3. Сравнительный анализ структуры нормативных документов, содержащих требования к системам управления в области охраны труда
В соответствии с пунктом 2 Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства. Таким образом, можно сделать вывод о том, что требования Типового положения должны рационально интегрироваться в системы управления, разработанные и внедренные на основе соответствующих стандартов, в том числе ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007, ГОСТ 12.0.230-2007, ГОСТ 12.0.007-2009.
Согласно пункту 7 Типового положения основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, утверждаемое приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).
В пункте 8 определена структура положения о СУОТ, которая включает разделы и процедуры. При этом названия разделов частично напоминают перечисленные в хаотичном порядке некоторые положения стандартов по СУОТ, а наименования большинства процедур основываются на установленных в Трудовом кодексе Российской Федерации обязанностях работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Соответственно, структуры стандартов по СУОТ и Типового положения имеют существенные различия их структуры.
В целом структура элементов Типового положения не соответствует методологии "Plan-Do-Check-Act" (PDCA), реализованной в авторитетных на международном уровне стандартах по системам менеджмента. Например, нет соответствия не только разделу "Планирование", но и разделам "Внедрение и функционирование", "Проверки".
В качестве примера рассмотрим подходы к планированию мероприятий в соответствии с ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 и с Типовым положением.
В ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 процесс планирования логично включает:
1) идентификацию опасностей, оценку рисков и установление мер управления;
2) идентификацию и учет правовых и других требований в области безопасности труда и охраны здоровья;
3) установление документально оформленных целей и разработку программ для их достижения.
Идентификация опасностей и оценка рисков выявляет наличие и значимость проблем в области безопасности труда и охраны здоровья, которые необходимо решать в целях предупреждения травм и ухудшения состояния здоровья. Результаты оценки рисков учитываются при установлении мер управления, в том числе требующих финансового и иного ресурсного обеспечения.
Идентификация и учет правовых и других требований в области безопасности труда и охраны здоровья также позволяет определить необходимые для их выполнения затраты. Например, расходы на обучение, обязательные медицинские осмотры, специальную оценку условий труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и т.д.
Принимая во внимание правовые и другие требования, риски и меры управления, организация устанавливает цели в области безопасности труда и охраны здоровья и программы для их достижения с учетом своих технологических возможностей, финансовых, производственных и коммерческих потребностей, а также мнения соответствующих заинтересованных сторон.
В соответствии с Типовым положением в отношении планирования мероприятий по реализации процедур отражены только структура плана, а также обязанность работодателя по установлению порядка его подготовки, пересмотра и актуализации.
Таким образом, представляется сомнительной возможность рациональной интеграции требований Типового положения и, например, ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007, особенно в свете жестко установленной структуры положения о СУОТ и ее явном несоответствии структуре указанного стандарта. Следовательно, является проблематичным и противоречивым заявленное в пункте 2 осуществление работодателем создания и обеспечения функционирования СУОТ на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов.