Распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 434-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года.
2. Минкультуры России обеспечить реализацию Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
разработать комплекс мер, направленных на сохранение и развитие циркового дела;
учитывать положения Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года при утверждении региональных программ развития культуры.
Председатель Правительства |
В. Путин |
Москва
2 апреля 2012 г.
N 434-р
Концепция
развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года
(одобрена распоряжением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 434-р)
I. Общие положения
Российский цирк является выдающимся творческим явлением в мировом художественном пространстве, обладая собственными уникальными традициями, художественными открытиями, трюковыми ноу-хау, а также другими авторскими разработками, получившими признание и распространение в мире. Цирковые представления с участием российских артистов имеют широчайшую географию и пользуются успехом во многих странах, их номера и аттракционы постоянно завоевывают призовые места на международных конкурсах и фестивалях.
В современных условиях требуется переход к качественно новому развитию циркового дела в Российской Федерации, в том числе путем:
модернизации и развития российского цирка, внедрения и распространения новых цирковых продуктов, совершенствования механизмов поддержки;
расширения спектра и улучшения качества услуг цирков;
модернизации системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, задействованных в цирковом деле.
Современное состояние циркового дела в России обусловлено как изменившимися политическими, социальными и экономическими условиями, так и внутренними проблемами самой цирковой системы. Последние два десятилетия наблюдается замедление организационно-экономического и художественно-творческого развития отечественного цирка. Недостаточно развиваются новые направления циркового искусства. Снижается художественно-эстетический уровень цирковых представлений. Падает престиж профессии циркового артиста. Кадровый состав нуждается в обновлении, требуется совершенствование программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки артистов цирка, а также специалистов - управленцев (менеджеров) в сфере циркового дела. Имущественный комплекс нуждается в модернизации, реконструкции и капитальном ремонте. В управлении цирковым делом не в полной мере используются современные маркетинговые методы и инструменты продвижения услуг, оказываемых цирковыми организациями на мировом и внутреннем рынке. Общественные организации и объединения не оказывают ощутимого влияния на развитие циркового дела в стране.
Государственная поддержка циркового дела должна базироваться на следующих принципах:
обеспечение доступности циркового продукта для социально незащищенных слоев, жителей отдаленных регионов и населенных пунктов страны, не имеющих специально оборудованных помещений для показа цирковых программ;
сочетание государственной поддержки создания циркового продукта и рыночных принципов организации его распространения;
предоставление социальных гарантий цирковым артистам, улучшение условий их труда и отдыха;
выработка эффективных механизмов поддержки цирковой деятельности вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности цирковых организаций;
формирование эффективной системы взаимодействия между органами власти всех уровней, а также институтами гражданского общества в целях развития циркового дела;
использование механизмов государственно-частного партнерства, в том числе распространение практики заключения концессионных соглашений для привлечения дополнительных источников финансирования циркового дела;
создание условий для развития любительского циркового движения, самоорганизации циркового сообщества, активизации общественных институтов.
Следует отметить, что несмотря на то, что поддержка деятельности цирков со стороны государства осуществляется на постоянной основе, ее явно недостаточно.
Разработка настоящей Концепции осуществлялась в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В настоящей Концепции учтены предложения специалистов в области циркового искусства, представителей цирковых творческих союзов, федеральных органов исполнительной власти, органов законодательной власти Российской Федерации, органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также результаты общественного обсуждения развития циркового дела на различных публичных мероприятиях.
Сроки реализации настоящей Концепции - 2012 - 2020 годы.
План мероприятий по реализации настоящей Концепции приводится в приложении.
В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
"цирковое дело" - организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление цирковой деятельности;
"цирковая деятельность" - деятельность, направленная на создание и (или) показ произведений циркового искусства;
"цирковое искусство" - вид исполнительских искусств (наряду с театральным и музыкальным), отличающийся дивертисментным характером, предусматривающий демонстрацию силы, ловкости и смелости, а также необычного и смешного;
"жанры циркового искусства" - исторически сложившиеся группы цирковых номеров, эстетически близких между собой и имеющих общий функциональный признак (акробатика, атлетика, гимнастика, дрессура, жонглирование, иллюзия, клоунада, пантомима, эквилибристика);
"цирк":
обобщенное наименование всех видов зрелищных номеров, аттракционов, программ, спектаклей, решаемых средствами цирковой выразительности;
специальное зрелищное сооружение с куполообразным покрытием и манежем, предназначенное для создания и (или) показа цирковых произведений;
"номер":
отдельное законченное выступление, исполняемое в цирковом представлении одним или несколькими артистами;
творчески-организованная совокупность элементов, в основе которой лежит завершенный художественно-цирковой образ;
"аттракцион" - центральный номер циркового представления, отличающийся элементами новизны, трюковой насыщенностью, высоким исполнительским мастерством и зрелищными эффектами;
"представление в цирке" - цирковая программа или спектакль;
"цирковая программа" - совокупность номеров, интермедий, пролога, эпилога и т.п., составляющих цирковое представление;
"цирковой спектакль" - сюжетно-тематическое цирковое представление;
"постановка" - создание цирковых спектаклей, программ, номеров;
"цирковой конвейер" - объединение цирковых номеров и аттракционов в цирковые программы, которые поочередно демонстрируются в цирках страны;
"репертуар" - совокупность цирковых произведений, готовых к показу или показанных за определенный период зрителям;
"репетиционный период" - период творческой работы артистов под руководством режиссера, педагога или тренера по подготовке новых, доработке или восстановлению ранее созданных цирковых произведений;
"цирковые фестивали (смотры, конкурсы)" - вид творческого соревнования, публичный показ достижений циркового искусства;
"цирковой продюсер (импресарио и т.п.)" - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание и (или) показ циркового представления.
