Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом ГТК РФ от 28 июня 2002 г. N 675 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2002 г.
Приложение
к приказу ГТК РФ
от 27 декабря 2001 г. N 1251
Инструкция
о назначении должностными лицами таможенных органов экспертиз или исследований и об оценке заключений эксперта и результатов исследований
28 июня 2002 г.
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция, разработанная в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ТК), Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", определяет порядок назначения экспертиз и исследований, а также оценки заключений эксперта и результатов исследований таможенными органами.
2. Проведение экспертиз, или судебных экспертиз (далее - экспертиза), или исследований назначают должностные лица таможенных органов, имеющие на это полномочия, при проведении таможенного оформления и таможенного контроля, при производстве по делам о нарушениях таможенных правил или их рассмотрении, в процессе дознания по уголовным делам, при обращении товаров в федеральную собственность, а также в других случаях, предусмотренных ТК, КоАП, УПК и иными нормативными правовыми актами.
3. Экспертизы в таможенных целях проводят сотрудники таможенных лабораторий, имеющие право на самостоятельное проведение экспертиз, которых назначают экспертами, эксперты других российских организаций, лица, обладающие необходимыми специальными познаниями в области науки, техники, искусства или ремесла.
4. Исследования в таможенных целях проводят сотрудники таможенных лабораторий.
5. Экспертизы или исследования проводят в отношении товаров, документов и иных объектов, выявляя свойства и характеристики объекта исследования.
6. Основанием назначения экспертизы или исследования является необходимость использования специальных познаний в области науки, техники, искусства или ремесла при решении вопросов, возникающих в процессе таможенного оформления, таможенного контроля, при производстве дознания по уголовным делам, ведении производства и рассмотрении дел о нарушении таможенных правил.
7. Экспертизы проводятся при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушениях таможенных правил) и производстве дознания по уголовным делам в соответствии с требованиями административного и уголовно-процессуального законодательства (статьи 26.4, 26.5, 28.7 КоАП и статьи 195-207 УПК), а также при проведении таможенного оформления и таможенного контроля в соответствии с требованиями статей 135, 183 ТК.
8. Исследования проводятся при таможенном оформлении и таможенном контроле в соответствии с нормативными актами ГТК России, определяющими перечень товаров, подлежащих экспертным исследованиям в таможенных лабораториях.
9. При проведении экспертиз или исследований в отношении товаров на разрешение сотрудника таможенной лаборатории, в том числе эксперта, могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением:
характеристик для определения кода товара согласно ТН ВЭД России;
места происхождения;
свободной (рыночной) стоимости;
идентификации, в том числе сырья в товаре после проведения операций по его переработке;
физических и химических свойств, состава;
марки, сорта, вида и качества;
технологии производства;
источников сырья для производства;
норм выхода продукции при переработке сырья и других товаров;
принадлежности к наркотическим, психотропным средствам и их прекурсорам, а также к сильнодействующим, ядовитым, отравляющим веществам;
эксплуатационной и экологической безопасности;
принадлежности к предметам художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран и других данных.
10. При проведении криминалистических экспертиз в отношении документов или иных объектов на разрешение эксперта могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением:
способа изготовления документа и отдельных его реквизитов;
факта и способа внесения изменений в документ;
первоначального содержания документа, подвергшегося изменениям;
наличия или отсутствия тождества печатных форм, которыми нанесены исследуемые оттиски печатей (штампов) и образцы;
исполнителя и обстоятельств выполнения рукописных записей (буквенных и цифровых) и подписей;
принадлежности объектов к огнестрельному или холодному оружию и других данных.
11. Для разрешения возникших вопросов могут назначаться первичные, дополнительные, повторные, комиссионные и комплексные экспертизы.
12. Дополнительная экспертиза назначается в случаях неясности или недостаточности первичного заключения, а также в случае возникновения дополнительных вопросов в отношении ранее исследованных объектов или обстоятельств. Дополнительная экспертиза поручается, как правило, эксперту проводившему первичную экспертизу.
13. Повторная экспертиза назначается в случаях необоснованности первичного заключения либо наличия сомнения в его правильности. Повторная экспертиза поручается другому эксперту (экспертам), при этом предмет и объекты исследования не меняются.
14. Комиссионная экспертиза назначается при необходимости привлечения к проведению экспертизы нескольких экспертов, обладающих специальными познаниями в одной области.
