Особенности применения кодов видов расходов и КОСГУ
О. Сизонова,
главный редактор журнала "Учреждения физической
культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2017 г., с. 11-22.
Коды бюджетной классификации (КБК) применяются в государственных (муниципальных) учреждениях при планировании доходов и расходов (составлении смет), отражении в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни и формировании бухгалтерской отчетности. Чаще всего у бухгалтеров возникают вопросы по определению в отношении расходов кодов видов расходов и КОСГУ. Какие особенности необходимо при этом учитывать, расскажем в статье.
Планирование расходов, принятие обязательств, выбытие денежных средств (исполнение обязательств) в государственных (муниципальных) учреждений осуществляются в разрезе кодов видов расходов (ВР) и классификации операций органов государственного управления (КОСГУ).
Виды расходов детализируют направления финансового обеспечения расходов государственных органов, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Виды расходов группируются по следующим кодам:
100 "Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами";
200 "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд";
300 "Социальное обеспечение и иные выплаты населению";
400 "Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности";
500 "Межбюджетные трансферты";
600 "Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям";
700 "Обслуживание государственного (муниципального) долга";
800 "Иные бюджетные ассигнования".
Указанные группировочные коды детализируются кодами по соответствующим элементам расходов (например, код ВР 100 включает в себя коды ВР 111 "Фонд оплаты труда учреждений", 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда", 113 "Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий", 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений", 121 "Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов", 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда", 123 "Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда государственных (муниципальных) органов, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий", 129 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов".
Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. Перечень групп кодов КОСГУ, относящихся к расходам, включает следующие коды статей:
210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда";
220 "Оплата работ, услуг";
230 "Обслуживание государственного (муниципального) долга";
240 "Безвозмездные перечисления организациям";
250 "Безвозмездные перечисления бюджетам";
260 "Социальное обеспечение";
270 "Расходы по операциям с активами";
290 "Прочие расходы";
310 "Увеличение стоимости основных средств";
320 "Увеличение стоимости нематериальных активов";
330 "Увеличение стоимости непроизведенных активов";
340 "Увеличение стоимости материальных запасов";
530 "Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале.
Отдельные группировочные статьи детализированы подстатьями по соответствующим элементам расходов (например, статья 210 включает подстатьи 211 "Заработная плата", 212 "Прочие выплаты", 213 "Начисления на выплаты по оплате труда").
Порядок применения данных кодов содержится в Указаниях по применению бюджетной классификации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 01.07.2017 N 65н (далее - Указания N 65н), а именно:
- при определении кода вида расходов следует руководствоваться п. 5 "Виды расходов" разд. III "Классификация расходов бюджетов", приложением 3 "Перечень единых видов расходов (групп, подгрупп, элементов видов расходов)";
- при определении кода КОСГУ - разд. V "Классификация операций сектора государственного управления";
- при сопоставлении (увязке) кодов видов расходов и КОСГУ - приложением 5 "Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов".
В этих регламентах содержатся общие правила применения кодов видов расходов и КОСГУ. По некоторым кодам даны описания отдельных видов расходов.
Как правило, у бухгалтеров чаще возникают вопросы в отношении расходов, которые по своему экономическому содержанию могут быть отнесены к разным кодам.
Далее рассмотрим, какие особенности необходимо учитывать в соответствии с Указаниями N 65н и с опорой на письма Минфина, в которых даны разъяснения о применении кодов бюджетной классификации в различных ситуациях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"