Приложение N 14
Примерная программа
переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории "D1" на подкатегорию "В1" (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2015 г. N 486)
I. Пояснительная записка
Примерная программа переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории "D1" на подкатегорию "В1" (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа) (далее - Примерная программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4000; N 31, ст. 4196; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4590, ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4320; 2013, N 17, ст. 2032; N 19, ст. 2319; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4029; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 7002; 2014, N 42, ст. 5615) (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53), на основании Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816), Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395), с изменением, внесенным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 977 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2013 г., регистрационный N 29969).
Содержание Примерной программы представлено пояснительной запиской, примерным учебным планом, примерными рабочими программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения Примерной программы, условиями реализации Примерной программы, системой оценки результатов освоения Примерной программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию Примерной программы.
Примерный учебный план содержит перечень учебных предметов специального цикла с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.
Специальный цикл включает учебные предметы:
"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств подкатегории "В1" как объектов управления";
"Основы управления транспортными средствами подкатегории "В1";
"Вождение транспортных средств подкатегории "В1" (с механической трансмиссией / с автоматической трансмиссией)".
Примерные рабочие программы учебных предметов раскрывают рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.
Условия реализации Примерной программы содержат организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию Примерной программы.
Примерная программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.
Примерная программа может быть использована для разработки образовательной программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе Примерной программы (далее - образовательная программа), для лиц с ограниченными возможностями здоровья при соблюдении условий, без которых невозможно или затруднительно освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Примерная программа может быть использована для разработки образовательной программы для лиц, не достигших 18 лет.
II. Примерный учебный план
Таблица 1
Учебные предметы |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Учебные предметы специального цикла | |||
"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств подкатегории "В1" как объектов управления" |
4 |
2 |
2 |
Основы управления транспортными средствами подкатегории "В1" |
6 |
4 |
2 |
Вождение транспортных средств подкатегории "В1" (с механической трансмиссией / с автоматической трансмиссией)*(152) |
8/6 |
- |
8/6 |
Квалификационный экзамен | |||
Квалификационный экзамен |
4 |
2 |
2 |
Итого |
22/20 |
8 |
14/12 |
III. Примерные рабочие программы учебных предметов
3.1. Специальный цикл Примерной программы.
3.1.1. Учебный предмет "Устройство и техническое обслуживание транспортных средств подкатегории "В1" как объектов управления".
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 2
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Устройство транспортных средств | |||
Общее устройство трицикла и квадрицикла |
1 |
1 |
- |
Ходовая часть и механизмы управления |
1 |
1 |
- |
Итого по разделу |
2 |
2 |
- |
Техническое обслуживание | |||
Устранение неисправностей*(153) |
2 |
- |
2 |
Итого по разделу |
2 |
- |
2 |
Итого |
4 |
2 |
2 |
3.1.1.1. Устройство транспортных средств.
Общее устройство трицикла и квадрицикла: классификация трициклов и квадрициклов по типу двигателя и общей компоновке; общее устройство трицикла и квадрицикла; назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем; краткие технические характеристики трициклов и квадрициклов.
Ходовая часть и механизмы управления: несущая система, рама, мосты; передняя и задняя подвески, их назначение, основные виды, устройство и принцип работы; влияние неисправностей подвесок на безопасность движения; неисправности ходовой части, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства; тормозные механизмы и тормозные приводы; запасная тормозная система; неисправности тормозных систем, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства; назначение систем рулевого управления, их разновидности и принципиальные схемы; общее устройство и принцип работы систем рулевого управления; неисправности систем рулевого управления, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
3.1.1.2. Техническое обслуживание.
Устранение неисправностей: проверка и доведение до нормы уровня масла в системе смазки двигателя; проверка и доведение до нормы уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя; проверка и доведение до нормы уровня тормозной жидкости в гидроприводе сцепления и тормозной системы; проверка состояния аккумуляторной батареи; проверка и доведение до нормы давления воздуха в шинах колес; снятие и установка колеса; снятие и установка аккумуляторной батареи; снятие и установка электроламп; снятие и установка плавкого предохранителя.