15. Комплексная экспертиза назначается, если для разрешения возникшего вопроса требуется применение специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла.
16. Дополнительные, повторные, комиссионные и комплексные экспертизы назначаются в соответствии с настоящей Инструкцией.
II. Порядок назначения экспертиз или исследований
17. Экспертизы или исследования назначаются в соответствии с порядком, предусмотренным КоАП, УПК, настоящей Инструкцией и иными нормативными правовыми актами.
18. При проведении таможенного оформления и таможенного контроля экспертизу или исследование назначает должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенное оформление или таможенный контроль, оформляя свое решение в виде поручения или направления (приложение 1, 2).
19. При производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушениях таможенных правил) экспертизу назначает должностное лицо таможенного органа, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил, оформляя свое решение в виде определения о назначении экспертизы (приложение 16 к Приказу ГТК России от 27.04.2002 N 423).
20. При производстве дознания по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, экспертизу назначает должностное лицо таможенного органа, производящее дознание, оформляя свое решение в виде постановления (приложение 62 к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации). Постановление о назначении судебной экспертизы утверждает начальник таможенного органа - органа дознания.
21. В определении, постановлении, поручении о назначении экспертизы или направлении на исследование, кроме сведений, названных в приложениях к Инструкции, указывают:
краткое изложение обстоятельств дела, по которому назначается экспертиза или исследование, режим, под который помещается товар, либо стадия оформления и т.п.;
наименование экспертизы (товароведческая, криминалистическая, автотехническая и т.д.);
тип экспертизы (дополнительная, повторная, комиссионная, комплексная);
материалы, представленные на экспертизу или исследование, в том числе, объекты экспертизы, образцы для сравнительного исследования, иные материалы, содержащие информацию, относящуюся к предмету экспертизы или исследования, необходимые для правильного разрешения вопросов (при этом непосредственные объекты исследования в постановлении индивидуализируются, в частности, указываются подписи, оттиски печати, иные реквизиты документа, подлежащие исследованию, и т.п.);
разрешение на повреждение или использование объектов исследования в процессе проведения экспертизы в мере, необходимой для исследования и дачи заключения;
согласие на оставление после исследования остатков образцов в коллекции таможенной лаборатории;
согласие на привлечение к проведению экспертизы или исследования внештатных экспертов.
В определении, постановлении, поручении о назначении экспертизы или в направлении на исследование поставленные перед сотрудником, в том числе экспертом, вопросы должны быть конкретными, не допускать различного толкования и не выходить за пределы его компетенции.
22. Определение, постановление, поручение о назначении экспертизы или направлении на исследование должно быть подписано должностным лицом таможенного органа, вынесшим такое определение, постановление, поручение.
23. Если проведение экспертизы поручается не таможенной лаборатории, а экспертной организации (эксперту), определение, постановление, поручение о назначении экспертизы согласовывают с начальником таможенного органа.
24. При назначении дополнительной или повторной экспертизы в определении, постановлении, поручении указывают основания для их назначения и сведения о проведенных ранее экспертизах. Экспертизы в отношении новых объектов, которые не были предметом исследования предыдущих экспертиз, назначаются по общим правилам как новые экспертизы, то есть они не являются дополнительными или повторными.
25. Если дополнительная или повторная экспертиза проводится в организации, в которой не проводилась первичная экспертиза, к материалам, направляемым на экспертизу, прилагают заключения эксперта (копии) по ранее проведенным экспертизам, а также дополнительные материалы, относящиеся к объекту экспертизы, поступившие в распоряжение должностного лица таможенного органа, назначившего экспертизу, после получения первичного заключения.
26. Назначение повторной экспертизы должно быть мотивировано. В постановлении о назначении повторной экспертизы указывают конкретные положения заключения первичной экспертизы, которые признаны неверными и необоснованными или вызывают сомнения, а также обстоятельства дела, на основании которых поставлена под сомнение достоверность выводов эксперта.
27. Если комиссионная или комплексная экспертиза проводится в различных организациях, в определении, постановлении, поручении следует указать, на какую из них возлагается организация деятельности комиссии экспертов (ведущая организация), в которую и направляются объекты экспертного исследования и иные материалы дела. Определение, постановление, поручение о назначении экспертизы направляется в каждую из организаций, в которых будет проводиться экспертиза.
28. Если проведение комиссионной или комплексной экспертизы поручается экспертным и неэкспертным организациям, ведущим назначается экспертная организация.
