Полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны водных объектов
М.И. Васильева,
доктор юридических наук, профессор кафедры
земельного права и государственной регистрации
недвижимости Московского государственного
университета геодезии и картографии
Журнал "Lex Russica", N 11, ноябрь 2017 г., с. 67-82.
По мнению директора Института водных проблем РАН, в настоящее время одной из наиболее важных из числа первоочередных проблем водохозяйственного комплекса России является недостаточная эффективность государственного управления отраслью - водными ресурсами и водохозяйственными системами*(1). На эффективность государственного управления вообще и в водной отрасли в частности существенным образом влияет разграничение полномочий органов власти трех уровней: федеральных, региональных, муниципальных. Полномочия органов местного самоуправления, безусловно, заслуживают внимания с точки зрения задач совершенствования управления водными ресурсами, поставленных в Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г. N 1235-р), поскольку такие задачи не могут быть решены безучастия органов местного самоуправления. В юридической литературе данная тема до сих пор не рассматривалась как комплексная, включающая весь спектр полномочий органов местного самоуправления, которые можно отнести к области использования и охраны вод, что, на наш взгляд, образует пробел в теории водного права.
Полномочия органов местного самоуправления в существующей системе управления использованием и охраной водных объектов, установленной водным законодательством, являются довольно ограниченными в сравнении с полномочиями федеральных и региональных органов власти. Однако эти полномочия пополняются за счет норм иных отраслей законодательства, формально не относимых к водному праву, но в действительности регулирующих осуществление органами местного самоуправления целого ряда значимых функций в сфере использования и охраны водных объектов.
Полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны водных объектов могут быть классифицированы следующим образом:
1) полномочия, осуществляемые от лица собственника применительно к водным объектам муниципальной формы собственности;
2) нормотворческие полномочия;
3) полномочия по организации использования и охраны водных объектов при решении вопросов местного значения;
4) участие в государственном управлении использованием и охраной водных объектов.
Библиография
1. Данилов-Данильян В.И. Водные ресурсы мира и перспективы водохозяйственного комплекса России. - М., 2009.
2. Международно-правовое и национальное регулирование экологической сферы общества: сборник статей / сост. Ю.С. Шемшученко, С.А. Боголюбов. - М., 2011.
3. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. - М., 2016.
4. Муниципальное управление в сфере охраны окружающей среды (законодательство и практика его применения) / под ред. М.И. Васильевой. - М., 2007.
5. Сиваков Д.О. Водное право России и зарубежных государств. - М., 2010.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Данилов-Данильян В.И. Водные ресурсы мира и перспективы водохозяйственного комплекса России. М.: Институт устойчивого развития, Центр экологической политики России, 2009. С. 69.
*(2) Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2016.
*(3) См., например, постановление администрации города Костромы от 1 июля 2011 г. N 1570 "Об утверждении Административного регламента предоставления администрацией города Костромы муниципальной услуги по заключению договоров водопользования в отношении муниципальных водных объектов".
*(4) См.: Правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории Одинцовского муниципального района Московской области, для личных и бытовых нужд" (утв. постановлением главы Одинцовского муниципального района Московской области от 6 ноября 2012 г. N 169-ПГл); Правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований Орехово-Зуевского муниципального района, для личных и бытовых нужд (утв. решением Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 23 апреля 2008 г. N 44/3); Правила использования водных объектов общего пользования на территории Андреапольского района для личных и бытовых нужд (утв. решением Собрания депутатов Андреапольского района Тверской области от 3 июня 2009 г. N 39); и др.
*(5) Правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории городского округа город Воронеж, для личных и бытовых нужд (утв. решением Воронежской городской Думы от 12 декабря 2012 г. N 1029-111).
*(6) Постановление Главы городского округа Электрогорск Московской области от 29 апреля 2008 г. N 335 "Об установлении мест купания граждан на территории городского округа Электрогорск".
*(7) Правила использования водных объектов общего пользования на территории муниципального образования Бологовский район Тверской области для личных и бытовых нужд (утв. решением Собрания депутатов муниципального образования Бологовский район от 28 декабря 2011 г. N 251).
