Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательной Думы Томской области
от 25 июля 2013 г. N 1368
Концепция
управления государственной собственностью Томской области на период до 2020 года
Концепция управления государственной собственностью Томской области на период до 2020 года (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и ожидаемые результаты государственной политики Томской области на период до 2020 года в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Томской области, закрепленным за областными государственными унитарными предприятиями, областными государственными учреждениями, находящимся в Казне Томской области, включая земельные участки, находящиеся в государственной собственности Томской области, а также в сфере реализации имущественных и неимущественных прав Томской области, вытекающих из ее участия в коммерческих и некоммерческих организациях.
Концепция разработана в соответствии с Законом Томской области от 13 апреля 2004 года N 53-ОЗ "О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области" и Стратегией развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) (далее - Стратегия развития Томской области до 2020 года), утвержденной постановлением Государственной Думы Томской области от 27 октября 2005 года N 2539, определившей целью развития Томской области высокий уровень благосостояния и стандартов качества жизни населения через создание динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной региональной экономики, обеспечивающей высокий уровень доходов населения, и превращение Томской области в лучшее место для жизни, работы и отдыха.
Для целей настоящей Концепции:
под государственным имуществом Томской области понимается имущество, находящееся в собственности Томской области и закрепленное на праве хозяйственного ведения за областными государственными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления за областными государственными учреждениями (и областными казенными предприятиями), имущество, составляющее Казну Томской области, в том числе находящиеся в государственной собственности Томской области акции (доли) хозяйственных обществ, некоммерческие организации, учредителем которых является Томская область, а также находящиеся в государственной собственности Томской области земельные участки;
под компаниями с участием Томской области понимаются хозяйственные общества, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в государственной собственности Томской области, областные государственные унитарные предприятия, некоммерческие организации, учредителем которых является Томская область;
под областными организациями понимаются областные казенные предприятия и областные государственные учреждения;
под объектами управления государственным имуществом Томской области понимаются отдельные объекты государственного имущества Томской области, компании с участием Томской области и областные организации.
1. Текущее состояние в сфере управления государственным имуществом Томской области
С 1999 года основные усилия государственной политики управления имуществом, в том числе на региональном уровне, были направлены на оптимизацию имущественного присутствия государства в экономике, которая учитывала не только полномочия и функции государства, но также и происходившие структурные изменения в секторах экономики. В период с 1999 по 2012 год на федеральном и региональном уровне в основном создана необходимая нормативная правовая база, определяющая главные понятия в сфере управления государственным имуществом Томской области и закрепившая модели управления имуществом, определены правовые условия для оптимизации управления областными бюджетными учреждениями, а также условия вовлечения в хозяйственный оборот государственного имущества Томской области.
Основными нормативными правовыми актами в сфере управления государственным имуществом Томской области являются:
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Земельный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";
Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";
Закон Томской области от 16 августа 2002 года N 64-ОЗ "О приватизации государственного имущества Томской области";
Закон Томской области от 4 октября 2002 года N 74-ОЗ "О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области";
Закон Томской области от 12 января 2004 года N 9-ОЗ "О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование";
Закон Томской области от 13 апреля 2004 года N 52-ОЗ "Об областных государственных унитарных предприятиях";
Закон Томской области от 13 апреля 2004 года N 53-ОЗ "О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области";
Закон Томской области от 15 ноября 2010 года N 274-ОЗ "Об отдельных вопросах осуществления деятельности областных государственных бюджетных и казенных учреждений".
Состав и стоимость государственного имущества Томской области на 1 января 2013 года представлен в таблице 1.
