Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Методические рекомендации
по работе с ведомственными целевыми программами городского округа Стрежевой
(утв. постановлением Администрации городского округа Стрежевой от 29 июля 2014 г. N 586)
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по работе с ведомственными целевыми программами городского округа Стрежевой (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о разработке, утверждении, реализации и мониторинге ведомственных целевых программ городского округа Стрежевой, (далее - Положение), определяют основные подходы и механизмы разработки, утверждения, реализации и мониторинга реализации ведомственных целевых программ (далее - ВЦП) субъектами бюджетного планирования (далее - СБП).
2. Разработка, утверждение, реализация и мониторинг реализации ВЦП осуществляется СБП.
3. ВЦП представляет собой увязанный по ресурсам и срокам комплекс мероприятий, финансируемых за счет средств местного бюджета, направленный на решение одной из задач СБП.
4. ВЦП формируются СБП на основании согласованного Отделом экономического анализа и прогноза Администрации городского округа Стрежевой (далее - Отдел экономического анализа и прогноза) состава целей и задач СБП, исходя из доведенных Финансовым управлением Администрации городского округа Стрежевой (далее- Финансовое управление) предельных объемов финансирования СБП и возложенных на СБП расходных полномочий.
5. Совокупность ВЦП СБП должна описывать всю деятельность СБП (за исключением деятельности, которая предусмотрена городскими целевыми программами, в реализации которых участвует СБП, и непрограммной деятельности).
6. Мероприятия ВЦП не могут дублировать мероприятия целевых программ.
7. Совокупность разрабатываемых ВЦП и муниципальных программ, в реализации которых участвует СБП, должны в первую очередь быть направлены на реализацию мероприятий по исполнению всех действующих расходных обязательств, исполнение которых возложено на СБП.
В случае, если расходы СБП на исполнение действующих расходных обязательств превысят доведенные предельные объемы финансирования, СБП рассматривает возможность оптимизации и (или) сокращения действующих расходных обязательств.
8. ВЦП СБП формируются в соответствии с типом ВЦП:
- 1-й тип ВЦП включает мероприятия, направленные на реализацию функций СБП, носящих постоянный характер, в том числе направленных на предоставление муниципальных услуг.
- 2-ой тип ВЦП направлен на реализацию мероприятий, носящих срочный характер и не должны включать в свой состав мероприятия, носящие постоянный характер.
9. Разработка ВЦП с целью принятия нового расходного обязательства, осуществляется при наличии правового акта, устанавливающего расходное обязательство и гарантированных источников финансирования.
10. Перечень ВЦП СБП должен быть сформирован таким образом, чтобы одна ВЦП была напрямую (не опосредованно) направлена на реализацию одной задачи СБП.
В случае, если при реализации ВЦП предполагается достижение результатов, которые будут одновременно способствовать решению нескольких задач (нескольких целей СБП), ВЦП следует относить к задаче, на решение которой непосредственно направлена ВЦП. Если ВЦП невозможно отнести к одной из задач, следует рассматривать вопрос целесообразности перегруппировки мероприятий по нескольким ВЦП, что позволит отнести каждую из вновь созданных ВЦП к одной задаче СБП. При этом ВЦП, реализуемые СБП в каждом конкретном году, не должны дублировать другие ВЦП по целям, задачам, мероприятиям и направлениям финансирования.
11. Нецелесообразна разработка однотипных ВЦП со схожими целями, задачами и показателями.
12. ВЦП реализуется СБП самостоятельно и может включать, как мероприятия, реализуемые подведомственными ему учреждениями, так и мероприятия, реализуемые путем осуществления закупок для муниципальных нужд. Таким образом, для исполнения ВЦП могут привлекаться различные физические и юридические лица в соответствии с установленным действующим законодательством в сфере закупок, товаров, работ и услуг, порядком.
ВЦП не может включать мероприятия, реализуемые другими СБП.
13. При разработке ВЦП помимо выбора типа ВЦП необходимо осуществить выбор варианта реализации ВЦП - конкретного способа решения проблемы или достижения цели.
