Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение И
Пример расчета продольной схемы вентиляции автодорожного тоннеля
И.1 Исходные данные
Осуществляют выбор параметров продольной струйной системы вентиляции для городского автодорожного тоннеля, имеющего следующие характеристики:
- год, на который запланирован пуск тоннеля - 2015;
- длина тоннеля - 1200 м;
- сечение тоннеля - 75 ;
- периметр тоннеля - 31 м;
- количество полос движения - 2;
- направление движения по каждой полосе - в противоположные стороны;
- высота горы , через которую проходит тоннель - 300 м;
- высотная отметка портала А - 100 м;
- высотная отметка портала В - 76 м;
- разница высот между порталами тоннеля - 24 м;
- уклон тоннеля - 2%;
- скорость ветра у портала В - 5 м/с;
- угол между направлением ветра и осью тоннеля - 60°;
- скорость ветра у портала А - 0 м/с;
- температура атмосферного воздуха у портала А, имеющего большую высотную отметку ;
- атмосферное давление у портала с большей высотной отметкой мм рт. ст.;
- температура атмосферного воздуха у портала В с меньшей высотной отметкой - 16°С;
- атмосферное давление у портала с меньшей высотной отметкой мм рт. ст.;
- атмосферное давление на высотной отметке горы, через которую проходит тоннель мм рт. ст.;
- средняя температура воздуха в тоннеле - 20°С;
- интенсивность движения транспортных средств в час пик - 1800 пр. авт./ч;
- установленная скорость движения всех категорий автотранспорта - 60 км/ч;
- скорость движения автотранспорта при замедленном движении - 10 км/ч;
- интенсивность движения при замедленном движении в час пик - 57% интенсивности движения при движении с установленной скоростью;
- относительное количество в транспортном потоке автомобилей различного типа составляют: , , , , ;
- технологический показатель, определяющий выбросы загрязняющих веществ, - Э3;
- предельно допустимые концентрации СО для режимов движения "А", "Б" - 80 , для режима движения "В" - 115 ;
- предельно допустимые концентрации для режимов движения "Б" и "В" - 5 ;
- предельно допустимые концентрации сажи (взвешенных частиц выхлопного происхождения) для режимов движения "Б" и "В" - 4 ;
- коэффициент ослабления (затухания): для режима движения "А" - 0,005 , для режима движения "Б" - 0,007 ; для режима движения "В" - 0, 009 ;
- коэффициент трения воздуха о стенки тоннеля - 0,031;
- сечение тоннеля на участке, предназначенного для аварийной остановки транспорта, - 90 ;
- протяженность участка аварийной остановки - 30 м;
- проектная мощность пожара - 100 МВт.
И.2 Расчет необходимого количества воздуха для проветривания тоннеля
И.2.1 Расчет количества транспортных средств каждого вида, находящихся в тоннеле для условий часа пик и полного прекращения движения
При отсутствии данных о прогнозных интенсивностях движения транспортных средств расчет выполняют по заданной величине приведенных автомобилей с использованием формул (Е.1) - (Е.13) приложения Е.
Для режима движения "А" интенсивность движения транспортного потока находят по формуле (Е.7) приложения Е при интенсивности движения приведенных автомобилей 1800 пр.авт./ч
тр. ср./ч.
Интенсивности движения легковых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, легкого грузового транспорта, тяжелого грузового транспорта массой до 15 т и автобусов, тяжелого грузового транспорта массой до 32 т вычисляют по формулам (Е.8) - (Е.13) приложения Е.
авт./ч;
авт./ч;
авт./ч;
авт./ч;
авт./ч.
Количество транспортных средств различного типа, находящихся одновременно в тоннеле, устанавливают по формулам (Е.1) - (Е.6) приложения Е.
;
;
;
;
.
Для замедленного режима движения "Б" и режима остановки движения (пробка) "В" расчеты интенсивностей движения транспортных средств различного типа и количества автомобилей, находящихся в тоннеле, определяют аналогичным образом соответственно при интенсивности движения приведенных автомобилей в час пик, составляющей 57% интенсивности движения при установленной скорости, и числе транспортных средств, находящихся в тоннеле, из расчета 165 тр. ср./км на одной полосе движения. Результаты вычислений приведены в таблице И.1.
