Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
После проверки можно получить рассрочку
До сих пор в ст. 61 НК РФ речь шла именно о переносе сроков, прямо обозначенных в Налоговом кодексе для уплаты налогов. Так был сформулирован п. 1 этой статьи.
Теперь он дополнен абзацем, из которого следует, что может переноситься и срок уплаты налога, подлежащего уплате по результатам проведения налоговым органом налоговой проверки. Правда, только в виде рассрочки. Имеется в виду, что переносится срок, указанный в требовании об уплате налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа, процентов, направленном в соответствии со ст. 69 НК РФ.
Что касается упомянутых отсрочки и рассрочки, порядок их предоставления изложен в ст. 64 НК РФ. В частности, в п. 2 приведены основания для их предоставления.
Перечень таких оснований дополнен новым пунктом. Это как раз невозможность единовременной уплаты сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения направленного в соответствии со ст. 69 НК РФ требования об уплате налога.
В соответствии с новой редакцией п. 5.1 ст. 64 НК РФ эта невозможность должна устанавливаться уполномоченным органом (очевидно, налоговым) в зависимости от наличия следующего соотношения: П < (О - В), где:
- П - сумма поступлений денежных средств на счета заинтересованного лица в банках за трехмесячный период, предшествующий подаче заявления о предоставлении рассрочки;
- О - суммы краткосрочных обязательств заинтересованного лица (с учетом подлежащих уплате в бюджетную систему РФ по результатам налоговой проверки сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов);
- В - величина доходов будущих периодов по сведениям представленной в установленном порядке в налоговый орган бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.
Если для заинтересованного лица данное соотношение выполняется и в то же время оно признается способным уплатить налог до окончания срока, на который предоставляется рассрочка, эта рассрочка ему предоставляется, но при выполнении еще нескольких условий:
- сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, установленная в результате проведения налоговым органом налоговой проверки, составляет не более 70% и не менее 30% по отношению к выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам соответствующей налоговой проверки;
- со дня создания организации, регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до дня подачи в уполномоченный орган заявления о предоставлении рассрочки по уплате налога прошло не менее одного года;
- в отношении организации, физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве);
- организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
- решение налогового органа по результатам налоговой проверки, в соответствии с которым подлежит уплате в бюджетную систему РФ сумма налога, указанная в заявлении заинтересованного лица о предоставлении рассрочки по уплате налога, не обжалуется в соответствии с гл. 19 НК РФ на момент подачи такого заявления. При этом решение о предоставлении рассрочки по уплате налога подлежит отмене в случае, если после его вынесения заинтересованное лицо обжаловало решение налогового органа по результатам налоговой проверки, в соответствии с которым подлежит уплате сумма налога, указанная в решении о предоставлении рассрочки по уплате налога.
Кроме того, в данном случае должно соблюдаться и общее условие, приведенное в п. 2.1 ст. 64 НК РФ: рассрочка может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов*(1).
В соответствии с п. 4 ст. 64 НК РФ на сумму задолженности, в отношении которой предоставлена названная рассрочка, начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Разумеется, в данный текст будут внесены поправки, но и сейчас следует понимать, что на самом деле для расчета используется ключевая ставка ЦБР, а таможенное законодательство уже практически регулируется нормативными актами не Таможенного союза, а ЕврАзЭС.
Даже если все перечисленные условия для предоставления названной рассрочки выполняются, налоговые органы все равно должны обезопасить себя от ситуации, в которой налогоплательщик так и не уплатит налог к концу периода отсрочки. В связи с этим одновременно с заявлением о предоставлении рассрочки он должен представить банковскую гарантию в соответствии с требованиями, перечисленными в ст. 74.1 НК РФ.
Только полная уплата налогоплательщиком суммы задолженности освободит банк, выдавший банковскую гарантию, от обязательств по ней. Налоговый орган должен проинформировать банк об этой уплате.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.