*(8) См., например, постановление Мэра городского округа Жигулевск Самарской области от 25 января 2011 г. N 65 "О проведении работы по выявлению лиц, осуществляющих водопользование при отсутствии договорных отношений".
*(9) См., например, постановление главы Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 28 марта 2008 г. N 402 "О мероприятиях по защите водоемов в Наро-Фоминском муниципальном районе от истощения и загрязнения"; постановление администрации городского округа Краснознаменск Московской области от 27 мая 2008 г. N 174-ПА "Об организации работы по приведению в надлежащее состояние городского озера и сохранению водных биоресурсов"; распоряжение главы Администрации Кировского района городского округа г. Уфа от 1 марта 2011 г. N 174 "О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, организаций, сил и средств Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан к весеннему половодью 2011 года".
*(10) Решение Думы города Костромы от 25 марта 2010 г. N 24 "Об установлении ставок, порядка расчета и взимания платы за пользование водными объектами или их частями, находящимися в собственности муниципального образования городского округа город Кострома"; решение Городской Думы г. Каменска-Уральского от 28 января 2009 г. N 49 "Об утверждении ставок платы, порядка расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности муниципального образования город Каменск-Уральский".
*(11) Постановление главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 28 апреля 2008 г. N 1031 "О Правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах на территории Солнечногорского муниципального района".
*(12) Постановление администрации городского округа Краснознаменск Московской области от 28 марта 2012 г. N 160-ПА "Об утверждении Административного регламента по исполнению муниципальной функции "Информирование населения об ограничениях использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории городского округа Краснознаменск Московской области, для личных и бытовых нужд".
*(13) См., например: постановление главы Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан от 29 апреля 2010 г. N 1140 "Об организации пляжей и мест массового отдыха людей на водных объектах и мерах по охране жизни людей на воде"; постановление главы Администрации городского округа г. Уфа от 28 апреля 2012 г. N 1517 "Об организации отдыха населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан на воде в 2012 году".
*(14) См., например, постановление главы городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области от 22 мая 2008 г. N 61-ПГ "Об утверждении границ рекреационной зоны парка у Наташинских прудов в городе Люберцы").
*(15) Международно-правовое и национальное регулирование экологической сферы общества: сборник статей / сост. Ю.С. Шемшученко, С.А. Боголюбов. М.: ИЗиСП при Правительстве РФ, 2011. С. 270.
*(16) Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 883 "О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы".
*(17) См., например: постановление главы Луховицкого муниципального района Московской области от 5 февраля 2008 г. N 188 "О создании Комиссии по выявлению источников загрязнения, заиления и причин падения уровня воды в реке Оке на территории Луховицкого муниципального района Московской области".
Другой пример: в Твери был выполнен комплекс мер по улучшению работы ливневой канализации, особое внимание было уделено зонам потенциального подтопления. В целях предотвращения возможных подтоплений производилась расчистка русла реки Лазури. Работы велись в месте выхода сетей ливневой канализации. Параллельно выполнялась очистка дна от иловых отложений. Этот частный случай заинтересованности органов местного самоуправления в очистке русла реки связан с необходимостью нормализации водоотведения, организация которого является вопросом местного значения.
*(18) Сиваков Д.О. Водное право России и зарубежных государств. М.: Юстицинформ, 2010. С. 154.
*(19) О финансово-экономическом и организационном обеспечении природоохранной деятельности органов местного самоуправления см.: Муниципальное управление в сфере охраны окружающей среды (законодательство и практика его применения) / под ред. М.И. Васильевой. М.: Общественная палата РФ, 2007. С. 20-24.
*(20) См.: определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 августа 2012 г. N ВАС-7642/12; постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18 апреля 2012 г. по делу N А53-5001/2011.
*(21) См.: определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 сентября 2012 г. N ВАС-9717/12; постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 апреля 2012 г. по делу N А66-1059/2010.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Васильева М.И. Полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны водных объектов
Vasilyeva M.I. Powers of local governments in the sphere of the use and protection of waterbodies
М.И. Васильева - доктор юридических наук, профессор кафедры земельного права и государственной регистрации недвижимости Московского государственного университета геодезии и картографии
Vasilyeva M.I. - Doctor of Law, Professor of the Department of Land Law and Registration of Realestate of Moscow State University of Geodesy and Cartography (MIIGAiK)
Роль органов местного самоуправления в управлении водными ресурсами не столь значительна, как деятельность федеральных и региональных органов власти, что объясняется федеральной собственностью на все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров. В то же время именно на муниципальном уровне решаются важные социально значимые вопросы.