3.1.2. Учебный предмет "Основы управления транспортными средствами подкатегории "В1".
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 3
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Приемы управления транспортным средством |
2 |
2 |
- |
Управление транспортным средством в штатных ситуациях |
2 |
1 |
1 |
Управление транспортным средством в нештатных ситуациях |
2 |
1 |
1 |
Итого |
6 |
4 |
2 |
Приемы управления транспортным средством: рабочее место водителя; оптимальная рабочая поза водителя; регулировка зеркал заднего вида; техника выполнения операций с органами управления скоростью, сцеплением, тормозом; правила пользования сцеплением, обеспечивающие его длительную и надежную работу; порядок пуска двигателя в различных температурных условиях; порядок действий органами управления при трогании с места, разгоне с последовательным переключением передач в восходящем порядке, снижении скорости движения с переключением передач в нисходящем порядке, торможении двигателем; выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения; способы торможения в штатных и нештатных ситуациях; особенности управления транспортным средством при наличии антиблокировочной системы тормозов (далее - АБС); особенности управления транспортным средством с автоматической трансмиссией.
Управление транспортным средством в штатных ситуациях: маневрирование в ограниченном пространстве; обеспечение безопасности при движении задним ходом; использование зеркал заднего вида; способы парковки транспортного средства; действия водителя при движении в транспортном потоке; выбор оптимальной скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала в транспортном потоке; расположение транспортного средства на проезжей части в различных условиях движения; управление транспортным средством при прохождении поворотов различного радиуса; выбор безопасной скорости и траектории движения; алгоритм действий водителя при выполнении перестроений и объезде препятствий; условия безопасной смены полосы движения; порядок выполнения обгона и опережения; определение целесообразности обгона и опережения; условия безопасного выполнения обгона и опережения; встречный разъезд; способы выполнения разворота вне перекрестков; остановка на проезжей части дороги и за ее пределами; действия водителей транспортных средств при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена; проезд перекрестков; выбор скорости и траектории движения при проезде перекрестков; опасные ситуации при проезде перекрестков; управление транспортным средством при проезде пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей; порядок движения в жилых зонах; особенности управления транспортным средством при движении по автомагистралям, а также при въезде на автомагистрали и съезде с них; управление транспортным средством в горной местности, на крутых подъемах и спусках, при движении по опасным участкам дорог (сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия); меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог; ограждения ремонтируемых участков дорог, применяемые предупредительные и световые сигналы; управление транспортным средством при движении в условиях недостаточной видимости (темное время суток, туман, дождь, снегопад); особенности управления транспортным средством при движении по дороге с низким коэффициентом сцепления дорожного покрытия (в гололедицу); пользование зимними дорогами (зимниками); движение по ледовым переправам; движение по бездорожью; перевозка пассажиров; перевозка грузов. Решение ситуационных задач.
Управление транспортным средством в нештатных ситуациях: понятие о нештатной ситуации; причины возможных нештатных ситуаций; действия органами управления скоростью и тормозом при буксовании и блокировке колес; регулирование скорости в процессе разгона, предотвращающее буксование ведущих колес; действия водителя при блокировке колес в процессе экстренного торможения; объезд препятствия как средство предотвращения наезда; занос и снос транспортного средства, причины их возникновения; действия водителя по предотвращению и прекращению заноса и сноса транспортного средства; действия водителя с учетом типа привода транспортного средства при превышении безопасной скорости на входе в поворот; действия водителя при угрозе столкновения; действия водителя при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, отрыве рулевых тяг привода рулевого управления; действия водителя при возгорании транспортного средства. Решение ситуационных задач.
3.1.3. Учебный предмет "Вождение транспортных средств подкатегории "В1" (для транспортных средств с механической трансмиссией).
