Письмо ГТК РФ от 28 декабря 2001 г. N 20-90/51570
"По вопросу организации ТКДРМ"
1 ноября 2002 г.
Приказом Федеральной таможенной службы от 26 июня 2007 г. N 784 настоящее письмо признано недействующим
Приказом ГТК России от 14.12.2001 N 1172 признан утратившим силу приказ ГТК России от 07.05.97 N 242, как нормативный акт не прошедший государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, которым было введено в действие Руководство по таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов.
До разработки и утверждения соответствующего нормативного акта, для организации деятельности таможенных органов по таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов высылаю утвержденное первым заместителем председателя ГТК России В.И.Мещеряковым "Методическое руководство по технологии таможенного контроля ДРМ и товаров с повышенным уровнем ионизирующего излучения" (далее по тексту Методическое руководство).
Указанное Методическое руководство прошу довести до сведения подчиненных таможенных органов для использования в практической деятельности.
Приложение: Методическое руководство на 14 листах, только в адрес.
Начальник Управления спецтехники |
Л.М.Ухлинов |
Методическое руководство
по технологии таможенного контроля делящихся, радиоактивных материалов и товаров с повышенным уровнем ионизирующего излучения
(утв. ГТК РФ от 25 декабря 2001 г.)
1 ноября 2002 г.
I. Введение
Таможенный контроль и таможенное, оформление делящихся и радиоактивных материалов, а также товаров и транспортных средств, с повышенным уровнем ионизирующего излучения, являясь функциями таможенных органов Российской Федерации, направлены на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иного законодательства Российской Федерации и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, с целью недопущения незаконного перемещения этих материалов, товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Целями настоящего Методического руководства по технологии таможенного контроля ДРМ и товаров с повышенным уровнем ионизирующего излучения (далее по тексту - Методическое руководство) являются:
- определение основных положений по организации производства таможенного оформления и порядка проведения таможенного контроля ДРМ и товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
- определение общих критериев процедуры и способов проведения таможенного контроля, направленных на пресечение попыток незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации ДРМ и товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения;
- определение кртитериев планирования и осуществления мероприятий радиационной безопасности при выявлении факта незаконного перемещения ДРМ и товаров и транспортных средств, с повышенным уровнем ионизирующего излучения через таможенную границу Российской Федерации;
Методическое руководство предназначено для всех таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль ДРМ, а также товаров и транспортных средств, с повышенным уровнем ионизирующего излучения.
Методическое руководство разработано в целях обеспечения соблюдения положений Таможенного кодекса Российской Федерации, федеральных законов Российской Федерации "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", постановлений Правительства Российской Федерации от 16.03.96 N 291 "Об утверждении Положения о порядке вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ и изделий на их основе", от 07.03.97 N 264 "Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов", от 10.07.98 N 746 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов", от 15.09.99 N 1040 "О мерах по противодействию терроризму" и от 15.12.2000 N 973 "Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий".
Методическое руководство разработано на основе требований правовых актов, регламентирующих ядерную и радиационную безопасность: "Норм радиационной безопасности (НРБ-99), Санитарные правила СП 2.6.1.758-99", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 02.07.99 г., "Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99), Санитарные правила СП 2.6.1.799-99", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 27.12.99 г., Правил безопасности при транспортировании радиоактивных веществ (ПБТРВ-73), Основных правил безопасности и физической защиты при перевозке ядерных материалов (ОПБЗ-91).
С 15 июня 2003 г. введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ). СанПиН 2.6.1.1281-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 6 апреля 2003 г.
II. Этапы радиационного контроля
2.1. Общие положения
С целью выявления незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации ДРМ, а также товаров с повышенным содержанием радионуклидов, обращение с которыми на территории Российской Федерации запрещено, в рамках таможенного контроля осуществляется радиационный контроль всех перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств.
С учетом объема и характера решаемых задач, уровня подготовки сотрудников таможенных органов и класса используемых технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ) радиационный контроль в рамках таможенного контроля имеет следующие этапы:
I - первичный радиационный контроль;
II - дополнительный радиационный контроль;
III - углубленное радиационное обследование;
IV - экспертиза.
На всех этапах радиационного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть приняты специальные меры по обеспечению радиационной безопасности.
2.2. Первичный радиационный контроль
2.2.1 Целью первичного радиационного контроля является оперативное выявление товаров и транспортных средств с повышенным (по отношению к естественному радиационному фону) уровнем ионизирующего излучения при помещении товаров и транспортных средств в зону таможенного контроля.
2.2.2. Первичный радиационный контроль осуществляется сотрудниками таможенных органов, контролирующими помещение товаров и транспортных средств в зону таможенного контроля и осуществляющими таможенный досмотр.
2.2.3. Основной формой первичного радиационного контроля является использование технических средств ТКДРМ - стационарной аппаратуры обнаружения ДРМ, а при ее отсутствии или неисправности - переносной аппаратуры радиационного контроля.
Критерием классификации проверяемого объекта, как имеющего повышенный уровень ионизирующего излучения, является устойчивое (неложное) срабатывание технических средств ТКДРМ, подтвержденное повторным использованием аппаратуры первичного радиационного контроля.
2.2.4. Результаты первичного радиационного контроля (включая информацию по выявленному объекту и параметры срабатывания технических средств) документируются.
2.2.5. Выявленные в ходе первичного радиационного контроля товары и транспортные средства с повышенным уровнем ионизирующего излучения выделяются из общего потока товаров и транспортных средств и размещаются на определенном сотрудником таможенного органа участке зоны таможенного контроля для проведения дополнительного радиационного контроля.
2.2.6. В случае срабатывания стационарной аппаратуры обнаружения ДРМ по нейтронному каналу дальнейшие действия сотрудников таможенного органа по локализации и идентификации источников ионизирующих излучений осуществляюся с использованием измерительных средств ТКДРМ, имеющих детекторы нейтронного излучения.
2.3. Дополнительный радиационный контроль
2.3.1. В качестве основания для проведения дополнительного радиационного контроля помещенных в зону таможенного контроля товаров и транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации могут рассматриваться результаты первичного радиационного контроля, а также:
- получение оперативной информации;
- результаты проверки товаросопроводительных документов;
- выявление иных признаков наличия ДРМ и товаров с повышенным содержанием радионуклидов, в т.ч. обнаружение знаков радиационной опасности, характерных защитных контейнеров и т.д.
2.3.2. Целями дополнительного радиационного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации являются:
- выяснение причин срабатывания стационарной аппаратуры обнаружения ДРМ, поиск и локализация объектов, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения;
- измерение радиационных характеристик объекта, включая уровни поверхностного загрязнения альфа- и бета- излучающими нуклидами;
- оценка степени радиационной опасности объекта.
2.3.3. Дополнительный радиационный контроль осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации прошедшими специальную подготовку сотрудниками таможенных органов, контролирующими помещение товаров и транспортных средств в зону таможенного контроля и осуществляющими таможенный досмотр, а также сотрудниками службы ТКДРМ.
2.3.4. Для проведения дополнительного радиационного контроля должна использоваться в соответствии с законодательством Российской Федерации поверенная дозиметрическая и радиометрическая аппаратура.
2.3.5. Вскрытие отсеков транспортных средств, грузовых мест и упаковочной тары при поиске и локализации объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения должно в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляться в строгом соответствии с требованиями по радиационной безопасности.
2.3.6. В ходе проведения дополнительного радиационного контроля в целях обеспечения радиационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации должны выполняться следующие требования:
- объект с повышенным уровнем ионизирующего излучения должен быть удален на возможно большее расстояние;
- время пребывания сотрудников таможенных органов вблизи объекта с повышенным уровнем ионизирующего излучения должно быть ограничено;
- должны быть вывешены предупредительные знаки (выставлено ограждение), отчетливо фиксируемые с расстояния не менее 3 м.
2.3.7. Результаты дополнительного радиационного контроля документируются.
2.3.8. По результатам дополнительного радиационного контроля, анализа товаросопроводительных документов и всей полученной в ходе таможенного контроля информации может приниматься решение либо о прекращении проведения радиационного контроля, либо о проведении углубленного радиационного обследования выявленного объекта с повышенным уровнем ионизирующего излучения.
2.3.9. Критерием реагирования, определяющим необходимость проведения углубленного радиационного обследования, рекомендуется принимать превышение величины среднеарифметического значения 3-х измерений мощности дозы гамма-излучения, проведенных на поверхности объекта (низм.), над значением естественного фона (Н_ф), измеренного в зоне таможенного контроля, на величину равную 0,5 Н_ф, т.е. Н_изм. > = 1,5Н_ф и/или наличие поверхностного загрязнения объекта альфа- и бета- излучающими нуклидами, превышающего допустимые уровни, установленные Нормами радиационной безопасности. Где,
н - величина среднеарифметического значения 3-х измерений
изм.