Состав и стоимость государственного имущества Томской области
Таблица 1
N п/п |
Наименование государственного имущества Томской области |
Состав и стоимость по состоянию на 01.01.2013 года |
1 |
Объекты недвижимого имущества в Реестре государственного имущества Томской области |
|
1.1 |
Объекты недвижимого имущества (единиц) |
3 748 |
1.2 |
Количество зданий и помещений (единиц) |
2 007 |
1.3 |
Общая площадь зданий и помещений (кв. метров) |
1 099 802 |
1.4 |
Количество сооружений (единиц) |
1 741 |
1.5 |
Общая площадь сооружений (кв. метров) |
116 900 |
1.6 |
Общая протяженность сооружений (п. метров) |
4 785 110 |
1.7 |
Балансовая стоимость объектов недвижимого имущества (млн. рублей) |
52 747 |
1.8 |
Остаточная стоимость объектов недвижимого имущества (млн. рублей) |
24 997 |
2 |
Казна Томской области |
|
2.1 |
Количество объектов (единиц) |
1 344 |
2.2 |
Балансовая стоимость (млн. рублей) |
3 072 |
2.3 |
Остаточная стоимость (млн. рублей) |
2 471 |
|
Кроме того: |
|
2.4 |
Количество акций (единиц) |
184 857 847 |
2.5 |
Общая номинальная стоимость акций (млн. рублей) |
507 |
2.6 |
Общая стоимость 3-х долей в обществах с ограниченной ответственностью (млн. рублей) |
275 |
3 |
Областные организации |
|
3.1 |
Количество областных государственных учреждений (единиц), из них: |
230 |
3.1.1 |
бюджетных учреждений |
139 |
3.1.2 |
казенных учреждений |
61 |
3.1.3 |
автономных учреждений |
30 |
4 |
Компании с участием Томской области |
|
4.1 |
Количество областных государственных унитарных предприятий (единиц) |
5 |
4.2 |
Кроме того, обществ с ограниченной ответственностью, единственными участниками которых являются областные государственные унитарные предприятия |
3 |
4.3 |
Количество некоммерческих организаций, учредителем которых является Томская область, в том числе, созданных на основе или с использованием государственного имущества Томской области |
10
6 |
4.4 |
Хозяйственные общества, где Томская область является акционером (участником) |
28 |
4.4.1 |
в том числе: хозяйственные общества, акционером (участником) которых являются областные государственные учреждения: Количество акций (единиц); Общая номинальная стоимость акций (млн. рублей); Общая стоимость 8-ми долей в обществах с ограниченной ответственностью (млн. рублей) |
212 138 52 0,2 |
5 |
Земельные участки |
|
5.1 |
Количество земельных участков, штук |
880 |
5.2 |
Площадь, гектаров |
13 889 |
По состоянию на 1 января 2013 года объекты недвижимого имущества Томской области закреплены:
на праве оперативного управления за 230 учреждениями (2 201 объект, балансовой стоимостью 48 605 288 тыс. рублей, остаточной стоимостью 20 619 418,5 тыс. рублей);
на праве оперативного управления за 12 органами государственной власти Томской области (40 объектов, балансовой стоимостью 562 342 тыс. рублей, остаточной стоимостью 452 763 тыс. рублей);
на праве хозяйственного ведения за 5 областными государственными унитарными предприятиями (242 объекта, первоначальной стоимостью 622 407 тыс. рублей, остаточной стоимостью 452 763 тыс. рублей);
В зависимости от специфических потребностей в ресурсах для решения конкретных задач (проектов) государственного управления государственное имущество Томской области, неиспользуемое органами государственной власти Томской области, областными государственными автономными, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями передается в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление.
Из учитываемых в Казне Томской области объектов управления государственным имуществом Томской области по состоянию на 1 января 2013 года переданы в аренду:
21 здание и помещение;
1045 сооружений, из них 1 002 объектов газового хозяйства, общей протяженностью 530 514,44 п.м.
Основным результатом мероприятий по передаче имущества в аренду является получение дополнительных доходов в областной бюджет при одновременном сокращении затрат на содержание имущества, составляющего Казну Томской области. Указанные затраты, включающие расходы на оплату коммунальных услуг и охрану имущества, составили 624,7 тыс. рублей и 2 459 тыс. рублей в 2011, 2012 годах соответственно.
