Распоряжение Правительства РФ от 24 июля 2018 г. N 1520-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (далее - Концепция).
2. Минспорту России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, задействованных в организации и проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, разработать и представить в Правительство Российской Федерации до 30 ноября 2018 г. план мероприятий по реализации Концепции.
3. Минфину России начиная с 2019 года предусматривать при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период бюджетные ассигнования, необходимые для финансирования расходов на реализацию мероприятий Концепции.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 2018 г. N 1520-р
Концепция
наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года
I. Введение
Концепция наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (далее - Концепция) разработана в рамках реализации мероприятия N 266 Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 518 "О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" (далее - Программа), и в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N Пр-2166.
Решением Международной федерации футбольных ассоциаций 2 декабря 2010 г. Российская Федерация впервые получила право на проведение чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (далее - чемпионат мира по футболу).
В целях подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу приняты Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 518 "О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу".
Чемпионат мира по футболу FIFA - это крупнейшее спортивное событие, участниками которого являются 32 национальные сборные команды, сетка турнира которого состоит из 64 матчей (количество зрителей составляет более 2,5 млн. человек, совокупная телеаудитория - 46,4 процента населения земли).
В рамках Программы:
обеспечены строительство и реконструкция 12 стадионов для проведения матчей чемпионата мира по футболу в гг. Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Казани, Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Саранске, Сочи;
обеспечены строительство, реконструкция и подготовка 95 тренировочных площадок, предназначенных для проведения тренировочных мероприятий;
выполнены мероприятия по возведению строений и сооружений временного назначения и вспомогательного использования на стадионах и прилегающих к ним территориях.
II. Цель и основные задачи Концепции
Цель Концепции - создание условий для обеспечения эффективного использования в постсоревновательный период объектов спортивной инфраструктуры, созданных для проведения чемпионата мира по футболу.
Основными задачами, требующими решения для достижения указанной цели, являются:
определение моделей управления стадионами с учетом проведения на них матчей профессиональных футбольных клубов и многофункционального использования для ведения иной приносящей доход деятельности;
определение мероприятий, обеспечивающих эффективное использование тренировочных площадок, предназначенных для проведения тренировочных мероприятий организациями, осуществляющими спортивную подготовку;
обеспечение эффективного использования строений и сооружений временного назначения и вспомогательного использования;
определение способов создания и функционирования на базе созданной к чемпионату мира по футболу футбольной инфраструктуры детских футбольных центров.
III. Стадионы
Российская Федерация обеспечила исполнение гарантии Международной федерации футбольных ассоциаций по предоставлению следующих 12 стадионов для проведения матчей чемпионата мира по футболу, соответствующих требованиям Международной федерации футбольных ассоциаций:
стадион "Лужники" (реконструкция стадиона осуществлялась Правительством Москвы);
стадион "Казань Арена" (оснащение стадиона травяным покрытием футбольного поля с инженерными системами осуществлялось Кабинетом Министров Республики Татарстан);
стадион "Санкт-Петербург" (строительство стадиона осуществлялось Правительством Санкт-Петербурга);
стадион "Фишт" (реконструкция стадиона осуществлялась администрацией Краснодарского края).
Указанные стадионы находятся в собственности субъектов Российской Федерации.
Стадион "Спартак" в г. Москве (строительство осуществлено обществом с ограниченной ответственностью "Стадион Спартак" за счет внебюджетных источников). Стадион находится в частной собственности.
На стадионах определены модели управления стадионами, источники финансирования расходов на эксплуатацию и содержание, предусмотрены финансовые средства из внебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации, сформированы управляющие компании.
Государственным заказчиком строительства и реконструкции стадионов в гг. Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске является Министерство спорта Российской Федерации, застройщиком - федеральное государственное унитарное предприятие "Спорт-Инжиниринг" (указанные стадионы находятся в собственности Российской Федерации).
В целях эффективного использования предусмотрена передача 7 стадионов в 2019 году из собственности Российской Федерации в собственность субъектов Российской Федерации (передача стадионов в гг. Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске из собственности Российской Федерации в собственность субъектов Российской Федерации предусматривается после полного формирования их балансовой стоимости и принятия соответствующего нормативного правового акта).
Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо выполнить комплекс организационных и технических мероприятий по определению или созданию управляющих компаний, осуществляющих эксплуатацию и управление операционной деятельностью стадионов, а также по определению направлений их многофункционального использования.
В целях обеспечения эффективного управления собственникам стадионов необходимо разработать и утвердить предусматривающие многофункциональное использование стадионов бизнес-планы их операционной деятельности, которые в обязательном порядке должны содержать целевые показатели по доходам от использования стадионов и контрольные показатели по расходам на их эксплуатацию.