мощности дозы гамма-излучения, которая рассчитывается по формуле
3
н = 1/3 х Сумма Н ,
изм. i=1 изм.i
Н - значение мощности дозы гамма-излучения на поверхности
изм.i
объекта при i-ом измерении.
Н - значение мощности дозы гамма-излучения естественного фона,
ф
измеренного в зоне таможенного контроля.
2.4. Углубленное радиационное обследование
2.4.1. Целью углубленного радиационного обследования является максимально возможная локализация и первичная идентификация ДРМ, содержащихся в объекте.
2.4.2. Углубленное радиационное обследование в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется сотрудниками службы ТКДРМ таможенного органа (подготовленными специалистами).
2.4.3. Для проведения углубленного радиационного обследования используется поверенная спектрометрическая аппаратура, относящаяся к средствам измерений.
2.4.4. Результаты углубленного радиационного обследования документируются.
На оснований полученных результатов принимается решение о дальнейших действиях с объектом, имеющим повышенный уровень ионизирующего излучения.
2.5. Экспертиза радиационного груза
2.5.1. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке и технике.
Основания для назначения экспертизы и порядок ее проведения определяются Таможенным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами ГТК России.
Экспертиза проводится по решению таможенных органов Российской Федерации при производстве дознания по уголовным делам, по делам о нарушении таможенных правил, а также при проведении таможенного контроля и производстве таможенного оформления.
2.5.2. Решение таможенных органов о назначении экспертизы может оформляться в виде:
- поручения о проведении экспертизы;.
- постановления о назначении экспертизы.
2.5.3. Экспертизу радиационного груза проводят специализированные организации, аккредитованные в соответствующей области деятельности.
Передача объекта на экспертизу и его транспортировка в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется под контролем сотрудников службы ТКДРМ и с соблюдением соответствующих мер безопасности.
2.5.4. Перед экспертом наряду с другими вопросами на основании ТН ВЭД России должны быть поставлены следующие вопросы:
- является ли данный товар радиоактивным материалом;
- является ли данный товар радиоактивными отходами;
- какова удельная активность радионуклидов, содержащихся в товаре и подпадает ли данный товар под регламентацию действующих Норм радиационной безопасности (НРБ-99);
- можно ли данный товар использовать (применять) по прямому назначению.
2.5.5. Если по результатам проведения экспертизы товар отнесен к радиоактивным материалам или радиоактивным отходам, то на основании ТН ВЭД России (раздел VI, примечания к группе 28) предъявленный к таможенному оформлению товар должен быть включен при декларировании в товарную позицию 2844.
III. Технические средства таможенного контроля ДРМ (ТКДРМ), товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения
Для радиационного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, таможенные органы используют стационарные и переносные технические средства ТКДРМ, адаптированные к технологиям таможенного контроля. Это различные дозиметрические и радиометрические приборы радиационного контроля, которые по назначению и характеру применения можно разбить на три группы для проведения:
- первичного радиационного контроля;
- дополнительного радиационного контроля;
- идентификации радиационного груза.
Все технические средства ТКДРМ, являющиеся средствами измерений, в соответствии с законодательством Российской Федерации должны иметь на момент проведения измерений свидетельства о метрологической поверке, а работники, привлекаемые к работе с техническими средствами ТКДРМ, должны пройти необходимую техническую подготовку и иметь допуск на право самостоятельной работы.
3.1. Приборы для проведения первичного радиационного контроля
3.1.1. Первичный радиационный контроль всех пересекающих таможенную границу Российской Федерации товаров, транспортных средств проводится с помощью различных модификаций (железнодорожная, автомобильная, пешеходная и складская) стационарных таможенных систем обнаружения ДРМ (типа "Янтарь", СРПС-2) или переносных дозиметров поисковых микропроцессорных ДРС-РМ1401 (ДРС-РМ1401М). Стационарные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть оснащены детекторами нейтронного и гамма-излучения, расположенными, как правило, по обеим сторонам контролируемого объекта, а также звуковой и световой сигнализацией или устройством отображения информации. Указанные системы могут иметь специальные устройства обработки сигналов датчиков для оперативной первичной идентификации радиационного груза и, в частности, для информирования о возможном наличии в обследуемом объекте ДРМ.
