Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 1. Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации врачей-остеопатов со сроком освоения 72 академических часа по специальности "Остеопатия" по теме: "Мышечно-энергетические техники в диагностике и коррекции соматических дисфункций опорно-двигательного аппарата"

Приложение N 1
к приказу Министерства
здравоохранения РФ
от 24 июля 2015 г. N 481н

 

Примерная дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации врачей-остеопатов со сроком освоения 72 академических часа по специальности "Остеопатия" по теме:
"Мышечно-энергетические техники в диагностике и коррекции соматических дисфункций опорно-двигательного аппарата"

 

I. Общие положения

 

Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-остеопатов со сроком освоения 72 академических часа по теме "Мышечно-энергетические техники в диагностике и коррекции соматических дисфункций опорно-двигательного аппарата" (далее - Программа) в совершенствование и получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня врачей-остеопатов.

Реализация Программы направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, на обеспечение соответствия квалификации врачей меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствовании компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышении профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации*(1) по специальности "Остеопатия".

Трудоемкость освоения - 72 академических часа (0,5 месяца).

Основными компонентами Программы являются:

1) общие положения;

2) планируемые результаты обучения;

3) учебный план;

4) рабочая программа учебного модуля "Специальные дисциплины";

5) организационно-педагогические условия реализации Программы;

6) реализация Программы в форме стажировки.

В содержании Программы предусмотрены необходимые знания и практические умения по социальной гигиене и организации здравоохранения.

Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом, где учебным модулем является рабочая программа "Специальные дисциплины". Структурными единицами учебного модуля являются разделы. Каждый раздел подразделяется на темы, каждая тема - на элементы, каждый элемент - на подэлементы. Для удобства пользования Программой в учебном процессе каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела дисциплины (например, 1), на втором - код темы (например, 1.1), далее - код элемента (например, 1.1.1) , затем - код подэлемента (например, 1.1.1.1). Кодировка вносит определенный порядок в перечень вопросов, содержащихся в Программе, что в свою очередь позволяет кодировать контрольно-измерительные (тестовые) материалы в учебно-методическом комплексе (далее - УМК).

Планируемые результаты обучения направлены на совершенствование профессиональных компетенций врача-остеопата, его профессиональных знаний, умений, навыков.

Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача-остеопата, по усмотрению заведующего кафедрой, могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.

Рабочая программа учебного модуля "Специальные дисциплины" разрабатывается в целях обеспечения обучающихся качественным дополнительным профессиональным образованием.

Организационно-педагогические условия реализации Программы включают:

а) учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности;

б) материально-технические базы, обеспечивающие организацию всех видов дисциплинарной подготовки:

- учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;

- клинические базы в медицинских и научных организациях в зависимости от условий оказания медицинской помощи по профилю "Остеопатия": в амбулаторных условиях (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение); в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); в стационарных условиях (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) и соответствующие требованиям Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам*(2);

в) кадровое обеспечение реализации Программы соответствует требованиям штатного расписания кафедр остеопатии, мануальной терапии, неврологии образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы.

Программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программы повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей. Характер стажировки и виды деятельности, предусмотренные стажировкой, определяются образовательными организациями, реализующими дополнительные образовательные программы, с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку и содержания Программы.

Для проведения аттестации используются фонды оценочных средств и материалов, необходимые формы аттестации, позволяющие оценить степень достижения обучающимися запланированных результатов обучения по Программе.

Текущий контроль осуществляется в форме тестирования. Итоговая аттестация осуществляется посредством проведения зачета и выявляет теоретическую и практическую подготовку обучающихся в соответствии с целями Программы.

Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения Программы в объеме, предусмотренном учебным планом. Успешно прошедшие итоговую аттестацию обучающиеся получают документ о дополнительном профессиональном образовании - удостоверение о повышении квалификации*(3).

 

II. Планируемые результаты обучения

 

Результаты обучения по Программе направлены на совершенствование компетенций, приобретенных в рамках полученного ранее профессионального образования на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.52 Остеопатия (ординатура)*(4), и на формирование профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

 

Характеристика профессиональных компетенций врача-остеопата, подлежащих совершенствованию в результате освоения Программы

 

У обучающегося совершенствуются следующие универсальные компетенции (далее - УК):

- способность анализировать и использовать на практике методы естественнонаучных и медико-биологических наук в различных видах профессиональной деятельности (УК-1);

У обучающегося совершенствуются общепрофессиональные компетенции (далее - ОПК):

в психолого-педагогической деятельности:

- способность и готовность формировать у пациентов и членов их семей мотивацию, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ОПК - 1).

