Как добраться до труднодоступных мест
Шутить о российских дорогах - неблагодарное занятие. И тем не менее для полноценного развития экотуризма региону нужны удобные подъездные пути к природным паркам и заповедникам. Дороги должны быть проезжими в любое время года, а этому условию удовлетворяют только федеральные трассы и дороги регионального значения. Чтобы представить себе масштабы бедствия, достаточно сказать, что общая протяженность российской сети автодорог общего пользования федерального, регионального и местного значения (по данным Росстата) на 2013 год составляла 1 396 000 км, в том числе 984 000 км дорог с твердым покрытием, а протяженность автомобильных дорог федерального значения - 50 800 км. Почти две трети постоянных дорог в России "условно проезжаемы".
![РИСУНОК (К СТАТЬЕ ПУГАЧА О.) РИСУНОК (К СТАТЬЕ ПУГАЧА О.)]()
Еще со времен Российской империи структура дорожной сети остается в целом неизменной: крупные дороги расходятся лучами от Москвы. Число и плотность крупных трасс максимальны в Центральном, Северо-Западном и Южном федеральном округах, а минимальны - на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Учитывая это, доставку туристов до начала маршрута на автобусе целесообразно делать в пределах одного округа, а лучше - области или района. Так выше гарантия того, что все дороги будут проезжими, а в случае паводка или аварии вы узнаете о них достаточно быстро, чтобы продумать маршрут объезда.
Улучшение состояния дорог включено в федеральные государственные программы по развитию туризма. На сайте fcp.russia.travel можно посмотреть статус исполнения этих программ. Иконка с зеленым светом светофора сигнализирует о готовности проекта. Видно, что желтого и красного цветов тоже хватает - это значит, что работы либо в процессе, либо даже не начинались.
Впрочем, главные природные достопримечательности России: озеро Байкал, Уральские и Кавказские горы, Алтай, Камчатка - не оставляют надежды добраться до них из столицы иначе, чем на поезде или самолете.
По данным "Российских железных дорог", опубликованным на официальном сайте компании, за 9 месяцев 2017 года пассажиропоток в дальнем следовании сократился на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, а в пригородном сообщении - увеличился на 10,1%. Это 78,8 и 755,9 млн. человек соответственно.
Российские авиакомпании за девять месяцев 2017 года перевезли 80,5 млн. человек - на 21% больше, чем за тот же период 2016 года. 65,5% пассажиропотока пришлось на первые пять авиакомпаний, 90,7% - на топ - 15 авиакомпаний. В парках крупных компаний содержатся разные борта, но летают они из крупных аэропортов. А значит, на отдаленные и маленькие аэродромы летают мелкие местные авиалинии с крошечной долей рынка.
На практике туризм в отдаленные и заповедные регионы России выглядит следующим образом: турист один или несколько дней едет на поезде или несколько часов летит на самолете до крупного города. Далее пересаживается либо на пригородный поезд, либо на такси и добирается до старта маршрута. Не самая эффективная схема - и не самая экологичная.
Ответ на вопрос, "как" - очевиден: компания, предоставляющая услуги в сфере экотуризма, организует доставку туристов до места начала тура на автобусах в пределах одного региона или начинает оказывать услуги в начале маршрута (в этом случае туристы добираются до старта самостоятельно, на личном транспорте, поезде или самолете).