3.1.2. При отсутствии или выходе из строя специализированных автоматических систем первичный радиационный контроль проводится с использованием переносных поисковых микропроцессорных дозиметров ДРС-РМ1401 (ДРС-РМ1401М).
3.1.3. Для измерения мощности эквивалентной дозы гамма-излучения на поверхности товаров или транспортных средств, применяют дозиметры гамма-излучения ДКГ-РМ 1203, AT1121, EL1119 или другие дозиметры типа ДРГ-01Т, ДРГ-01Т1, ДБГ-06Т и т.п.
3.1.4. Каждое срабатывание звуковой или световой сигнализации стационарной таможенной системы обнаружения ДРМ или переносной аппаратуры типа ДРС-РМ1401 (ДРС-РМ1401М) регистрируется в журнале с указанием сведений, необходимых для таможенных целей, в том числе: дата срабатывания или обнаружения ДРМ, таможня (таможенный пост), в которой они обнаружены, наименование и характеристики груза, транспортное средство, код ТН ВЭД России, номера товаросопроводительных документов (грузовая таможенная декларация, документ контроля доставки товаров и т.д.) или факт их отсутствия, юридические адреса отправителя и получателя, мощность эквивалентной дозы гамма-излучения на поверхности груза, тип измерительного прибора, заводской номер прибора, принятые меры.
3.2. Приборы для проведения дополнительного радиационного контроля
3.2.1. Для дополнительного радиационного контроля используются переносные приборы: дозиметр поисковый микропроцессорный ДРС-РМ1401 (ДРС-РМ1401М), радиометры-спектрометры МКС-А02, РСУ-01 "Сигнал" в поисковом режиме и в режиме измерения с различными датчиками для каждого вида излучений, дозиметры рентгеновского гамма излучения типа AT1121 и EL1119.
3.2.2. Допускается использовать для этих целей также переносные радиометры типа СРП-68, СРП-88Н, а также любые дозиметры гамма-излучения (РМ-1203, ДРГ-01Т, ДРГ-01Т1, ДБГ-06Т и т.п.).
3.2.3. Перед началом проведения дополнительного радиационного контроля каждым прибором, применяемым для этого, на площадке досмотра измеряют фоновые показания для всех используемых датчиков, полученные значения радиационного фона документируются.
3.2.4. Результаты радиационного контроля регистрируется в журнале, в котором отражаются уточненные сведения, необходимые для таможенных целей.
3.3. Приборы для проведения идентификации радиационного груза
3.3.1. При решении, вопроса о природном или искусственном происхождении радиационного груза используют радиометр-спектрометр типа МКС-А02-3, переносные сцинтиляционные гамма-спектрометры типа ГАММА-1C/NB1, полупроводниковые гамма-спектрометры типа СКС-50. При необходимости, предварительно проводят калибровку используемых спектрометров по энергии, используя метрологически аттестованный набор образцовых спектрометрических источников гамма-излучения. Методические основы идентификации нуклидного состава и активности с использованием переносного гамма-спектрометров изложены в техническом описании (инструкции по эксплуатации) по данному типу технических средств радиационного контроля.
IV. Таможенное оформление и таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов
4.1. Таможенное оформление и таможенный контроль ДРМ, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, производится в соответствии с требованиями Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов (далее - Инструкция), утвержденной приказом ГТК России от 13.03.98 N 144.
В ходе таможенного оформления ДРМ при проверке документов таможенные органы руководствуются Перечнем документов, необходимых для таможенных целей и таможенного контроля при декларировании делящихся и радиоактивных материалов, утвержденного приказом ГТК России от 20.08.98 N 575.
4.2. Порядок и последовательность действий должностных лиц сотрудников служб ТКДРМ таможенных органов определяются соответствующими технологическими схемами производства таможенного оформления и осуществления таможенного контроля ДРМ, разработанными с учетом действующих нормативных документов, регламентирующих перемещение указанных товаров через таможенную границу Российской Федерации и обеспечение их ядерной и радиационной безопасности.
4.3. Действия должностных лиц служб ТКДРМ таможенных органов при проведении таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, в состав которых могут входить ДРМ (товарные позиции 9022, 9026-9032 и др. в соответствии с ТН ВЭД России), имеют некоторые особенности и могут выполняться в следующей последовательности.