Наряду с этим каждый субъект Российской Федерации, которому передается в собственность стадион, обязан определить модель управления стадионом с учетом сложившихся в международной практике следующих моделей управления:
модель "собственник-оператор" (собственник или принадлежащая собственнику управляющая компания самостоятельно обеспечивают содержание, эксплуатацию и управление операционной деятельностью стадиона. Такая модель применяется для управления такими стадионами, как "Лужники", "Спартак", "Казань Арена" и "Фишт");
модель "собственник-оператор с привлечением специализированных организаций" (собственник или принадлежащая собственнику управляющая компания привлекают специализированные организации для передачи им на аутсорсинг отдельных функций, связанных с содержанием, эксплуатацией и загрузкой стадиона (в последнем случае, как правило, с загрузкой мероприятиями, не связанными с футболом). Такая модель используется федеральным государственным унитарным предприятием "Спорт-Инжиниринг" для управления стадионами, построенными за счет средств федерального бюджета);
модель "организация-оператор", которая предусматривает передачу управления сторонней внешней компании, в том числе с использованием концессионных или иных механизмов государственно-частного партнерства (если требуется строительство и (или) реконструкция) (собственник нанимает управляющую компанию и передает ей все обязанности по содержанию, эксплуатации и управлению операционной деятельностью стадиона. Такая модель применяется для управления объектом "Стадион Санкт-Петербург", который передан обществу с ограниченной ответственностью "Зенит Арена" по договору концессии);
модель "единая организация - оператор" предусматривает передачу управления единому оператору, управляющему несколькими или всеми стадионами, построенными за счет средств федерального бюджета.
Основным функциональным направлением 12 стадионов для проведения матчей чемпионата мира по футболу является использование их по профильному назначению, в том числе:
проведение домашних матчей футбольного клуба в качестве участника чемпионата России по футболу среди команд клубов Российской футбольной Премьер-Лиги, первенства России по футболу среди команд клубов Футбольной Национальной Лиги, первенства России по футболу среди команд клубов профессиональной футбольной лиги, Кубка России по футболу (далее - матчи чемпионатов России и Кубка России) и европейских турниров Союза европейских футбольных ассоциаций;
проведение иных футбольных матчей в соответствии с единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в том числе товарищеских игр национальных сборных команд Российской Федерации, мероприятий, предусмотренных календарными планами физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований.
Планируемое использование стадионов и количество футбольных матчей чемпионата России по футболу, первенства России по футболу и Кубка России на стадионах приведены в перечне стадионов чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года для использования в постсоревновательный период согласно приложению N 1.
Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективное использование стадионов по профильному назначению, является уровень посещаемости болельщиками матчей, который прежде всего обусловлен спортивными результатами команды футбольного клуба. Для этих целей в бизнес-планах операционной деятельности стадионов должны быть предусмотрены дополнительные меры, реализуемые управляющими компаниями совместно с футбольными клубами, включая применение системы скидок, дотирование билетной программы клубов для различных социальных групп населения.
Построенные и реконструированные футбольные стадионы представляют собой современные технически сложные объекты с кратковременным массовым пребыванием людей, и их эксплуатация является весьма затратной. Как показывает мировой опыт, объем доходов в случае использования стадионов только для проведения футбольных матчей недостаточен для достижения их безубыточности.
В связи с этим существует практика многофункционального использования футбольных стадионов, предусматривающая проведение на стадионах культурно-спортивных и зрелищных мероприятий, а также практика предоставления внутренних свободных помещений стадионов для коммерческого использования. На стадионе возможно проведение следующих мероприятий:
мероприятия футбольного клуба, являющегося арендатором или собственником стадиона (специальные пресс-конференции, встречи с болельщиками, мероприятия для спонсоров, благотворительные мероприятия);
крупные спортивные соревнования и мероприятия; мероприятия для бизнес-партнеров, спонсорские турниры, мероприятия, связанные с торжественным празднованием знаменательных дат;
общероссийские крупные культурно-зрелищные мероприятия в области музыкального искусства (хоровые фестивали и фестивали духовой музыки, выступления сводных детских хоров и оркестров, специальные театральные постановки, включая оперные), обзорные экскурсии, отдельные экскурсионные программы, тематические маршруты и квесты, открытые лектории для школьников.
Кроме того, на базе стадионов возможно создание музеев истории спорта, тематических музеев по видам спорта, а также мультимедийных, копийных выставок и тематических экспозиций.
Свободные помещения стадионов могут также приносить доход за счет их сдачи в долгосрочную аренду. Собственникам стадионов рекомендуется рассматривать привлечение следующих коммерческих арендаторов:
предприятия торговли и сферы услуг спортивной и оздоровительной направленности;
предприятия общественного питания (рестораны, кейтеринг); арендаторы офисных помещений.
Кроме того, предусматривается возможность некоммерческого использования свободных площадей стадионов с предоставлением помещений под офисы детско-юношеских спортивных школ, прежде всего футбольных, для размещения региональных и межрегиональных футбольных ассоциаций, музеев спорта и (или) музеев футбола, размещения органов исполнительной власти региона и муниципалитета, осуществляющих функции государственного управления в сфере спорта.
