Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 2749-р в текст распоряжения внесены изменения
Распоряжение Правительства РФ от 7 октября 2010 г. N 1696-р
26 июня 2014 г., 30 декабря 2015 г., 13 сентября 2016 г.
Одобрить прилагаемую программу развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" до 2020 года.
Председатель Правительства |
В. Путин |
Москва
7 октября 2010 г.
N 1696-р
Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 2749-р в наименование внесены изменения
Программа
развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" до 2020 года
(одобрена распоряжением Правительства РФ от 7 октября 2010 г. N 1696-р)
26 июня 2014 г., 13 сентября 2016 г.
Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 2749-р в раздел I внесены изменения
I. Предпосылки развития
В современных условиях глобализации и интеграции мирового сообщества и с учетом перспектив экономического и социального развития Российской Федерации программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" до 2020 года (далее - Программа) как уникального научно-образовательного комплекса направлена на поддержание конкурентоспособности России в глобальном соревновании инновационных обществ и экономик, основанных на знаниях.
Программа основывается на Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, позитивном опыте ведущих университетов мира и учитывает уникальные особенности и потенциал старейшего вуза России, учрежденного Указом Петра I от 22 января 1724 г.
Программа базируется на ценностях, сложившихся и оберегаемых в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Санкт-Петербургский университет), и является естественным продолжением программы инновационного развития, реализованной в 2006 - 2007 годах в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
Программа направлена на обеспечение лидерства Санкт-Петербургского университета в образовательной и научной областях. Показатели, достигнутые Санкт-Петербургским университетом, могут стать ориентирами, определяющими направления и уровни развития российских вузов и всей системы образования Российской Федерации.
II. Характеристика Санкт-Петербургского университета в 2010 году
Текущее состояние Санкт-Петербургского университета характеризуют фундаментальность научных исследований, основанная на традициях около 100 научных школ, качество и непрерывность разных уровней подготовки, междисциплинарность подходов в образовании и науке, а также активное участие преподавателей и студентов в международных проектах.
Общее число научно-педагогических работников Санкт-Петербургского университета составляет около 5000 человек, среди них 43 члена государственных академий наук, свыше 1200 докторов наук, свыше 2500 кандидатов наук. Количество студентов, аспирантов, докторантов и соискателей составляет около 30 тыс. человек.
Санкт-Петербургский университет реализует программы среднего (полного) общего, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования. Образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования реализуются на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований. К настоящему моменту утверждены образовательные стандарты для 70 образовательных программ.
Одной из характеристик международных позиций Санкт-Петербургского университета является интерес к обучению со стороны иностранных граждан. В 2009 - 2010 учебном году в Санкт-Петербургском университете по основным образовательным программам обучались около 1000 иностранных граждан.
Санкт-Петербургский университет представлен в престижных международных университетских и профессиональных ассоциациях и организациях и сотрудничает с различными университетами мира в рамках более чем 200 договоров. Около 500 научно-педагогических работников Санкт-Петербургского университета являются почетными профессорами зарубежных университетов.
Санкт-Петербургский университет обладает уникальным среди российских вузов опытом реализации совместных с рядом европейских и американских университетов образовательных программ. Пять образовательных программ аккредитованы ведущими международными профессиональными ассоциациями.
Важными элементами инфраструктуры для инновационного развития и формирования системы доступности интеллектуального потенциала Санкт-Петербургского университета для решения научно-технических и социально-экономических задач являются ресурсные центры - структурные подразделения, оснащенные современным научным оборудованием, в задачу которых входит обеспечение образовательных программ и научных исследований.
За последние 15 лет в Санкт-Петербургском университете созданы и успешно работают следующие ресурсные центры:
междисциплинарный ресурсный центр в области нанотехнологий;
центр биоакустики и сенсорных систем;
центр микроскопии и микроанализа;
лингафонная лаборатория;
центр применения вычислительной техники в гуманитарных исследованиях;
учебный комплекс теле- и радиовещания;
учебно-научный комплекс высокопроизводительных вычислений (многоуровневая система кластеров);
научно-методический центр анализа ультраструктур и молекулярного состава биологических объектов.
Центром информационно-библиотечного обеспечения исследовательской и образовательной деятельности Санкт-Петербургского университета является научная библиотека. В фондах библиотеки собраны около 7 млн. книг и рукописей, пользователям предоставляется доступ более чем к 100 тыс. электронных источников, включая научные журналы, монографии, диссертации и справочные издания.
