Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к указанию МПС
от 27 марта 2000 г. N Д-720у
Последовательность создания и внедрения вагонной модели подъездных путей линейно-дорожно-сетевого уровня
1 Введение
Настоящий документ определяет концепцию и направления внедрения автоматизированного номерного учета вагонов по подъездным путям на железных дорогах Российской Федерации. Ведение номерного учета предусматривается на станционном, дорожном и сетевом уровнях с режимами взаимодействия между уровнями в реальном масштабе времени.
Положения изложенные в документе должны использоваться при разработке концепции и программы внедрения автоматизированного номерного учета вагонов на каждой из железных дорог, а также при разработке организационных и технических мероприятий по ее реализации.
При этом предусматривается, что:
- типовое программное обеспечение для системы дорожного уровня будет поставляться централизованно БФ ВНИИАС на дороги в четвертом квартале 2000 года;
- программное обеспечение типовых станционных систем и АРМов (разработки ЦИТТРАНС и ТРАНССИСТЕМОТЕХНИКА) с соответствующими доработками будут поставляться на объекты по договоренности с организациями-разработчиками;
- доработки нетиповых станционных систем и АРМов должны быть осуществлены силами дороги исходя из требований представленных в разделе 4 настоящего документа;
- оборудование станций каналами связи с ИВЦ дороги, а также оборудование станций ПЭВМ и локальной внутристанционной сетью осуществляется по планам и на средства железной дороги;
- поставка на станции (на которых их нет) станционных АСУ (АРМов) осуществляется по договорам между дорогой и организацией-разработчиком.
2 Сущность концепции и необходимые данные для разработки плана и направлений внедрения
Концепция определяет:
- основные этапы внедрения пономерного учета наличия и использования работы вагонов на подъездных путях промышленных предприятий;
- порядок подготовки исходных данных и их анализа при составлении программы внедрения системы;
- исходные обязательные требования для обеспечения внедрения дорожно-сетевой составляющей.
Концепция предусматривает поэтапный полный охват автоматизацией учета работы железных дорог с подъездными путями промышленных предприятий. Но при этом выделяются этапы исходя из того, что в число первоочередных должны быть включены станции, которые обеспечивают основной вагонооборот с подъездными путями (для первого этапа не менее 70%) и их взаимодействие с дорожной системой должно осуществляться в автоматизированном режиме. Станции включаемые в работу системы в последующих этапах взаимодействие с дорожной системой должны осуществлять в режиме межмашинного обмена или иными способами, что определяется ситуацией для конкретной станции.
При разработке концепции использованы данные обработки статистики единовременного обследования по станциям обслуживающим подъездные пути, выборка из которой приведена в таблице 1:
Таблица 1
Вагонооборот станций по обмену с п/п (в среднем в сутки) |
% количества станций с данным вагонооборотом от общего количества станций обслуживающих п/п |
% вагонооборота станций группы от общего вагонооборота с п/п по всем станциям |
до 10 |
60 |
6.4 |
от 11 до 50 |
24 |
15.1 |
от 51 до 100 |
6.8 |
10.5 |
от 101 до 300 |
5.5 |
23.5 |
больше 300 |
3.7 |
44.5 |
Концепция включает разделение очередности внедрения комплекса задач на три основных этапа:
1 этап:
а) Включаются все станции с# имеющие среднесуточный вагонооборот с подъездными путями более 100 вагонов ( процентов станций из числа обслуживающих п/п и имеющих вагонооборота).
б) Станции со среднесуточным вагонооборотом от 50 до 100 вагонов включаются в случае, если имеются на то благоприятные условия (каналы связи с ИВЦ, типовые АРМы работников технической конторы, товарной конторы, приемосдатчиков соединенные общей локальной сетью) и не требуются большие дополнительные капитальные вложения.
2 этап:
а) Включаются все станции с вагонооборотом от 50 до 100 вагонов (из числа не включенных по 1 этапу).
б) Станции с вагонооборотом от 11 до 50 вагонов включаются в случае наличия благоприятных условий (если не требуются большие дополнительные капитальные вложения).
3 этап:
а) Включаются все станции с вагонооборотом от 11 до 50 вагонов (из числа не включенных по 2 этапу).
б) Включаются все станции с вагонооборотом по обмену с подъездными путями менее 11 вагонов в среднем в сутки.