Реализация возможностей многофункционального использования стадионов и их выход на самоокупаемость при наличии соответствующего потенциала не может произойти одномоментно и будет носить поэтапный характер. Собственникам стадионов необходимо определить источники и объемы ресурсного обеспечения их операционной деятельности до выхода стадионов на самоокупаемость.
Кроме того, для снижения налоговой нагрузки и исключения перекрестного субсидирования высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и городам-организаторам рекомендуется принять или скорректировать нормативные правовые акты, предусмотрев в них освобождение от уплаты налога на имущество организаций (в компетенции субъектов Российской Федерации) и земельного налога (в компетенции муниципалитетов городов-организаторов) организаций, осуществляющих эксплуатацию стадионов.
Для обеспечения использования стадионов по профильному назначению (проведение футбольных матчей чемпионата России и Кубка России в соответствии с требованиями, установленными в соответствующих регламентах соревнований) необходимо выполнить следующие первоочередные мероприятия:
оснащение футбольного поля стадиона электронными светодиодными рекламными конструкциями (LED-панелями);
установка ограждений, отделяющих гостевые сектора от секторов болельщиков, для прохождения сертификации стадиона в соответствии с требованиями регламентов общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" по проведению футбольных матчей.
Кроме того, для обеспечения многофункционального использования стадионов при проведении иных мероприятий необходимо обеспечить приобретение защитных покрытий для футбольного поля.
Концепцией предусматриваются мероприятия по адаптации стадиона в г. Екатеринбурге в целях восстановления его архитектурного и исторического облика, включая демонтаж временных трибун с южной и северной сторон стадиона.
IV. Тренировочные площадки
Согласно требованиям Международной федерации футбольных ассоциаций для проведения чемпионата мира по футболу выполнены мероприятия по строительству, реконструкции и подготовке 95 тренировочных площадок в 25 субъектах Российской Федерации.
Тренировочные площадки имеют натуральное травяное покрытие, необходимое для проведения тренировок, оборудование, трибуны вместимостью не менее 500 мест, раздевалки, системы освещения и электропитания, коммунальную и телекоммуникационную инфраструктуру, места для питания зрителей, парковки, пешеходные и подъездные пути.
До начала мероприятий по подготовке к чемпионату мира по футболу 74 тренировочные площадки являлись действующими, из них 47 тренировочных площадок находилось в пользовании спортивных организаций (детско-юношеских спортивных школ, школ по подготовке спортивного резерва, академий по футболу) и 15 тренировочных площадок - в пользовании футбольных клубов, остальные тренировочные площадки использовались по профильному назначению (проведение учебно-тренировочных мероприятий профессионального и любительского характера).
После чемпионата мира по футболу ранее существующие тренировочные площадки предусматривается возвратить прежним владельцам и пользователям.
Из 21 построенной тренировочной площадки 17 площадок будут переданы детско-юношеским спортивным организациям, 4 площадки - футбольным клубам.
Концепция предусматривает использование тренировочных площадок в качестве тренировочных баз для российских футбольных команд. Также по решению собственника тренировочных площадок возможно предоставление (передача) тренировочных площадок для проведения тренировочных мероприятий по регби.
В целях эффективного использования тренировочных площадок с учетом специфики тренировочного процесса детско-юношеских спортивных школ предусмотрены следующие мероприятия по их адаптации для использования в постсоревновательный период:
замена натурального газона футбольного поля на искусственное покрытие и оснащение системой подогрева;
сохранение при необходимости натурального футбольного газона;
устройство беговых дорожек и легкоатлетического ядра;
строительство площадок для занятий силовой гимнастикой (воркаутом) и выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне";
дооборудование тренировочных площадок;
иные мероприятия.
Выполнение мероприятий по адаптации тренировочных площадок обеспечит круглогодичный тренировочный процесс и позволит снизить расходы детско-юношеских спортивных школ на обслуживание футбольных полей.
В случае замены натурального газона на искусственный газон футбольного поля на тренировочной площадке высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют направления повторного использования натурального газона на нужды, связанные с благоустройством.
Концепция предусматривает мероприятия по замене покрытия на 46 тренировочных площадках, оснащению системой подогрева 26 тренировочных площадок, а также мероприятия по дооборудованию 31 тренировочной площадки.
Перечень тренировочных площадок чемпионата мира по футболу для использования в постсоревновательный период приведен согласно приложению N 2.
V. Строения и сооружения временного назначения и (или) вспомогательного использования
Согласно требованиям Международной федерации футбольных ассоциаций для проведения чемпионата мира по футболу на стадионах и прилегающих к ним территориях осуществлены мероприятия по возведению строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования (далее - объекты временной инфраструктуры).
Состав объектов временной инфраструктуры определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2015 г. N 1175 "Об утверждении требований к строениям и сооружениям временного назначения и (или) вспомогательного использования для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года".