У обучающегося совершенствуются профессиональные компетенции врача-остеопата.

 

Характеристика новых профессиональных компетенций врача-остеопата, формирующихся в результате освоения Программы

 

У обучающегося формируются следующие профессиональные компетенции (далее - ПК):

в диагностической деятельности:

- владение остеопатическим подходом в диагностике соматических дисфункций опорно-двигательного аппарата (ПК-1);

в лечебной деятельности:

способность и готовность выполнять остеопатическую коррекцию найденной соматической дисфункции с использованием мышечно-энергетической техники (далее - МЭТ) и производить лечение только с добровольного информированного согласия пациента (ПК-2).

 

Перечень знаний, умений и навыков врачей-остеопатов, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций по использованию МЭТ в диагностике и коррекции соматических дисфункций опорно-двигательного аппарата

 

По окончании обучения врач-остеопат должен знать:

1. Общие знания:

- законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья;

- врачебную этику и медицинскую деонтологию;

- анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата человека, половозрастные особенности человека.

2. Специальные знания:

- общие принципы МЭТ;

- специфические диагностические методики для выявления возможной причины соматической дисфункции опорно-двигательного аппарата;

- основные соматические дисфункции позвонков и костей таза, принципы остеопатической диагностики;

- принципы коррекции соматических дисфункций опорно-двигательного аппарата с использованием МЭТ.

По окончании обучения врач-остеопат должен уметь:

- проводить остеопатическое обследование опорно-двигательного аппарата по алгоритмам диагностики в остеопатии;

- определять соматические дисфункции опорно-двигательного аппарата;

- применять МЭТ для коррекции соматических дисфункций опорно-двигательного аппарата.

По окончании обучения врач-остеопат должен владеть навыками:

- проведения активных и пассивных диагностических тестов в области таза; различных отделов позвоночника, верхних и нижних конечностей;

- проведения остеопатических диагностических тестов различных отделов позвоночника, таза, конечностей для выявления возможной причины соматической дисфункции.

- проведения МЭТ различных отделов позвоночника, таза, конечностей с целью коррекции соматических дисфункций.

 

III. Учебный план

 

Код

Наименование разделов дисциплин и тем

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

лекции

ОСК*

ПЗ, СЗ, ЛЗ**

Рабочая программа учебного модуля

1

Основы социальной гигиены и организации медицинской помощи по профилю "Остеопатия" в Российской Федерации

2

1,5

-

0,5

Промежуточный контроль (зачет)

1.1

Правовые основы здравоохранения

0,5

0,25

-

-

Текущий контроль

(тестовый контроль)

1.2

Теоретические основы социальной гигиены и организации охраны здоровья граждан

0,5

0,25

-

-

Текущий контроль

(тестовый контроль)

1.3

Организация медицинской помощи населению по профилю "Остеопатия"

0,5

0,25

-

0,25

Текущий контроль

(тестовый контроль)

1.4

Планирование и организация дополнительного профессионального образования

0,5

0,25

-

0,25

Текущий контроль

(тестовый контроль)

Рабочая программа учебного модуля "Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата"

2

Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата

4

3,5

-

0,5

Промежуточный контроль (зачет)

2.1

Анатомия таза

1,5

1,5

-

-

Текущий контроль

(тестовый контроль)

2.2.

Анатомия позвоночника и конечностей

1,5

1

 

0,5

Текущий контроль

(тестовый контроль)

2.3

Нормальная физиология

1

1

-

-

Текущий контроль

(тестовый контроль)

Рабочая программа учебного модуля "МЭТ в диагностике и коррекции соматических дисфункций опорно-двигательного аппарата"

3

МЭТ в диагностике и коррекции соматических дисфункций опорно-двигательного аппарата

60

18

-

42

Промежуточный контроль (зачет)

3.1

МЭТ в остеопатии

6

4

-

2

Текущий контроль (тестовый контроль)

3.2

Диагностика и коррекция соматических дисфункций костей таза МЭТ

24

6

-

18

Промежуточный контроль (тестовый контроль)

3.3

Диагностика и коррекция соматических дисфункций позвоночника МЭТ

24

6

-

18

Промежуточный контроль (тестовый контроль)

3.4

Диагностика и коррекция соматических дисфункций конечностей МЭТ

6

2

-

4

Промежуточный контроль (тестовый контроль)

Итоговая аттестация

6

-

-

6

Зачёт

Всего

72

23

-

49

 

 

* обучающий симуляционный курс.