II. Цель и задачи Концепции
Цель настоящей Концепции - развитие циркового дела и создание условий для его эффективного функционирования в соответствии с современными требованиями и условиями.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
популяризация циркового искусства среди населения и увеличение его вклада в культурную жизнь страны;
повышение доступности цирковых услуг для населения;
расширение зрительской аудитории как в России, так и за рубежом;
координация деятельности всех субъектов циркового дела;
повышение экономической эффективности работы учреждений, работающих в сфере циркового дела;
повышение качества оказания цирковых услуг, предоставляемых населению, использование современных технологий создания и распространения циркового продукта;
модернизация имущественного комплекса цирковых организаций;
совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров;
реализация мер социальной защиты работников цирковых организаций;
поддержка научных исследований в области циркового дела;
развитие механизмов финансирования цирковой деятельности из различных источников;
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей осуществление цирковой деятельности.
III. Основные субъекты цирковой деятельности
На протяжении XX века в России формировалась цирковая система.
В советские годы было создано Всесоюзное творческо-производственное объединение "Союзгосцирк", которое монопольно управляло творческим составом и имущественным комплексом циркового дела. Социально-экономические изменения конца 80-х годов прошлого века повлекли за собой организационную перестройку цирковой системы, в результате чего была создана Государственная компания "Российский цирк", ставшая правопреемником Союзгосцирка.
В целях сохранения единого государственного циркового комплекса, укрепления его материально-технической базы и закрепления правовых основ деятельности цирковых организаций эта компания была преобразована в федеральное казенное предприятие "Российская государственная цирковая компания" (далее - Российская государственная цирковая компания).
Вместе с тем ряд цирков использовали возможность свободно выбирать форму организации своей работы. Наряду с Российской государственной цирковой компанией появились другие субъекты цирковой деятельности, которые также активно участвуют в современном творческом процессе.
В настоящее время субъектами цирковой деятельности в Российской Федерации являются:
Российская государственная цирковая компания;
федеральные государственные цирки - Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского и Большой Санкт-Петербургский государственный цирк;
государственные цирки, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации (Государственный цирк Республики Бурятия, Казанский государственный цирк, Государственный цирк Республики Саха (Якутия), Государственный цирк Республики Удмуртия, Киноцирковое объединение Хабаровского края);
частные цирковые организации, самая крупная из которых - Московский цирк на Цветном бульваре им. Ю.Никулина;
цирковые продюсеры, импресарио, агенты и т.п., работающие как с образованием, так и без образования юридического лица.
Таким образом, за последние два десятилетия прежняя строго централизованная система управления отечественным цирком значительно трансформировалась. Ряд государственных цирков не входят в состав Российской государственной цирковой компании, работают цирки, учрежденные субъектами Российской Федерации, появились частные цирки. Кроме того, десятки посреднических фирм занимаются распространением циркового продукта в России и за рубежом.
Вместе с тем в сфере циркового искусства сохраняется тенденция концентрации творческого состава в рамках крупных систем, что соответствует мировым трендам. Сегодня подавляющее большинство артистов цирка работают в одной из трех цирковых организаций, а ядром цирковой системы России остается Российская государственная цирковая компания, которая в настоящее время функционирует в организационно-правовой форме федерального казенного предприятия, распоряжающегося имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, имеет 78 филиалов, из них 38 стационарных цирков, 15 цирков-шапито, 9 зооцирков, 3 дирекции "Цирк на сцене", Центр циркового искусства, питомник экзотических животных, художественно-производственный комбинат, гостиница "Арена", 2 базы отдыха. Численность работников Российской государственной цирковой компании составляет 7000 человек, в том числе - 1300 артистов, также используется 2000 цирковых животных 140 видов.
Помимо субъектов, профессионально занимающихся цирковой деятельностью, существуют цирковые кружки, студии, любительские цирковые коллективы. Однако любительское цирковое движение не получает должной поддержки со стороны государства и профессиональных цирков.
В цирковом пространстве функционируют общественные объединения циркового профиля, призванные представлять и защищать интересы цирков и цирковых деятелей. К ним относятся Российский союз цирковых деятелей, Ассоциация артистов цирка, Ассоциация любительских цирков России. Кроме того, созданы Академия циркового искусства и Цирковой клуб при Центральном доме работников искусств.
Общественные объединения и организации не оказывают пока заметного влияния на развитие циркового дела в стране.
Необходимо создание условий для развития любительского циркового движения, активизации деятельности существующих общественных институтов, повышения их роли в формировании механизмов самоорганизации циркового сообщества.
IV. Организация творческого процесса
Цирк является одним из самых демократичных культурных институтов, ориентированных на организацию семейного отдыха с детьми. Это место демонстрации безграничных возможностей человека, его физической красоты, смелости и отваги.
Цирковое искусство по сравнению с иными видами искусства отличается интегрированностью жанров, постоянной работой на их стыке, что позволяет аккумулировать достижения многих смежных видов искусства. Ни один другой вид искусства не представляет в единой программе номера столь различного жанрового происхождения, смысловой нагрузки и стилистики подачи.
На современном этапе российский цирк, долгие годы занимавший лидирующие позиции на мировой арене, сталкивается в своей творческой деятельности с рядом трудностей.
К числу основных проблем, связанных с творческим развитием цирков, относятся:
отсутствие новых направлений циркового искусства, качественно новых программ, соответствующих запросам современных зрителей;
снижение художественного уровня цирковых представлений;
наличие диспропорций в структуре циркового репертуара, постепенное исчезновение популярных у зрителей жанров (клоунады и др.).