Автономная некоммерческая организация "Арена-2018" осуществила проектирование, поставку и монтаж объектов временной инфраструктуры на стадионах и прилегающих к ним территориях в гг. Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Саранске и Сочи. Такие объекты временной инфраструктуры принадлежат автономной некоммерческой организации "Арена-2018" на праве собственности.
Для обеспечения дальнейшего использования планируется их передача субъектам Российской Федерации по договору пожертвования, заключенному между автономной некоммерческой организацией "Арена-2018" и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника государственного имущества субъекта Российской Федерации (объекты временной инфраструктуры передаются вместе с проектной документацией). Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в дальнейшем самостоятельно принимают решения об организациях, которым будут переданы полученные объекты временной инфраструктуры. В зависимости от потребностей субъекта Российской Федерации и месторасположения объекты временной инфраструктуры передаются без демонтажа или в демонтированном виде.
Демонтируемые объекты временной инфраструктуры, не подлежащие повторному использованию, не передаются и остаются в распоряжении автономной некоммерческой организации "Арена-2018" для дальнейшей реализации в уставных целях.
Модель передачи объектов временной инфраструктуры, передаваемых без демонтажа, предусматривает:
внесение изменений в договоры, заключенные между автономной некоммерческой организацией "Арена-2018" и подрядчиками, поскольку этими договорами уже предусмотрены работы по демонтажу;
принятие высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по продлению действия сервитутов, предоставленных автономной некоммерческой организации "Арена-2018" на земельные участки, не принадлежащие субъекту Российской Федерации или не находящиеся в федеральной собственности, после истечения срока действия сервитутов автономной некоммерческой организации "Арена-2018" на такие земельные участки.
Модель передачи объектов временной инфраструктуры, передаваемых в демонтированном виде, предусматривает финансирование высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации расходов на погрузочно-разгрузочные работы, транспортировку объектов до места хранения, аренду складских помещений для хранения объектов, охрану объектов в месте хранения, оценку стоимости объектов (если необходимо).
Основными направлениями использования временной инфраструктуры стадионов являются:
использование переданных объектов временной инфраструктуры на территории стадионов для обеспечения их эксплуатации;
передача сборно-разборных павильонов в пользование другим спортивным организациям, в том числе организациям, осуществляющим спортивную подготовку;
передача технических средств охраны для использования другими организациями;
другие направления использования.
Перечень объектов временной инфраструктуры стадионов без демонтажа или в демонтированном виде будет определен высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с автономной некоммерческой организацией "Арена-2018" по согласованию с автономной некоммерческой организацией "Организационный комитет "Россия-2018" при формировании соответствующих договоров пожертвования.
Поставка, монтаж и демонтаж объектов временной инфраструктуры на стадионе "Лужники" и прилегающей к нему территории осуществлены Правительством Москвы за счет средств регионального бюджета, порядок дальнейшего использования объектов временной инфраструктуры Правительство Москвы определяет самостоятельно.
Поставка и монтаж объектов временной инфраструктуры на стадионе "Спартак" и прилегающей к нему территории осуществлены Министерством спорта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Данное имущество находится в федеральной собственности. Порядок дальнейшего использования объектов временной инфраструктуры Министерство спорта Российской Федерации определяет самостоятельно.
VI. Создание детских футбольных центров
В настоящее время в Российской Федерации в процессе подготовки спортивного резерва задействованы организации дополнительного образования детей и организации, осуществляющие спортивную подготовку, в том числе по такому виду спорта, как футбол.
Система подготовки спортивного резерва в Российской Федерации регулируется федеральным стандартом спортивной подготовки, который предусматривает следующие этапы подготовки: этап высшего спортивного мастерства; этап совершенствования спортивного мастерства; тренировочный этап; этап начальной подготовки.
Переход с этапа на этап осуществляется по спортивному принципу в соответствии с требованиями федерального стандарта спортивной подготовки. В настоящее время снижение численности занимающихся при переходе с этапа на этап выглядит следующим образом:
при переходе с этапа начальной подготовки на тренировочный этап отмечается минимальное снижение численности занимающихся;
при переходе с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства происходит тридцатикратное снижение численности занимающихся;
при переходе с этапа совершенствования спортивного мастерства на этап высшего спортивного мастерства происходит пятнадцатикратное снижение численности занимающихся.
Такой переход обусловлен в первую очередь недостатком уровня технической и функциональной подготовленности игроков, которые нивелируются за счет физического развития на начальном и тренировочном этапах и становятся критическими на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
Выходом из создавшегося положения является создание детских футбольных центров для работы с юными футболистами на самых ранних этапах подготовки, когда закладывается техническая и функциональная базы. С этой целью целесообразно использовать возможности спортивно-оздоровительного этапа, который не включен в федеральный стандарт спортивной подготовки.
