Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Поддержка налоговиками индивидуальных предпринимателей
Дальше события развивались стремительно. Индивидуальные предприниматели стали обращаться в налоговые органы с требованием сделать перерасчет входящих остатков по состоянию на 1 января 2017 года, исходя из фактически полученного дохода. И тут, хотя поверить в это сложно, на их сторону встали налоговые органы.
В Письме ФНС России от 01.09.2017 N БС-4-11/17461@ сказано, что при представлении плательщиком страховых взносов - индивидуальным предпринимателем отчетности в налоговые органы, содержащей сведения о доходах, в том числе с нарушением срока, данные направляются в территориальные органы ПФР с целью проведения ими перерасчета фиксированного размера страховых взносов, определенного исходя из 8 МРОТ и дальнейшего представления в налоговые органы уточненной информации об обязательствах плательщика.
Налоговики настаивают, что нормы Федерального закона N 212-ФЗ не содержат запрета на переформирование территориальными органами ПФР обязательств плательщиков страховых взносов, рассчитанных исходя из 8 МРОТ, при поступлении от налоговых органов информации о доходах плательщиков вне зависимости от расчетного периода, представивших налоговую отчетность с нарушением установленных законодательством РФ о налогах и сборах сроках, и позволяют определить обязательства плательщика, исходя из размера его доходов.
С таким подходом можно только согласиться, поскольку он соответствует действующему законодательству.
В силу п. 2.1.2.15 Соглашения по взаимодействию между ФНС и ПФР от 22.02.2011 N АД-30-33/04сог/ММВ-27-2/5 в срок не позднее 1-го числа каждого месяца налоговые органы осуществляют передачу в ПФР сведений, которые не были своевременно представлены плательщиками в налоговые органы, уточненных плательщиком сведений о доходах, информации, выявленной в ходе мероприятий налогового контроля.
По мнению ФНС, позиция ПФР по рассматриваемому вопросу нарушает права плательщиков страховых взносов в части определения действительного размера страховых взносов, подлежащих уплате исходя из фактических результатов предпринимательской деятельности, и препятствует снижению уровня задолженности в части страховых взносов в фиксированном размере, рассчитанных органами ПФР. В случае представления плательщиком страховых взносов налоговой отчетности и передаче данных из нее в ПФР уже после формирования территориальными органами ПФР обязательств по страховым взносам, рассчитанным в максимальном размере, ПФР должен осуществить перерасчет неисполненных обязательств по страховым взносам на основании полученных от налоговых органов данных, за исключением случаев, когда имеются судебные решения, вступившие в законную силу.
Затем данный подход налоговиков к рассматриваемой проблеме был подтвержден в Письме ФНС России от 13.09.2017 N БС-4-11/18282@: нормы Федерального закона N 212-ФЗ во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 250-ФЗ позволяют органам ПФР осуществлять перерасчет обязательств упомянутых плательщиков, исходя из суммы фактически полученного ими дохода.
И наконец, представители Минфина и Минтруда выпустили совместное Письмо от 02.10.2017 N 03-15-07/64023/17-0/10/В-7610 с целью урегулирования вопроса перерасчета территориальными органами ПФР неисполненных обязательств индивидуальных предпринимателей по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в случае представления такими плательщиками сведений о доходах в налоговой отчетности с нарушением срока.
Основываясь на приведенных выше нормах Федерального закона N 212-ФЗ, они пришли к выводу о том, что порядок определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен положениями п. 1.1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ, в соответствии с которыми размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется исходя из величины дохода, фактически полученного ими за расчетный период. Кроме того, нормы Федерального закона N 212-ФЗ не содержат запрета на перерасчет территориальными органами ПФР обязательств плательщиков страховых взносов, рассчитанных исходя из 8 МРОТ, при поступлении от налоговых органов информации о доходах плательщиков, представивших налоговую отчетность с нарушением установленных законодательством РФ о налогах и сборах сроков, вне зависимости от того, в каком расчетном периоде данная информация поступила.
В связи с вышесказанным отказ территориальных органов ПФР в проведении перерасчета суммы страховых взносов, исчисленной исходя из 8 МРОТ, после получения из налоговых органов соответствующей информации о фактически полученном доходе плательщика, независимо от того, в каком расчетном периоде поступила упомянутая информация, нарушает право плательщиков страховых взносов на определение действительного размера страховых взносов, подлежащих уплате исходя из фактических результатов предпринимательской деятельности в соответствии с п. 1.1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ.
Информация из налоговых органов поступает в ПФР не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца (п. 9 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ).
Таким образом, по мере представления индивидуальными предпринимателями налоговых деклараций сведения из них ежемесячно в установленные сроки направляются налоговыми органами в органы ПФР независимо от налогового периода, за который упомянутые декларации представлены, поскольку указанная норма не содержит ограничения относительно периода, за который налоговыми органами направляются указанные сведения о доходах.
Соответственно, ПФР должен делать перерасчет страховых взносов индивидуальным предпринимателям за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, исходя из фактических доходов, зафиксированных в представленной в налоговый орган налоговой декларации при УСНО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.