В 2009 году Санкт-Петербургскому университету в соответствии с Федеральным законом "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" предоставлена высокая степень автономии с правом выдачи дипломов собственного образца и установления собственных образовательных стандартов, что открывает перед Санкт-Петербургским университетом принципиально новые возможности развития.
III. Стратегическая цель Программы
Стратегической целью Программы являются вхождение Санкт-Петербургского университета в мировую элиту классических университетов и комплексное исследовательское и образовательное обеспечение государственной политики инновационного развития Российской Федерации, что предопределяет Санкт-Петербургский университет как:
научно-образовательный комплекс, обеспечивающий эффективную интеграцию научно-исследовательской деятельности и программ подготовки высококвалифицированных специалистов с высоким уровнем готовности к самостоятельной практической профессиональной деятельности;
образовательный институт, имеющий признание в России и за рубежом, подтверждаемый глобальными рейтингами;
интеллектуальный центр, распространяющий свой позитивный опыт в образовательной, учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности;
центр разработки, исполняющий государственные заказы в области инновационного развития, аналитики, научного, экспертного и правового обеспечения структурной диверсификации экономики и обеспечивающий устойчивое функционирование государственных и общественных институтов.
Распоряжением Правительства РФ от 26 июня 2014 г. N 1156-р в раздел IV внесены изменения
IV. Приоритетные направления Программы
С учетом приоритетов модернизации экономики и технологического развития, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 год, а также имеющегося интеллектуального, кадрового и материально-технического потенциала Санкт-Петербургского университета, партнерских связей в России и за рубежом и современных тенденций в развитии мировой науки в Санкт-Петербургском университете выделяются следующие приоритетные направления:
нанотехнологии и материаловедение;
биомедицина и здоровье человека;
информационные системы и технологии;
экология и рациональное природопользование;
социальные исследования и технологии;
управленческие кадры и технологии.
Развитие каждого из приоритетных направлений должно служить модернизации системы подготовки выпускников и воспроизводства научных кадров нового поколения и определению перспективных векторов научных исследований.
Развитие приоритетных направлений предусматривает завершение создания системы университетских образовательных стандартов и требований, обеспечивающих университетскую норму качества подготовки выпускников и гарантирующих высокую профессиональную квалификацию обладателей университетского диплома собственного образца, рост количества выпускников высшей квалификации (магистратура, аспирантура), а также существенное развитие внутрироссийской и международной академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников.
Нанотехнологии и материаловедение
Планируется дальнейшее развитие фундаментальных и прикладных исследований в области нанотехнологий и материаловедения на основе имеющихся в Санкт-Петербургском университете инновационных технологических разработок мирового уровня, ультрасовременной приборной базы, на которой уже реализуется более 50 исследовательских проектов. Основные усилия будут сосредоточены на изучении и использовании методов производства и применения продуктов с заданной структурой путем контролируемого манипулирования отдельными атомами (молекулами) и применения новых материалов с ранее неизвестными или недостижимыми свойствами.
Биомедицина и здоровье человека
На базе создаваемой университетской клиники Санкт-Петербургский университет продолжит развитие научных основ для проведения исследований в области биомедицины и здоровья человека. Будут созданы и реализованы новые теоретические подходы и практические методы изучения организма человека, его строения и функции в норме и патологии, диагностики, коррекции и лечения.
Информационные системы и технологии
Фундаментальные и прикладные исследования на базе 20 действующих проектов в области информационных систем и технологий будут сосредоточены на создании, изучении и применении методов анализа, синтеза, моделирования и оптимизации систем управления и обработки информации, комплексов программных и аппаратных средств, архитектур вычислительной техники, охватывающих весь жизненный цикл программного обеспечения, в частности спецификацию, проектирование, реализацию, установку и внедрение, сопровождение.
Экология и рациональное природопользование
Повышение уровня фундаментальных и прикладных исследований в области экологии и рационального природопользования на основе ведущихся признанными научными коллективами проектов более чем по 20 тематикам приведет к созданию и применению технологий мониторинга природно-техногенной сферы, прогнозирования развития климатических, экосистемных, горно-геологических и ресурсных изменений, обеспечения безопасности продукции, производства и объектов, рационального природопользования и реабилитации окружающей среды от техногенных воздействий.