Информация о площади переданного в аренду государственного имущества Томской области, доходы от аренды которого поступают в областной бюджет, и получаемых доходах за период с 2003 года по 2012 год представлена в приложении 1 к Концепции. План по доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти Томской области и созданных ею учреждений (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений Томской области) по итогам 2012 года выполнен на 100,3%.
С 2009 года значительное применение получила практика заключения договоров аренды областного недвижимого имущества, полномочия арендодателей по которым осуществляют областные государственные автономные, бюджетные учреждения и унитарные предприятия, что стало возможным благодаря поправкам в Бюджетный Кодекс Российской Федерации, внесенными федеральными законами от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". По таким договорам доходы от аренды остаются в распоряжении областных государственных автономных, бюджетных учреждений и унитарных предприятий, при этом доходы могут быть использованы только в целях обеспечения более эффективной организации разрешенной учредительными документами деятельности и рационального использования имущества. По состоянию на 1 января 2013 года действовало 110 таких договоров аренды областного государственного имущества общей площадью 9,039 тыс. кв. м.
Предусмотренная законодательством практика передачи государственного имущества Томской области в доверительное управление в рассматриваемом периоде использовалась в рамках оказания государственной поддержки ООО "Технологический инкубатор Томского политехнического университета", деятельность которого направлена на поддержку малых и средних инновационных предприятий, в том числе начинающих.
Сокращение и упорядочение составляющего Казну Томской области имущества для повышения эффективности его использования - один из приоритетов работы органов государственной власти Томской области в период с 2001 года по 2012 год. Одним из препятствий для работы в этом направлении является отсутствие документально обоснованной потребности органов государственной власти Томской области в ресурсах в виде материальных активов для выполнения программных мероприятий, исполнения своих функций и полномочий.
Переход к новой модели устойчивого, сбалансированного экономического роста, в которой рост спроса должен быть поддержан более интенсивным ростом предложения за счет повышения деловой активности, созданием условий для формирования инвестиционных ресурсов, требует эффективных земельных отношений, способствующих созданию стимулов для долгосрочных вложений капитала и организации новых рабочих мест, достижения реального партнерства между государственным и частным сектором экономики.
В соответствии с действующим законодательством в собственности Томской области находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также приобретенные Томской областью по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Разграничение государственной собственности на землю в Томской области ведется с 2001 года. Однако отсутствие вплоть до 2006 года зарегистрированных прав Томской области на принадлежащие ей земельные участки препятствовало вовлечению этого ресурса в гражданский оборот, что снижало эффективность его использования.
В 2006 году в целях упрощения и ликвидации излишних процедур при разграничении прав государственной собственности на землю в федеральное законодательство были внесены существенные изменения, что дало возможность ускорить процедуры регистрации государственной собственности Томской области на земельные участки. В результате, в сфере земельных отношений можно констатировать отсутствие неурегулированных законодательством препятствий в реализации мероприятии по регистрации прав Томской области на принадлежащие ей земельные участки. По состоянию на 1 января 2013 года зарегистрированы права собственности Томской области на 880 земельных участков общей площадью 13 889 га.
Основным способом вовлечения в гражданский оборот земель, одновременно позволяющим сохранить за собственником функции регулирования рационального хозяйствования, является передача земельных участков в аренду наряду с созданием системы платежей за землю, экономически связанной с оценкой рыночной стоимости земельных участков. Информация о количестве и площади земельных участков, находящихся в собственности Томской области и переданных в аренду, в разрезе муниципальных образований по состоянию на 1 января 2013 года представлена в приложении 2 к Концепции. Информация о доходах за период с 2007 год по 2012 год, получаемых от сдачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Томской области, представлена в приложении 3 к Концепции. План поступления доходов, получаемых в виде арендной платы, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности Томской области, в 2012 году выполнен на 83%, что связано с выкупом в собственность двух ранее предоставленных в аренду земельных участков.