Органы местного самоуправления участвуют в водных отношениях в форме реализации полномочий собственника муниципальных прудов и обводненных карьеров, осуществляют нормотворческую деятельность в области управления использованием и охраной водных объектов, решают вопросы местного значения при организации использования и охраны водных объектов, участвуют в государственном управлении водными ресурсами. Наиболее важным нормотворческим полномочием органов местного самоуправления муниципального района и городского округа является установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд. Проанализирован ряд муниципальных правил с точки зрения наличия в них целей общего водопользования, разрешений, запретов. Внесено предложение об изменении редакции ч. 4 ст. 6 Водного кодекса РФ. Такое социально значимое полномочие, как обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и береговой полосе, осуществляется органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков в пределах береговой полосы в аренду, ведении муниципального земельного контроля, установлении публичных сервитутов.
Участие органов местного самоуправления в государственном управлении использованием и охраной водных объектов осуществляется посредством участия в работе бассейновых советов, в реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, в определении границ зон затопления, подтопления.
В статье затрагиваются вопросы участия органов местного самоуправления в выполнении международных обязательств, вытекающих из соглашений об охране трансграничных водных объектов, а также проблемы нарушений органами местного самоуправления водного законодательства.
Для преодоления существующей отстраненности органов местного самоуправления от участия в решении общезначимых водных проблем вносится предложение об определении конкретных форм их взаимодействия с федеральными и региональными органами власти, рассматриваются возможности наделения их отдельными государственными полномочиями.
The role of local governments in the water resources management is not as significant as that of federal and regional authorities, which is explained by federal ownership of all waterbodies, with the exception to ponds and watered quarries. At the same time, it is at the municipal level that important issues of social importance are being addressed. Local governments participate in water relations through exercising the authority of the owner of municipal ponds and watered quarries, carry out normative rule-making activities in the sphere of management of the use and protection of waterbodies, address issues of local importance organizing the use and protection of water bodies, participate in public water resources management.
The most important rule-making power of local governments in the municipal district and the city district is to make rules for the use of public waterbodies for personal and household needs. A number of municipal regulations have been analyzed from the point of view of whether it provides for the shared water use, permissions and bans. A proposal has been made to change revised Para 4 Art. 6 of the Water Code of the Russian Federation.
Such an important power as to ensure the free access of citizens to public waterbodies and the coastline is exercised by local governments when plots of land within the coastline are offered for lease, municipal land control is being carried out, and public easements are established.
The participation of local governments in public management of the use and protection of water facilities is affected through participation in the work of basin councils, implementation of schemes for the integrated management and protection of water facilities, defining the boundaries of flood zones and submergences.
The article deals with the issues of local authorities' participation in implementation of international obligations arising from agreements and treaties concerning protection oftransboundary water facilities, as well as the problem of violations of water laws committed by local governments.
In order to overcome the existing exclusion of local governments from participation in the solution of major water problems, a proposal is made to define specific forms for their interaction with federal and regional authorities, the possibility of vesting them with separate state powers is being considered.
Ключевые слова: использование водных объектов, охрана водных объектов, водные объекты общего пользования, береговая полоса, пруды, обводненные карьеры, доступ к водным объектам, муниципальная собственность, вопросы местного значения, полномочия органов местного самоуправления
Keywords: use of waterbodies, protection of waterbodies, public waterbodies, coastline, ponds, watered quarries, access to waterbodies, municipal property, local issues, powers of organs of local self-government.
Журнал "Lex Russica"
Ежемесячное научное юридическое издание, учрежденное Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Журнал посвящен фундаментальным проблемам теории права, эффективности правоприменения и совершенствованию законодательного процесса. В журнале публикуются статьи ведущих ученых-юристов и наиболее значимые научно-исследовательские работы (НИР), выполняемые по заказу федеральных органов исполнительной власти и других организаций.
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-58927 от 5 августа 2014 г.