Основным направлением дальнейшего творческого развития российской цирковой системы должно стать создание качественно новых цирковых программ и спектаклей с использованием возможностей смежных видов искусств (театра, кино, эстрады и др.) и применением современных технологий. Это комплексные шоу, основанные на цирковых номерах разных жанров, сведенных с учетом единой композиции, стилистики и смысловой нагрузки. Подобные цирковые программы обеспечиваются современным световым и музыкальным сопровождением, спецэффектами.
Одним из важных направлений развития современного циркового искусства должны стать сюжетно-тематические спектакли на основе специально созданных драматургических произведений. Такие постановки не всегда имеют успех у массового зрителя. Однако наличие в цирке права на эксперимент является чрезвычайно важным для развития циркового искусства в целом.
Номера с животными как одна из отличительных особенностей отечественного циркового искусства должны оставаться значимым элементом цирковых программ. При этом современные мировые тенденции развития взаимоотношений человека и животного предполагают применение в цирке только методов гуманной дрессуры. Цирковые трюки в номерах с животными должны быть основаны на игре, зрелищном показе красоты животного.
Эффективным инструментом повышения художественного уровня цирковых представлений является сохранение и развитие цирковых конкурсов и фестивалей, особенно международных. Необходимо проведение планомерной работы по подготовке номеров для участия в престижных международных конкурсах и фестивалях с последующим их показом на цирковых площадках страны.
Повышение художественного уровня цирковых представлений требует иного качества организации творческо-постановочной работы и, в частности, принципиально нового уровня деятельности Центра циркового искусства, являющегося сегодня составной частью Российской государственной цирковой компании. Более активно нужно привлекать режиссеров и других специалистов из смежных видов искусств и при необходимости из-за рубежа, использовать возможности создания совместных с ведущими зарубежными цирками программ.
Расширение жанрового разнообразия циркового репертуара, устранение существующих диспропорций потребует в том числе целенаправленной государственной поддержки цирковой драматургии.
Мощным импульсом для развития цирковой драматургии могут стать конкурсы драматургов и авторов литературных произведений, предназначенных для воплощения на арене цирка.
Принятие решений о создании новых цирковых программ, аттракционов и номеров должно основываться на результатах открытого конкурсного рассмотрения творческих заявок с учетом современных тенденций развития цирка, результатов социологических опросов публики, необходимости расширения жанрового разнообразия циркового предложения.
При этом государственную поддержку должны получать в первую очередь технологически сложные экспериментальные программы, затраты на которые не смогут быть компенсированы доходами от их проката.
За время многолетней работы отечественного цирка был выработан конвейерный принцип использования цирковых номеров и программ. Лежащее в основе конвейера объединение творческого состава под единым управлением сыграло важную положительную роль в развитии циркового искусства в нашей стране и к концу XX века стало все шире распространяться в мировом цирковом пространстве.
Вместе с тем существующие сегодня механизмы организации циркового конвейера отрицательно сказываются на художественном уровне цирковых программ, становятся тормозом творческого и экономического развития цирковой системы России.
Серьезные сложности в работе циркового конвейера вызваны социально-экономическими изменениями конца 80-х - начала 90-х годов. В этот период количество стационарных цирков страны уменьшилось на 35 единиц, а число артистов осталось неизменным. Несмотря на меры, принимаемые для оптимизации численности и структуры циркового конвейера, эта работа еще далека от своего завершения. Имеющийся творческий состав используется недостаточно эффективно. Ежегодно значительное количество номеров находятся в вынужденном простое, внушительные средства тратятся на бесконечные и нецелесообразные переезды артистов из одного конца страны в другой.
Данные отраслевой статистики свидетельствуют, что за 1996 -2009 годы число цирковых представлений сократилось с 11669 до 7832 (в 1,49 раза), а количество посетивших их зрителей - с 11,5 млн. человек до 7 млн. человек (в 1,64 раза). Указанные данные не учитывают деятельность частных цирков, совместные и обменные гастроли. В этой связи необходимо совершенствование существующих и создание новых форм статистической отчетности, содержащих сведения о деятельности цирков.
Тем не менее приведенные данные отражают общую тенденцию снижения показателей деятельности российских цирков. Именно поэтому необходимо постепенное изменение системы распространения циркового продукта с использованием рыночных механизмов и с учетом затрат на создание цирковых программ, спроса на них и других факторов. При этом должны активно применяться современные методы и инструменты менеджмента и маркетинга. Внедрение таких инструментов обеспечит модернизацию конвейерного принципа, позволяющего определить срок эксплуатации номеров и программ, исходя из соображений спроса и экономической целесообразности.
Важнейшей задачей на данном этапе становится нахождение оптимального баланса между созданием новых, в том числе экспериментальных, форм и использованием рыночных механизмов распространения циркового продукта. При разработке новых принципов проката принимаются во внимание различия в стоимости циркового продукта для конкретной территории, учитывая уровень доходов населения, сложившиеся культурные потребности и традиции, насыщенность культурной среды и другие факторы.
При этом по мере развития рыночных механизмов распространения циркового продукта необходимо достичь самоокупаемости проката программ. Государственная поддержка должна оказываться строго на адресной основе для продвижения экспериментальных программ, показа программ в труднодоступных или отдаленных территориях, а также в дотационных регионах.
Важнейшим направлением совершенствования циркового дела является развитие международного сотрудничества в области распространения цирковых произведений, в том числе:
активизация зарубежной гастрольной деятельности российских цирков;
прокат программ зарубежных цирков на территории России - при наличии технических и финансовых возможностей;
организация совместных и обменных гастролей российских и зарубежных цирков.