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 4
Наименование заданий |
Количество часов практического обучения |
Первоначальное обучение вождению | |
Посадка, действия органами управления*(154) |
1 |
Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя |
1 |
Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения |
3 |
Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода |
1 |
Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование |
2 |
Итого |
8 |
Первоначальное обучение вождению.
Посадка, действия органами управления*(2): ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами, регулировка зеркал заднего вида; действия органами управления сцеплением и подачей топлива; взаимодействие органами управления сцеплением и подачей топлива; действия органами управления сцеплением и переключением передач; взаимодействие органами управления сцеплением, переключением передач и подачей топлива при переключении передач в восходящем и нисходящем порядке; действия органами управления рабочим и стояночным тормозами; взаимодействие органами управления подачей топлива и рабочим тормозом; взаимодействие органами управления сцеплением, подачей топлива, переключением передач, рабочим и стояночным тормозами; отработка приемов руления.
Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя: действия при пуске и выключении двигателя; действия при переключении передач в восходящем порядке; действия при переключении передач в нисходящем порядке; действия при остановке; действия при пуске двигателя, начале движения, переключении передач в восходящем порядке, переключении передач в нисходящем порядке, остановке, выключении двигателя.
Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения: начало движения, разгон с переключением передач в восходящем порядке и снижение скорости с переключением передач в нисходящем порядке при движении по кольцевому маршруту, торможение двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением плавного торможения; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением прерывистого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением ступенчатого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением экстренного торможения.
Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода: начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение правого указателя поворота, поворот направо, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение левого указателя поворота, поворот налево, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, выбор места для разворота, снижение скорости, включение правого указателя поворота, остановка, включение левого указателя поворота, разворот без применения заднего хода, разгон; проезд перекрестка и пешеходного перехода.
Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование: въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом и выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами направо и налево; проезд по траектории "змейка" передним и задним ходом; разворот с применением заднего хода в ограниченном по ширине пространстве; движение по габаритному тоннелю передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево); движение по наклонному участку, остановка на подъёме, начало движения на подъеме, остановка на спуске, начало движения на спуске; постановка на стоянку передним и задним ходом параллельно краю проезжей части; въезд в "бокс" передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).
3.1.4. Учебный предмет "Вождение транспортных средств подкатегории "В1" (для транспортных средств с автоматической трансмиссией).
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 5
Наименование заданий |
Количество часов практического обучения |
Первоначальное обучение вождению | |
Посадка, действия органами управления*(155) |
1 |
Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка с применением различных способов торможения |
2 |
Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода |
1 |
Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование |
2 |
Итого |
6 |
Первоначальное обучение вождению.
Посадка, действия органами управления*(3): ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами, регулировка зеркал заднего вида; действия органами управления подачей топлива, рабочим и стояночным тормозами; взаимодействие органами управления подачей топлива и рабочим тормозом; отработка приемов руления; действия при пуске и выключении двигателя; действия при увеличении и уменьшении скорости движения; действия при остановке; действия при пуске двигателя, начале движения, увеличении и уменьшении скорости движения, остановке, выключении двигателя.
Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка с применением различных способов торможения: начало движения, движение по кольцевому маршруту с увеличением и уменьшением скорости, торможение двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением плавного торможения; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением прерывистого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением ступенчатого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением экстренного торможения.
Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода: начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, включение правого указателя поворота, поворот направо, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, включение левого указателя поворота, поворот налево, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, выбор места для разворота, снижение скорости, включение правого указателя поворота, остановка, включение левого указателя поворота, разворот без применения заднего хода, разгон; проезд перекрестка и пешеходного перехода.
Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование: въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом и выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами направо и налево; проезд по траектории "змейка" передним и задним ходом; разворот с применением заднего хода в ограниченном по ширине пространстве; движение по габаритному тоннелю передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево); движение по наклонному участку, остановка на подъёме, начало движения на подъеме, остановка на спуске, начало движения на спуске; постановка на стоянку передним и задним ходом параллельно краю проезжей части; въезд в "бокс" передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).