29. Взятие проб и образцов товаров, а также изъятие вещественных доказательств производится в соответствии с требованиями таможенного, административного и уголовно-процессуального законодательства.
30. Пробы и образцы товаров, а также вещественные доказательства должны быть соответствующим образом упакованы и опечатаны ярлыком обеспечения сохранности упаковки.
31. Если объекты исследования не могут быть представлены (крупногабаритные или транспортировка невозможна по различным причинам) в организацию, которой поручено проведение экспертизы, в определении, постановлении, поручении следует указать место их нахождения и обеспечить возможность (при необходимости) проведения осмотра и исследования на месте.
32. При направлении на технико-криминалистическую экспертизу различных документов, печатей, штампов и других объектов исследования в экспертную организацию (эксперту) одновременно представляют образцы подлинных бланков, оттисков печатей, штампов и другие предметы, а также результаты предварительно проведенных исследований.
33. Направляемые на экспертизу материалы и объекты исследования доставляет лично должностное лицо, назначившее экспертизу, либо доверенное лицо, чьи полномочия надлежащим образом подтверждены (наличие доверенности), или используется фельдъегерская связь.
34. Таможенная лаборатория может отказать в проведении экспертизы или исследования при:
недостаточности объектов исследования или объектов для сравнительного исследования;
отсутствии в таможенной лаборатории сотрудников, обладающих необходимыми познаниями для проведения назначенного вида экспертизы или исследования;
отсутствии в таможенной лаборатории аттестованных технических средств или методик, необходимых для проведения назначенного вида экспертизы или исследования.
III. Требования, предъявляемые к экспертам и организациям, которым поручается проведение экспертиз
35. Проведение экспертизы поручается, как правило, таможенным лабораториям. Если таможенная лаборатория не может провести экспертизу по какой-либо причине, проведение ее можно поручить другим экспертным организациям (эксперту).
36. При назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа должно убедиться в том, что организация, которой поручается проведение экспертизы, правомочна осуществлять такую деятельность (выяснить наличие лицензии на данный вид деятельности, аттестата аккредитации и др.), а также в том, что в ней есть сотрудники соответствующего профиля, которые имеют требуемые документы (сертификат, удостоверение, свидетельство и т.п.), и в том что она располагает научно-техническими возможностями для проведения необходимых исследований.
37. Определение, постановление, поручение о назначении экспертизы направляется руководителю таможенной лаборатории или иной организации, в которой будет проводиться экспертиза.
38. Должностное лицо таможенного органа при поручении проведения экспертизы лицу, не являющемуся сотрудником организации, должно убедиться в том, что это лицо может решить постановленные перед ним вопросы (образование, опыт работы, специальная профессиональная подготовка и др.), что подтверждено соответствующими документами.
IV. Оценка заключений эксперта или результатов исследований
39. Заключение эксперта или результат исследования не является обязательным для должностного лица таможенного органа, назначившего экспертизу или исследование, и подлежит оценке им на общих основаниях, установленных для оценки доказательств таможенным, административным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
40. В случае несогласия должностного лица таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, с заключением эксперта мотивировка несогласия должна быть отражена в постановлении, вынесенном по окончании рассмотрения дела.
41. Основаниями для несогласия должностного лица таможенного органа с заключением эксперта или результатом исследования, в частности, являются:
нарушение при проведении экспертизы или исследования требований таможенного, административного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и других нормативных актов, регламентирующих проведение экспертиз или исследований;
дополнительные сведения об эксперте (образование, опыт работы, специальная профессиональная подготовка, наличие оснований для отвода от участия в качестве эксперта и др.), вызывающие сомнения в его компетентности или незаинтересованности в исходе дела;
необоснованность выводов заключения, сомнения в их научной достоверности, существенные противоречия с другими источниками доказательств по одним и тем же фактам;
выход эксперта за пределы его специальных познаний.
42. При получении таможенным органом заключения эксперта или результата исследования, в таможенную лабораторию в течение 15 дней направляются сведения по результатам проведенной экспертизы или исследования (приложение 5). В случае невозможности направления сведений в указанный срок, они должны быть представлены незамедлительно после принятия решения по делу.
Начальник ГТЛ ГТК России |
А.В. Нестеров |
<< Назад |
Приложение 1. >> Поручение о назначении экспертизы |
|
Содержание Приказ ГТК РФ от 27 декабря 2001 г. N 1251 "Об утверждении Инструкции о назначении должностными лицами таможенных органов... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.