Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к Методическим рекомендациям
по работе с ведомственными целевыми
программами городского округа Стрежевой
Рекомендации
по формулировке целей, задач и показателей ВЦП
1. Цель ВЦП - направление деятельности СБП, соответствующее среднесрочным приоритетам развития городского округа Стрежевой и предполагающее улучшение состояния дел в отнесенной к компетенции данного СБП сфере деятельности.
Рекомендуется не указывать в ВЦП более одной цели.
Рекомендуется формулировать цель так, чтобы из ее формулировки следовала направленность на улучшение состояния дел в определенной сфере. Цель не должна формулироваться как функция органа местного самоуправления. Рекомендуется, чтобы формулировка цели отвечала на вопрос о том, "зачем" исполнительный орган местного самоуправления городского округа Стрежевой действует в рамках своего полномочия.
2. Формулировка цели должна отвечать следующим требованиям:
- соответствовать программе социально-экономического развития городского округа Стрежевой на среднесрочную перспективу;
- соответствовать приоритетам, сформулированным в основных направлениях бюджетной политики;
- докладу о результатах и основных направлениях деятельности СБП за отчетный год и плановый период;
- оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденной Указом Президента РФ от 28.04.2008 N 607;
- соответствовать полномочиям городского округа Стрежевой как муниципального образования, а также полномочиям СБП;
- быть направленными на решение заявленных в ВЦП проблем;
- не должна содержать указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
Формулировка цели ВЦП во всех формах должны совпадать.
3. При формировании цели ВЦП СБП может принимать во внимание перечень стратегических целей развития городского округа Стрежевой.
4. Для цели ВЦП должны быть установлены индикаторы (показатели) конечных результатов ее достижения (не более 3) и их значения на очередной и два последующих года (для ВЦП 2-ого типа может быть указано значение показателя цели на момент окончания реализации ВЦП).
При этом рекомендуется указывать значения индикаторов (показателей) целей за отчетный год (и, при необходимости, ранее, в динамике) в количественной характеристике состояния развития сферы.
В случае использования нескольких индикаторов (показателей) для характеристики достижения цели необходимо выбрать один индикатор (показатель) - основной, который содержит наиболее значимую характеристику достижения цели, для использования его при расчете показателей общественной эффективности достижения данной цели. Количество индикаторов (показателей) цели рекомендуется минимизировать.
5. Задача ВЦП - одно из направлений или способов деятельности, обеспечивающее во взаимосвязи с другими задачами ВЦП достижение цели ВЦП.
Для цели ВЦП должны быть сформулированы от 1 до 3 задач.
Формулировка задачи должна отвечать на вопрос о том, "как" обеспечить достижение цели ВЦП.
Необходимо использовать одно общее основание для выделения задач. Например, выделение задач по сферам деятельности:
- в сфере образования: дошкольное образование, начальное образование, среднее общее образование, дополнительное образование;
- в сфере культуры: музеи, библиотеки. И далее детализировать мероприятия по содержанию работ в каждой из сфер;
- либо, наоборот, выделять задачи по содержанию работ (способам воздействия) улучшение материально-технического обеспечения, подготовка и переподготовка кадров.
А далее выделять конкретные сферы, в которых подобные работы должны проводиться.
Рекомендуется отдавать приоритет выделению задач по сферам деятельности, а мероприятия внутри задач выделять исходя из содержания работ.
6. При формулировании задач ВЦП необходимо обеспечивать соблюдение следующих требований:
- соответствие задач целям ВЦП (достаточность, но не избыточность для достижения поставленной цели);
- соответствие докладу о результатах и основных направлениях деятельности СБП за отчетный год и плановый период;
- соответствие оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденной Указом Президента РФ от 28.04.2008 N 607;
- соответствие задач полномочиям городского округа Стрежевой как муниципального образования и компетенции СБП;
- направленность на решение проблем ВЦП или реализацию указанных в ней функций.
7. Для каждой задачи должны быть определены индикаторы (показатели) конечных либо непосредственных результатов реализации и их значения на очередной и два последующих года для ВЦП всех типов (в случае если для ВЦП 2-ого типа по некоторым задачам не могут быть указаны плановые индикаторы (показатели) по годам реализации ВЦП, указываются значения плановых индикаторов (показателей) на момент окончания реализации ВЦП).
При этом рекомендуется указывать значения индикаторов (показателей) задач за отчетный год (и, при необходимости, ранее, в динамике) в количественной характеристике состояния развития сферы.
В случае использования нескольких индикаторов (показателей) для характеристики решения задачи необходимо выбрать один индикатор (показатель) - основной, который содержит наиболее значимую характеристику решения задачи и может быть использован при расчете показателей эффективности решения данной задачи. При этом количество индикаторов (показателей) задач рекомендуется минимизировать.