IV. Планируемые результаты освоения Примерной программы
В результате освоения образовательной программы обучающиеся должны знать:
основы законодательства в сфере дорожного движения;
особенности обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
основы безопасного управления транспортными средствами;
цели и задачи управления системами "водитель - автомобиль - дорога" и "водитель - автомобиль";
особенности наблюдения за дорожной обстановкой;
способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;
порядок вызова аварийных и спасательных служб;
основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;
основы обеспечения детской пассажирской безопасности;
проблемы, связанные с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств и их последствиями;
состояния, при которых оказывается первая помощь;
мероприятия и современные рекомендации по оказанию первой помощи;
методики и последовательность действий по оказанию первой помощи;
состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила использования ее компонентов.
В результате освоения образовательной программы обучающиеся должны уметь:
безопасно и эффективно управлять транспортным средством в различных условиях движения;
соблюдать Правила дорожного движения*(156) при управлении транспортным средством;
управлять своим эмоциональным состоянием;
конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении;
выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства;
устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства;
выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения;
информировать других участников движения о намерении изменить скорость и траекторию движения транспортного средства, подавать предупредительные сигналы рукой;
использовать зеркала заднего вида при маневрировании;
прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством;
своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;
выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;
совершенствовать свои навыки управления транспортным средством.
V. Условия реализации Примерной программы
5.1. Организационно-педагогические условия реализации Примерной программы должны обеспечивать реализацию Примерной программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям и способностям обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность, проводит тестирование обучающихся с помощью соответствующих специалистов или с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) тестирования и развития психофизиологических качеств водителя.
Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.
Наполняемость учебной группы не должна превышать 30 человек.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий должна составлять 1 академический час (45 минут). Продолжительность учебного часа практического обучения вождению должна составлять 1 астрономический час (60 минут).
Расчетная формула для определения общего числа учебных кабинетов для теоретического обучения:
;
где П - число необходимых помещений;
- расчетное учебное время полного курса теоретического обучения на одну группу, в часах;
n - общее число групп;
0,75 - постоянный коэффициент (загрузка учебного кабинета принимается равной 75%);
- фонд времени использования помещения в часах.
Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучающимся в соответствии с графиком очередности обучения вождению.
Обучение вождению состоит из первоначального обучения вождению на закрытых площадках или автодромах.
На занятии по вождению мастер производственного обучения должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, подкатегории, а так же удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, подкатегории.
Транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно соответствовать материально-техническим условиям, предусмотренным пунктом 5.4 Примерной программы.
5.2. Педагогические работники, реализующие программы профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов, мастера производственного обучения, должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональных стандартах.
5.3. Информационно-методические условия реализации образовательной программы включают:
учебный план;
календарный учебный график;
рабочие программы учебных предметов;
методические материалы и разработки;
расписание занятий.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.11. Материально-технические условия реализации образовательной программы.
Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя (далее - АПК) должен обеспечивать оценку и возможность повышать уровень психофизиологических качеств, необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств производится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК с целью повышения достоверности и снижения субъективности в процессе тестирования.
АПК должны обеспечивать тестирование следующих профессионально важных качеств водителя: психофизиологических (оценка готовности к психофизиологическому тестированию, восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности, скорость формирования психомоторных навыков, оценка моторной согласованности действий рук); свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость).
АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонии, утомлении, стрессе и тренировке свойств внимания (концентрации, распределения).
АПК должен обеспечивать защиту персональных данных.
Учебные транспортные средства подкатегории "В1" должны быть представлены механическими транспортными средствами, зарегистрированными в установленном порядке.
Расчет количества необходимых механических транспортных средств осуществляется по формуле:
;
где Nтс - количество автотранспортных средств;
Т - количество часов вождения в соответствии с учебным планом;
К - количество обучающихся в год;
t - время работы одного учебного транспортного средства равно: 7,2 часа - один мастер производственного обучения на одно учебное транспортное средство, 14,4 часа - два мастера производственного обучения на одно учебное транспортное средство;
24,5 - среднее количество рабочих дней в месяц;
12 - количество рабочих месяцев в году;
1 - количество резервных учебных транспортных средств.
