Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Ж
Расчет потерь давления при движении воздуха по тоннелю
17 мая 2019 г.
Ж.1 Общие потери давления при движении воздуха складываются из потерь давлений:
на входе воздуха в тоннель и выходе из него ;
на трение воздуха о стенки тоннеля ;
на преодоление местных сопротивлений расширения (сужения) воздушного потока ;
связанных с действием гравитационной , барометрической и ветровой составляющей естественной тяги;
на преодоление аэродинамического сопротивления движущихся (или стоящих) транспортных средств .
. (Ж.1)
Ж.2 Потери давления на входном портале тоннеля , Па, вычисляют по формуле
, (Ж.2)
где G - расчетный расход воздуха в тоннеле, ;
- плотность воздуха при температуре воздуха у портала с поступающей вентиляционной струей, , вычисляемая по формуле
, (Ж.3)
где - атмосферное давление, мм рт. ст.;
- температура наружного воздуха, К.
Ж.3 Потери давления на портале тоннеля с исходящей вентиляционной струей , Па, вычисляют по формуле
, (Ж.4)
где - плотность воздуха при температуре воздуха на выходе из тоннеля.
Ж.4 Потери давления от трения воздуха о стены тоннеля , Па, вычисляют по формуле
, (Ж.5)
где - коэффициент трения;
- периметр тоннеля;
- плотность воздуха, рассчитанная по средней температуре воздуха в тоннеле.
Ж.5 Потери давления на преодоление сопротивлений при сужении (расширении) воздушного потока , Па, вычисляют по формуле
, (Ж.6)
где - сечение тоннеля в "узком" месте;
и - коэффициенты местных сопротивлений соответственно внезапного расширения и внезапного сужения потока для тоннеля, имеющего коэффициент сопротивления трения , вычисляемые по формулам:
; (Ж.7)
, (Ж.8)
где , - коэффициенты местных сопротивлений на расширение - сужение потока без учета вида поверхности тоннеля (без шероховатости), установленные на рисунке Ж.1.
Ж.6 Потери давления, связанные с действием ветровой составляющей естественной тяги (ветровой напор)
Ветровой напор (нагрузку) вычисляют по формуле
, (Ж.9)
где - коэффициент обтекания портала тоннеля ;
- плотность наружного воздуха;
V - скорость ветра;
- угол между направлением ветра и горизонтальной осью тоннеля.
Ж.7 Потери давления, связанные с действием гравитационной составляющей естественной тяги
Гравитационную (тепловую) составляющую естественной тяги , Па, вычисляют по формуле
, (Ж.10)
где g - ускорение свободного падения (g = 9,81 );
, - соответственно атмосферные давление у порталов с большей и меньшей высотными отметками, мм рт. ст.;
, - соответственно среднее значение температуры воздуха в тоннеле и температура атмосферного воздуха у портала с меньшей высотной отметкой, °С;
- разность высотных отметок порталов с большей А и меньшей В высотными отметками, м.
Ж.8 Потери давления, связанные с действием барометрической составляющей естественной тяги
Барометрическую составляющую естественной тяги , Па, называемую также "орографической добавкой" к гравитационному напору, обусловленную температурной неоднородностью воздушной среды у различно ориентированных горных склонов, определяют как разницу атмосферных давлений у порталов тоннеля, приведенных к одному уровню. При отсутствии точных данных о значениях атмосферных давлений вычисляют по формуле
, (Ж.11)
где - температура атмосферного воздуха у портала с большей высотной отметкой, °С;
- атмосферное давление на высоте наивысшей точки горы, через которую проходит тоннель, мм рт. ст.;
- высота горы, отсчитываемая от портала с большей высотной отметкой, м.
Ж.9 Потери давления на преодоление аэродинамического сопротивления движущихся (или стоящих) транспортных средств
Потери давления на преодоление аэродинамического сопротивления транспортных средств , находящихся в тоннеле, определяют относительными скоростями движения воздуха и транспортных средств, соотношением миделева сечения транспортных средств и сечения тоннеля и коэффициентами лобового сопротивления транспортных средств. Для вычисления при движении типов транспортных средств по полосам движения в противоположных направлениях применяют формулу
. (Ж.12)
Формула (Ж.12) предполагает, что транспортные средства , , , движутся в направлении перемещения воздушного потока, а транспортные средства , , , в противоположном направлении.
При движении транспортных средств в одном направлении в формуле (Ж.12) второй член в квадратных скобках принимают равным нулю.
При полной остановке транспорта (пробка) скорости движения транспортных средств принимают равными нулю.
В этом случае потери давления определяют появлением дополнительного аэродинамического сопротивления, связанного с нахождением в тоннеле транспортных средств и вычисляют по формуле:
. (Ж.13)
При возникновении пожара часть транспортных средств по обе стороны от очага пожара по направлению их движения покинет тоннель. При вычислении следует учитывать только те транспортные средства, которые остались в тоннеле перед очагом пожара.
Приложение Ж дополнено пунктом Ж.10 с 18 ноября 2019 г. - Изменение N 1
Ж.10 Потери давления при входе в вентиляционный канал через клапан вычисляют по формуле
, (Ж.14)
где - потеря давления на входе в клапан канала вытяжной системы противодымной вентиляции, Па;
- коэффициент местного сопротивления на входе в клапан канала вытяжной системы противодымной вентиляции через клапан. учитывает все местные сопротивления начального участка вентиляционного канала: сужение потока газа при входе в сеть; изменение направления потока; сужение и аэродинамика потока внутри клапана; расширение потока в воздуховоде; поворот потока на 90° при боковом входе потока. Значения коэффициентов местного сопротивления определяются по данным завода-изготовителя. Для ориентировочной оценки они могут быть приняты составляющими 1,7-2,25.
- плотность воздушного потока, поступающего в вентиляционный канал, ;
- расход воздушного потока, поступающего в вентиляционный канал, ;
- площадь сечения вентиляционного канала, .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.