На спортивно-оздоровительном этапе решаются задачи оздоровления и "футбольного образования". Данный этап позволяет достаточно эффективно решать задачи технической подготовки в связи с тем, что на этом этапе можно зачислять детей с раннего возраста - 6 лет. При этом на спортивно-оздоровительном этапе не решаются задачи, связанные с выполнением спортивных разрядов и борьбой за высокие спортивные результаты. Таким образом, тренер, работающий с юными футболистами на спортивно-оздоровительном этапе, не провоцирует форсирование достижения высоких результатов, а обеспечивает качественную базовую подготовку футболистов, которая проявится уже на следующих, более высоких этапах спортивной подготовки.
В настоящее время спортивно-оздоровительный этап финансируется за счет средств местного бюджета и личных средств граждан, оплачивающих такую подготовку.
Отсутствие достаточной финансовой поддержки со стороны бюджетов разного уровня не создает мотивации действующим организациям спортивной подготовки открывать набор юных футболистов на спортивно-оздоровительном этапе.
Концепцией предполагается создание детских футбольных центров с использованием футбольной инфраструктуры, созданной для чемпионата мира по футболу, на базе действующих детско-юношеских спортивных школ путем присвоения им статуса "детский футбольный центр", а также создание не менее 30 таких центров в субъектах Российской Федерации, для которых футбол является базовым видом спорта, что позволит расширить возможности спортивно-оздоровительного этапа и увеличит в 1,5 раза количество детей, занимающихся с 6 лет.
С этой целью будет определен порядок присвоения статуса "детский футбольный центр", а также критерии для его получения, направленные на развитие массового детско-юношеского футбола.
При присвоении статуса "детский футбольный центр" будут прежде всего приниматься во внимание:
использование футбольной инфраструктуры, созданной для проведения чемпионата мира по футболу;
применение методик, разработанных общероссийской общественной организацией "Российский футбольный союз";
наличие мест для проживания футболистов, мест питания, тренажерного зала, методического кабинета для теоретических занятий;
наличие педагогов по общему образованию;
наличие программы развития с закреплением в ней планов проведения мероприятий по массовому (детскому) футболу в регионе;
возможность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать финансовую поддержку мероприятий по развитию детского футбола.
В рамках деятельности детско-юношеских спортивных школ, которым присвоен статус "детский футбольный центр", будут сформированы детские и юношеские футбольные команды и обеспечено их участие в соревнованиях, а также будет рассмотрена возможность организации в рамках проведения летней оздоровительной кампании на их базе спортивных лагерей. Министерство спорта Российской Федерации с участием общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" изучит необходимость и целесообразность создания одного или нескольких федеральных детских футбольных центров.
VII. Ресурсное обеспечение реализации Концепции
Ресурсное обеспечение реализации Концепции предусматривается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Предоставление бюджетных ассигнований федерального бюджета на софинансирование мероприятий Концепции осуществляется в пределах средств, предусмотренных Министерству спорта Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период.
Предоставление иных межбюджетных трансфертов в целях реализации мероприятий Концепции осуществляется согласно правилам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии включения мероприятий Концепции в соответствующие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие расходные обязательства субъектов Российской Федерации в отношении мероприятий Концепции.
Концепцией предусматривается финансирование следующих мероприятий:
эксплуатация и содержание стадионов, передаваемых из собственности Российской Федерации в собственность субъектов Российской Федерации:
адаптация стадионов, передаваемых из собственности Российской Федерации в собственность субъектов Российской Федерации, для их многофункционального использования;
адаптация тренировочных площадок;
создание и функционирование детских футбольных центров.
Высокие эксплуатационные затраты на содержание стадионов, невозможность внесения существенных конструктивных изменений, невысокий уровень доходов базовых футбольных клубов, обеспечивающих профильную загрузку стадионов, сезонность использования объектов, а также ограниченные возможности многофункционального использования стадионов для проведения иных мероприятий существенно ограничивают возможности по выводу стадионов на самоокупаемость в ближайшие 3 - 5 лет. В этот период потребуется дополнительное финансирование для обеспечения полноценной операционной деятельности стадионов.
Ежегодная потребность в дополнительном финансировании определяется как разница между прогнозируемыми расходами на эксплуатацию стадионов и ожидаемыми доходами.
Необходимость проведения субъектами Российской Федерации мероприятий по созданию управляющих компаний, подготовки и утверждения бизнес-планов операционной деятельности стадионов, выполнения первоочередных мероприятий по адаптации стадионов, а также низкая вероятность получения доходов в начальный период деятельности стадионов требуют в качестве переходного периода рассматривать 2019 год. В связи с этим в 2019 году предусматривается предоставление из федерального бюджета соответствующим бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов в объеме 100 процентов эксплуатационных расходов стадионов, в 2020 - 2023 годах в объеме 95 процентов общей потребности в дополнительном финансировании расходов - на частичное покрытие расходов на эксплуатацию стадионов.
Концепцией предусматривается финансирование расходов на мероприятия по адаптации стадионов для обеспечения многофункционального использования стадионов в постсоревновательный период. На выполнение таких мероприятий предусматривается в 2019 году предоставление из федерального бюджета соответствующим бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов в объеме 95 процентов стоимости указанных мероприятий.