По мере развития земельных отношений и рынка земли увеличивается площадь и количество земельных участков, являющихся собственностью Томской области, востребованных в гражданском обороте. В 2011 году было продано 4 земельных участка общей площадью 945 кв. м., в 2012 году - 6 земельных участков общей площадью 83 466 кв. м. Темпы и качество работ по вовлечению в гражданский оборот всех земель, отнесенных к собственности Томской области, определяются спецификой интересов субъектов, участвующих в процедурах разграничения государственной собственности, включая определение местонахождения земельных участков, принадлежащих Томской области, и установление пользователей ими, проведение на этих землях землеустроительных работ и организацию их постановки на государственный кадастровый учет, а так же состоянием рынка земельных участков. В 2012 году план по доходам от продажи земельных участков, находящихся в собственности Томской области не выполнен на 89%, что связано, в основном, с отсутствием заявок на приобретение имущества, запланированного к реализации в порядке приватизации.
Одним из инструментов выполнения задач и мероприятий Стратегии развития Томской области до 2020 года являются компании с участием Томской области и областные организации: отраслевой принцип управления государственного сектора экономики области закреплен распоряжением Администрации Томской области от 19 января 2007 года N 14-ра "Об усилении контроля за деятельностью областных государственных унитарных предприятий, областных государственных учреждений, хозяйственных обществ, товариществ".
В период с 1999 года по 2005 год деятельность государственных учреждений регулировалась нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации, Бюджетного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Фактически в этот период органы государственной власти осуществляли содержание существующей системы государственных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг, у учреждений отсутствовали стимулы к оптимизации и повышению эффективности, что было вызвано в основном сметным финансированием от фактически сложившихся расходов.
Реформирование этой части государственного сектора экономики, в том числе в Томской области, началось с принятием Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и касалось изменения принципов функционирования сети учреждений и механизмов их финансирования, изменения порядка распоряжения учреждениями внебюджетными средствами, полученными ими от деятельности, приносящей доход. Общая идея реформирования на данном этапе заключалась в повышении качества услуг социальной сферы, сокращении расходов на содержание государственных учреждений. В соответствии с указанным законом автономные учреждения наделялись большей самостоятельностью в отношении переданного им на условиях оперативного управления имущества и в осуществлении поставленных перед ними целей и задач в сфере социальных услуг, закрепленных в их уставе.
Вступивший в силу с 1 января 2011 года Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" создал условия и стимулы и для учреждений в части сокращения внутренних издержек и привлечения ими финансирования из внебюджетных источников, и для органов государственной власти для оптимизации деятельности подведомственной сети учреждений. В частности, доходы от сдачи в аренду государственного имущества Томской области, находящегося в оперативном управлении бюджетных автономных учреждений, поступают в их самостоятельное распоряжение в целях обеспечения более эффективной организации разрешенной учредительными документами деятельности и рационального использования такого имущества. За 2012 год размер указанных доходов увеличился в 4 раза: с 5244 тыс. рублей в 2011 году до 21019 тыс. рублей в 2012 году. Информация о количественном и отраслевом составе областных государственных учреждений за период с 2006 года по 2012 год представлена в приложении 4 к Концепции.
До ноября 2002 года правовое положение и деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий регулировалась Гражданским кодексом Российской Федерации, а для федеральных казенных предприятий - также указами Президента Российской Федерации и иными подзаконными актами. В настоящее время вопросы правового положения государственных унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок их создания, реорганизации и ликвидации определяются Федеральным законом от 14 февраля 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", законом Томской области от 13 апреля 2004 года N 52-ОЗ "Об областных государственных унитарных предприятиях". Подзаконными актами в отношении областных государственных унитарных предприятий определен порядок назначения на должность руководителя областного государственного унитарного предприятия, система оплаты труда и аттестация руководителей, порядок предоставления отчетности о деятельности и долговых обязательствах. Информация об областных государственных унитарных предприятиях в период с 2006-2012 годы представлена в приложении 5 к Концепции.