Распоряжением Правительства РФ от 26 июня 2014 г. N 1156-р раздел IV дополнен подразделом "Социальные исследования и технологии"
Социальные исследования и технологии
Планируется развитие фундаментальных и прикладных исследований человеческого потенциала Российской Федерации как фактора, определяющего выстраивание социальной, экономической, миграционной, гуманитарной, культурно-просветительской, экологической, законодательной деятельности в России и регионах. Основные усилия предусматривается направить:
на глубокое изучение социальных процессов (в том числе на базе созданного в 2013 году ресурсного центра Санкт-Петербургского государственного университета "Центр социологических и Интернет-исследований"), их общественно-экономических следствий и правоприменительной практики;
на выработку рекомендаций для решения перспективных задач в области социальной и демографической политики, в сфере здравоохранения, образования и науки, а также для обеспечения межнационального согласия;
на разработку научно обоснованных требований и стандартов для создания современной социальной среды в российских регионах, городах и малонаселенных пунктах;
на разработку проблем новой географии экономического роста и рынка трудовых ресурсов;
на создании новых и адаптации лучших образцов существующих социальных технологий для достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации.
Управленческие кадры и технологии
Относительно короткий в историческом масштабе современный период развития российского государства показывает, что отсутствие эффективных управленческих технологий, ориентированных на национальную специфику и освоенных руководителями, приводит к снижению темпов реализации запланированных программ и проектов. Для решения этой проблемы будут созданы технологии в области анализа и научной экспертизы государственной или корпоративной политики, анализа механизмов управления конкурентоспособностью предприятий с учетом российской специфики. Планируется провести внедрение принципов современного профессионального менеджмента в учреждениях науки, образования и здравоохранения на основе анализа индивидуальных, социальных и международных аспектов инновационного развития.
На приоритетных направлениях Программы концентрируются основные финансовые ресурсы, целевым образом выделяемые на реализацию Программы, что позволит Санкт-Петербургскому университету в среднесрочной перспективе добиться значимого результата в каждом из них.
Развитие Санкт-Петербургского университета в каждом из приоритетных направлений Программы будет реализовано в сочетании двух традиционных областей деятельности классического университета - многоуровневого образования и научных исследований.
V. Задачи Программы
Задачи Программы определяют механизмы реализации приоритетных направлений посредством системного развития ключевых ресурсов Санкт-Петербургского университета, в том числе образовательных программ, научных исследований, экспертной и инновационной деятельности, а также инфраструктурного комплекса и систем управления.
Распоряжением Правительства РФ от 26 июня 2014 г. N 1156-р в подраздел "Системное развитие образовательных программ" внесены изменения
Системное развитие образовательных программ
Решение задачи по системному развитию образовательных программ предполагает разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на развитие многоуровневого образования, сочетающего современные подходы к содержанию, учебно-методическому, технологическому и информационному обеспечению существующих образовательных программ и разработке новых образовательных программ. Конкретные мероприятия основаны на сочетании лучшего отечественного и зарубежного опыта и базируются на постоянном повышении квалификации научно-педагогических работников и активном вовлечении обучающихся в научную деятельность.
Важными инструментами эффективной реализации современных образовательных программ являются разработка и реализация новой политики в образовательной деятельности, мониторинг востребованности образовательных программ и выпускников на российском и международном рынках образовательных услуг, а также международные аккредитации образовательных программ.
Полномасштабный переход на многоуровневое обучение по самостоятельно установленным образовательным стандартам и требованиям и программный принцип управления образовательным процессом создадут обучающимся возможности приобретения дополнительных компетенций в рамках развития российской и международной академической мобильности.
С целью привлечения иностранных обучающихся и расширения коммуникативных и языковых компетенций российских студентов планируется увеличение к 2020 году доли образовательных программ и учебных дисциплин, преподаваемых на иностранных языках, до 20 процентов.
В целях повышения качества подготовки востребованных на рынке труда выпускников, готовых к практической профессиональной деятельности и способных обеспечить инновационное развитие и рост конкурентоспособности российской экономики, предполагается увеличение доли обучающихся по программам подготовки магистров и аспирантов и привлечение ученых с мировым именем к преподаванию в Санкт-Петербургском университете.
Реализацию указанной задачи планируется осуществить путем проведения следующих мероприятий:
разработка и внедрение системы контроля качества образования;
разработка новых механизмов управления образовательными программами (переход на программный принцип организации образовательной деятельности);
актуализация существующих и разработка новых образовательных программ;
развитие академической мобильности посредством освоения обучающимися части образовательной программы или отдельных периодов обучения в вузе-партнере и (или) реализации образовательных программ с получением 2 дипломов;
интернационализация образовательных программ.
Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 2749-р в подраздел "Системное развитие научных исследований, экспертной и инновационной деятельности" внесены изменения
Системное развитие научных исследований, экспертной и инновационной деятельности
Инструментами повышения эффективности проведения научных исследований станут совершенствование системы планирования и поддержки научной и инновационной деятельности, основанной на экспертизе и объективных наукометрических показателях, оптимизация и расширение процедур конкурсов для определения приоритетных направлений научных исследований, развитие внедренной в 2011 году системы стимулирования публикационной активности, а также введение в 2013-2014 годах системы научных степеней Санкт-Петербургского университета.
Мониторинг развития современной науки и включение университетских ученых в работу по перспективным научным направлениям приведут к расширению круга партнеров среди университетов, научных центров и институтов Российской академии наук, крупных российских и международных корпораций, а также к повышению активности в международных исследовательских проектах.
Эффективность принимаемых на всех уровнях стратегических, управленческих и программных решений предопределяется независимой, компетентной и научно обоснованной экспертизой. В Санкт-Петербургском университете предусматривается создание системы предоставления экспертных услуг в области научно обоснованной экспертизы образовательных программ, исследовательских проектов и управленческих решений, в том числе для нужд развития Санкт-Петербургского университета.
Ключевыми в этой области являются формирование сообщества университетских экспертов в областях знаний, по которым в университете осуществляются научная и образовательная деятельность, разработка методик проведения экспертиз с использованием научного потенциала Санкт-Петербургского университета, разработка и реализация образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации экспертов. Решение этих вопросов позволит Санкт-Петербургскому университету исполнять функции экспертного учреждения для Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных и региональных органов власти.
Реализацию указанной задачи планируется осуществить путем проведения следующих мероприятий:
развитие программ академической мобильности через повышение квалификации, обмен стажерами и приглашение перспективных исследователей из других российских и зарубежных организаций в Санкт-Петербургский университет;
создание системы планирования и поддержки научной и инновационной деятельности;
разработка и реализация подходов к актуализации тематики исследований в фундаментальной и прикладной науке;
развитие инновационной деятельности;
расширение внутрироссийской и международной кооперации в научной деятельности;
развитие университетского экспертного сообщества;
расширение экспертной и консалтинговой деятельности;
Распоряжением Правительства РФ от 26 июня 2014 г. N 1156-р в подраздел "Системное развитие инфраструктурного комплекса для обеспечения образовательной, научно-исследовательской, экспертной и информационной деятельности" внесены изменения
Системное развитие инфраструктурного комплекса для обеспечения образовательной, научно-исследовательской, экспертной и информационной деятельности
Вся инфраструктура Санкт-Петербургского университета вовлекается в решение задач Программы. Специфика высокотехнологичной науки предполагает доступность уникальных дорогостоящих приборных комплексов, научно-технологических станций и исследовательских стендов для нужд научно-образовательной деятельности.
В целях обеспечения научной, образовательной и инновационной деятельности по приоритетным направлениям Программы в Санкт-Петербургском университете предполагается создание ресурсных центров, оснащенных современным научным оборудованием и квалифицированным обслуживающим персоналом. Для обеспечения эффективного функционирования будут сформированы концепция ресурсных центров и модели материально-технического сопровождения научных исследований.
Обеспечение исследовательской, образовательной и инновационной деятельности Санкт-Петербургского университета приборной базой и сопутствующей инфраструктурой мирового класса, организованной на принципах конкурсной доступности, квалифицированного обслуживания техники и помощи пользователям, создаст условия для привлечения ученых с мировым именем к исследовательской работе в Санкт-Петербургском университете, а также сделает образовательные программы университета конкурентоспособными на мировом рынке образовательных услуг.
Клиники ведущих университетов мира, создаваемые в сотрудничестве с ведущими производителями медицинского оборудования и препаратов, формируют основную площадку для проведения междисциплинарных исследований в области здоровья человека и общественного здоровья. Объединяя интеллектуальный ресурс ученых разных направлений (фармакологов, химиков, физиков, генетиков, психологов и социологов), они представляют собой центры разработки и внедрения передовых технологий, разработки стратегии дальнейшего развития системы подготовки специалистов, модернизации медицинской техники и технологий. В Санкт-Петербургском университете планируется создание университетской медицинской клиники, представляющей собой комплекс научно-образовательных и технолого-внедренческих ресурсов, включая современное диагностическое, лечебное и профилактическое оборудование, а также проблемные лаборатории.