Таблица И.1 - Интенсивность движения и количество транспортных средств n различного типа для режимов движения "А", "Б" и "В"
Режим движения |
Значение показателя для типа транспортного средства |
|||||||||
Режим "А" |
873 |
18 |
218 |
4 |
109 |
2 |
210 |
4 |
90 |
2 |
Режим "Б" |
497 |
60 |
124 |
15 |
62 |
7 |
120 |
14 |
51 |
6 |
Режим "В" |
- |
165 |
- |
41 |
- |
21 |
- |
40 |
- |
16 |
И.2.2 Определение выбросов загрязняющих веществ от транспортных средств, находящихся в тоннеле
Базовые значения выбросов загрязняющих веществ (СО, , сажи, взвешенных частиц невыхлопного происхождения), устанавливают для технологического показателя Э1 в зависимости от типа транспортного средства, скорости его движения (режимы движения "А", "Б", "В") и уклона тоннеля по данным приложений А-В и приложения Д (таблица Д.1).
Значения базовых выбросов загрязняющих веществ приведены в таблице И.2.
Значения выбросов загрязняющих веществ для технологического показателя Э3, планируемого года пуска тоннеля, высоты над уровнем моря, массы тяжелых грузовых автомобилей, установлены с учетом поправочных коэффициентов, принятых по данным приложения Г. Значения этих коэффициентов, а также значения суммарного поправочного коэффициента приведены в таблице И.3
Данные таблиц И.2, И.3 использованы для вычисления выбросов загрязняющих веществ от транспортных средств различного типа (таблица И.4).
Например, значение выброса (в пересчете на ) у тяжелых грузовых автомобилей массой до 32 т для режима движения "Б" рассчитывается как: г/ч.
Таблица И.2 - Базовые значения выбросов СО, , сажи, взвешенных частиц невыхлопного происхождения для различных типов транспортных средств
Тип транспортного средства |
Легковые автомобили с бензиновым двигателем |
Легковые автомобили с дизельным двигателем |
Легкие грузовые автомобили в комбинации бензинового и дизельного двигателя |
Тяжелые грузовые автомобили* массой 23 т |
||||||||||||||||||||
Уклон, % |
2 |
-2 |
2 |
-2 |
2 |
-2 |
2 |
-2 |
||||||||||||||||
Режим движения |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
Базовые выбросы загрязняющих веществ, г/ч
| ||||||||||||||||||||||||
СО |
97,5 |
32 |
20,5 |
49,4 |
27,8 |
20,5 |
3,3 |
5,1 |
1,0 |
3,4 |
2,2 |
1,0 |
21,6 |
16,5 |
2,3 |
18,2 |
8,7 |
2,3 |
12,5 |
67,2 |
44,5 |
32,8 |
35,4 |
12,5 |
15,7 |
5,1 |
1,6 |
4,9 |
3,3 |
1,6 |
50,3 |
15,8 |
6,3 |
10,7 |
6,3 |
6,3 |
50,0 |
18,3 |
9,1 |
10,4 |
19,8 |
9,1 |
467,8 |
192,8 |
12,5 |
150,0 |
115,9 |
12,5 |
|
Сажа (взвешенные частицы выхлопного происхождения) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
14,4 |
4,1 |
1,4 |
2,6 |
1,4 |
1,4 |
10,5 |
4,1 |
6,4 |
4,8 |
1,3 |
6,4 |
43,6 |
21,4 |
11,0 |
17,5 |
15,5 |
11,0 |
Взвешенные частицы невыхлопного происхождения, |
9,2 |
1,4 |
0 |
9,2 |
1,4 |
0 |
9,2 |
1,4 |
0 |
9,2 |
1,4 |
0 |
9,2 |
1,4 |
0 |
9,2 |
1,4 |
0 |
29,3 |
4,9 |
0 |
29,3 |
4,9 |
0 |
* Только в расчете на дизельный двигатель. |
Таблица И.3 - Поправочные коэффициенты на значения выбросов загрязняющих веществ
