Осмотр
Кроме того, налоговые органы в пределах своей компетенции уполномочены проводить такое мероприятие налогового контроля, как осмотр.
Осмотру подлежат любые помещения и территории, которые налогоплательщик использует для извлечения дохода или которые связаны с содержанием объектов налогообложения, независимо от места их нахождения. Также осмотру могут подвергаться документы и предметы, в том числе объекты налогообложения, принадлежащие налогоплательщику (п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ).
Осмотр документов и предметов проводится на основании мотивированного постановления *(6) должностного лица налогового органа, проводящего проверку. Данное постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В обязательном порядке в осмотре участвуют проверяющий и понятые. В качестве понятых могут приглашаться любые незаинтересованные лица в количестве не менее двух человек.
Результаты осмотра оформляются протоколом *(7). Протокол подписывается всеми лицами, которые принимали участие в осмотре. При этом и налогоплательщик (его представитель), и понятые, и присутствующие специалисты могут занести в протокол или приложить к нему свои замечания.
Проводя осмотр, налоговые органы допускают различные нарушения правил НК РФ, что дает основания проверяемым юридическим лицам или ИП в суде признавать протоколы осмотров недопустимыми доказательствами, ссылаясь на п. 4 ст. 101 НК РФ и ч. 3 ст. 64 АПК РФ. Например, если проверяемое юридическое лицо или ИП не присутствовали при осмотре и не были извещены о его проведении; при осмотре не присутствовали понятые; в протоколе отсутствует подпись одного из инспекторов, участвовавших в осмотре, и (или) понятых.