** ПЗ - практические занятия, СЗ - семинарские занятия, ЛЗ - лабораторные занятия.

 

IV. Календарный учебный график

 

Разделы программы

месяц

1 - 7

8 - 14

15 - 21

22 - 28

1

неделя

2

неделя

3

неделя

4 неделя

Учебные модули

 

 

 

 

Основы социальной гигиены и организации медицинской помощи по профилю "Остеопатия" в Российской Федерации

2

 

 

 

Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата

4

 

 

 

МЭТ в диагностике и коррекции соматических дисфункций опорно-двигательного аппарата

30

30

 

 

Итоговая аттестация

 

6

 

 

 

V. Рабочая программа учебного модуля
"Специальные дисциплины"

 

Основы социальной гигиены и организации медицинской помощи по профилю "Остеопатия" в Российской Федерации

 

Код

Наименования тем, элементов и подэлементов

1.1

Правовые основы здравоохранения

1.1.1

Законодательство в сфере охраны здоровья

1.1.1.1

Основные профессиональные обязанности и права медицинских работников

1.1.1.2

Право граждан на охрану здоровья

1.2

Теоретические основы социальной гигиены и организации охраны здоровья

1.2.1

Основы социальной гигиены

1.2.1.1

Социальная гигиена, ее роль и место среди других наук

1.2.1.2

Здоровье человека как социальная ценность и общественная категория

1.2.2

Основы организации здравоохранения и общественное здоровье

1.3

Организация медицинской помощи по профилю "Остеопатия"

1.3.1

Организация медицинской помощи по профилю "Остеопатия" в структурах органов управления здравоохранением

1.3.2

Оказание медицинской помощи по профилю "Остеопатия"

1.3.3

Основные направления и профессиональные права и обязанности в работе врача остеопата

1.4

Планирование и организация дополнительного профессионального образования по специальности "остеопатия"

1.4.1

Виды дополнительного профессионального образования

1.4.1.1

Организация учебного процесса по программам профессиональной переподготовки

1.4.1.2

Организация учебного процесса по программам повышения квалификации специалистов соответствующего профиля

1.4.2

Система непрерывного медицинского образования

 

Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата

 

Код

Наименования тем, элементов и подэлементов

2.1.1.

Анатомо-физиологические особенности крестца

 

Функциональные взаимосвязи крестца с костями таза и позвоночником

2.1.2.

Функциональные взаимосвязи крестца с мышцами, связками, нервами, внутренними органами

2.1.3.

Клиническая биомеханика крестца в положении стоя, сидя и при ходьбе

2.1.4.

Анатомо-физиологические особенности подвздошных костей

2.1.5.

Функциональные взаимосвязи подвздошных костей с костями таза

2.1.6.

Функциональные взаимосвязи подвздошных костей с мышцами, связками, нервами, внутренними органами

2.1.7.

Анатомо-физиологические особенности лонных костей

2.1.8.

Функциональные взаимосвязи лонных костей с костями таза

2.1.9.

Функциональные взаимосвязи лонных костей с мышцами, связками, нервами, внутренними органами.

2.2.

Анатомия позвоночника и конечностей

2.2.1.

Анатомические особенности шейного отдела позвоночника и подзатылочной области

2.2.2.

Анатомические особенности плечелопаточной области и свободной верхней конечности

2.2.3.

Анатомические особенности грудного и поясничного отделов позвоночника

2.2.4.

Анатомические особенности таза и нижней конечности

2.3.

Нормальная физиология

2.3.1.

Физиология мышц

2.3.1.1.

Физиология мышечного сокращения, мышечная рецепция; понятие о нейромышечной передаче возбуждения

2.3.1.2.

Рецепция скелетной мускулатуры, физиологические основы рецепции

2.3.1.3.

Виды рецепции

 

Мышечно-энергетические техники в диагностике и коррекции соматических дисфункций опорно-двигательного аппарата

 

Код

Наименования тем, элементов и подэлементов

3.1.1.

Общие принципы МЭТ

3.1.2.

Виды и характеристика МЭТ

3.1.3.

Теоретическое обоснование методологии МЭТ

3.1.4.

Соотношение между тонусом мускулатуры, фазой дыхания и направлением взгляда. Основные клинические эффекты

3.1.5.

МЭТ в коррекции соматических дисфункций мышц шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника. Клинические эффекты. Показания и противопоказания

3.1.6.