Коэффициент |
Значения поправочных коэффициентов на значения выбросов для типов транспортных средств |
||||||||||||||
Легковые автомобили с бензиновым двигателем |
Легковые автомобили с дизельным двигателем |
Легкие грузовые автомобили в комбинации бензинового и дизельного двигателя |
Тяжелые грузовые автомобили* массой до 15 т |
Тяжелые грузовые автомобили* массой до 32 т |
|||||||||||
СО |
сажа |
СО |
сажа |
СО |
сажа |
СО |
сажа |
СО |
сажа |
||||||
0,75 |
0,65 |
- |
0,74 |
0,76 |
0,55 |
0,72 |
0,76 |
0,54 |
0,58 |
0,61 |
0,59 |
0,58 |
0,61 |
0,59 |
|
1,0 |
1,0 |
- |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,70 |
0,70 |
0,70 |
1,90 |
1,90 |
1,90 |
|
2,90 |
2,80 |
- |
4,0 |
1,20 |
2,0 |
3,50 |
1,50 |
2,60 |
2,30 |
1,80 |
2,80 |
2,30 |
1,80 |
2,80 |
|
2,24 |
1 |
- |
1,40 |
1,0 |
1,0 |
1,82 |
1,0 |
1,0 |
1,40 |
1,0 |
1,0 |
1,40 |
1,0 |
1,0 |
|
4,87 |
1,82 |
- |
4,14 |
0,91 |
1,10 |
4,59 |
1,14 |
1,40 |
1,31 |
0,77 |
1,16 |
3,55 |
2,09 |
3,14 |
|
* Только в расчете на дизельный двигатель |
Таблица И.4 - Значения выбросов загрязняющих веществ от транспортных средств различного типа
Тип транспортного средства |
Легковые автомобили с бензиновым двигателем |
Легковые автомобили с дизельным двигателем |
Легкие грузовые автомобили в комбинации бензинового и дизельного двигателей |
Тяжелые грузовые автомобили* массой до 15 т |
Тяжелые грузовые автомобили* массой до 32 т |
|||||||||||||||||||||||||
Уклон, % |
2 |
-2 |
2 |
-2 |
2 |
-2 |
2 |
-2 |
2 |
-2 |
||||||||||||||||||||
Режим движения |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
Выбросы загрязняющих веществ с учетом корректирующих коэффициентов, г/ч
| ||||||||||||||||||||||||||||||
СО |
474,8 |
155,8 |
99,8 |
240,6 |
135,4 |
99,8 |
13,7 |
21,1 |
4,14 |
14,1 |
9,1 |
4,14 |
99,1 |
75,7 |
10,6 |
83,5 |
39,9 |
10,6 |
88,0 |
58,3 |
16,3 |
46,4 |
43,0 |
16,3 |
238,6 |
158,0 |
44,4 |
125,7 |
116,4 |
44,4 |
28,6 |
9,3 |
2,9 |
8,9 |
6,0 |
2,9 |
45,8 |
14,3 |
5,7 |
9,7 |
5,7 |
5,7 |
57,0 |
20,9 |
10,4 |
11,9 |
22,6 |
10,4 |
313,4 |
148,5 |
9,7 |
115,5 |
89,2 |
9,7 |
977,7 |
403,0 |
26,1 |
313,5 |
240,3 |
26,1 |
|
Сажа* (взвешенные частицы выхлопного происхождения), |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
15,8 |
4,5 |
1,5 |
2,9 |
1,5 |
1,5 |
23,9 |
5,74 |
9,00 |
6,72 |
1,82 |
9,0 |
50,6 |
24,8 |
12,8 |
17,5 |
15,5 |
11,0 |
136,9 |
67,2 |
34,5 |
54,9 |
48,7 |
34,5 |
Взвешенные частицы невыхлопного происхождения, |
9,2 |
1,4 |
0 |
9,2 |
1,4 |
0 |
9,2 |
1,4 |
0 |
9,2 |
1,4 |
0 |
9,2 |
1,4 |
0 |
9,2 |
1,4 |
0 |
29,3 |
4,9 |
0 |
29,3 |
4,9 |
0 |
29,3 |
4,9 |
0 |
29,3 |
4,9 |
0 |
* Только в расчете на дизельный двигатель. |
Суммарные выбросы загрязняющих веществ транспортных средств различного типа, находящихся в тоннеле, рассчитывают по их количеству (таблица И.1) и значению выбросов (таблица И.4). При этом принято, что количество автомобилей, движущихся по уклону тоннеля вверх (к порталу А) и вниз (к порталу В), равны между собой.
