Письмо ГТК РФ от 28 января 2002 г. N 01-06/3242
"Об особенностях таможенного оформления воздушных судов"
Приказом ГТК РФ от 28 июня 2004 г. N 745 настоящее письмо признано недействующим
Государственный таможенный комитет Российской Федерации в дополнение к разъяснениям, приведенным в письме ГТК России от 18.10.2001 N 01-06/41946, сообщает следующее.
Таможенное оформление в упрощенном порядке на основании представленных судовых документов с полным освобождением от обложения таможенными платежами воздушного судна может быть произведено при выполнении требований подпунктов "а", "б", "в" пункта 2 Положения об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза) (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 года N 517 "О временном ввозе (вывозе) транспортных средств".
Для выполнения требований подпункта "а" пункта 2 Положения воздушное судно должно осуществлять международные перевозки.
Статья 101 Воздушного кодекса Российской Федерации дает следующее определение внутренней и международной перевозок.
"1. Внутренняя воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.
2. Международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены:
- соответственно, на территориях двух государств;
- на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства".
Данное определение согласуется с определением внутренней перевозки, данным в Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 1990 год): "... перевозка товаров, погруженных на таможенной территории одной Договаривающейся Стороны и подлежащих разгрузке на территории той же самой Договаривающейся Стороны".
Подпункт "б" пункта 2 Положения выполняется, если в качестве собственника или лица, арендующего воздушное судно, выступает иностранное лицо.
Подпункт "в" пункта 2 Положения выполняется, если все посадки выполняются в рамках одного полета, то есть воздушное судно не осуществляет внутренних перевозок. В этом случае в соответствии с пунктом 2 Положения воздушное судно может пересекать таможенную границу Российской Федерации даже порожним и совершать в рамках одного нерегулярного полета несколько посадок с дозагрузкой на таможенной территории Российской Федерации.
Таким образом, рассматривая проблему таможенного оформления воздушных судов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, можно выделить следующие случаи с применением различных процедур таможенного оформления в зависимости от условий перемещения воздушного судна.
1. Воздушное судно зарегистрировано в иностранном государстве на имя иностранного лица, ввозится иностранным юридическим лицом для совершения международной перевозки с промежуточной и конечной посадкой на территории Российской Федерации.
В этом случае оно оформляется в упрощенном порядке как транспортное средство с полным освобождением от уплаты таможенных платежей.
2. Воздушное судно зарегистрировано в иностранном государстве на имя иностранного лица, ввозится иностранным юридическим лицом для совершения не только международных перевозок, но и для внутренних перевозок.
В этом случае оно подлежит таможенному оформлению как товар и может быть помещено под таможенный режим временного ввоза с оформлением судна в общем порядке по ГТД с частичным освобождением от уплаты таможенных платежей на срок временного ввоза.
3. Воздушное судно зарегистрировано в иностранном государстве на имя иностранного лица, ввозится иностранным физическим лицом для совершения платных международных и внутренних перевозок.
В этом случае порядок его таможенного оформления тот же, что и при ввозе юридическим лицом.
4. Воздушное судно, ввозимое иностранным физическим лицом для личного пользования как для внутренних, так и для международных перевозок, полностью освобождается от обложения таможенными платежами и налогами и проходит таможенное оформление в упрощенном порядке. При этом иностранное физическое лицо представляет письменное обязательство, что воздушное судно не будет использоваться на таможенной территории Российской Федерации для производственной и иной коммерческой деятельности, отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам.
5. Воздушное судно, зарегистрированное в иностранном государстве, но ввозимое российским лицом независимо от целей использования и распоряжения, подлежит таможенному оформлению в зависимости от выбранного таможенного режима с декларированием путем подачи ГТД.
6. Воздушное судно, зарегистрированное на территории иностранного государства за иностранным лицом, ввозится иностранным лицом на основании договора перевозки, аренды, фрахта, заключенного с российским лицом для осуществления транспортной операции на таможенной территории Российской Федерации (внутренняя перевозка). В отношении таких воздушных судов применяется частичное освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогами согласно порядку, установленному таможенным законодательством Российской Федерации в отношении временно ввозимых товаров (более подробно - п. 7).
7. Воздушное судно, ввозимое российским лицом на основании внешнеторговой сделки, подлежит таможенному оформлению как товар в зависимости от избранного таможенного режима с декларированием путем подачи ГТД.
Председатель Комитета |
М.В.Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГТК РФ от 28 января 2002 г. N 01-06/3242 "Об особенностях таможенного оформления воздушных судов"
Текст письма опубликован в газете "Таможня" 2002 г., N 4, в газете "Таможенный вестник", март 2002 г., N 5, в Бюллетене "Таможенные ведомости", 2002 г., N 4
Приказом ГТК РФ от 28 июня 2004 г. N 745 настоящее письмо признано недействующим