Полномочия органов местного самоуправления в сфере муниципальной собственности на водные объекты
Муниципальная собственность является одним из важнейших институтов, с помощью которого формируются властные полномочия в системе местного самоуправления, а также осуществляется управление территорией*(2).
Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ, муниципальным образованиям, физическим лицам, юридическим лицам, которые находятся, соответственно, в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц, если иное не установлено федеральными законами.
Федеральный закон от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (ч. 3, 4 ст. 7) установил следующие критерии отнесения земельных участков к муниципальной собственности. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов. То есть в основу определения круга объектов муниципальной собственности был положен "остаточный" принцип.
Применительно к праву федеральной собственности и собственности субъектов РФ Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ содержит такой критерий отнесения водных объектов к соответствующему виду собственности, как нахождение его на земельных участках, отнесенных федеральными законами, соответственно, к федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Такого же указания относительно нахождения водных объектов на земельных участках, отнесенных к муниципальной собственности, не сделано. Данный Федеральный закон не учитывает фактор муниципальной собственности на земельные участки как условия относимости прудов, обводненных карьеров, находящихся на таких земельных участках, к муниципальной собственности, используя в качестве критерия муниципальной собственности на водные объекты только территориальный фактор, местоположение водных объектов.
Под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Право собственности на пруды и обводненные карьеры зависит от права собственности на земельный участок, в границах которого они располагаются. Пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Право собственности муниципального образования на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположен такой водный объект.
В то же время нахождение на земельном участке такого водного объекта налагает определенные ограничения на его правовой режим. Так, данные земельные участки не подлежат разделу, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
Недостатком действующего водного законодательства является отсутствие в ВК РФ определения пруда и обводненного карьера. Требующиеся нормы законодательства должны содержать признаки идентификации так называемых русловых прудов, сооружаемых на водотоках, и прудов, гидрологически изолированных. Внесение таких дополнений в законодательство имеет значение, например, для разграничения озер и прудов в зависимости от площади акватории и, соответственно, для определения объектов муниципальной собственности и надлежащей реализации распорядительных полномочий органов местного самоуправления в отношении таких водных объектов. В Водном кодексе Республики Беларусь (ст. 1) содержатся такие определения: пруд - искусственный водоем площадью водного зеркала до одного квадратного километра (за исключением технологических прудов рыбоводных хозяйств), созданный путем перегораживания плотиной малых рек, ручьев, временных водотоков или обвалования территории вне русла (в понижениях рельефа, на равнинных участках местности, в искусственных выемках); пруд-копань - небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.
Согласно ч. 1 ст. 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;
2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;
3) осуществление мер по охране таких водных объектов;
4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
Органами местного самоуправления осуществляется предоставление водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование (ч. 4 ст. 11 ВК РФ)*(3). Как показывает анализ муниципальных нормативных актов, в некоторых из них встречается регулирование в разрешительно-договорном порядке и того водопользования, которое осуществляется для личных и бытовых нужд. Например, Правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований Орехово-Зуевского муниципального района, для личных и бытовых нужд (утверждены решением Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района Московской области 23 апреля 2008 г. N 44/3) регулируют изъятие водных ресурсов из прудов и обводненных карьеров с использованием технических средств. Использование воды при централизованном изъятии водных ресурсов из прудов и обводненных карьеров на полив огородов, водоснабжение индивидуальных жилых, дачных домов и бань с использованием технических средств происходит на договорной основе за плату. Договор водопользования с потребителем заключает администрация городского, сельского поселения, где расположены пруд или обводненный карьер. На наш взгляд, правомерно различать бытовые нужды, осуществляемые гражданами непосредственно на водоеме в порядке бесплатного свободного доступа к водным объектам (ч. 2 ст. 6 ВК РФ), и бытовые нужды, осуществляемые посредством объемного изъятия воды из водоемов. В приведенном примере орган местного самоуправления принял меры к регулированию массового забора воды в целях предотвращения истощения водных объектов.
По общему правилу (ч. 1 ст. 55 ВК РФ) собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.
В соответствии с ч. 5 ст. 67.1 ВК РФ собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляются органами местного самоуправления.
Право муниципальной собственности на водные объекты в границах территорий общего пользования ограничено в публичных интересах наложением запрета на их приватизацию. Земельный кодекс РФ (далее - ЗК РФ) в п. 8 ст. 27 содержит запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. Земельные участки общего пользования в населенных пунктах, занятые водными объектами, не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК РФ).