Выбор варианта реализации ВЦП осуществляется исходя из наиболее актуальных и разумных для решаемой проблемы или поставленной цели критериев. Такими критериями могут служить: минимизация затрат, минимизация времени на реализацию ВЦП, возможность достижения максимальных показателей при объективно имеющихся ограничениях.
При разработке ВЦП 2-го типа также следует выбирать такой вариант реализации ВЦП, при котором после завершения ВЦП не потребуются дополнительные расходы на содержание инфраструктуры, созданной в процессе реализации ВЦП (или такие расходы были минимизированы).
Также, следует учитывать, что ВЦП не может создавать основания для увеличения финансирования СБП за пределами срока реализации ВЦП. То есть по окончании реализации ВЦП на поддержание созданных в рамках ВЦП механизмов и институтов не должна возникать необходимость привлечения дополнительных ассигнований.
14. ВЦП не подлежит разделению на подпрограммы.
II. Разработка ВЦП
15. Паспорт ВЦП заполняется в соответствии с приложением 1 к Положению о разработке, утверждения, реализации и мониторинга реализации ведомственных целевых программ городского округа Стрежевой.
Порядок заполнения формы содержится в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Паспорт ВЦП и описательная её часть заполняется в формате Microsoft Word, мероприятия ВЦП, а также ежеквартальные и годовые отчеты заполняются в формате Microsoft Excel.
16. В качестве ожидаемых конечных результатов ВЦП в паспорте указываются показатели достижения цели и решения задач ВЦП:
на каждый год реализации ВЦП (для ВЦП 1-ого типа);
на момент окончания реализации ВЦП 2-ого типа или на каждый год реализации ВЦП.
17. При формулировке целей, задач и показателей ВЦП следует руководствоваться приложением 3 настоящих Методических рекомендаций.
Для ВЦП 1-ого типа указывается, что ВЦП носит постоянный характер, для ВЦП 2-ого типа должны быть указаны сроки их реализации.
18. Объем бюджетных ассигнований на реализацию ВЦП по годам - на 3 года планового периода или на срок реализации ВЦП второго типа указывается в разрезе разделов функциональной и ведомственной классификации расходов местного бюджета.
Объемы расходных потребностей должны быть оценены для каждого мероприятия ВЦП.
Для оценки потребностей в расходах возможно использование следующих методов:
- нормативного метода (расчета на основе установленных в нормативном правовом акте нормативов расходов);
- метода оценки трудозатрат на реализацию соответствующих мероприятий (исходя из вовлеченности сотрудников подразделений в реализацию того или иного мероприятия);
- метода сопоставимых рыночных цен (заключается в установлении рыночных цен идентичных товаров, работ, услуг);
- тарифный метод, определяется по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
- проектно - сметный метод применяется при обосновании начальной цены на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
Объем расходов на ВЦП указывается в ее паспорте в разрезе кодов бюджетной классификации расходов местного бюджета на каждый год реализации ВЦП.
Рекомендуется отражать объем ассигнований, привлеченных дополнительно к расходам местного бюджета, как показатель цели или одной из задач ВЦП. В качестве такого показателя могут выступать:
- плановые объемы привлеченных средств;
- плановые значения конечных результатов использования привлеченных средств.
На ВЦП не могут быть отнесены произведенные ранее расходы - расходы на создание уже существующей инфраструктуры. Произведенные ранее расходы могут быть учтены в процессе оценки эффективности, например, при выборе варианта реализации ВЦП.
19. Описание разделов ВЦП осуществляется строго по форме согласно Приложению 2 к Положению. Порядок заполнения формы содержится в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
20. Характеристика цели и задач ВЦП должна позволить оценить степень актуальности ВЦП, ее необходимость на определенном этапе социально-экономического развития городского округа Стрежевой, соответствие приоритетам развития территории.
21. Формулировки целей и задач согласовываются с Отделом экономического анализа и прогноза и должны соответствовать:
- программе социально-экономического развития городского округа Стрежевой до 2020 года;
- докладу о результатах и основных направлениях деятельности СБП за отчетный год и плановый период;
- оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (утвержденной Указом Президента РФ от 28.04.2008 N 607) (далее - оценка эффективности);
- расходным полномочиям СБП, включенным в реестр расходных обязательств.