Перечень учебного оборудования
Таблица 6
Наименование учебного оборудования |
Единица измерения |
Количество |
Оборудование и технические средства обучения |
|
|
Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя (АПК)*(157) |
комплект |
|
Компьютер с соответствующим программным обеспечением |
комплект |
1 |
Мультимедийный проектор |
комплект |
1 |
Экран (монитор, электронная доска)*(158) |
комплект |
1 |
Магнитная доска со схемой населенного пункта |
комплект |
1 |
Учебно-наглядные пособия*(159) |
|
|
Основы управления транспортными средствами |
|
|
Сложные дорожные условия |
шт |
1 |
Виды и причины ДТП |
шт |
1 |
Типичные опасные ситуации |
шт |
1 |
Сложные метеоусловия |
шт |
1 |
Движение в темное время суток |
шт |
1 |
Посадка водителя за рулем. Экипировка водителя |
шт |
1 |
Способы торможения |
шт |
1 |
Тормозной и остановочный путь |
шт |
1 |
Действия водителя в критических ситуациях |
шт |
1 |
Силы, действующие на транспортное средство |
шт |
1 |
Управление трициклом (квадрициклом) в нештатных ситуациях. |
шт |
1 |
Профессиональная надежность водителя |
шт |
1 |
Дистанция и боковой интервал. Организация наблюдения в процессе управления транспортным средством |
шт |
1 |
Влияние дорожных условий на безопасность движения |
шт |
1 |
Безопасное прохождение поворотов |
шт |
1 |
Безопасность пассажиров транспортных средств |
шт |
1 |
Безопасность пешеходов и велосипедистов |
шт |
1 |
Типичные ошибки пешеходов |
шт |
1 |
Типовые примеры допускаемых нарушений ПДД |
шт |
1 |
Устройство и техническое обслуживание транспортных средств подкатегории "В1" как объектов управления |
|
|
Классификация трициклов и квадрициклов |
шт |
1 |
Общее устройство трицикла и (квадрицикла) |
шт |
1 |
Общее устройство и принцип работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания. |
шт |
1 |
Общее устройство и принцип работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. |
шт |
1 |
Горюче-смазочные материалы и специальные жидкости |
шт |
1 |
Схемы трансмиссии трициклов и квадрициклов с различными типами приводов |
шт |
1 |
Общее устройство и принцип работы сцепления |
шт |
1 |
Устройство механического привода выключения сцепления |
шт |
1 |
Устройство гидравлического привода выключения сцепления |
шт |
1 |
Общее устройство и принцип работы механической коробки передач |
шт |
1 |
Общее устройство и принцип работы гидромеханической и бесступенчатой коробки передач |
шт |
1 |
Назначение и общее устройство раздаточной коробки |
шт |
1 |
Главная передача, карданная передача и приводы управляемых колес. |
шт |
1 |
Общее устройство рамы трицикла (квадрицикла) |
шт |
1 |
Передняя и задняя подвески трицикла (квадрицикла) |
шт |
1 |
Конструкции автомобильных шин, их устройство и маркировка. |
шт |
1 |
Виды и маркировка дисков колес |
шт |
1 |
Тормозные системы трициклов и квадрициклов |
шт |
1 |
Рулевое управление трициклов и квадрициклов |
шт |
1 |
Общее устройство и маркировка аккумуляторных батарей |
шт |
1 |
Общее устройство и принцип работы генератора |
шт |
1 |
Общее устройство и принцип работы стартера |
шт |
1 |
Общее устройство и принцип работы бесконтактной и микропроцессорной систем зажигания. |
шт |
|
Общее устройство и принцип работы, внешних световых приборов и звуковых сигналов |
шт |
1 |
Контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание трицикла (квадрицикла) |
шт |
1 |
Информационные материалы |
|
|
Информационный стенд |
|
|
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" |
шт |
1 |
Копия лицензии с соответствующим приложением |
шт |
1 |
Примерная программа переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории "D1" на подкатегорию "В1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа |
шт |
1 |
Программа переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории "D1" на подкатегорию "В1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, согласованная с Госавтоинспекцией |
шт |
1 |
Федеральный закон "О защите прав потребителей" |
шт |
1 |
Учебный план |
шт |
1 |
Тематические планы по предметам обучения |
шт |
1 |
Расписание занятий (на каждую учебную группу) |
шт |
1 |
График учебного вождения (на каждую учебную группу) |
шт |
1 |
Книга жалоб и предложений |
шт |
1 |
Адрес официального сайта в "Интернет" |
|
|
Участки закрытой площадки или автодрома (в том числе автоматизированного) для первоначального обучения вождению транспортных средств, используемые для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерной программой, должны иметь ровное и однородное асфальто- или цементобетонное покрытие, обеспечивающее круглогодичное функционирование. Закрытая площадка или автодром должны иметь установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по их территории транспортных средств и пешеходов, за исключением учебных транспортных средств, используемых в процессе обучения.