V. Комплекс мер по совершенствованию деятельности Российской государственной цирковой компании
Принимая во внимание исторически сложившуюся централизованную систему управления цирковым делом в России, совершенствование деятельности Российской государственной цирковой компании должно сыграть ключевую роль в развитии всей цирковой отрасли в среднесрочной перспективе.
С 2005 по 2011 год осуществлялись мероприятия по оптимизации структуры Российской государственной цирковой компании, что было связано в том числе с крайне неудовлетворительным экономическим состоянием компании.
Реорганизация проводилась на основе постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2006 г. N 453 "О Российской государственной цирковой компании", в соответствии с которым Российская государственная цирковая компания получила статус федерального казенного предприятия, а 78 предприятий, ранее существовавших в различных организационно-правовых формах, стали ее филиалами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. N 454 был утвержден устав федерального казенного предприятия "Российская государственная цирковая компания".
Эти меры оказали положительное влияние на деятельность крупнейшего субъекта российского циркового дела. Был сохранен единый государственный имущественный комплекс, что позволило избежать угрозы перепрофилирования ряда российских цирков и разрушения цирковой системы. Новый устав, предоставивший гораздо больше прав для экономической деятельности компании, стимулировал развитие рыночных механизмов организации создания и показа цирковых программ.
Все это способствовало преодолению кризисных явлений и стабилизации деятельности Российской государственной цирковой компании. Однако для динамичного развития и перехода на качественно новый уровень функционирования действующая система управления нуждается в дальнейшей оптимизации.
В настоящее время монополизм и излишняя централизация управления Российской государственной цирковой компанией приводят к отсутствию конкурентной среды, сказываются на возможности применения инновационных подходов и технологий в создании художественного продукта, прокате цирковых программ, и, как следствие, в процессе управления сложным художественно-производственным и имущественным комплексом Российской государственной цирковой компании. В этой связи должно происходить развитие функциональных подразделений Российской государственной цирковой компании, входящих в ее состав.
В настоящее время Российская государственная цирковая компания выполняет 4 основные функции:
выполнение функций работодателя для цирковых артистов;
создание новых цирковых произведений (циркового продукта);
распространение циркового продукта;
управление своим имущественным комплексом.
В 2012 - 2020 годы будут проведены следующие структурные изменения.
В рамках Российской государственной цирковой компании необходимо создать несколько функциональных блоков. Первый из них должен сосредоточиться на создании художественного продукта (работа с российскими и зарубежными режиссерами, постановка и производство аттракционов, номеров, цирковых программ, создание костюмов, специального инвентаря, приобретение и дрессура животных и т.п.). Блок будет сформирован на базе существующих Центра циркового искусства, Московского художественно-производственного комбината, Питомника экзотических животных, а также государственных цирков, имеющих опыт и возможности ведения постановочной работы (постановочных цирков) при тесном сотрудничестве с Государственным училищем циркового и эстрадного искусства.
С 2012 по 2015 год этот блок будет функционировать как структурное подразделение Российской государственной цирковой компании. В 2016 году на базе указанного центра будет создано самостоятельное юридическое лицо - Российский центр развития циркового искусства. Это позволит различным цирковым организациям вне зависимости от их форм собственности иметь равный доступ к получению соответствующих квалифицированных услуг по созданию цирковых номеров, спектаклей и аттракционов, что окажет положительное влияние на всю цирковую систему.
Во втором блоке предполагается сосредоточить все функции, связанные с распространением художественного продукта на основе современных принципов организации гастролей, в том числе конкурсного отбора как программ, так и прокатных площадок. Цирк может принимать на себя функции продюсера цирковых программ либо вступать в договорные отношения с независимыми продюсерами. При этом каждый цирк должен получить равные возможности доступа к цирковому продукту на конкурентной основе.
Развитие института циркового продюсерства будет способствовать развитию конкуренции, даст возможность выбирать программы, уровень, качество, цена и жанр которых соответствуют предпочтениям конкретной зрительской аудитории.
Отдельным функциональным подразделением в структуре Российской государственной цирковой компании должно стать цирковое артистическое агентство для штатных артистов. При этом по мере развития рыночных механизмов организации циркового дела должны появиться и иные, в том числе независимые, артистические агентства, защищающие интересы цирковых артистов и существующие за счет отчислений части доходов от проката программ.
Таким образом, к 2020 году полномочия Российской государственной цирковой компании ограничатся:
выполнением функций работодателя для штатных цирковых артистов в рамках специализированного подразделения;
взаимодействием с продюсерами в части организации распространения цирковых программ;
распределением и контролем за использованием средств, выделяемых на проведение реконструкции и капитального ремонта зданий, входящих в имущественный комплекс Российской государственной цирковой компании, гостиниц и общежитий для работников цирковых организаций, а также на приобретение специального оборудования в отношении указанных цирков;
контролем за обеспечением противопожарной, антитеррористической и технической безопасности зданий, входящих в имущественный комплекс Российской государственной цирковой компании;
кадровым контролем, подготовкой и назначением директоров, иных категорий административно-управленческого состава Российской государственной цирковой компании.
С учетом доминирующей роли Российской государственной цирковой компании в развитии всей цирковой системы эти меры позволят обеспечить методичное, системное преобразование устаревшей формы организации циркового дела - переход от избыточной централизации к обновленной форме с оптимальным сочетанием рыночных механизмов и государственного регулирования. При этом будет обеспечено сохранение и развитие имущественного комплекса государственных цирков, исключена возможность их перепрофилирования, сохранится государственный заказ цирковых произведений необходимых форм и жанров.
VI. Имущественный комплекс российского цирка
Имущественный комплекс федеральных государственных цирков включает в себя более 40 зданий стационарных цирков общей площадью около 420 тыс. кв. метров, рассчитанных на 80 тыс. посадочных мест, а также передвижные цирки, общежития артистов и иные объекты.