В случае, если характеристика проблемы и причины ее возникновения выходят за рамки проблем бюджетного сектора, подведомственного СБП, следует в первую очередь выполнить следующие мероприятия:
- проанализировать полномочия СБП и установить, соответствует ли масштаб проблемы и возможные пути ее решения установленным полномочиям;
- в случае, если полномочий СБП недостаточно для решения проблемы, СБП необходимо инициировать разработку муниципальной программы для решения проанализированной проблемы.
Таким образом, разработке ВЦП должен предшествовать анализ соответствия проблем, на решение которых направлена ВЦП.
22. Проблемы, решение которых планируется с помощью ВЦП, должны формулироваться четко. Каждая проблема должна выделяться в отдельный пункт, по ней следует приводить:
- краткую формулировку проблемы;
- краткое описание причины возникновения проблемы.
Данная информация должна впоследствии учитываться при формулировке цели, задач и показателей ВЦП.
Описание проблем должно однозначно соответствовать разделу о целях, задачах и мероприятиях ВЦП.
23. Число проблем, решаемых в рамках одной ВЦП СБП определяет самостоятельно, учитывая, что не следует описывать проблемы, на решение и исполнение которых ВЦП не направлена (которым не посвящено ни одно мероприятие).
24. Описание проблем и цели ВЦП рекомендуется предварить краткой текстовой характеристикой состояния развития соответствующей сферы к моменту начала разработки ВЦП, приводя также количественные характеристики состояния дел в описываемой сфере. Количественные характеристики должны быть даны таким образом, чтобы было основание для оценки состояния именно данной проблемы или описана необходимость достижения поставленной цели в рассматриваемый момент времени - должен быть дан сравнительный анализ состояния проблемы по сравнению с прошлым периодом, с другими регионами, другими сферами деятельности.
25. После описания проблем и цели рекомендуется коротко сформулировать общие направления работ по решению заявленных проблем и достижению цели ВЦП, а также обосновать правомерность и целесообразность выполнения таких работ в рамках ВЦП данного СБП.
26. Направления работ по решению проблем и исполнению функций также следует сформулировать коротко в виде перечня основных работ, покрывающего основные мероприятия (группы мероприятий) ВЦП.
27. Описание механизмов реализации ВЦП СБП включает:
- указание ответственного за реализацию ВЦП в целом;
- описание порядка организации работы по реализации ВЦП;
- указание ответственного за мониторинг реализации ВЦП и составление форм отчетности о реализации ВЦП;
- указание сроков текущего и годового мониторинга реализации ВЦП, установленных Положением.
При описании порядка организации работы по реализации ВЦП на уровне СБП рекомендуется описать:
- порядок координации деятельности подразделений СБП, учреждений и организаций, участвующих в реализации ВЦП, обеспечивающих их согласованные действия по реализации мероприятий ВЦП;
- описание процесса принятия решения о необходимости изменения ВЦП.
Система управления реализацией ВЦП должна быть выбрана с учетом необходимости управления внутренними рисками реализации ВЦП.
Порядок установления форм текущего и годового мониторинга должен включать информацию о периодичности сбора сведений о ходе реализации ВЦП, примерном составе планируемых к сбору данных, составе органов и организаций, у которых подобные сведения планируется получать.
При подготовке данного раздела рекомендуется принимать во внимание состав показателей мероприятий и целей и задач ВЦП, информация о которых должна своевременно поступать к ответственному за реализацию ВЦП для того, чтобы он имел возможность подготавливать установленную отчетность о реализации ВЦП.
28. Оценка рисков реализации ВЦП (с выделением внутренних и внешних рисков).
29. Оценка экономической и общественной эффективности реализации ВЦП проводится с целью сравнительного анализа деятельности СБП по мероприятиям, реализуемым в рамках программы с аналогичной деятельностью в другие периоды времени, на других территориях, в смежных отраслях и секторах и является основанием для выбора варианта реализации ВЦП с учетом сравнительной эффективности сценариев ее реализации.