4.3.1. При проверке технической документации (паспорт на оборудование, техническое описание, инструкция по эксплуатации и другие документы, подтверждающие комплектность оборудования) сотрудник службы ТКДРМ убеждается в первую очередь в наличии (отсутствии) в составе оборудования радиоизотопных изделий. По окончании документальной проверки в обязательном порядке совместно с инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК) проводится таможенный досмотр проверяемого товара, результаты которого определяют дальнейшие действия сотрудников службы ТКДРМ:
4.3.2. Если не удалось получить документального подтверждения наличия в составе оборудования ДРМ, то рекомендуется провести дополнительный радиационный контроль с помощью одного из поверенных средств измерений на наличие альфа-, бета-, гамма-, нейтронного излучения. При обнаружении какого-либо вида излучения сотрудник службы ТКДРМ принимает меры к выявлению источника ионизирующего излучения, его локализации и составлению акта таможенного досмотра, в котором указывается необходимость оформления в рамках таможенного контроля поручения на проведения экспертизы.
В поручении на экспертизу перед экспертом рекомендуется поставить вопросы, изложенные в разделе 2.5 Методического руководства.
4.4. Экспертиза проводится в аккредитованной в системе Госстандарта России лаборатории радиационного контроля. Заключение по проведенным измерениям дается органами госсанэпиднадзора Минздрава России.
При этом, при необходимости, таможенные органы взаимодействуют с должностными лицами органов госсанэпиднадзора Минздрава России и Госатомнодзора# России.
4.5. По результатам заключения экспертизы принимаются соответствующие решения:
- положительный ответ эксперта на первый и третий вопросы может рассматриваться в качестве основания для составления протокола о нарушении таможенных правил по ст. 279 Таможенного кодекса Российской Федерации;
- положительный ответ на второй и четвертый вопросы может рассматриваться в качестве основания для составления протокола о нарушении таможенных правил по ст.ст. 274, 279 Таможенного кодекса Российской Федерации.
4.6. Если документальным контролем и техническими средствами ТКДРМ установлено наличие в составе оборудования ДРМ, то рекомендуется проверить:
4.6.1. Было ли ДРМ, входящее в состав оборудования, заявлено в добавочном листе грузовой таможенной декларации и под каким кодом ТН ВЭД России. Если ДРМ не были заявлены в добавочном листе грузовой таможенной декларации, то это может рассматриваться в качестве основания для составления протокола о нарушении таможенных правил по ст. 279 Таможенного кодекса Российской Федерации.
4.6.2. Наличие у участника внешнеэкономической деятельности лицензии Минэкономразвития России (при необходимости ее представления в таможенный орган в соответствии с требованиями приказов ГТК России о порядке таможенного оформления делящихся и радиоактивных материалов).
Отсутствие лицензии Минэкономразвития России может рассматриваться в качестве основания для составления протокола о нарушении таможенных правил по ст. 274 Таможенного кодекса Российской Федерации.
4.6.3. Выполнение требований Правил безопасного транспортирования радиоактивных веществ (ПБТРВ-73).
4.7. По результатам досмотра и проверки технической документации на товар оформляется акт досмотра, который подписывается сотрудником службы ТКДРМ и инспектором досмотровой группы.
4.8. При отсутствии признаков нарушения таможенных правил сотрудник службы ТКДРМ на оборотной стороне первого листа грузовой таможенной декларации делает запись "радиационный контроль", расписывается, проставляет дату и время окончания проверки и личную номерную печать.
V. Обеспечение радиационной безопасности
5.1. Требования по радиационной безопасности, обязательные к исполнению всеми сотрудниками таможенных органов, определены федеральными нормами и правилами - НРБ-99 и ОСПОРБ-99.
5.2. Для обеспечения радиационной безопасности сотрудников таможенных органов и принятия адекватных мер защиты при проведении радиационного контроля обнаруженного радиационного груза в первую очередь определяют, к какой категории по результатам измерений мощности дозы внешнего излучения (Р) на поверхности груза или транспортного средства он относится. Критерием в соответствии с ПБТРВ-73 является максимальный уровень излучения в любой точке внешней поверхности перевозимых упаковок:
I - < 0,5 мбэр/ч (0,005 мЗв/ч);
II - 0,5...50 мбэр/ч (0,005...0,5 мЗв/ч);-
III - 50...200 мбэр/ч (0,5...2 мЗв/ч);
IV - 200 мбэр/ч ...1 бэр/ч; (2...10 мЗв/ч).
