Возможности для регионов
Официальная статистика Ростуризма и данные ассоциации туроператоров (АТОР) по региональному туризму достаточно оптимистичны. Из доклада "Туристическая отрасль России: итоги 2016 года и перспективы на 2017 год" следует, что внутренний туризм в 2016 году стал на 88% популярнее, чем годом ранее (10 471 млн. руб. в 2016 году против 5571 млн. руб. в 2015-ом), а выездной туризм, напротив, потерял 24% за год (3 235 млн. руб. в 2016 году). При этом средняя стоимость туров на семь ночей на две персоны в среднем по России составила 41 186 руб. - меньше, чем в Чехии (68 040 руб.) и Турции (74 200 руб.). Но в официальную статистику попали пакетные предложения: 70% проанализированных данных включали в себя туры на двух человек или семью с проживанием в отелях (как правило, три-пять звезд) и питанием (в 45% случаев - по системе "все включено").
Аналитики АТОР собрали данные региональных туристических администраций, по которым сегодня можно составить представление об объемах внутреннего турпотока в некоторых регионах. Вологодская область в 2016 году приняла 3 млн. человек (из них 495 тыс. приехали только в Череповец). На счету Тюменской области 2,6 млн. туристов, из которых 750 тыс. экскурсантов прибыли в область на один день без ночевки. В Алтайский край в прошлом году приехало 1,5 млн. человек. Калининградская область отчиталась об 1,3 млн. человек, Рязанская область - об 1,2 млн. туристов. В Бурятии побывало около миллиона человек. По оценке аналитиков АТОР, то число туристов, которое сегодня принимают регионы, в среднем составляет не более 30-40% от их реальных возможностей.
В исследовании подчеркнуто, что туристы проявляют особенно большой интерес к природным ландшафтам, памятникам и достопримечательностям в Приуралье и на Урале. 51% внутренних туристов указали, что их интересует посещение музеев. Порядка 12% туристов отметили, что в сфере их интересов краеведческие музеи. И здесь снова вырисовывается портрет "пакетного туриста".
Беда в том, что данные Ростуризма, АТОР и организованных игроков туристического рынка игнорируют широко известный факт. Массу походов - а походы, треккинг составляют костяк экотуризма - проводят нигде не зарегистрированные "частники". Это инструкторы, объединения инструкторов, индивидуальные предприниматели. Это серая сфера: человек может совмещать свое хобби с приятной возможностью немного заработать на нем и крайне сложно доказать, что деятельность ведется регулярно. Учесть объем этого теневого рынка невозможно. Зато легко представить себе выручку одного условного "частника", если один десятидневный поход по Кавказскому региону без подъема на Эльбрус стоит 8-12 тыс. руб. с человека, в группе обычно 10-12 человек, а в месяц инструктор может организовывать поход с двумя такими группами.