Реализацию указанной задачи планируется осуществить путем проведения следующих мероприятий:
создание и развитие исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых и ресурсных центров для решения актуальных научных задач в области нанотехнологий и материаловедения;
создание и развитие исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых и ресурсных центров для решения актуальных научных задач в области информационных систем;
создание и развитие исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых и ресурсных центров для решения актуальных научных задач в области биомедицины и здоровья человека;
создание и развитие исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых и ресурсных центров для решения актуальных научных задач в области экологии и рационального природопользования;
создание и развитие исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых и ресурсных центров для решения актуальных научных задач в области исследования социальных процессов и технологий;
создание университетской медицинской клиники;
поддержка фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по приоритетным направлениям деятельности Российского научного фонда посредством предоставления дополнительного целевого финансирования.
Развитие систем управления научно-образовательным комплексом Санкт-Петербургского университета и механизмов взаимодействия с российскими и международными партнерами
В Санкт-Петербургском университете предусматривается создание школы мирового уровня, ориентированной на подготовку российской управленческой элиты, способной отвечать на вызовы эпохи глобализации и инновационного развития.
В целях создания условий для подготовки национальной управленческой элиты и разработки и адаптации управленческих технологий планируется формирование диверсифицированного портфеля образовательных программ магистратуры и дополнительного профессионального образования, интернационализация научно-педагогического коллектива, развитие инфраструктуры Санкт-Петербургского университета, в том числе научной библиотеки и информационных ресурсов, поддержка уникального комплекса зданий Санкт-Петербургского университета и развитие современного кампуса.
Обеспечение деятельности по реализации Программы потребует модернизации системы управления, в том числе разработки и внедрения регламентов, баз данных, "электронной администрации". Будут расширены программные взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по выполнению широкого спектра прикладных исследований с целью содействия в решении государственных задач.
В ведущих университетах мира основу роста составляют не только концентрация ведущих ученых и привлечение молодых кадров, но и универсальная система доступа к интеллектуальному и информационному ресурсам. Планируется создание и обеспечение функционирования такой системы, обеспечивающей доступ к интеллектуальным и информационным ресурсам Санкт-Петербургского университета всем заинтересованным потребителям.
Реализацию указанной задачи планируется осуществить путем проведения следующих мероприятий:
развитие системы управления;
создание системы подготовки управленческих кадров;
создание научных основ современных управленческих технологий;
расширение взаимодействия с государственными и корпоративными партнерами;
создание информационной системы для доступа к интеллектуальным и информационным ресурсам Санкт-Петербургского университета.
Распоряжением Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. N 1932-р в раздел VI внесены изменения
VI. Финансовое обеспечение
Финансирование Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
Государственная поддержка Программы осуществляется по подразделу "Высшее и послевузовское профессиональное образование" раздела "Образование" классификации расходов бюджетов. В 2010 - 2012 годах за счет средств федерального бюджета выделяется соответственно 0,3, 2,7 и 2 млрд. рублей, в 2014-2016 годах 2,9 млрд рублей, из них в 2014 году - 1 млрд рублей, в 2015 году - 0,9 млрд рублей, в 2016 году - 1 млрд рублей. При этом средства федерального бюджета, выделяемые на реализацию Программы, могут быть использованы для софинансирования грантов и проектов, в том числе получивших поддержку российских и международных организаций, фондов и объединений, в которых принимает участие Санкт-Петербургский университет.
В рамках формирования федерального бюджета на соответствующий год возможно внесение в установленном порядке изменений в мероприятия и приоритетные направления Программы в части их финансового обеспечения с учетом возможностей федерального бюджета.
Помимо средств федерального бюджета на финансирование Программы планируется привлечь:
средства от приносящей доход деятельности Санкт-Петербургского университета;
средства специализированной организации управления целевым капиталом;
средства российских и международных организаций, фондов и объединений.
Общий объем финансирования Программы за счет внебюджетных источников в 2010 - 2013 годах составит 2,25 млрд. рублей, на 2014 - 2020 годы оценивается в размере 25 млрд. рублей.
Объем финансового обеспечения в 2010 - 2013 годах мероприятий Программы приведен в приложении N 1.
Объем финансового обеспечения в 2014 - 2017 годах мероприятий Программы приведен в приложении N 1.1.
Распоряжением Правительства РФ от 26 июня 2014 г. N 1156-р в раздел VII внесены изменения
VII. Результаты реализации Программы к 2020 году
Целевые индикаторы Программы приведены в приложении N 2. Индикаторы характеризуют результативность вклада Санкт-Петербургского университета в развитие Российской Федерации, в том числе территорий и регионов, эффективность принятой модели развития, конкурентоспособность образовательных программ и научных исследований на международных рынках, организационную устойчивость и международное и национальное признание Санкт-Петербургского университета. Плановые значения целевых индикаторов планируется достигнуть без увеличения штатной численности научно-педагогических работников.