Особенностью внедрения системы на станциях включенных в 1 и 2 этапы является то, что концепция предусматривает для станций, включенных в данные этапы, наличие станционных АРМов (АСУ) обеспечивающих в первую очередь автоматизированное взаимодействие с ИВЦ в части передачи информации о подаче вагонов на ж.д. подъездные пути и уборке вагонов с ж.д. подъездных путей для ведения модели вагонов на подъездных путях дорожно-сетевого уровня, а также ведение списков арендованных вагонов ветвевладельцев. Помимо этого, для обеспечения контроля полноты информации и функционального наполнения станционных систем, АСУ станции является целесообразным ведение станционной модели вагонов на подъездных путях.
Особенностью внедрения системы на станциях включенных в 3 этап является то, что для каждой из них определяется своя технология взаимодействия с ИВЦ дороги (через локальные АРМы рабочих мест, посредством телетайпов или с использованием телефонных сообщений для диспетчеров ПКИ с последующей подготовкой сообщений для ПКИ). Для данных станций не является обязательным условием ведения модели вагонов на подъездных путях, а списки и арендованных вагонов ветвевладельцев могут вестись вручную.
При разработке плана внедрения и перечня организационных и технических мероприятий по его обеспечению должны использоваться данные материалов единовременного обследования станций (указание МПС от 02.11.1998 г. N Б-1254у) актуализированные на момент составления плана, а также ряд уточняющих позиций. По каждой станции обслуживающей подъездные пути должны быть подготовлены и частично формализованы данные приведенные в таблице 2. Порядок обработки данной информации представлен в разделе 3 настоящего документа. В данном разделе приведен также перечень основных организационных и технических мероприятий, которые должны обеспечить поэтапное внедрение комплекса задач.
Таблица 2
При заполнении п. 6 в таблице следует учитывать не только наличие АРМов как отдельных рабочих мест, так и возможность совмещения функций в отдельном АРМе (например в АРМ ТВК могут быть включены функции приемосдатчика, что следует рассматривать как наличие обоих АРМов).
3 Порядок анализа и использования данных при разработке плана и направлений внедрения для конкретной дороги
На основании данных таблицы 2 анализируется информация по каждой станции, осуществляется включение ее в тот или иной этап внедрения и составляется разработка плана мероприятий по обеспечению подключения ее к системе.
Предусматривается два этапа анализа:
- Формальный, который осуществляется по правилам представленным ниже. На основании формального анализа определяется перечень станций, которые могут быть включены в тот или иной этап внедрения, а также перечень основных мероприятий по каждой из них, который должен обеспечить подключение их к системе.
- Уточнение данных формального анализа исходя из дополнительных неформализованных условий по каждой станции. При этом также определяется последовательность работы со станциями в пределах этапа, а также уточняется и оценивается план необходимых мероприятий по обеспечению внедрения.
а) Анализ данных по станциям при обмене с подъездными путями более 100 вагонов в среднем в сутки.
Все станции с данным вагонооборотом должны быть включены в первый этап внедрения системы. В зависимости от данных (см. табл. 2) по станциям должны быть проведены следующие мероприятия по подготовке к внедрению:
- Во всех случаях должен быть пономерной учет вагонов по всем подъездным путям примыкающим к станции, и если его нет, то должны быть изменены договора на эксплуатацию ж.д. подъездных путей (подачу-уборку вагонов на п/п) с ветвевладельцами.
- Если нет выделенного телефонного канала связи (), то должны быть выполнены мероприятия по его выделению.
- В зависимости от наличия на станции автоматизированных систем возможно проведения следующих мероприятий:
- если нет АСУ (АРМов) с функциями работников ТК и ТВК (АС = 5) или есть отдельные типовые (АС = 1) или нетиповые (АС = 2) АРМы, то дорога должна заключить договор с организацией-разработчиком на установку комплекса АРМов (типовых) с расширенными функциями согласно требованиям представленным в разделе 4 настоящего документа.
- Если есть комплекс типовых (АС = 3) или нетиповых (АС = 4) АРМов, то дорога должна решить вопрос с организацией-разработчиком о подключении дополнительных режимов для обеспечения функционирования в среде системы (см. 4 раздел).
- АРМы ТК, ТВК и приемосдатчиков станции должны быть включены в единую локальную станционную сеть. Помимо этого в локальную сеть должны быть включены АСУ ветвевладельцев с целью обеспечения взаимодействия со станционной системой по обмену вагонами с п/п.
б) Анализ данных по станциям при обмене с подъездными путями от 51 до 100 вагонов в среднем в сутки.
Конкретная станция может быть включена в 1 или 2 этапы внедрения в зависимости от конкретных условий для каждой станции.