Например, для режима движения с замедленной скоростью (режим "Б") значение выброса (в пересчете на ) у тяжелых грузовых автомобилей массой до 32 т составляет:
г/ч.
Результаты вычислений выбросов загрязняющих веществ типов транспортных средств при различных режимах движения представлены в таблице И.5.
Таблица И.5 - Суммарные выбросы загрязняющих веществ транспортных средств различного типа, находящихся в тоннеле, г/ч, при различных режимах движения
Выбросы загрязняющих веществ при режиме движения |
Значение показателя для типа транспортного средства |
||||||
Легковые с бензиновым двигателем |
Легковые с дизельным двигателем |
Легкие грузовые в комбинации бензинового и дизельного двигателей |
Тяжелые грузовые массой до 15 т |
Тяжелые грузовые массой до 32 т |
Всего |
||
Режим "А" |
СО |
6438,6 |
55,6 |
182,6 |
268,8 |
364,3 |
7309,9 |
Сажа, |
- |
37,4 |
30,6 |
68,1 |
191,8 |
327,9 |
|
Взвешенные частицы, |
165,6 |
36,8 |
18,4 |
36,8 |
18,4 |
276 |
|
Режим "Б" |
СО |
8736 |
226,5 |
404,6 |
713,3 |
832,2 |
10903,6 |
459 |
150 |
152,3 |
1663,9 |
1929,9 |
4355,1 |
||
Сажа, |
- |
45 |
26,5 |
282,1 |
347,7 |
701,3 |
|
Взвешенные частицы, |
84 |
21 |
9,8 |
19,6 |
8,4 |
142,8 |
|
Режим "В" |
СО |
16467 |
169,7 |
222,6 |
652 |
710,4 |
18221,7 |
478,5 |
233,7 |
218,4 |
388 |
417,6 |
1736,2 |
||
Сажа, |
- |
123 |
378 |
1024 |
1104 |
2629 |
|
Взвешенные частицы, |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Объемный расход воздуха G для обеспечения ПДК СО, (в пересчете на ) г/ч, сажи вычисляют по формуле (Е.18) приложения Е.
Принимая ПДК для режима "Б" равным 5 , а значения выбросов для транспортных средств различных типов - в соответствии с данными таблицы И.5, расход воздуха будет составлять:
.
Объемный расход воздуха G, обеспечивающий нормативную видимость в тоннеле, рассчитывают по формуле (Е.19) приложения Е.
При принятом значении для режима движения "Б" равным 0,007 и суммарном выбросе сажи и взвешенных частиц невыхлопного происхождения, определяемым данными таблицы И.4, расход воздуха будет составлять:
.
Результаты расчетов расходов воздуха по остальным факторам приведены в таблице И.6.
Таблица И.6 - Необходимый расход воздуха для обеспечения нормативных параметров воздушной среды в тоннеле
Режим движения |
"А" |
"Б" |
"В" |
|
Расход воздуха, |
СО |
25,4 |
37,9 |
44,0 |
- |
242,0 |
96,5 |
||
Сажа |
- |
49,1 |
184,0 |
|
Видимость* |
33,6 |
33,5 |
81,0 |
|
* См. формулу (Е.19). |
Расход воздуха при аварийном режиме проветривания (возникновение пожара) определяют по критической скорости потока . Ее значение вычисляют по формуле (6.6) с учетом формул (6.7), (6.8) при , что соответствует отрицательному углу уклона тоннеля - 2%.
м/с,
где ;
.
Расход воздуха, соответствующей# этой скорости воздуха, равен:
.
Сравнивая данные таблицы И.5 и значение расхода воздуха, необходимого для обеспечения критической скорости воздушного потока при пожаре, выбирают для дальнейших расчетов наибольшее из этих значений, т.е. .
И.3 Расчет потерь давления при движении воздуха по тоннелю
И.3.1 Потери давления на порталах тоннеля с входящей и исходящей воздушной струей вычисляют по формулам (Ж.2), (Ж.4) приложения Ж. Плотность воздуха, вычисленная по формуле (Ж.3) приложения Ж, равна 1,23 .