Оценка эффективности дополняет оценку полученных результатов реализации ВЦП (оценку результативности ВЦП) и имеет целью сравнить полученные результаты с расходами на их достижение, а также сравнить такие соотношения с оценками эффективности, полученными по сравнению с другими периодами, другими регионами или другими (близкими по содержанию) видами деятельности.
30. Для оценки эффективности реализации ВЦП используется два типа показателей эффективности: показатели экономической эффективности и показатели общественной эффективности.
Экономическая эффективность представляет собой в общем случае соотношение непосредственного результата с затратами на его достижение. Она определяется, преимущественно, для оценки эффективности реализации мероприятий ВЦП.
Экономическая эффективность = показатель непосредственного результата мероприятия / затраты на реализацию мероприятия (тыс. руб.)
Непосредственные (прямые) результаты - это продукт деятельности в форме товаров и услуг (объем выполненных работ, число получивших определенную услугу потребителей), составляются по каждому мероприятию и выражают степень достижения цели и задач.
Общественная эффективность в общем случае рассчитывается как соотношение конечного результата с совокупными затратами на его достижение и используется, в основном, для оценки эффективности достижения цели и задач ВЦП.
Общественная эффективность = показатель конечного результата реализации ВЦП / затраты на реализацию цели ВЦП (тыс. руб.)
Конечный результат - это те выгоды, которые общество получает в результате осуществления программы (процент учеников, получивших по результатам ЕГЭ балл, превышающий средний по Томской области; снижение уровня смертности; повышение рождаемости и др.).
Например: ВЦП 1-ого типа может иметь:
- показатель общественной эффективности "Повышение общественной оценки доступности и качества услуг в расчете на 1 тыс. руб. затрат по программе";
- показатель экономической эффективности мероприятия "Улучшение соотношения фонда материального обеспечения к фонду оплаты труда в расчете на 1 тыс руб. затрат на финансирование процесса оказания услуги".
31. Показатели эффективности необходимы для оценки стоимости единицы улучшения качественного показателя реализации ВЦП или, напротив, оценки величины приращения качественного показателя на единицу стоимости (1 рубль, 1 тысячу рублей и т.п.). Планирование значения показателей эффективности и отслеживание их фактического уровня создает базу для оценки того, насколько оптимальным является управление находящимися в распоряжении СБП ресурсами, как изменяется данная характеристика с течением времени, насколько отличаются показатели эффективности деятельности СБП от аналогичных показателей в других регионах, на федеральном уровне, в коммерческом секторе.
32. При описании порядка расчета показателей эффективности необходимо с учетом смысла получаемых в результате расчета показателей приводить одну из следующих формул:
- либо деления прироста показателя, характеризующего состояние результата, на объемы расходов, необходимых для подобного прироста (в таком случае оценивается величина приращения качественного показателя за единицу стоимости);
- либо деления объема расходов на прирост показателя результата, полученный за счет таких расходов (в данном случае оценивается стоимость единицы улучшения качественного показателя).
Определенные таким образом показатели общественной эффективности в том случае, если получаемые результаты не имеют смысла, могут в ВЦП не устанавливаться.
33. Помимо описанных в пункте 33 настоящих Методических рекомендаций индикаторов оценки эффективности на разных стадиях разработки и реализации ВЦП могут быть использованы иные механизмы оценки эффективности.
На стадии разработки ВЦП может применяться методика сравнительной оценки эффективности вариантов решения проблемы - для выбора варианта реализации ВЦП.
На стадии реализации ВЦП методики оценки эффективности могут быть использованы для выбора наилучшего варианта реализации мероприятий ВЦП в рамках, заложенных на ВЦП ресурсов.
По итогам реализации ВЦП может быть проведена оценка эффективности реализации ВЦП в целом, которая может заключаться в сравнении результатов реализации ВЦП с результатами аналогичной деятельности (в иные периоды или на других территориях).
Следует иметь в виду, что фактическое достижение результатов реализации ВЦП или ее мероприятий, которое характеризуется достижением показателя цели и задач ВЦП (мероприятий ВЦП) не является оценкой эффективности реализации ВЦП (мероприятия), а является мерой результативности произведенных расходов.