В 1 этап включается станция в случае, если в совокупности:
- По всем п/п примыкающим к станции введен пономерной учет простоя вагонов (УП = 1).
- Не планируется в перспективе существенного уменьшения вагонооборота или свертывания работы станции с п/п ( или 4).
- На станции установлен комплекс типовых (АС = 3) или нетиповых (АС = 4) АРМов соединенных локальной станционной сетью (ЛС = 1) и имеющих выделенный телефонный канал с ИВЦ дороги (КС = 1).
В качестве мероприятий для обеспечения включения станции в работу системы должен быть решен вопрос с организацией разработчиком типовой системы (при АС = 3) о подключении дополнительных режимов для обеспечения функционирования в среде системы (см. 4 раздел), или с разработчиком нетиповой системы (при АС = 4) о проведении необходимых доработок и их подключении.
Во 2 этап включаются все станции данной группы из числа не включенных в 1 этап. Исключение могут составлять станции, по которым планируется свертывание работы с подъездными путями (ПР = 4) или тенденция к существенному уменьшению вагонооборота (ПР = 2). Данные станции включаются в 3 этап.
Мероприятия по станциям включенным во второй этап должны разрабатываться исходя из следующих требований:
- Все подъездные пути примыкающие к станции должны работать в режиме пономерного учета в использовании вагонов (УП = 1), и если этого нет, то с ветвевладельцами должны быть перезаключены договора на эксплуатацию или подачу (уборку) вагонов.
- Связь с ИВЦ дороги должна обеспечиваться с помощью выделенного телефонного канала (КС = 1).
- На станции должен функционировать комплекс типовых (АС = 3) или нетиповых (АС = 4) АРМов (АСУ), в составе которых есть АРМы ТВК, ТК, приемосдатчиков обеспечивающих автоматизацию пономерного учета для всех подъездных путей примыкающих к станции. Причем в состав АРМов должны быть включены дополнительные функции, обеспечивающие взаимодействие с ИВЦ дороги исходя из требований представленных в р. 4 настоящего документа.
- Все АРМы должны быть связаны единой локальной станционной сетью (ЛС = 7).
в) Анализ данных по станциям при обмене с подъездными путями от 11 до 50 вагонов в среднем в сутки.
Конкретная станция может быть включена во 2 или 3 этапы внедрения в зависимости от конкретных условий для каждой станции.
Во 2 этап включаются станции, если на момент анализа фактические данные соответствуют перечню, приведенному для 1 этапа станций с вагонооборотом от 51 до 100 вагонов (см. выше). В данную группу включаются также станции по которым планируется увеличение вагонооборота (ПР = 1), а мероприятия для достижения условий внедрения во втором этапе (см. "б") могут быть выполнены в сроки подключения станций второго этапа.
В 3 этап включаются все остальные станции с данным вагонооборотом за исключением станций, по которым планируется свертывание работы с подъездными путями (ПР = 4). Перечень мероприятий для подключения станций в рамках 3 этапа см. ниже.
г) Анализ данных по станциям с вагонооборотом более до# 10 вагонов при обмене с подъездными путями в среднем в сутки.
Станции данной группы могут включаться в 3 этап или вообще исключаться из планов внедрения системы. Однозначно исключаются из плана внедрения станции, по которым планируется свертывание работы с подъездными путями. Мероприятия по реализации 3 этапа разрабатываются исходя из следующих условий и требований:
- По всем подъездным путям должен быть введен пономерной учет пользования вагонами;
- Станция должна обеспечивать тем или иным способом передачу в ИВЦ дороги данных в виде специального сообщения о подаче вагонов на п/п, уборке вагонов с п/п, погрузке и выгрузке на п/п.
- На станции должны вестись списки арендованных вагонов ветвевладельцев с помощью локальных АРМов или вручную.
В зависимости от данных по станции возможны следующие варианты выполнения данных требований:
- По всем подъездным путям должны быть оформлены договора на пономерной учет использования вагонов;
- При наличии любого канала связи станции с ИВЦ дороги - передача сообщений о подаче, уборке, погрузке и выгрузке осуществляется с использованием данного канала. Причем подготовка сообщений может осуществляться вручную на телетайпе или с помощью автономных АРМов. Если каналов связи с ИВЦ нет, то информация для подготовки сообщений должна быть без задержки передана по телефону на базовую станцию, отделение дороги или т.п., где диспетчер или иной ответственный работник должен подготовить и передать соответствующие сообщения. Для каждой из станций для такого варианта определяются соответствующий порядок и ответственные работники.