МЭТ в коррекции соматических дисфункций мышц плечевого пояса и верхних конечностей. Клинические эффекты. Показания и противопоказания

3.1.7.

МЭТ в коррекции соматических дисфункций мышц тазового пояса и нижних конечностей. Клинические эффекты. Показания и противопоказания

3.2.

Диагностика и коррекция соматических дисфункций костей таза с использованием МЭТ

3.2.1.

Биомеханика и патобиомеханика таза

3.2.2.

Диагностика позиции крестца, подвздошных костей, лонных костей (визуальная и пальпаторная)

3.2.2.1.

Флексионный тест (стоя, сидя)

3.2.2.2.

Тест шага вперед

3.2.2.3.

Тест "сплетницы"

3.2.2.4.

Тест длины ног

3.2.2.5.

Тест пяти линий

3.2.3.

Соматические дисфункции костей таза

3.2.3.1.

Диагностика и коррекция соматических дисфункций подвздошной кости в передней и задней ротации, в наружной и внутренней ротации, в верхнем смещении. Позиционная и динамическая диагностика

3.2.3.2.

Диагностика и коррекция соматических дисфункций лонного сочленения в компрессии, в передне-нижнем и задне-верхнем смещении. Позиционная и динамическая диагностика

3.2.3.3.

Диагностика и коррекция соматических дисфункций крестца в передней и задней торзии, односторонней и двусторонней флексии и экстензии. Оценка борозд крестца, нижних латеральных углов, пружинения. Позиционная и динамическая диагностика

3.3.

Диагностика и коррекция соматических дисфункций позвоночника с использованием МЭТ

3.3.1.

Биомеханика движений позвоночника. Механизм флексии, экстензии, ротации и латерофлексии. Особенности биомеханики различных отделов позвоночника. Механизм раскрытия и закрытия фасеток

3.3.2.

Патобиомеханика позвоночника. Механизм возникновения блокировки фасеток, ограничения подвижности в суставах позвоночника

3.3.3.

Законы и дисфункции Фрайетта

3.3.4.

Диагностика и коррекция соматических дисфункций различных отделов позвоночника

3.3.4.1

Специфическая сегментарная диагностика соматических дисфункций отделов позвоночника по Ф. Митчеллу. Провокационные позиции "сфинкса" и "Магомета"

3.3.4.2.

Особенности диагностики и коррекции соматических дисфункций поясничного отдела позвоночника

3.3.4.3.

Диагностика соматических дисфункций поясничного отдела позвоночника в нейтральной позиции. Взаимоотношения фасеточных суставов. Локализация дисфункции. Укладка пациента, выход на сегментарный уровень

3.3.4.4.

Коррекция соматических дисфункций поясничного отдела позвоночника в нейтральной позиции. Этапы коррекции с использованием МЭТ. Повторная диагностика

3.3.4.5.

Диагностика соматических дисфункций поясничного отдела позвоночника во флексии. Взаимоотношения фасеточных суставов. Локализация дисфункции. Укладка пациента, выход на сегментарный уровень

3.3.4.6.

Коррекция соматических дисфункций поясничного отдела позвоночника во флексии. Этапы коррекции МЭТ. Повторная диагностика

3.3.4.7.

Диагностика соматических дисфункций поясничного отдела позвоночника в экстензии. Взаимоотношения фасеточных суставов. Локализация дисфункции. Укладка пациента, выход на сегментарный уровень

3.3.4.8.

Коррекция соматических дисфункций поясничного отдела позвоночника в экстензии. Этапы коррекции с использованием МЭТ. Повторная диагностика

3.3.4.9.

Особенности диагностики и коррекции соматических дисфункций грудного отдела позвоночника

3.3.4.10.

Диагностика соматических дисфункций грудного отдела позвоночника в нейтральной позиции. Взаимоотношения фасеточных суставов. Локализация дисфункции. Укладка пациента, выход на сегментарный уровень. Особенности коррекции верхнего грудного отдела позвоночника

3.3.4.11.

Коррекция соматических дисфункций грудного отдела позвоночника в нейтральной позиции. Этапы коррекции МЭТ. Повторная диагностика

3.3.4.12.

Диагностика соматических дисфункций грудного отдела позвоночника во флексии. Взаимоотношения фасеточных суставов. Локализация дисфункции. Укладка пациента, выход на сегментарный уровень

3.3.4.13.

Коррекция соматических дисфункций грудного отдела позвоночника во флексии. Этапы коррекции МЭТ. Повторная диагностика

3.3.4.14.

