Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации
15 июня 2015 г.
Л.А. Афанасьева,
начальник отдела экстрадиции прокуратуры г. Москвы
Выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности является одним из самых распространенных видов международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
Как и иные правоотношения в этой области, правовым основанием выдачи лица являются международные договоры о выдаче или правовой помощи по уголовным делам либо конвенции по борьбе с отдельными видами преступлений. Указанные международные правовые акты применяются в совокупности с нормами действующего на территории соответствующего государства национального законодательства.
Кроме того, в случае отсутствия соответствующего договора или конвенции, такие правоотношения между государствами могут осуществляться на основе принципа взаимности.
Основными международно-правовыми актами, регулирующими отношения в анализируемой сфере являются:
- Европейская Конвенция о выдаче от 13.12.1957;
- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (по вопросам сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств);
- иные двусторонние международные договоры, например: Договор между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче (Анкара, 1 декабря 2014 года), Договор между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами о выдаче (Абу-Даби, 25 ноября 2014 года) и др.
В случае задержания на территории Российской Федерации лица, находящегося в межгосударственном (международном) розыске, компетентными органами государства-инициатора розыска в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации направляется запрос о его выдаче и документы согласно соответствующему договору (конвенции, соглашения).
В соответствии со статьей 462 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.
Уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации установлено, что выдача лица иностранному государству может быть произведена только при соблюдении следующих условий:
1) уголовным законодательством Российской Федерации за совершение такого деяния должно предусматриваться наказание в виде лишения свободы сроком свыше одного года или более тяжкое наказание (в случаях, когда выдача производится для уголовного преследования);
2) лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;
3) иностранное государство, направившее запрос, должно гарантировать, что лицо, в отношении которого он направлен, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.
Указанные требования находят свое отражение и в нормах международного права (договорах, конвенциях, соглашениях).
При этом согласно Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством запрашивающей и запрашиваемой Договаривающихся Сторон являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев, тогда как Европейской Конвенцией о выдаче от 13.12.1957 такой срок равен четырем месяцам.
Центральным органом правовых отношений в анализируемой сфере является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Законодательством иностранных государств может предусматриваться несколько таких органов (например Генеральная прокуратура и Министерство юстиции Республики Молдова - в зависимости от органа, в производстве которого находится уголовное дело).
На территории Российской Федерации экстрадиционные проверки в отношении лиц, разыскиваемых компетентными органами иностранных государств проводятся работниками органов прокуратуры.
При наличии оснований для выдачи лица, с целью обеспечения его фактической передачи компетентным органам иностранного государства, в отношении него избирается мера пресечения в виде заключения под стражу в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
По результатам уголовного преследования запрашивающая сторона уведомляет Российскую Федерацию об окончательном решении, принятом по уголовному делу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на официальном сайте прокуратуры г. Москвы (www.mosproc.ru)