Оценка эффективности на любой стадии ее использования предполагает:
- соотношение фактических (плановых) затрат (в том числе не указанных в источниках финансирования ВЦП) и достигнутых результатов;
- сравнение полученных оценок с результатами аналогичной деятельности в прошлом (на других территориях, в иных условиях и т.п.).
Для оценки эффективности реализации мероприятий (групп мероприятий) могут быть использованы методики оценки эффективности, разработанные с учетом специфики отрасли, деятельности в рамках ВЦП и т.п.
34. Программные мероприятия описываются по форме согласно Приложению 3 к Положению о разработке, утверждении, реализации и мониторинге ведомственных целевых программ городского округа Стрежевой.
35. При определении мероприятия необходимо учитывать, что оно должно носить предельно конкретный характер действие или несколько взаимосвязанных действий в отношении однозначно поименованного объекта, дающее четкое представление о содержании производимых работ (услуг).
При выделении мероприятий в ВЦП необходимо учитывать, что они должны позволить однозначно определить планируемую тактику работы СБП в среднесрочной перспективе по достижению целей и задач ВЦП.
36. Система мероприятий ВЦП должна обеспечивать решение всех ее задач.
Формулировка мероприятия должна быть предельно конкретной и однозначно описывать, что именно планирует сделать СБП.
Формулировки мероприятий не должны представлять собой названия полномочий органов местного самоуправления городского округа Стрежевой, полномочий СБП, названия подразделов, целевых статей или видов расходов функциональной классификации расходов местного бюджета, названия функций, задач СБП.
Например:
Некорректные формулировки мероприятий |
Правильный вариант |
Предоставление образовательных услуг системы повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений дошкольного образования и завершение обучения по информационным технологиям. |
Переподготовка и повышение квалификации педагогических работников образовательных учреждений дошкольного образования. |
Обучение педагогических работников дошкольных образовательных учреждений компьютерной грамотности. | |
Создание условий для предоставления дошкольного образования. |
Предоставление дошкольного образования на базе дошкольных образовательных учреждений. |
37. При формулировке конкретных мероприятий необходимо обеспечить:
- соответствие мероприятий цели и задачам ВЦП (достаточность, но не избыточность);
- соответствие мероприятий полномочиям городского округа Стрежевой как муниципального образования и компетенции СБП;
- направленность на решение проблем ВЦП.
38. Для каждого мероприятия должны быть сформулированы показатели непосредственных результатов реализации в т.ч. с разбивкой по годам реализации мероприятий (показатели объема, численность потребителей, количество введенных в действие объектов и т.д.) и их значения.
39. Формулировка мероприятий ВЦП должна быть краткой и ясной. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам, иметь результат реализации к моменту окончания ВЦП.
При описании мероприятий ВЦП в разделе рекомендуется отражать:
- краткое наименование;
- содержание, с расшифровкой составляющих элементов мероприятия (пример: работы, выполняемые в рамках мероприятия, перечень приобретаемого оборудования, необходимого для реализации мероприятия), с указанием нормативно-правовых актов и иных официальных документов, регламентирующих данную деятельность;
- сроки реализации мероприятия;
- ответственный за реализацию мероприятия исполнитель;
- организация, ответственная за реализацию мероприятия;
- перечень организаций, участвующих в реализации мероприятия (помимо ответственной организации) или порядок их отбора;
- расходы на реализацию мероприятия;
- показатели реализации мероприятия.
Разрешается разделение мероприятий на группы: основные и вспомогательные мероприятия.
Вспомогательные мероприятия могут иметь бинарный показатель реализации (выполнено/не выполнено, выполняется/не выполняется).
Контрольные мероприятия реализации показателей непосредственных результатов являются необходимым элементом, который используется для организации системы внутреннего СБП контроля хода реализации ВЦП.
