Нарушения норм Инструкции N 33н при формировании таблиц пояснительной записки (ф. 0503760)
Т. Обухова,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2017 г., с. 59-67.
Обязано ли учреждение заполнять все таблицы пояснительной записки (ф. 0503760)? Какие нарушения в заполнении таблиц данной отчетной формы допускаются бухгалтерами? Ответы на вопросы рассмотрим в этой небольшой статье.
Форма пояснительной записки и порядок ее заполнения утверждены Инструкцией N 33н*(1). Из положений п. 56 Инструкции N 33н следует, что пояснительная записка (ф. 0503760) оформляется учреждением (обособленным подразделением) и составляется в разрезе следующих разделов.
Раздел 1 "Организационная структура учреждения" включает в себя:
1) сведения об основных направлениях деятельности (таблица 1);
2) сведения о количестве обособленных подразделений (ф. 0503761);
3) иную информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую организационную структуру учреждения за отчетный период, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел, в том числе:
- о наличии наблюдательного совета (органа управления учреждением) и изменений на протяжении отчетного периода его состава и полномочий;
- об изменении состава полномочий учреждения, в том числе по утверждению планов, смет, калькуляций, цен и т.д.
Раздел 2 "Результаты деятельности учреждения" включает в себя:
1) сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания (ф. 0503762);
2) информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую результаты деятельности учреждения за отчетный период, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел, в том числе:
- информацию о мерах по повышению квалификации и переподготовке специалистов учреждения;
- информацию о ресурсах (численности работников, стоимости имущества, расходах, объемах закупок и т.д.);
- иную информацию о результатах деятельности учреждения;
- информацию о техническом состоянии, эффективности использования, обеспеченности учреждения (его структурных подразделений, подведомственных учреждению обособленных подразделений) основными фондами (соответствие величины, состава и технического уровня фондов реальной потребности в них), об основных мероприятиях по улучшению состояния и сохранности основных средств, характеристику комплектности.
Раздел 3 "Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности" включает в себя:
- сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766);
- сведения об использовании целевых иностранных кредитов (ф. 0503767);
- иную информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую результаты исполнения учреждением утвержденного плана (сметы), не отраженную в таблицах (сведениях), включаемых в раздел, в том числе информацию о принятых учреждением обязательств (денежных обязательств), исполнение которых предусмотрено в соответствующих годах, следующих за отчетным годом.
Раздел 4 "Анализ показателей отчетности учреждения" включает в себя:
- сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
- сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771);
- сведения о суммах заимствований (ф. 0503772);
- сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
- сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775);
- сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);
- сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295);
- иную информацию, оказавшую существенное влияние на результаты деятельности учреждения за отчетный период и характеризующую показатели бухгалтерской отчетности, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел.
Раздел 5 "Прочие вопросы деятельности учреждения" включает в себя:
- сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета (таблица 4);
- сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (таблица 5);
- сведения о проведении инвентаризаций (таблица 6);
- сведения о результатах внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (таблица 7);
- иную информацию, оказавшую существенное влияние на результаты деятельности учреждения за отчетный период и характеризующую показатели бухгалтерской отчетности, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел, в том числе перечень форм отчетности, не включенных в состав бухгалтерской отчетности учреждения ввиду отсутствия числовых значений показателей.
Пунктом 10 Инструкции N 33н установлено: если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, утвержденной указанной инструкцией, не имеют числового значения, данная форма отчетности не составляется и в составе бухгалтерской отчетности за отчетный период не представляется. Таким образом, если таблицы пояснительной записки предусматривают отражение числовых показателей и у учреждения названные показатели имеются, то таблицы подлежит заполнению. Многие учреждения пояснительную записку (ф. 0503760) не заполняют или заполняют формально (например, числовые показатели, подлежащие отражению в таблицах пояснительной записки (ф. 0503760), отражаются в форме текста). По мнению Федерального казначейства, отсутствие (в том числе частичное) информации в разделах пояснительной записки является нарушением. В Письме Федерального казначейства от 20.10.2017 N 07-04-05/08-807 "О разъяснении методических вопросов по формированию бюджетной (бухгалтерской) отчетности" отмечено, что состав представляемой пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) установлен п. 56 Инструкции N 33н, поэтому представление формы 0503760 без наполнения необходимым содержанием соответствующих разделов недопустимо.
В Письме Федерального казначейства N 07-04-05/08-807 приведены также типичные ошибки, допускаемые учреждениями в заполнении таблиц (ф. 0503769, 0503779) пояснительной записки (ф. 0503760). Рассмотрим названные ошибки.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"