Специфика цирковой деятельности обусловливает особые, повышенные требования к состоянию имущественного комплекса. Вместе с тем специализированные здания цирков и общежитий для временного проживания артистов и вспомогательного персонала введены в эксплуатацию в 60 - 70-х годах прошлого века, и к настоящему времени их естественный износ в среднем составляет около 80 процентов. Значительная часть циркового оборудования морально и физически устарела, системы коммуникаций находятся в крайне ветхом состоянии. Недостаток специализированных транспортных средств, в том числе автоплатформ и фургонов для перевозки животных, декораций и реквизита, и их изношенность затрудняют работу циркового конвейера.
На сегодняшний день имущественный комплекс цирков не способен обеспечить современный уровень безопасности и комфорта как для зрительской аудитории, так и для артистов.
В последние годы за счет средств федерального бюджета проведена реконструкция и техническое переоснащение Курского и Ярославского цирков, запланировано проведение аналогичных работ в Пензенском и Омском цирках. Однако предпринимаемых мер недостаточно.
Необходимо провести комплексную реконструкцию зданий цирков и цирковых общежитий. Системная модернизация имущественного комплекса должна стать одним из важнейших направлений развития циркового дела и осуществляться в соответствии с программами развития цирков исходя из потребностей творческого развития, повышения художественного уровня и привлекательности цирковых представлений. Комплексная модернизация материально-технической базы не только улучшит качество оказываемых цирками услуг, выведет на новый уровень безопасность и комфорт зрителей и артистов, но и повысит последующую инвестиционную привлекательность циркового имущественного комплекса.
Модернизация материально-технической базы российского цирка должна осуществляться не только за счет бюджетных средств, но и доходов от собственной деятельности цирковых организаций, привлеченных инвестиций, фондов целевого капитала, а также иных внебюджетных источников.
VII. Кадровое обеспечение цирковой деятельности
В начале 90-х годов с упрощением процедуры выезда из страны тысячи лучших цирковых артистов уехали за границу, составив основной костяк всех европейских и американских цирков, в том числе таких, как "Дю Солей", "Барнум Беллей" и "Ронкалли".
Притом что цирк - это искусство молодых и цирковые артисты имеют право на досрочную пенсию, средний возраст артистов, в настоящее время работающих в цирковой системе, превышает 40 лет. В этой связи требуется принятие комплекса мер по омоложению и обновлению творческого состава.
В современных условиях необходимо создать систему, максимально отражающую интересы цирковых творческих деятелей, позволяющую обеспечить юридическую поддержку, социальную защиту артистов цирков и др. В этих целях необходимо создать цирковое артистическое агентство, которое будет выполнять в полном объеме функции работодателя артистов циркового конвейера. Подобные агентства могут быть также созданы физическими и юридическими лицами.
Планомерная работа по подготовке кадров является необходимым условием для создания высокохудожественных произведений циркового искусства и невозможна без активной поддержки государства.
На современном этапе наряду с блоками создания и распространения циркового продукта необходимо формирование образовательного пространства.
Образование в сфере циркового искусства, как и образование в других видах искусства, базируется не только на научных знаниях, но и на непосредственной передаче опыта, умений и навыков от учителя к обучающемуся. Развитие института ученичества, наставничества, преемственность и династийность свойственны творческим работникам цирка. В настоящее время представители некоторых цирковых профессий, например дрессировщики, готовятся исключительно этим путем.
Ключевая роль в подготовке профессиональных творческих кадров для цирков должна принадлежать образовательным учреждениям. В советский период наряду с цирковыми училищами существовали студии при ведущих цирках и целая сеть полупрофессиональных студий в разных городах страны, которые готовили артистические кадры. В 90-е годы система подготовки артистических кадров фактически была разрушена, сохранились лишь единичные студии. Сегодня практически единственным образовательным учреждением, призванным готовить профессиональных артистов для цирков страны, является Государственное училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ). Этого явно недостаточно для такой огромной цирковой державы, как Россия. Утрачены связи между училищем и непосредственным заказчиком - цирковой системой. Большинство обучающихся за свой счет, наспех готовят малореквизитные сольные и парные номера. Не создаются групповые номера и номера со сложным реквизитом, номера с животными. Государственное училище циркового и эстрадного искусства перестало играть роль творческой лаборатории по подготовке новых оригинальных произведений, его выпускники не идут работать в цирки, а выступают в ночных клубах, общеобразовательных учреждениях и дошкольных образовательных учреждениях.
Одним из путей решения кадровой проблемы циркового дела в России является совершенствование деятельности циркового училища, укрепление его квалифицированными кадрами. Учитывая специфику данного образовательного учреждения, в финансовое обеспечение подготовки специалистов в рамках реализации образовательного процесса следует включать затраты на подготовку и выпуск номеров с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям). Прохождение учебной практики на манеже конкретных цирков будет содействовать укреплению связей обучающихся и педагогов Государственного училища циркового и эстрадного искусства с цирковым комплексом.
Начинающим артистам, завершившим обучение, должна быть предоставлена возможность создания номера, в том числе группового, и последующая работа с этим номером в цирковой системе. В этом случае обучающиеся будут заранее знать свою творческую перспективу, что позволит стимулировать образовательный процесс и избежать оттока талантливой молодежи за рубеж. С этой целью, используя опыт зарубежных стран, с родителями перспективных детей необходимо заключать контракты.