Санкт-Петербургский университет в 2020 году станет одним из мировых лидеров в создании новых образовательных программ и в их постоянном обновлении. Соотношение уровня образовательных программ сместится в направлении увеличения подготовки магистров и научных кадров высшей квалификации. По этому показателю университет выйдет на уровень ведущих университетов мира. Качество образовательных программ позволит осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации российской научной, инновационной, управленческой и культурной элиты.
К 2016 году завершится переход на собственные образовательные стандарты 3-го поколения, учитывающие как актуальные изменения в системе государственных стандартов высшего образования, так и требования к структуре, содержанию, практической направленности, материально-техническому, учебно-методическому и информационному обеспечению образовательных программ, соответствующим лучшим практикам университетов - лидеров международных рейтингов.
Параллельно будут проведены мероприятия по повышению квалификации научно-педагогических работников в части построения и реализации образовательных программ в соответствии с новыми стандартами. Наряду с использованием механизмов конкурсного отбора на должности профессорско-преподавательского состава мероприятия Программы позволят, сохранив ядро преподавательских коллективов, существенно повысить эффективность их работы и достичь к 2020 году нового качества преподавательского корпуса Санкт-Петербургского университета.
Предполагается существенно расширить практику и технологии распространения позитивного опыта образовательной деятельности Санкт-Петербургского университета в системе высшего профессионального образования. Вырастет численность слушателей программ дополнительного профессионального образования, в том числе объем повышения квалификации научно-педагогических работников других вузов.
Санкт-Петербургский университет станет признанным лидером в интернационализации образовательной деятельности. Это повысит конкурентоспособность университета и позволит существенно расширить экспорт образовательных услуг.
Санкт-Петербургский государственный университет войдет в число признанных в российской и международной академической среде лидеров фундаментальных научных исследований, а также расширит спектр прикладных исследований, в том числе для создания коммерческих продуктов на основе результатов исследовательских работ.
Увеличится доля научно-педагогических работников, ведущих научную работу в рамках финансирования за счет российских и международных научных фондов. Повысится эффективность участия научно-педагогических работников университета в конкурсах в рамках в федеральных и региональных целевых программ.
Уровень научных исследований, материально-техническое, инфраструктурное и кадровое обеспечение условий научной работы сделает Санкт-Петербургский университет привлекательным для зарубежных исследователей. Возрастут число иностранных ученых, работающих в лабораториях университета, показатели академической мобильности ученых Санкт-Петербургского университета и количество совместных проектов с исследовательскими коллективами зарубежных научно-образовательных центров.
Высокая эффективность фундаментальных и прикладных исследований повысит привлекательность Санкт-Петербургского университета для заказчиков прикладных исследований, расширит круг его партнеров и обеспечит рост объемов финансирования научных исследований.
Санкт-Петербургский университет существенно расширит число поданных заявок на защиту объектов интеллектуальной собственности. Это позволит обеспечить к 2020 году долю финансирования от реализации объектов интеллектуальной собственности за счет средств внебюджетных источников до 10 процентов общего объема такого финансирования.
Санкт-Петербургский университет станет лидером в области экспертной деятельности. На основе сформированной практики оказания экспертных услуг и сформированного университетского корпуса экспертов по широкому спектру направлений планируется осуществить к 2016 году организационно и технологически качественно новый уровень этой деятельности, отвечающий потребностям в экспертных услугах граждан, органов власти, крупных корпораций, среднего и малого бизнеса.
Выход образовательной, научно-исследовательской, инновационной и экспертной деятельности на качественно новый уровень позволит Санкт-Петербургскому университету как лидеру российской системы высшего профессионального образования сосредоточить усилия на решении следующих ключевых задач социально-экономического развития Российской Федерации:
развитие человеческого потенциала через научно обоснованную практику создания и реализации актуальных образовательных программ;
развитие кадровых и нормативно-правовых ресурсов для интегрированной с высшим образованием системы научных исследований и разработок, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала;
формирование социально ответственной элиты, обеспечивающей устойчивое функционирование государственных и общественных институтов;
научное, экспертное и правовое обеспечение модернизации российской экономики на основе инновационного развития научно-технологического потенциала Санкт-Петербургского университета.
Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 2749-р в наименование внесены изменения
Приложение N 1
к программе развития федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
"Санкт-Петербургский государственный
университет" до 2020 года
Объем
финансового обеспечения в 2010 - 2013 годах мероприятий программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" до 2020 года
26 июня 2014 г., 30 декабря 2015 г.
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Распоряжением Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. N 1932-р в приложение внесены изменения
Приложение N 1.1
к программе развития федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего образования "Санкт-Петербургский
государственный университет" до 2020 года
Объем
финансового обеспечения в 2014 - 2017 годах мероприятий программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" до 2020 года
30 декабря 2015 г., 13 сентября 2016 г.
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
|
2014-2017 годы |
В том числе |
|||||||||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||||||||||||
всего |
в том числе |
||||||||||||||
средства федерального бюджета |
внебюджетные средства |
всего |
средства федерального бюджета |
внебюджетные средства |
всего |
средства федерального бюджета |
внебюджетные средства |
всего |
средства федерального бюджета |
внебюджетные средства |
всего |
средства федерального бюджета |
внебюджетные средства |
||
I. Системное развитие образовательных программ
| |||||||||||||||
1. Разработка и внедрение системы контроля качества образования |
49 |
- |
49 |
2 |
- |
2 |
21 |
- |
21 |
10 |
- |
10 |
16 |
- |
16 |
2. Разработка новых механизмов управления образовательными программами (переход на программный принцип организации образовательной деятельности) |
142,2 |
105,2 |
37 |
51 |
40 |
11 |
50 |
50 |
- |
41,2 |
15,2 |
26 |
- |
- |
- |
3. Актуализация существующих образовательных программ и разработка новых образовательных программ |
164 |
- |
164 |
5 |
- |
5 |
53 |
- |
53 |
53 |
- |
53 |
53 |
- |
53 |
4. Интернационализация образовательных программ |
84 |
- |
84 |
11 |
- |
11 |
26 |
- |
26 |
21 |
- |
21 |
26 |
- |
26 |
5. Развитие академической мобильности посредством освоения обучающимися части образовательной программы или отдельных периодов обучения в вузе-партнере и (или) реализации образовательных программ с получением 2 дипломов |
26,8 |
6,8 |
20 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6,8 |
6,8 |
- |
20 |
- |
20 |
Всего по разделу I |
466 |
112 |
354 |
69 |
40 |
29 |
150 |
50 |
100 |
132 |
22 |
110 |
115 |
- |
115 |
II. Системное развитие научных исследований, экспертной и инновационной деятельности
| |||||||||||||||
6. Развитие академической мобильности через повышение квалификации, обмен стажерами и приглашение перспективных исследователей из других российских и зарубежных организаций в Санкт-Петербургский университет |
281,7 |
261,7 |
20 |
100,2 |
100,2 |
- |
75 |
75 |
- |
86,5 |
86,5 |
- |
20 |
- |
20 |
7. Создание системы планирования и поддержки научной и инновационной деятельности |
49 |
- |
49 |
6 |
- |
6 |
16 |
- |
16 |
11 |
- |
11 |
16 |
- |
16 |
8. Разработка и реализация подходов к актуализации тематики исследований в фундаментальной и прикладной науке |
32 |
- |
32 |
11 |
- |
11 |
- |
- |
- |
21 |
- |
21 |
- |
- |
- |
9. Развитие инновационной деятельности |
50 |
- |
50 |
1 |
- |
1 |
11 |
- |
11 |
6 |
- |
6 |
32 |
- |
32 |
10. Расширение внутрироссийской и международной кооперации в научной деятельности |
23 |
- |
23 |
1 |
- |
1 |
8 |
- |
8 |
3 |
- |
3 |
11 |
- |
11 |
11. Развитие университетского экспертного сообщества |
175 |
- |
175 |
5 |
- |
5 |
50 |
- |
50 |
20 |
- |
20 |
100 |
- |
100 |
12. Расширение экспертной и консалтинговой деятельности |
32 |
- |
32 |
2 |
- |
2 |
10 |
- |
10 |
5 |
- |
5 |
15 |
- |
15 |
Всего по разделу II |
642,7 |
261,7 |
381 |
126,2 |
100,2 |
26 |
170 |
75 |
95 |
152,5 |
86,5 |
66 |
194 |
- |
194 |
III. Системное развитие инфраструктурного комплекса для обеспечения образовательной, научно-исследовательской, экспертной и информационной деятельности
| |||||||||||||||
13. Создание и развитие исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых и ресурсных центров для решения актуальных научных задач в области нанотехнологий и материаловедения |
349,7 |
326,7 |
23 |
253 |