Кроме того, предусматривается финансирование расходов на мероприятия по адаптации стадиона в г. Екатеринбурге в целях восстановления его архитектурного и исторического облика. Предварительная прогнозная оценка стоимости работ составляет 500 млн. рублей. На выполнение данных мероприятий предусматривается с 2019 года предоставление из федерального бюджета бюджету Свердловской области иных межбюджетных трансфертов в объеме 95 процентов стоимости указанных мероприятий.
Объем средств федерального бюджета, выделяемых на мероприятия, связанные с эксплуатацией и содержанием стадионов, подлежит ежегодному уточнению с учетом мониторинга выполнения целевых показателей по доходам и контрольных показателей по расходам на их эксплуатацию.
Концепция предусматривает также финансирование расходов:
на мероприятия по замене натуральных газонов на искусственное покрытие, оснащению системой подогрева и дооборудованию тренировочных площадок путем предоставления из федерального бюджета соответствующим бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов в объеме 95 процентов стоимости указанных мероприятий;
на мероприятия по финансированию обучения футболу детей с 6 лет на спортивно-оздоровительном этапе спортивной подготовки в организациях, получивших статус "детский футбольный центр", путем предоставления из федерального бюджета соответствующим бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов в объеме 95 процентов стоимости мероприятий по следующим направлениям:
подготовка и повышение квалификации тренерского состава;
внедрение методик подготовки футболистов 6 - 9 лет, 10 - 14 лет, и 15 - 17 лет;
приобретение специального инвентаря (мячей) для детей 6 - 9 лет;
оплата труда тренеров на спортивно-оздоровительном этапе;
проведение мини-турниров для юных футболистов, проходящих подготовку на спортивно-оздоровительном этапе.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и юридических лиц на реализацию Концепции приведены согласно приложению N 3.
Распределение объемов финансирования по указанным мероприятиям Концепции и получателям бюджетных средств осуществляется Министерством спорта Российской Федерации после представления исполнителями указанных мероприятий обосновывающих документов и подлежит уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на последующие годы.
VIII. Механизм реализации Концепции
Министерству спорта Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями необходимо разработать и утвердить план мероприятий по реализации Концепции с указанием сроков и ответственных исполнителей, предусмотрев в нем:
мероприятия, связанные с передачей стадионов в гг. Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Саранске из собственности Российской Федерации в собственность субъектов Российской Федерации;
проведение комплексного исследования потенциала стадионов для эффективного и многофункционального их использования;
разработку и утверждение по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации бизнес-планов операционной деятельности стадионов;
мероприятия, обеспечивающие использование тренировочных площадок;
мероприятия, связанные с передачей объектов временной инфраструктуры в собственность субъектов Российской Федерации;
мероприятия по созданию и функционированию детских футбольных центров;
мероприятия по финансовому обеспечению реализации Концепции за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и юридических лиц;
мероприятия в области устойчивого развития, включая меры, направленные на сокращение вредного воздействия на окружающую среду, по контролю численности безнадзорных животных с учетом гуманного подхода;
иные мероприятия, связанные с реализацией Концепции.
Реализация Концепции предусматривает использование действующих инструментов программно-целевого управления. Мероприятия Концепции могут быть включены в разрабатываемую подпрограмму "Развитие футбола" государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта". Министерство спорта Российской Федерации в установленном порядке обеспечивает внесение соответствующих изменений.
Мониторинг и контроль за выполнением плана мероприятий по реализации Концепции после его утверждения будет осуществляться Министерством спорта Российской Федерации.
Мониторинг и контроль за достижением целевых показателей по доходам и контрольных показателей по расходам на эксплуатацию стадионов, установленных в бизнес-планах операционной деятельности стадионов, может осуществляться высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Результаты мониторинга представляются в Министерство спорта Российской Федерации.