5.3. Последующее определение уровней суммарного (фиксированного плюс нефиксированного) загрязнения S наружных поверхностей объекта альфа- и бета-излучающими радионуклидами может привести к повышению категории груза. При этом следует руководствоваться следующими критериями:
I - < 0,4 Бк/см2 (для бета-излучателей); < 0,04 Бк/см2 (для альфа-излучателей);
II - 0,4...4 Бк/см2 (для бета-излучателей); 0,04...0,4 Бк/см2 (для альфа-излучателей);
III - 4...400 Бк/см2 (для бета-излучателей); 0,4...40 Бк/см2 (для альфа-излучателей);
IV - > 400 Бк/см2 (для бета-излучателей); > 40 Бк/см2 (для альфа-излучателей).
В основу данной классификации положены уровни загрязнения, по которым оно квалифицируется как радиоактивное или нерадиоактивное. допустимые пределы нефиксированного (снимаемого) загрязнения поверхностей упаковок, связок, контейнеров и перевозочных средств, а также нормативы для объектов SCO-1 и SCO-2 в соответствии с Правилами МАГАТЭ. При этом, с одной стороны, для упрощения процедуры контроля загрязнение не подразделяется на нефиксированное (снимаемое) и фиксированное (неснимаемое), а с другой стороны, исходя из соображений обеспечения максимально возможной радиационной защиты сотрудников таможенных органов при проведении таможенного контроля ДРМ, использованы наиболее жесткие пределы, то есть применяющиеся для нефиксированного (снимаемого) загрязнения.
5.4. С целью максимально возможного снижения потенциальных доз облучения и не превышения их установленных пределов сотрудники таможенного органа, осуществляющие таможенный контроль ДРМ, в соответствии с законодательством Российской Федерации должны соблюдать правила личной гигиены и индивидуальной защиты в соответствии с ОСПОРБ-99.
5.5. Для проведения дополнительного радиационного контроля и углубленного обследования радиационного груза сотрудников в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают специальной одеждой и обувью, комплектом средств индивидуальной защиты, в том числе резиновыми перчатками и респираторами, приборами дозиметрического контроля, индивидуальными дозиметрами и дезактивирующими средствами для первичной санитарной обработки. После завершения указанных процедур следует принять душ и пройти радиационный контроль.
5.6. Если радиационный груз по степени радиационной опасности относится к I категории, то соблюдение специальных мер безопасности при проведении таможенного контроля ДРМ не требуется.
5.7. Если указанный груз относится к II категории, то сотрудники в соответствии с законодательством Российской Федерации должны соблюдать основные правила личной гигиены: работать в спецодежде (халаты, комбинезоны), не курить, не принимать пищу, не пользоваться косметическими принадлежностями. По окончании работ следует тщательно вымыть руки и принять душ.
5.8. Эти же правила следует соблюдать и при таможенном контроле груза III категории, а также, кроме того, все работы в соответствии с законодательством Российской Федерации проводить в респираторах и резиновых перчатках, без необходимости не приближаться к грузу вплотную и не касаться его руками, иметь при себе индивидуальный дозиметр для последующей оценки полученной дозы.
5.9. Если радиационный груз по результатам предварительных замеров отнесен к IV категории или если транспортная упаковка радиационного груза имеет протечки, а также при возникновении аварийных ситуаций и радиационных аварий в зоне таможенного контроля, то в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимо: соблюдать все требования, необходимые при контроле груза III категории; удалить из опасной зоны людей на расстояние не менее 50 м; оградить опасную зону подручными средствами по радиусу 10 м от места нахождения груза и не допускать в нее посторонних лиц; немедленно проинформировать органы государственной власти, а также органы местного самоуправления.
5.10. Сотрудники таможенных органов, проводящие радиационный контроль, относятся в соответствии с НРБ-99 к категории облучаемых лиц (персонал группы А) и на них распространяются льготы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
VI. Порядок представления информации о незаконных перемещениях ДРМ
и товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений через таможенную
границу Российской Федерации
6.1. По всем случаям выявления товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений, обнаружения фактов нарушения таможенных правил перемещения ДРМ и товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений через таможенную границу Российской Федерации, а также о принятых мерах таможенный орган сообщает дежурному по Службе ТКДРМ ГТК России и в вышестоящий таможенный орган в соответствии с установленным порядком, руководствуясь при этом следующим:
6.1.1. При выявлении сотрудниками таможенных органов, товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующих излучений информация по ним в соответствии с приказом ГТК России от 21.01.2000 N 46 "О развертывании системы информационной поддержки таможенного контроля ДРМ и других товаров из контролируемых списков" сообщается дежурному по Службе ТКДРМ ГТК России, который готовит и передает таможенным органам предложения и рекомендации по соблюдению мер радиационной безопасности при обращении с этими товарами и транспортными средствами.