Сотрудникам Государственного училища циркового и эстрадного искусства для выявления и привлечения талантливой молодежи следует усилить работу с любительскими цирками и цирковыми студиями, в которых дети с раннего возраста усваивают основные навыки цирковых жанров. Такие объединения могут работать при культурно-досуговых учреждениях, в системе дополнительного образования, а также при постановочных цирках. Сотрудничество может быть реализовано на основе соответствующих договоров с Государственным училищем циркового и эстрадного искусства.
Педагоги студий обязаны иметь образование в сфере циркового искусства и регулярно повышать свою квалификацию. Проведение занятий по образовательным программам, разработанным Государственным училищем циркового и эстрадного искусства, позволит выпускникам продолжить свое профессиональное образование в области циркового искусства.
Не менее важный путь - привлечение выпускников спортивных школ и спортсменов, возраст которых не позволяет им активно участвовать в различных соревнованиях, для работы в цирковой системе.
Подготовка режиссеров цирка, исследователей циркового искусства, цирковых продюсеров ведется в Российском университете театрального искусства, Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и Московском государственном университете культуры и искусств. Однако творческие вузы в большей степени ориентированы на обучение специалистов для других областей культуры и искусства, нежели для цирка. Необходимо расширить масштабы подготовки специалистов циркового профиля, в том числе за счет сотрудничества Государственного училища циркового и эстрадного искусства с высшими учебными заведениями в области физической культуры, спорта и здравоохранения, что позволит организовать подготовку тренеров в области цирковых жанров. Важно, чтобы их обучение не проходило в отрыве от практики циркового дела.
В условиях динамично меняющегося мира, усиливающейся конкуренции со стороны зарубежных цирковых коллективов и смежных видов искусств особое значение приобретает развитие системы непрерывного профессионального образования как творческих цирковых кадров, так и управленческих, в том числе цирковых продюсеров. Требуется повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов - управленцев (менеджеров) в сфере циркового дела, а также совершенствование соответствующих программ.
Наряду с использованием потенциала уже зарекомендовавших себя творческих образовательных учреждений большее распространение должны получить проходящие на договорной основе индивидуальные стажировки у высокопрофессиональных мастеров и менеджеров, в том числе за рубежом.
VIII. Социальная защита работников цирков
Развитие циркового дела в значительной степени зависит от уровня социальной защищенности артистов цирка.
Падение престижа профессии артиста цирка обусловлено низкой социальной защищенностью цирковых артистов, ежедневно рискующих своим здоровьем. Практически всю свою творческую деятельность артисты цирков проводят в разъездах, при этом около 80 процентов цирковых организаций не могут предоставить им нормальные бытовые условия.
Хотя в настоящее время в цирковой системе уже существует положительный опыт предоставления социальных гарантий, осуществляемых мер явно недостаточно.
Существенно ограничены возможности поощрения цирковых артистов, не в полной мере учитывающие специфику их творческой деятельности. Срок активной творческой жизни артистов цирка весьма короткий, однако почетное звание "Заслуженный артист Российской Федерации" присваивается, как правило, не ранее чем через 20 лет с начала осуществления творческой деятельности, а звание "Народный артист Российской Федерации" - не ранее чем через 10 лет после присвоения звания "Заслуженный артист Российской Федерации". Необходимо создать дифференцированную систему поощрения, позволяющую учитывать качество и востребованность номера.
Стимулирующую роль может также сыграть учреждение премий Правительства Российской Федерации за вклад в развитие циркового искусства.
Усиление мер по охране жизни и здоровья артистов цирка, контроль за условиями содержания животных предполагает обязательную паспортизацию всех цирковых номеров и аттракционов. Приведение их в соответствие со стандартами охраны труда и техники безопасности, нормами содержания животных позволит предотвратить несчастные случаи, смерть животных, нарушения правил пожарной безопасности и т.д. Во многих случаях это потребует обновления реквизита и средств техники безопасности.
Для нормализации социально-бытовых условий артистов цирка и другого персонала, постоянно ведущего разъездную деятельность, помимо реконструкции и строительства служебного жилищного фонда (цирковых общежитий и гостиниц) необходимо оказание помощи в улучшении жилищных условий, в том числе путем создания специальных ипотечных программ.
В целях обеспечения дополнительных социальных гарантий в части пенсионного обеспечения цирковых артистов необходимо широко использовать формы добровольного пенсионного обеспечения, а также возможности, предоставляемые программой государственного софинансирования пенсионных накоплений гражданам, уплатившим дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Реализация этих направлений позволит обеспечить материальную поддержку цирковых артистов, вышедших на пенсию.
Для артистов цирка, имеющих право на досрочную трудовую пенсию, необходимо разработать специальные образовательные программы их переобучения и переквалификации. Действие таких программ целесообразно распространить не только на "цирковых пенсионеров", но и на лиц предпенсионного возраста, предусмотрев возможность их переподготовки за время, оставшееся до выхода на пенсию. По собственному усмотрению артист может выбрать программу, которая позволит:
перейти в другой цирковой жанр, не имеющий столь жестких возрастных ограничений;
возглавить соответствующие кружки, студии, секции при стационарных цирках;
стать цирковым менеджером;
получить работу в другой сфере деятельности.
Наряду с усилением мер государственной поддержки предусматривается повышение роли самих цирков и соответствующих общественных институтов в обеспечении социальных гарантий артистам и другим работникам цирка.
IX. Научные исследования в области циркового дела
В советские годы неоднократно поднимался вопрос об объединении ученых, занимающихся изучением различных проблем цирка, в рамках единого научного направления, которое может быть представлено специальным научным подразделением. До настоящего времени такое объединение не было осуществлено. Исследования проблем цирка в России ведутся разрозненно, планомерно ими занимаются лишь несколько специалистов Государственного института искусствознания. Необходимо скоординировать усилия исследователей проблем цирка в рамках единого научного направления.
