Есть необходимость принять на работу гражданина Украины, имеющего статус вынужденного переселенца. Есть ли отличительные особенности приема такого сотрудника? Нужно ли сообщать в исполнительные органы о приеме такого сотрудника? Какую трудовую книжку вести - украинскую или завести новую российского образца? Какой подоходный налог будет уплачивать сотрудник, если он находится на территории России с 2014 г.?
Если Вы планируете взять на работу вынужденного переселенца, то он оформляется на работу в общем порядке в соответствии с нормами ТК РФ в связи с тем, что он является гражданином РФ.
Если Вы планируете взять на работу гражданина Украины, который получил в установленном законодательством порядке статус беженца, либо ему предоставлено временное убежище на территории РФ, то он так же оформляется на работу в общем порядке в соответствии с нормами ТК РФ, т.к. он имеет права при трудоустройстве наравне с гражданами РФ.
При этом необходимо завести российскую трудовую книжку.
По вопросам направления необходимых уведомлений Вам необходимо обратиться в ФМС, по вопросу уплаты налогов - в ФНС РФ.
Правовое обоснование:
Согласно нормам ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
По вышеуказанным обстоятельствам, вынужденным переселенцем признается:
1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, указанным выше.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Документом, удостоверяющим личность беженца, является свидетельство о признании беженцем (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах").
Согласно нормам ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:
- признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;
- получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.
Согласно п. 1. Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы" (далее - Положение) Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.
На основании п. 5. Положения Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы на окружном, межрегиональном уровнях и в субъектах Российской Федерации, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения.
В соответствии с п. 7.22. Положения Федеральная миграционная служба оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной формах и осуществляет правовое информирование и правовое просвещение в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", декабрь 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.