Па;
Па.
И.3.2 Потери давления от трения воздуха о стены тоннеля [см. формулу (Ж.5)].
Па.
Потери давления на преодоление сопротивлений при расширении (сужении) воздушного потока на участке, предназначенном для аварийной остановки транспорта, рассчитывают по формулам (Ж.6) - (Ж.9) приложения Ж.
С учетом данных рисунка Ж.1 приложения Ж при ; ; . Тогда:
;
;
Па;
Па.
Потери давления на трения на этом участке составляют:
Па.
Общие потери напора на участке остановки транспорта составляют:
Па.
И.4 Расчет гравитационной составляющей естественной тяги
Гравитационную (тепловую) составляющую естественной тяги вычисляют по формуле (Ж.10) приложения Ж
Па.
Направление действия гравитационной составляющей естественной тяги - от портала А к порталу В.
Барометрическую составляющую естественной тяги вычисляют по формуле (Ж.11) приложения Ж
Па.
Ветровую составляющую естественной тяги определяют по формуле (Ж.9) приложения Ж
Па.
Направление действия ветровой составляющей естественной тяги - от портала В к порталу А.
Суммарное значение естественной тяги составляет:
Па.
Таким образом, суммарное значение естественной тяги составляет 2,54 Па при направлении действия от нижнего портала В к верхнему порталу А.
И.5 Расчет потерь давления на преодоление аэродинамического сопротивления стоящих в тоннеле транспортных средств
При возникновении пожара часть транспортных средств по обе стороны от очага пожара по направлению их движения покинет тоннель. Принимают, что в случае расположения очага пожара в центральной части тоннеля на каждой из полос движения может находиться половина транспортных средств от их количества, характеризующего режим транспортной пробки. Тогда значение вычисляют по формуле (Ж.13) приложения Ж при количестве транспортных средств и их типах, соответствующих данным таблице И.1.
Па.
И.6 Расчет общих потерь давления
Общие потери давления в тоннеле при аварийном режиме вентиляции в случае пожара и подаче воздуха в направлении портала В, вычисленные по формуле (Ж.1) приложения Ж, составляют:
Па.
И.7 Определение числа струйных вентиляторов и мест их расположения
Общий импульс струйных вентиляторов, обеспечивающий подачу в тоннель необходимого количества воздуха G, вычисленный по формуле (6.2), составляет:
Н.
При условии расположения струйных вентиляторов попарно у свода тоннеля на расстоянии, равном диаметру выходного отверстия от поверхности тоннеля, параллельно оси тоннеля на расстояниях между группами вентиляторов, превышающем 100 м, и удаленных от порталов тоннеля также на 100 м, корректирующие коэффициенты к номинальному импульсу силы вентилятора будут составлять:
, где 30,6 м/с - значение скорости воздуха на выходе из струйного вентилятора;
при (см. рисунок 6.8) (диаметр выходного отверстия м);
;
;
.
Суммарная величина корректирующего коэффициента составляет:
.
При установке в тоннеле восьми вентиляторов (по два в каждом сечении) номинальный импульс силы, который должен развивать каждый вентилятор, составляет:
Н.
Учитывая сформулированный выше принцип резервирования вентиляторов на случай выхода из строя одной группы, состоящей из двух вентиляторов, при их попадании в зону очага пожара, общее количество струйных вентиляторов, которые необходимо установить в рассматриваемом тоннеле будет составлять 10 шт. (пять групп по два вентилятора в каждой группе).
Расстояние между каждой из групп вентиляторов может быть выбрано, равным 200 м. При этом расстояние от каждого из порталов до первой группы вентиляторов будет равно 100 м.
Подача в тоннель наружного воздуха (направление работы струйных вентиляторов осуществляется в направлении портала тоннеля В - нижний портал) приведена на рисунке И.1.
<< Приложение Ж. Расчет потерь давления при движении воздуха по тоннелю |
||
Содержание Свод правил СП 298.1325800.2017 "Системы вентиляции тоннелей автодорожных. Правила проектирования" (утв. приказом... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.