Мировой опыт организации научных исследований свидетельствует об эффективности специальных научных подразделений в области циркового дела. Такие подразделения формируются из социологов, экономистов и специалистов в области теории и истории циркового искусства и работают на базе научно-исследовательских центров. Важными видами деятельности указанных подразделений являются выпуск тематических научных сборников, организация научно-практических конференций по актуальным проблемам современного цирка, проведение социологических опросов, анализ творческого состояния цирковых программ и номеров, а также развитие связей с зарубежными научными центрами соответствующего профиля.
Позитивный мировой опыт требует осмысления и адаптации в российском научном сообществе.
X. Финансовое обеспечение цирковой деятельности
См. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета государственным цирковым организациям, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1250
Долгое время цирки были единственным видом организаций культуры, которые, не имея бюджетного финансирования, перечисляли государству миллионы долларов от зарубежных гастролей. Получать субсидии цирки начали только с 1991 года, что было вызвано существенным ростом расходов цирковой системы.
К общероссийским факторам, повлекшим значительное увеличение затрат цирков, относится рост тарифов на транспортные и коммунальные услуги, цен на корма животным и ветеринарные препараты, отмена льгот по земельному налогу и налогу на имущество.
Специфическим для циркового комплекса фактором роста затрат является отказ от финансовой поддержки государственных цирков, находящихся в федеральном ведении, со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку большинство цирков расположены на дотационных территориях.
Рост затрат происходит на фоне снижения платежеспособного спроса большей части потенциальных потребителей циркового продукта (семьи с детьми). Необходимость обеспечения доступности циркового искусства для населения не позволяет увеличить цены на билеты. Поэтому одним из способов покрытия резко возросших расходов цирков является частичное финансирование в форме субсидий.
Финансовое обеспечение цирковой деятельности предусматривается осуществлять как за счет бюджетных средств, так и внебюджетных источников.
Финансовая поддержка развития цирковой деятельности государством осуществляется исходя из признания ее социальной значимости и необходимости обеспечения реальной доступности цирка для населения. Финансовое обеспечение цирковой деятельности за счет средств федерального бюджета должно носить адресный и целевой характер. Средства должны направляться соответствующим структурам на создание новых цирковых произведений, приобретение животных, формирование современного имущественного комплекса, развитие профессионального образования и науки о цирке.
Средства должны выделяться в строгом соответствии с утвержденными творческими планами и направляться в организации, непосредственно осуществляющие новые постановки.
На формирование современного имущественного комплекса цирковой системы будут выделяться средства, предусмотренные соответствующим разделом разрабатываемой государственной программы "Культура России". Кроме того, необходимо предусмотреть правовые основы возможного участия субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении модернизации имущественного комплекса федеральных государственных цирков, расположенных в регионах. Привлечение частного капитала в рамках развития государственно-частного партнерства позволит снизить инвестиционную нагрузку на бюджеты разных уровней. Формы организации такого партнерства могут варьироваться в зависимости от местных условий и технического состояния зданий конкретных стационарных цирков, инвестиционной привлекательности участков, на которых они расположены. Для решения задачи модернизации материально-технической базы российских цирков должны быть максимально задействованы собственные доходы цирковых организаций, привлеченные инвестиции и средства фондов целевого капитала.
Для финансовой поддержки проката циркового продукта целесообразно использовать систему адресных субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для создания гражданам, проживающим в разных регионах страны равных возможностей доступа к цирковому искусству.
Требуется продолжение подтвердившей свою эффективность практики выделения предусмотренных федеральными программами средств на проведение российских и международных цирковых фестивалей и конкурсов. Необходимо на тех же условиях осуществлять повышение квалификации кадров, проведение прикладных научных исследований и научно-практических конференций по актуальным проблемам современного цирка.
Субъекты Российской Федерации, являющиеся учредителями государственных цирков, могут оказывать им финансовую поддержку на аналогичных принципах.
Финансовая поддержка государственных цирков, находящихся в федеральном ведении, со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления может заключаться не только в выделении средств на модернизацию циркового имущества, но и в финансировании адресных мероприятий для различных категорий и возрастных групп населения, субсидировании стоимости билетов, предоставлении циркам налоговых льгот по уплате земельного налога и налога на имущество.
Финансовая поддержка частных цирковых организаций и любительских цирковых коллективов может осуществляться за счет финансирования из бюджетов разных уровней.
Реализация основных направлений развития циркового дела позволит значительно увеличить доходы от основной и сопутствующей цирковой деятельности.
Доходы от основной цирковой деятельности должны увеличиться за счет:
роста посещаемости в связи с повышением качества и зрелищности программ, применением современных технологий, более гибких принципов ценообразования и форм продажи билетов, проведением эффективной рекламной политики и пиар-кампании;
увеличения числа представлений в неделю и времени показа программ в стационарных цирках, более активного использования потенциала коллективов "Цирк на сцене", развития сети цирков-шапито как менее капиталоемких и более мобильных структур, позволяющих повысить доступность циркового искусства для населения;
увеличения выручки от гастрольной деятельности российских цирков за рубежом и проката зарубежных программ в России.
Существенный доход может принести создание на прилегающих к циркам территориях многофункциональных культурных центров для семейного отдыха с широким спектром мероприятий и услуг, не противоречащих назначению и эстетике цирка.
Разработка и внедрение специальных программ работы со спонсорами и благотворителями также позволит привлечь дополнительные ресурсы, в том числе и финансовые. С целью модернизации и повышения эффективности цирковых организаций и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации работников цирков, необходимо стимулировать формирование фондов целевого капитала.