Наклонный участок (эстакада) должен иметь продольный уклон относительно поверхности закрытой площадки или автодрома в пределах 8-16% включительно, использование колейной эстакады не допускается.
Размеры закрытой площадки или автодрома для первоначального обучения вождению транспортных средств должны составлять не менее 0,24 га.
При проведении промежуточной аттестации и квалификационного экзамена коэффициент сцепления колес транспортного средства с покрытием закрытой площадки или автодрома в целях безопасности, а также обеспечения объективности оценки в разных погодных условиях должен быть не ниже 0,4 по ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения"*(160), что соответствует влажному асфальтобетонному покрытию.
Для разметки границ выполнения соответствующих заданий применяются конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые. Если размеры закрытой площадки или автодрома не позволяют одновременно разместить на их территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерной программой, то необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы для поочередного выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, ленту оградительную, разметку временную.
Поперечный уклон участков закрытой площадки или автодрома, используемых для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерной программой, должен обеспечивать водоотвод с их поверхности. Продольный уклон закрытой площадки или автодрома (за исключением наклонного участка (эстакады) должен быть не более 100.
В случае проведения обучения в темное время суток освещенность закрытой площадки или автодрома должна быть не менее 20 лк. Отношение максимальной освещенности к средней должно быть не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.
На автодроме должен оборудоваться перекресток (регулируемый или нерегулируемый) пешеходный переход, устанавливаться дорожные знаки.
Автодромы, кроме того, должны быть оборудованы средствами организации дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 52290-2004), ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 52282-2004), ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". Допускается использование дорожных знаков I или II типоразмера по ГОСТ Р 52290-2004, светофоров типа Т.1 по ГОСТ Р 52282-2004 и уменьшение норм установки дорожных знаков, светофоров*(161).
Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.
Условия реализации Примерной программы составляют требования к учебно-материальной базе организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Оценка состояния учебно-материальной базы по результатам самообследования образовательной организацией размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
VI. Система оценки результатов освоения Примерной программы
Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений*(162).
Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится по предметам:
"Основы законодательства в сфере дорожного движения";
"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств подкатегории "В1" как объектов управления";
"Основы управления транспортными средствами подкатегории "В1".
Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Практическая квалификационная работа заключается в выполнении заданий по управлению транспортным средством подкатегории "В1" на закрытой площадке или автодроме.
Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя*(163).
При обучении вождению на транспортном средстве, оборудованном автоматической трансмиссией, в свидетельстве о профессии водителя делается соответствующая запись.
Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность на бумажных и (или) электронных носителях.
VII. Учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию Примерной программы
Учебно-методические материалы представлены:
настоящей Примерной программой;
образовательной программой, согласованной с Госавтоинспекцией и утвержденной руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность;
методическими рекомендациями по организации образовательного процесса, утвержденными руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность;
материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденными руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.