III. Формирование перечня и утверждение реализуемых ВЦП
40. Решение о разработке проекта ВЦП принимается СБП:
- с учетом того, что все расходы СБП должны быть полностью распределены по ВЦП, муниципальным программам и расходам непрограммной деятельности, в реализации которых участвует СБП;
- исходя из доведенного предельного объема финансирования СБП.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
44. До 01 июля СБП разрабатывают и направляют в Отдел экономического анализа и прогноза перечень ВЦП на очередной год и плановый период, с содержанием:
- наименования ВЦП;
- цель ВЦП;
- Ф.И.О. ответственного исполнителя;
- для ВЦП 2-го типа указывается плановая сумма финансирования, с разбивкой по годам реализации программы.
Отдел экономического анализа и прогноза, на основании письменно представленных от СБП перечней ВЦП, в срок до 01 августа формирует сводный перечень ВЦП и согласовывает с заместителями Мэра городского округа Стрежевой.
До 1 октября на основании доведенных предельных объемов финансирования СБП представляют на экспертизу в Отдел экономического анализа и прогноза и Финансовое управление, разработанные в соответствии с Перечнем ВЦП проекты ВЦП.
До 1 ноября Отделом экономического анализа и прогноза и Финансовым управлением проводится экспертиза ВЦП.
После 1 ноября СБП, в случае выявленных в ходе экспертизы замечаний, проводится доработка и утверждение ВЦП. Доработка ВЦП осуществляется в части:
- объемов расходов местного бюджета на реализацию ВЦП;
- состава мероприятий ВЦП;
- плановых показателей достижения непосредственных и конечных результатов ВЦП по годам;
- плановых показателей общественной и экономической эффективности реализации ВЦП.
45. После утверждения решения Думы городского округа Стрежевой о местном бюджете на очередной год и плановый период ВЦП подлежат доработке, в месячный срок со дня вступления в силу указанного решения.
46. ВЦП утверждается Постановлением Администрации городского округа Стрежевой. Подготовку проекта Постановления осуществляет СПБ.
47. Отдел экономического анализа и прогноза в течение 10 календарных дней с момента утверждения ВЦП, организует размещение ВЦП в сети Интернет на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа Стрежевой.
IV. Результаты мониторинга реализации ВЦП
48. При формировании состава отчетности о реализации ВЦП СБП необходимо учитывать, что отчетность об исполнении ВЦП должна быть использована при формировании Отчета о реализации Доклада о результатах и основных направлениях деятельности.
49. По результатам ежеквартального и ежегодного мониторинга ВЦП возможно осуществление внесения изменений, либо принятия решения о досрочном прекращении ВЦП в следующих случаях:
1) установления невозможности достижения конечных результатов ВЦП без внесения в состав мероприятий ВЦП изменений, не требующих дополнительного финансирования путем изменения:
- состава и сроков реализации мероприятий ВЦП;
- состава и значений плановых показателей достижения непосредственных результатов ВЦП.
2) установления невозможности достижения конечных результатов ВЦП за счет предусмотренных в ВЦП объемов финансирования по причинам внешнего по отношению к деятельности СБП характера, риски возникновения которых описаны в утвержденной ВЦП. Внесение изменений может осуществляться путем:
- расширения состава мероприятий ВЦП, необходимых для достижения запланированных результатов ВЦП;
- изменение состава и значений плановых показателей достижения непосредственных результатов ВЦП;
- увеличения объемов финансирования ВЦП.
3) исключения из компетенции СБП части полномочий, в пределах которых реализуется соответствующая ВЦП. Внесение изменений может осуществляться путем:
- сокращения состава мероприятий ВЦП;
- сокращения состава и значений плановых показателей конечных и непосредственных результатов реализации ВЦП;
- снижения объемов финансирования ВЦП.
4) изменения нормативных правовых актов, устанавливающих объемы расходов на финансирование действующих обязательств, осуществляется в зависимости от содержания изменений нормативных правовых актов, устанавливающих новые объемы финансирования действующих обязательств.
<< Приложение 5. Отчет о реализации ВЦП |
Приложение 1. >> Паспорт ВЦП |
|
Содержание Постановление Администрации городского округа Стрежевой Томской области от 29 июля 2014 г. N 586 "О разработке, утверждении,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.