет осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед управляющей организацией, а также обязана осуществлять последующие расчеты с управляющей организацией в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 4 Закона N 103-ФЗ).
С учетом вышеизложенного и принимая во внимание положения ст. 1005 ГК РФ договор между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц можно охарактеризовать как агентский договор, предметом которого служит оказание посреднических услуг. Применительно к рассматриваемой ситуации это начисление ресурсоснабжающей организацией платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, оформление платежных документов и взимание указанной платы с последующим перечислением её управляющей организации.
Отметим, что конечным получателем денежных средств, поступивших ресурсоснабжающей организации от плательщиков в счет оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды в результате расчетов по данному агентскому договору в силу частей 4, 7 ст. 155 ЖК РФ и п. 1 ст. 2 Федерального закона N 103-ФЗ является управляющая организация. Поскольку агентский договор является возмездным, то ресурсоснабжающая организация вправе по исполнении договора рассчитывать на получение вознаграждения.
Следует также подчеркнуть, что заключение указанного договора не может быть использовано сторонами в качестве способа оплаты ресурсоснабжающей организации за коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды непосредственно нанимателями и собственниками. При управлении МКД управляющей организацией плата за коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды, вносится собственниками и нанимателями напрямую ресурсоснабжающей организации в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, вступившей в силу 3 апреля 2018 г. (Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ).
Одновременно сообщаем, что данный ответ выражает наше экспертное мнение, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.
К сожалению, никаких официальных разъяснений, правоприменительной и судебной практики по указанному вопросу в свете изменений, внесенных в ЖК РФ Федеральным законом от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ, найти не удалось,
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Ответ прошел контроль качества
17 апреля 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.