Приложение N 1
к Концепции наследия
чемпионата мира по футболу
FIFA 2018 года
Перечень
стадионов чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года для использования в постсоревновательный период
|
Наименование объекта |
Текущий собственник стадиона (планируемый собственник стадиона) |
Планируемое использование стадиона в постсоревновательный период |
1. |
Стадион "Волгоград Арена" на 45000 посадочных мест, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д. 76 |
Российская Федерация (Волгоградская область) |
проведение спортивных мероприятий футбольного клуба "Ротор-Волгоград"1; иное использование стадиона как многофункционального объекта |
2. |
Стадион "Екатеринбург Арена" на 35000 посадочных мест, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 5 |
Российская Федерация (Свердловская область) |
проведение спортивных мероприятий футбольного клуба "Урал"2; иное использование стадиона как многофункционального объекта |
3. |
Стадион "Казань Арена" на 45000 посадочных мест, г. Казань, ул. Чистопольская |
Республика Татарстан |
проведение спортивных мероприятий футбольного клуба "Рубин"2; иное использование стадиона как многофункционального объекта |
4. |
"Стадион Калининград" на 35000 посадочных мест, г. Калининград, Солнечный бульвар |
Российская Федерация (Калининградская область) |
проведение спортивных мероприятий футбольного клуба "Балтика"1; использование стадиона как многофункционального объекта |
5. |
"Стадион Нижний Новгород" на 45000 посадочных мест, г. Нижний Новгород, в квартале ул. Бетанкура, набережная р. Волги, ул. Должанская, ул. Самаркандская |
Российская Федерация (Нижегородская область) |
проведение спортивных мероприятий футбольного клуба "Нижний Новгород"1; использование стадиона как многофункционального объекта |
6. |
Стадион "Ростов Арена" на 45000 посадочных мест, г. Ростов-на-Дону, в левобережной зоне |
Российская Федерация (Ростовская область) |
проведение спортивных мероприятий футбольного клуба "Ростов"2; использование стадиона как многофункционального объекта |
7. |
Стадион "Самара Арена" на 45000 посадочных мест, г. Самара, в границах ул. Московское шоссе, Ракитовское шоссе, Волжское шоссе, Ташкентская, Демократическая |
Российская Федерация (Самарская область) |
проведение спортивных мероприятий футбольного клуба "Крылья Советов"1; использование стадиона как многофункционального объекта |
8. |
Стадион "Мордовия Арена" на 45000 посадочных мест, г. Саранск, в районе ул. Волгоградская |
Российская Федерация (Республика Мордовия) |
проведение спортивных мероприятий футбольного клуба "Мордовия"1; использование стадиона как многофункционального объекта |
9. |
"Стадион Лужники" на 81000 посадочных мест, г. Москва |
г. Москва |
проведение матчей национальной сборной командой Российской Федерации по футболу, матчей Российского футбольного союза (финал Кубка России, матч за суперкубок России, товарищеских матчей сборных команд России по футболу), проведение клубных матчей; использование стадиона как многофункционального объекта |
10. |
"Стадион Спартак" на 45000 посадочных мест, г. Москва, Волоколамское шоссе, владение 67 |
Общество с ограниченной ответственностью "Стадион "Спартак" |
проведение спортивных мероприятий футбольного клуба "Спартак"2; использование стадиона как многофункционального объекта |
11. |
"Стадион Санкт-Петербург" на 68000 посадочных мест, г. Санкт-Петербург, Крестовский остров, Южная дорога, д. 25 |
г. Санкт-Петербург |
проведение спортивных мероприятий футбольного клуба "Зенит"2; использование стадиона как многофункционального объекта |
12. |
"Стадион Фишт" на 45000 посадочных мест, г. Сочи |
Краснодарский край |
резервный стадион одной или нескольких футбольных команд для проведения матчей чемпионата России по футболу и матчей Кубка России; использование стадиона как многофункционального объекта |
------------------------------
1 Футбольный клуб является членом футбольной национальной лиги и участвует в матчах первенства России по футболу. В соответствии с регламентом футбольной национальной лиги и регламентом Кубка России в сезоне 2018 - 2019 годов определено проведение на стадионе 20 матчей футбольного клуба.
2 Футбольный клуб является членом Российской футбольной Премьер-Лиги и участвует в матчах чемпионата России по футболу. В соответствии с регламентом Российской футбольной Премьер-Лиги и регламентом Кубка России в сезоне 2018 - 2019 годов определено проведение на стадионе 16 матчей футбольного клуба. В случае достижения спортивных результатов по итогам сезона футбольный клуб получает право выступления в одном из европейских кубков (Лига чемпионов или Лига Европы). В связи с этим есть возможность проведения международных матчей на стадионе.