8. Формулировка задач ВЦП должна быть краткой и ясной, отражать решение проблемы в установленные ВЦП сроки, конечный результат реализации ВЦП, и не должна содержать:
- специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной цели;
- терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование.
9. Целью реализации ВЦП и задачами, направленными на достижение цели, не может быть обеспечение деятельности самого СБП. То есть в качестве целей и задач ВЦП не могут быть указаны: содержание персонала, содержание объектов и помещений в определенном состоянии, автоматизация работы подразделений СБП, материально-техническое обеспечение каких-либо подразделений. Содержание объектов и помещений в определенном состоянии должно осуществляться с целью их использования для достижения целей и задач СБП. Целями и задачами ВЦП также не может быть просто постоянная реализация установленных функций СБП. В случае если цель и задача осуществления возложенной на СБП функции не может быть установлена, ее реализация не может быть целью или задачей ВЦП. Более того, может быть поставлен вопрос о целесообразности наделения СБП соответствующей функцией.
10. Индикаторы (показатели) цели и задач ВЦП описываются:
- фактическим значением на момент составления ВЦП;
- набором прогнозируемых значений к моменту окончания ВЦП (и, по возможности, по годам реализации ВЦП);
- способом (методикой расчета) значений.
Методика расчета каждого индикатора (показателя) должна содержать:
- порядок (формулу) расчета показателя;
- источники данных для расчета показателя;
- периодичность расчета показателя (не реже ежегодной).
- индикаторы (показатели) целей и задач ВЦП должны иметь однозначное толкование.
Признаками индикатора (показателя) являются:
- наименование, которое выражает его основной смысл;
- описание того, что измеряет индикатор (показатель) - его содержание. По экономическому содержанию индикаторы (показатели) могут быть натуральные и стоимостные (например: основные фонды или денежные средства);
- состояние или процесс, в котором находится измеряемый объект: наличие/отсутствие, мощность, выпуск, затраты, потери (например: показатель реализации по мероприятию по изданию правового акта измеряется индикатором (показателем) наличие/отсутствие правового акта);
- способ расчета индикатора (показателя): объемный (не имеющий временной размерности - запас продукции, стоимость основных фондов на конкретную дату), средний (средний арифметический взвешенный, средний арифметический невзвешенный, средний геометрический, средний квадратический), предельный или приростной (характеризующий процесс, изменение) или индексный (отношение показателей одинаковой размерности для сопоставления значений для различных периодов времени).
Могут быть использованы дополнительные признаки показателя:
- время, к которому относится показатель (момент, период);
- единица измерения;
- кто производит действие над измеряемым объектом, где находится объект;
- признак функции управления показателя: плановый, фактический или нормативный.
Используемые индикаторы (показатели) должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:
- адекватность: показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели и задач ВЦП;
- точность: погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности;
- объективность: не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел, используемые индикаторы (показатели) должны в наименьшей степени создавать стимулы к искажению результатов их деятельности;
- достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки ВЦП;
- однозначность: определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики, как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей;
- экономичность: получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих ВЦП х сбора информации;
- сопоставимость: выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач, а также с показателями, используемыми в международной практике;
- своевременность и регулярность: отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год и, как правило, не более чем через 2 - 3 месяца после окончания отчетного периода).
При выборе индикатора (показателя) следует:
- обеспечивать достаточность, но неизбыточность показателей для характеристики решения поставленной задачи;
- устанавливать значения, достижимые за счет предусмотренных в ВЦП объемов финансирования;
- учитывать наличие необходимых для наблюдения за состоянием индикатора (показателя) статистических данных либо предусматривать возможность применения иных способов сбора информации для получения достоверных фактических значений достижения поставленных результатов.
Индикаторы (показатели) цели и задач ВЦП должны являться показателями конечного результата деятельности. Под показателем конечного результата понимается показатель, характеризующий воздействие ВЦП на внешнюю (по отношению к ВЦП) среду.
Индикаторы (показатели) ВЦП должны быть сформулированы так, чтобы с их помощью можно было ответить не только на вопрос о том, выполнена или не выполнена ВЦП, но и на вопрос о том, зачем ВЦП должна быть выполнена, какое улучшение будет достигнуто в случае выполнения ВЦП, или какое возможное ухудшение будет предотвращено.
Следует также по возможности анализировать плановую динамику индикаторов (показателей) ВЦП после ее завершения. Если по окончании реализации ВЦП может произойти существенное сокращение значения индикаторов (показателей) (при прекращении бюджетного финансирования) необходимо пересмотреть выбранный вариант реализации ВЦП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.