Приказом ГТК РФ от 1 ноября 2002 г. N 1169 подпункт 6.1.2 пункта 6 настоящего Методического руководства изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2003 г.
6.1.2. По каждому факту обнаружения незаконного перемещения ДРМ и товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений через таможенную границу Российской Федерации либо попытки такового таможенные органы представляют информацию, согласно порядку, установленному в ежегодном сборнике форм отчетности таможенных органов перед ГТК России, утверждаемом приказом ГТК России.
6.1.3. Исключен с 1 января 2003 г.;
См. текст подпункта 6.1.3 пункта 6
6.1.4. Сведения о состоянии технических средств ТКДРМ и мерах, принятых при обнаружении незаконных перемещений через таможенную границу ДРМ и товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений таможни ежемесячно представляют в региональное таможенное управление.
6.1.5. Обобщенные сведения о состоянии технических средств ТКДРМ и мерах, принятых таможенными органами по выявленным фактам незаконного перемещения ДРМ и товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений через таможенную границу Российской Федерации, региональные таможенные управления ежеквартально представляют в ГТК России (Управление спецтехники и автоматизации таможенных технологий).
6.2. До принятия окончательного решения по таможенному оформлению ДРМ и товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений служба ТКДРМ регионального таможенного управления берет на контроль выполнение таможенными органами мероприятий по данному факту в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами, регламентирующими ядерную и радиационную безопасность. О принятом решении по указанным товарам докладывает в ГТК России (Управление спецтехники и автоматизации таможенных технологий).
Начальник Главного управления |
А.В. Галактионов |
VII. Требования к квалификации сотрудников таможенных органов, проводящих радиационный контроль
7.1. Сотрудникам таможенных органов, проводящим радиационный контроль, рекомендуется, как правило, иметь базовое инженерно-физическое образование.
Лица, постоянно или временно занятые проведением первичного или дополнительного радиационного контроля, а также осуществляющие углубленное радиационное обследование товаров и транспортных средств, кроме общетаможенной подготовки проходят обучение, по специальной программе, согласованной с ГТК России и Госатомнадзором России.
7.2. В специальную программу обучения входят следующие разделы:
- понятие о радиоактивности, ионизирующих излучениях и дозе облучения;
- принципы радиационной защиты и обеспечения радиационной безопасности персонала таможенных органов;
- область применения и основные свойства типичных ДРМ, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
- методы измерения радиоактивности объектов окружающей среды (радиометрические, дозиметрические, спектрометрические, радиохимические);
- организация и аппаратурные средства радиационного контроля;
- основные аппаратурно-методические методы идентификации ДРМ;
- основные нормативные документы по безопасной перевозке ДРМ;
- организация таможенного контроля ДРМ и правила безопасности при его проведении.
7.3. Лица, проводящие радиационный контроль, должны обладать практическими навыками работы с приборами, используемыми таможенными органами в качестве средств радиационного контроля.
В программу обучения входят занятия по разбору реальных ситуаций, возникающих при перемещении радиационных грузов через таможенную границу Российской Федерации.
7.4. Лица, проводящие радиационный контроль, проходят специальную подготовку по повышению квалификации не реже 1 раза в 3 года.
26 ноября 2001 г.
Начальник Управления спецтехники |
Л.М.Ухлинов |
"__ "____ 2001 г.
Заместитель председателя ГТК России |
В.А.Крутских |
5 декабря 2001 г.
Первый заместитель председателя ГТК РФ |
В.И. Мещеряков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГТК РФ от 28 декабря 2001 г. N 20-90/51570 "По вопросу организации ТКДРМ"
Текст письма официально опубликован не был
Приказом Федеральной таможенной службы от 26 июня 2007 г. N 784 настоящее письмо признано недействующим
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ ГТК РФ от 1 ноября 2002 г. N 1169
Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.