250 |
3 |
15 |
10 |
5 |
81,7 |
66,7 |
15 |
- |
- |
- |
14. Создание и развитие исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых и ресурсных центров для решения актуальных научных задач в области информационных систем |
66,1 |
46,1 |
20 |
10 |
10 |
- |
20 |
10 |
10 |
36,1 |
26,1 |
10 |
- |
- |
- |
15. Создание и развитие исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых и ресурсных центров для решения актуальных научных задач в области биомедицины и здоровья человека* |
1218,5 |
1193,5 |
25 |
345 |
345 |
- |
606 |
591 |
15 |
267,5 |
257,5 |
10 |
- |
- |
- |
16. Создание и развитие исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых и ресурсных центров для решения актуальных научных задач в области экологии и рационального природопользования |
105 |
85 |
20 |
55 |
55 |
- |
40 |
30 |
10 |
10 |
- |
10 |
- |
- |
- |
17. Создание и развитие исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых и ресурсных центров для решения актуальных научных задач в области исследования социальных процессов и технологий |
155,5 |
135,5 |
20 |
10 |
10 |
- |
24 |
14 |
10 |
121,5 |
111,5 |
10 |
- |
- |
- |
18. Создание университетской медицинской клиники |
186,4 |
171,4 |
15 |
15 |
- |
15 |
- |
- |
- |
171,4 |
171,4 |
- |
- |
- |
- |
Всего по разделу III |
2081,2 |
1958,2 |
123 |
688 |
670 |
18 |
705 |
655 |
50 |
688,2 |
633,2 |
55 |
- |
- |
- |
IV. Развитие систем управления научно-образовательным комплексом Санкт-Петербургского университета и механизмов взаимодействия с российскими и международными партнерами
| |||||||||||||||
19. Развитие системы управления |
760 |
- |
760 |
160 |
- |
160 |
200 |
- |
200 |
200 |
- |
200 |
200 |
- |
200 |
20. Создание системы подготовки управленческих кадров |
430,1 |
70,1 |
360 |
154,8 |
24,8 |
130 |
105 |
25 |
80 |
120,3 |
20,3 |
100 |
50 |
- |
50 |
21. Создание научных основ современных управленческих технологий |
180 |
- |
180 |
- |
- |
- |
60 |
- |
60 |
30 |
- |
30 |
90 |
- |
90 |
22. Расширение взаимодействия с государственными и негосударственными организациями |
70 |
- |
70 |
10 |
- |
10 |
20 |
- |
20 |
20 |
- |
20 |
20 |
- |
20 |
23. Создание информационной среды для доступа к интеллектуальным и информационным ресурсам Санкт-Петербургского университета |
592 |
498 |
94 |
166 |
165 |
1 |
128 |
95 |
33 |
248 |
238 |
10 |
50 |
- |
50 |
Всего по разделу IV |
2032,1 |
568,1 |
1464 |
490,8 |
189,8 |
301 |
513 |
120 |
393 |
618,3 |
258,3 |
360 |
410 |
- |
410 |
Итого по Программе |
5222 |
2900 |
2322 |
1374 |
1000 |
374 |
1538 |
900 |
638 |
1591 |
1000 |
591 |
719 |
- |
719 |
Распоряжением Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. N 1932-р сноска изложена в новой редакции
______________________________
* В том числе до 75 млн рублей за счет средств федерального бюджета, выделенных на реализацию Программы в 2015 году, и до 37,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, выделенных на реализацию Программы в 2016 году, в качестве софинансирования комплексной научной программы "Трансляционная биомедицина в СПбГУ" в соответствии с соглашением между Российским научным фондом и организацией о предоставлении гранта на реализацию в 2014-2018 годах комплексной научной программы, предусматривающей развитие организации в целях укрепления кадрового потенциала науки, проведения научных исследований и разработок мирового уровня, создания наукоемкой продукции, от 31 декабря 2014 г.
Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 2749-р в приложение внесены изменения
Приложение N 2
к программе развития федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего
образования "Санкт-Петербургский
государственный университет" до 2020 года
Целевые индикаторы
программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" до 2020 года
26 июня 2014 г., 30 декабря 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства РФ от 7 октября 2010 г. N 1696-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 18 октября 2010 г. N 42 ст. 5415
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2020 г. N 150-р
Изменения вступают в силу с 30 января 2020 г.
Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2017 г. N 2583-р
Распоряжение Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. N 1932-р
Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 2749-р
Распоряжение Правительства РФ от 26 июня 2014 г. N 1156-р