------------------------------
Приложение N 2
к Концепции наследия
чемпионата мира по футболу
FIFA 2018 года
Перечень
тренировочных площадок чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года для использования в постсоревновательный период
Приложение N 3
к Концепции наследия
чемпионата мира по футболу
FIFA 2018 года
Ресурсное обеспечение
и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и юридических лиц* на реализацию Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года
(млн. рублей)
Наименование комплекса мероприятий |
Источник финансирования |
2018 год** |
2019 год** |
2020 год** |
2021 год** |
2022 год** |
2023 год** |
Итого |
Всего |
всего - |
82,7 |
5082,7 |
2872,1 |
2692,6 |
2619,6 |
2670 |
16019,7 |
федеральный бюджет |
- |
4944,4 |
2214,4 |
1802,8 |
1414,2 |
1139,1 |
11514,9 |
|
бюджеты субъектов Российской Федерации |
82,7 |
136,6 |
197,5 |
165,4 |
131,1 |
99,7 |
813 |
|
бюджеты муниципальных образований |
- |
1,7 |
2,5 |
2,3 |
- |
- |
6,5 |
|
внебюджетные источники |
- |
- |
457,7 |
722,1 |
1074,3 |
1431,2 |
3685,3 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
комплекс мероприятий, связанный с использованием стадионов, в том числе: |
всего - |
- |
3208,6 |
2311 |
2404,1 |
2478,7 |
2551,7 |
12954,1 |
федеральный бюджет |
- |
3159,1 |
1681,5 |
1528,7 |
1280,3 |
1026,7 |
8676,3 |
|
бюджеты субъектов Российской Федерации |
- |
49,5 |
171,8 |
153,3 |
124,1 |
93,8 |
592,5 |
|
внебюджетные источники |
- |
- |
457,7 |
722,1 |
1074,3 |
1431,2 |
3685,3 |
|
мероприятия, связанные с адаптацией стадионов |
всего - |
- |
995,6 |
- |
- |
- |
- |
995,6 |
федеральный бюджет |
- |
946,1 |
- |
- |
- |
- |
946,1 |
|
бюджеты субъектов Российской Федерации |
- |
49,5 |
- |
- |
- |
- |
49,5 |
|
мероприятия, связанные с обеспечением эксплуатации стадионов |
всего - |
- |
2213 |
2311 |
2404,1 |
2478,7 |
2551,7 |
11958,5 |
федеральный бюджет |
- |
2213 |
1681,5 |
1528,7 |
1280,3 |
1026,7 |
7730,2 |
|
бюджеты субъектов Российской Федерации |
- |
- |
171,8 |
153,3 |
124,1 |
93,8 |
543 |
|
внебюджетные источники |
- |
- |
457,7 |
722,1 |
1074,3 |
1431,2 |
3685,3 |
|
комплекс мероприятий, связанный с использованием тренировочных площадок, в том числе: |
всего - |
82,7 |
1843 |
495,7 |
183,9 |
29,6 |
- |
2634,9 |
федеральный бюджет |
- |
1755,8 |
470,8 |
174,7 |
28,1 |
- |
2429,4 |
|
бюджеты субъектов Российской Федерации |
82,7 |
85,5 |
22,4 |
6,9 |
1,5 |
- |
199 |
|
бюджеты муниципальных образований |
- |
1,7 |
2,5 |
2,3 |
- |
- |
6,5 |
|
мероприятия по перекладке газона на тренировочных площадках |
всего - |
29,5 |
1409,2 |
98 |
45,8 |
29,6 |
- |
1612,1 |
федеральный бюджет |
- |
1341,4 |
93 |
43,5 |
28,1 |
- |
1506 |
|
бюджеты субъектов Российской Федерации |
29,5 |
67,8 |
4,1 |
- |
1,5 |
- |
102,9 |
|
бюджеты муниципальных образований |
- |
- |
0,9 |
2,3 |
- |
- |
3,2 |
|
мероприятия по дооборудованию тренировочных площадок |
всего - |
53,2 |
433,8 |
397,7 |
138,1 |
- |
- |
1022,8 |
федеральный бюджет |
- |
414,4 |
377,8 |
131,2 |
- |
- |
923,4 |
|
бюджеты субъектов Российской Федерации |
53,2 |
17,7 |
18,3 |
6,9 |
- |
- |
96,1 |
|
бюджеты муниципальных образований |
- |
1,7 |
1,6 |
- |
- |
- |
3,3 |
|
комплекс мероприятий, связанный с созданием и функционированием детских футбольных центров |
всего - |
- |
31,1 |
65,4 |
104,6 |
111,3 |
118,3 |
430,7 |
федеральный бюджет |
- |
29,5 |
62,1 |
99,4 |
105,8 |
112,4 |
409,2 |
|
бюджеты субъектов Российской Федерации |
- |
1,6 |
3,3 |
5,2 |
5,5 |
5,9 |
21,5 |
------------------------------
* Средства юридических лиц показаны в качестве внебюджетных источников финансирования.
** Объемы бюджетных ассигнований подлежат уточнению после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства РФ от 24 июля 2018 г. N 1520-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 августа 2018 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 33 ст. 5438
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства РФ от 14 марта 2023 г. N 573-р
Изменения вступают в силу с 14 марта 2023 г.
Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2022 г. N 1525-р
Изменения вступают в силу с 9 июня 2022 г.
Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. N 3756-р
Изменения вступают в силу с 21 декабря 2021 г.
Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2020 г. N 3312-р
Изменения вступают в силу с 14 декабря 2020 г.
Распоряжение Правительства РФ от 1 августа 2020 г. N 2002-р
Изменения вступают в силу с 1 августа 2020 г.
Распоряжение Правительства РФ от 26 мая 2020 г. N 1397-р
Изменения вступают в силу с 26 мая 2020 г.
Распоряжение Правительства РФ от 12 декабря 2019 г. N 2999-р
Изменения вступают в силу с 12 декабря 2019 г.
Распоряжение Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 563-р
Изменения вступают в силу с 29 марта 2019 г.
Распоряжение Правительства РФ от 15 декабря 2018 г. N 2813-р