Диагностика соматических дисфункций грудного отдела позвоночника в экстензии. Взаимоотношения фасеточных суставов. Локализация дисфункции. Укладка пациента, выход на сегментарный уровень

3.3.4.15.

Коррекция соматических дисфункций грудного отдела позвоночника в экстензии. Этапы коррекции с использованием МЭТ. Повторная диагностика

3.3.4.16.

Особенности диагностики и коррекции соматических дисфункций шейного отдела позвоночника

3.3.4.17.

Диагностика соматических дисфункций шейного отдела позвоночника в нейтральной позиции. Взаимоотношения фасеточных суставов. Локализация дисфункции. Укладка пациента, выход на сегментарный уровень. Особенности коррекции сегментов С0 - C1, C1 - С2

3.3.4.18.

Коррекция соматических дисфункций шейного отдела позвоночника в нейтральной позиции. Этапы коррекции с использованием МЭТ. Повторная диагностика

3.3.4.19.

Диагностика соматических дисфункций шейного отдела позвоночника во флексии. Взаимоотношения фасеточных суставов. Локализация дисфункции. Укладка пациента, выход на сегментарный уровень

3.3.4.20.

Коррекция соматических дисфункций шейного отдела позвоночника во флексии. Этапы коррекции МЭТ. Повторная диагностика

3.3.4.21.

Диагностика соматических дисфункций шейного отдела позвоночника в экстензии. Взаимоотношения фасеточных суставов. Локализация дисфункции. Укладка пациента, выход на сегментарный уровень

3.3.4.22.

Коррекция соматических дисфункций шейного отдела позвоночника в экстензии. Этапы коррекции с использованием МЭТ. Повторная диагностика

3.4.

Диагностика и коррекция соматических дисфункций конечностей с использованием МЭТ

3.4.1.

Коррекция переднего и заднего смещения наружной лодыжки с использованием МЭТ

3.4.2.

Диагностика и коррекция соматических дисфункций ключицы в грудинно-ключичном суставе (далее - ГКС) (переднее смещение ключицы, верхнее смещение ключицы и компрессия ГКС) с использованием МЭТ

3.4.3.

Диагностика и коррекция соматических дисфункций ключицы в акромиально-ключичном суставе (раскрытие, закрытие, наружная и внутренняя ротация) с использованием МЭТ

 

VI. Организационно-педагогические условия реализации Программы

 

При организации и проведении учебных занятий необходимо иметь учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности, соответствующие материально-технические базы, обеспечивающие организацию всех видов дисциплинарной подготовки. Кадровое обеспечение реализации Программы должно соответствовать требованиям штатного расписания кафедр остеопатии, мануальной терапии, неврологии образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы.

Основное внимание должно быть уделено практическим занятиям. Приоритетным следует считать разбор/обсуждение выбранной тактики и осуществленных действий при оказании помощи пациенту в конкретной ситуации. Предпочтение следует отдавать активным методам обучения (разбор клинических случаев, обсуждение, ролевые игры). Для усиления интеграции профессиональных знаний и умений следует поощрять контекстное обучение. В процессе обучения необходимо освещение специфических вопросов использования МЭТ в диагностике и коррекции соматических дисфункций опорно-двигательного аппарата. Этические и психологические вопросы должны быть интегрированы во все разделы Программы. С целью проведения оценки знаний следует использовать различные методики, например, тестовые задания, содержащие вопросы с несколькими вариантами ответов, прямые вопросы и клинические примеры, а также опросники для оценки отношения и профессиональных навыков.

ГАРАНТ:

Нумерация разделов приводится в соответствии с источником

VI. Реализация Программы в форме стажировки

 

Программа может реализовываться частично или полностью в форме стажировки.

Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:

самостоятельную работу с учебными изданиями;

приобретение профессиональных навыков;

изучение организации и методики работ;

участие в совещаниях, деловых встречах.

Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания Программы.

Содержание реализуемой Программы и (или) отдельных ее компонентов (модулей), практик, стажировок должно быть направлено на достижение целей Программы, планируемых результатов ее освоения.

Освоение Программы в форме стажировки завершается итоговой аттестацией обучающихся, порядок которой определяется образовательной организацией реализующей программы дополнительного профессионального образования самостоятельно.

 

______________________________

*(1) Части 1, 4 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48 ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, 4257, 4263; 2015, N 1, ст. 42, 53, 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст. 2625).

*(2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20.08.2013, регистрационный N 29444).

*(3) Часть 10 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации".

*(4) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.08.2014 N 1095 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.52 Остеопатия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29.10.2014, регистрационный N 34505).