- При наличии на станции комплекса АРМов соединенных локальной сетью и подключении дополнительного программного обеспечения, локальной сети и канала связи - целесообразно использовать типовую схему как и для второго этапа с соответствующим функциональным наполнением АРМов работников станции.
4 Краткие требования к системам линейного уровня
В данном разделе приводятся принципиальные требования к системам линейного уровня по учету наличия и использования вагонов на ж.д. подъездных путях и возможные подходы к реализации основных элементов.
Детальные требования к режимам и способам взаимодействия с ИВЦ дороги по учету наличия и использования вагонов на ж.д. подъездных путях разрабатываются БФ ВНИИАС на этапе технического проектирования дорожной составляющей системы и представлены заинтересованным организациям отдельным документом.
Предусматривается возможность функционирования станционной составляющей:
а) В режиме централизованного учета вагонных парков станции средствами ДИСПАРКа. Данный режим предусматривает обязательную передачу в ИВЦ дороги сообщений о подаче вагонов на п/п и уборке вагонов с п/п.
б) В режиме ведения модели вагонов линейно-дорожно-сетевого уровня полного объема. Данный режим дополнительно к режиму "а" предусматривает обмен с ИВЦ дороги сообщениями о договорах на эксплуатацию п/п или договорах о подаче и уборке вагонов. В данном режиме должна быть введена специальная классификация ж.д. подъездных путей, разработаны и реализованы технологии с учетом взаимодействия с ИВЦ дороги.
в) В "локальном" режиме, который не предусматривает обмена сообщениями с ИВЦ дороги о подаче вагонов на п/п и уборке вагонов с п/п. Данный режим возможен как временный в действующих станционных АСУ, где этот режим по сути функционирует и станция еще не включена в работу ИВЦ по учету вагонных парков станции с учетом подъездных путей.
Для обеспечения функционирования системы - в составе станционных АРМов (АСУ) должны быть реализованы следующие основные составляющие, режимы и функции:
- Ведение пономерной модели вагонов на подъездных путях (для всех режимов);
- Ведение базы данных арендованных вагонов промышленных предприятий примыкающих к станции (для всех режимов).
- Ведение картотеки договоров по подъездным путям примыкающим к станции (для режима "в").
- Формирование и передача в ИВЦ дороги сообщений об операциях с вагонами на подъездных путях:
- с. 1397 о подаче вагонов на п/п и уборке вагонов с п/п (для режимов "а" и "б");
- с. 410 - электронная дорожная ведомость (накладная) для отражения фактов погрузки и выгрузки на подъездных путях;
- Формирование и передача в ИВЦ дороги с. 2894 о договорах с ветвевладельцами заключаемыми станциями, а также обработка с. 2894 поступающих из ИВЦ дороги о договорах с ветвевладельцами станции, которые заключает управление дороги (для режима "б").
Создание станционной вагонной модели подъездных путей возможно по двум направлениям:
1) Накопление балансовым способом данных о наличии вагонов на каждом п/п путем полной обработки в автоматизированном режиме всех памяток приемосдатчика ГУ-45ВЦ по всем п/п станции. Если п/п имеет выходы на другие станции, то обработка памяток по данному п/п и по другой станции примыкания. В течение 1-4 месяцев как правило достоверность модели вагонов на п/п достигает 90-98%. После окончания периода накопления осуществляется локальная перепись вагонов по п/п, на основании которой в базу данных вносятся уточнения (включая инициализацию передачи с. 1397 в ИВЦ для синхронного изменения модели вагонов на п/п дорожного уровня), после чего система может функционировать в полном объеме.
2) Проведение локальной переписи вагонов по п/п, ввод данных результатов переписи в станционную модель, после чего включение автоматизированной обработки всех памяток ГУ-45ВЦ. В этом случае система может функционировать сразу в полном объеме.
Функциональный состав станционных систем должен во всех режимах должен# как минимум обеспечить:
- пономерной контроль наличия и простоя вагонов на п/п всех категорий собственности по состоянию на момент запроса и на конец отчетного периода;
- автоматизированное ведение ДУ-14 в соответствии с указанием от 02.12.98 N Б-1394у.
- специальный пономерной контроль за длительно простаивающими вагонами инвентарного парка (свыше 5 суток);
- специальный пономерной контроль за длительно простаивающими (более 3 месяцев) собственными вагонами восьмизначной нумерации на цифру 5;
- количественный учет и анализ наличия, простоя и оборота за различные периоды времени по каждому п/п и по станции в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.