Целесообразно создать негосударственный фонд страхования финансовых рисков при показе цирковых программ в России и за рубежом в случаях возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Системная реализация комплекса мер развития циркового дела, в том числе и модернизации имущественного комплекса, предусматриваемых настоящей Концепцией, позволит значительно повысить финансовый потенциал российского цирка и направить полученные доходы на создание новых цирковых произведений и поддержание материально-технической базы российского цирка.
XI. Совершенствование нормативно-правовой базы
Интересы развития циркового дела в России требуют внесения изменений в Основы законодательства Российской Федерации о культуре в части предоставления возможности органам государственной власти субъектов Российской Федерации права участвовать в финансировании мероприятий по модернизации циркового имущества, находящегося в федеральной собственности, а также в части ограничения использования животных в творческой деятельности физических и юридических лиц.
В целях расширения возможности присвоения почетных званий артистам цирка требуется внесение изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".
Кроме того, необходимы разработка и принятие постановления Правительства Российской Федерации о премиях Правительства Российской Федерации за вклад в развитие циркового искусства и постановления Правительства Российской Федерации о создании Российского центра развития циркового искусства.
В целях уточнения показателей деятельности цирка и циркового коллектива, содержащихся в форме N 13-НК "Сведения о деятельности цирка, циркового коллектива", требуется внесение изменений в приказ Федеральной службы государственной статистики от 15 июля 2011 г. N 324 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минкультуры России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений культуры".
XII. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Субъектами реализации настоящей Концепции являются:
цирки всех форм собственности и организационно-правовых форм;
органы исполнительной власти всех уровней;
цирковые продюсеры, импресарио, агенты и т.п., работающие как с образованием, так и без образования юридического лица;
общественные объединения - Российский союз цирковых деятелей, Ассоциация артистов цирка, Ассоциация любительских цирков России и др.
Реализация настоящей Концепции позволит достичь следующих результатов:
повышение общественного престижа и социальной роли циркового искусства;
возвращение лидирующих позиций российского цирка на международной арене;
достижение высокого художественно-эстетического уровня цирковых программ и спектаклей, повышение качества оказания цирковых услуг, предоставляемых населению;
увеличение посещаемости цирковых представлений различными категориями и возрастными группами населения;
развитие международного сотрудничества в области создания и распространения циркового продукта;
повышение экономической эффективности цирковой системы в Российской Федерации;
доведение имущественного комплекса цирков до уровня современных мировых требований;
повышение социальной защищенности работников цирков, укрепление кадрового состава;
развитие любительского циркового движения.
Реализация настоящей Концепции предусматривает достижение следующих целевых показателей развития циркового дела в 2020 году:
увеличение общего количества цирковых представлений в 1,5 раза, а количества посетивших их зрителей - в 1,6 раза;
увеличение до 40 процентов доли качественно новых цирковых программ и спектаклей в общем количестве цирковых программ и спектаклей;
повышение до 80 процентов доли федеральных государственных цирков, имеющих современную материально-техническую базу, в общем количестве федеральных государственных цирков;
обеспечение к 2020 году полной самоокупаемости цирковых организаций.
Приложение
к Концепции развития циркового дела
в Российской Федерации
на период до 2020 года
План
мероприятий по реализации Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года
|
|
Вид документа |
Срок предоставления (реализации) |
Ответственные исполнители |
1. |
Внесение изменений в Основы законодательства Российской Федерации о культуре в части предоставления органам государственной власти субъектов Российской Федерации права участвовать в финансировании мероприятий по модернизации циркового имущества, находящегося в федеральной собственности, а также в части ограничения использования животных в творческой деятельности физических и юридических лиц |
федеральный закон |
2012-2013 годы |
Минкультуры России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минюст России |
2. |
Подготовка предложений о внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" в части присвоения почетных званий артистам цирка |
указ Президента Российской Федерации |
2012-2013 годы |
Минкультуры России, Минздравсоцразвития России |
3. |
Разработка постановления Правительства Российской Федерации о создании Российского центра развития циркового искусства |
постановление Правительства Российской Федерации |
2016-2017 годы |
Минкультуры России, Минэкономразвития России, федеральное казенное предприятие "Российская государственная цирковая компания" |
4. |
Учреждение премии Правительства Российской Федерации "За вклад в развитие циркового искусства" |
постановление Правительства Российской Федерации |
2013-2014 годы |
Минкультуры России |
5. |
Разработка специальных образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки артистов цирка, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии |
программы, учебные и учебно-тематические планы |
2012-2020 годы |
образовательные учреждения, подведомственные Минкультуры России |
6. |
Создание специального научного подразделения, занимающегося изучением проблем циркового дела на базе одного из научных институтов сферы культуры |
приказ Минкультуры России |
2013-2014 годы |
Минкультуры России, Минфин России |
7. |
Разработка новых и совершенствование действующих форм статистической отчетности о деятельности цирков |
приказ Росстата |
2012-2013 годы |
Росстат, Минкультуры России, федеральное государственное унитарное предприятие "Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры Российской Федерации" |
8. |
Создание электронного каталога, включающего базы данных о частных и любительских цирковых коллективах |
приказ Минкультуры России |
2013-2016 годы |
Минкультуры России, федеральное казенное предприятие "Российская государственная цирковая компания", Союз цирковых деятелей России, Ассоциация любительских цирков России, федеральное государственное унитарное предприятие "Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры Российской Федерации" |
9. |
Мониторинг хода реализации Концепции |
доклад в Правительство Российской Федерации |
ежегодно, I квартал года, следующего за отчетным |
Минкультуры России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 434-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 апреля 2012 г. N 15 ст. 1807
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства РФ от 13 декабря 2017 г. N 2792-р