1/2013, 2/2014
Russian classification of organisational and legal forms
Дата введения 1 января 2013 г.
Введен взамен Общероссийского классификатора
организационно-правовых форм ОК 028-99
Предисловие
Основанием для разработки новой версии Общероссийского классификатора организационно-правовых форм является постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. N 595 "О федеральной целевой программе "Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах"
Настоящий классификатор не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Изменением N 2/2014 во Введение внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 сентября 2014 г.
Введение
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.
ОКОПФ разработан на основе российского законодательства и предназначен для классификации, систематизации, структурирования и идентификации организационно-правовых форм.
ОКОПФ используется при решении задач, связанных с:
формированием и сопряжением государственных информационных систем и ресурсов;
разработкой официальной статистической информации в рамках организационно-правовых форм;
государственным управлением и регулированием в системе налогообложения и других сферах экономики;
обеспечением межведомственного информационного обмена;
анализом и прогнозированием социально-экономических процессов и явлений.
Объектами классификации в ОКОПФ являются организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими или некоммерческими организациями; организаций, созданных в соответствии с законодательством без прав юридического лица, и международных организаций, а также граждан, осуществляющих коммерческую деятельность или деятельность, не отнесенную законодательством к предпринимательству.
Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
Исходя из способа закрепления имущества и целей предпринимательской деятельности, юридические лица разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
- потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
- общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
- ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
- товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
- казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
- общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
- фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
- учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
- автономных некоммерческих организаций;
- религиозных организаций;
- публично-правовых компани".
Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.
К организациям, не являющимся юридическими лицами, но имеющими право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица, относятся представительства, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц, паевые инвестиционные фонды, простые товарищества, а также районные, городские, межрайонные суды (районные суды).
К международным организациям, чья деятельность осуществляется в том числе и на территории Российской Федерации, относятся постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений (устава, статута или иного учредительного документа) и являющиеся международными по своим целям, составу членов, структуре и финансовой поддержке.
Организационно-правовые формы для деятельности граждан включают индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, чья деятельность регулируется правилами, применяемыми для юридических лиц, являющихся коммерческими организациями; граждан, чья деятельность не является предпринимательской: адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, и нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Организационно-правовые формы в ОКОПФ сгруппированы в следующие разделы:
- организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями; |
|
- организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими корпоративными организациями; |
|
- организационно-правовые формы организаций, созданных без прав юридического лица; |
|
- организационно-правовые формы международных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации; |
|
- организационно-правовые формы для деятельности граждан (физических лиц); |
|
- организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими унитарными организациями; |
|
- организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими унитарными организациями. |
В состав каждого из разделов ОКОПФ включены соответствующие организационно-правовые формы.
В ОКОПФ использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
В классификаторе принята следующая форма записи позиций:
Код |
Наименование |
Каждая позиция в классификаторе содержит:
- пятиразрядный цифровой код;
- наименование организационно-правовой формы.
Структура кода имеет следующий вид:
Х ХХ ХХ
|-----+------+------------ раздел классификатора
| | |
|------+------------ тип организационно-правовой формы
| |
|------------ вид организационно-правовой формы
|
В ОКОПФ введены позиции:
- 1 90 00 "Прочие юридические лица, являющиеся коммерческими организациями", предназначенная для идентификации организационно-правовых форм, установленных законодательством, регулирующим процедуру создания юридических лиц до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации.
К позициям ОКОПФ в приложении А даны пояснения, содержащие установленные законодательством определения организационно-правовых форм.
Для удобства использования данного классификатора в практических целях позиции ОКОПФ приведены в приложении Б в алфавитном порядке.
Разработку изменений к ОКОПФ и его ведение осуществляет Росстат в соответствии с Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005 "Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов".
Организационно-правовые формы
Код |
Наименование |
Изменением N 2/2014 в раздел 1 00 00 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 сентября 2014 г.
Изменением N 2/2014 в раздел 2 00 00 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 сентября 2014 г.
Изменением N 2/2014 классификатор дополнен разделом 6 00 00, вступающим в силу с 1 января 2015 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 сентября 2014 г.
Изменением N 2/2014 классификатор дополнен разделом 7 00 00, вступающим в силу с 1 января 2015 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 сентября 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст или статус документа будет изменен. - Приказ от 14 марта 2023 г. N 143-ст
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-2012 (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2012 г. N 505-ст)
Текст классификатора официально опубликован не был
Разработан | Управлением организации статистического наблюдения и контроля Росстата, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации Росстата |
Представлен | Федеральной службой государственной статистики |
Внесен | Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии |
Принят и введен в действие | Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2012 г. N 505-ст |
Введен взамен | Общероссийского классификатора организационно-правовых форм ОК 028-99 |
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменение N 6/2022
Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г.
Изменение N 5/2021
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2021 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 29 декабря 2020 г.
Изменение N 4/2018
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Изменение N 3/2018
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Изменение N 2/2014
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 года с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 сентября 2014 года
Изменение N 1/2013
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с дат принятия Федеральных законов РФ