Органы местного самоуправления как нарушители водного законодательства
Анализ судебной практики и практики прокурорского надзора показывает наличие большого количества нарушений водного и природоохранного законодательства, выражающихся в загрязнении водоемов, почв, питьевой воды в результате прорыва водопроводно-канализационных сооружений, непринятия необходимых мер по предупреждению и ликвидации экологического вреда со стороны предприятий и организаций водопроводно-канализационного хозяйства, администраций муниципальных образований. В разных ситуациях органы местного самоуправления могут выступать как непосредственными правонарушителями, так и опосредованно, будучи ответственными за организацию водоотведения и водоснабжения в соответствующих муниципальных образованиях (это вопрос местного значения поселений и городских округов согласно ст. 14, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ). Например, Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой был выявлен сброс канализационных сточных вод на рельеф местности (почву) с перекачивающей насосной станции, находящейся в собственности муниципального образования. Ивановская межрайонная природоохранная прокуратура обращалась в суд с целью обязать администрацию района организовать утилизацию выведенной из эксплуатации и затопленной баржи. Арбитражные суды рассматривали дело о признании недействительным предписания об обеспечении реализации мероприятий по прекращению сброса неочищенных сточных, производственных, хозяйственно-бытовых и ливневых вод, выданного администрации Ростова-на-Дону Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу*(20).
Встречаются случаи незаконного распоряжения органами местного самоуправления федеральными водными объектами при принятии решений о предоставлении земельных участков*(21).
Иногда органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты вне сферы их нормотворческой компетенции. Самарская межрайонная природоохранная прокуратура обращалась в суд с заявлением о признании недействующим Положения о порядке использования водных объектов для личных и бытовых нужд на территории сельского поселения в связи с тем, что органы местного самоуправления сельских поселений не наделены полномочиями по утверждению правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.