Порядок управления акциями (долями), находящимися в собственности Томской области регулируется, наряду с федеральным законодательством, Законом Томской области от 13 апреля 2004 года N 53-ОЗ "О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области", порядок представления интересов Томской области в органах управления хозяйственных обществ определен постановлением Администрации Томской области от 9 ноября 2006 года N 136а "Об утверждении Положения о порядке деятельности и предоставления отчетности уполномоченными представителями Томской области в органах управления хозяйственных обществ, товариществ, акции, доли которых находятся в государственной собственности Томской области, а также в иных организациях, созданных с использованием или на основе государственного имущества Томской области". Права и обязанности акционера (участника) хозяйственного общества от имени Томской области в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Томской области осуществляют Департамент по управлению государственной собственностью Томской области, областное государственное бюджетное специализированное учреждение "Фонд государственного имущества Томской области" и иные юридические лица, выступившие учредителями хозяйственных обществ по поручению Администрации Томской области. Информация о структуре хозяйственных обществ за период с 2007 год по 2012 год представлена в приложении 6 к Концепции.
Проведение ежегодного социально-экономического анализа эффективности и оценки результатов деятельности компаний с участием Томской области и областных организаций выявляет недостаточную эффективность управления, что обусловлено:
формальным контролем со стороны курирующих структурных подразделений Администрации Томской области и исполнительных органов государственной власти Томской области, следствием чего является возникновение на балансе компаний с участием Томской области и областных организаций непрофильных активов, получение неудовлетворительного финансового результата;
отсутствием стратегических ориентиров развития компаний с участием Томской области и областных организаций.
В 2012 году план по доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Томской области, выполнен (104% от запланированного значения), в то же время исполнение плана по доходам от перечисления части прибыли областных государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, составило 58%.
Деятельность иных организации, учредителем которых является Томская область, регулируется нормами Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Законом Томской области от 13 апреля 2004 года N 53-ОЗ "О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области" (информация об их количественном составе в период с 2006 год по 2012 год, о перечне организаций по состоянию на 1 января 2013 года представлена в приложениях 7, 8 к Концепции). Инициатором создания некоммерческой организации выступает структурное подразделение Администрации Томской области или исполнительный орган государственной власти Томской области, курирующий сферу деятельности, в которой предполагается функционирование вновь создаваемой некоммерческой организации. Одним из условий создания некоммерческой организации является отсутствие на территории Томской области иных организаций с аналогичными целями и видами деятельности.
До 2002 года приватизация государственного имущества осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации". В этот период из областной собственности осуществлена приватизация арендованного имущества (1998 год), продажа 2 предприятий и 1 здания на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями (2001, 2002 годы), продажа 6 объектов недвижимости, 1 объекта движимого имущества (оборудование) и акции 5 открытых акционерных обществ на аукционе (2000, 2001, 2002 годы).
Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" упорядочил отношения в части планирования приватизации и предоставления отчетности, расширил возможность реализации имущества, неиспользуемого для осуществления государственных полномочий, а также акций открытых акционерных обществ. Кроме того, введено требование об отчуждении одновременно с объектами недвижимости земельных участков, занимаемых этими объектами и необходимых для их использования, а также упорядочены отношения приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также объектов культурного наследия.
В 2002 году был принят Закон Томской области от 16 апреля 2002 года N 64-ОЗ "О приватизации государственного имущества Томской области", регламентирующий вопросы приватизации государственного имущества в части, отнесенной Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" к компетенции органов государственной власти региона. Информация об итогах приватизации государственного имущества Томской области в период с 1999 года по 2012 год представлена в приложении 9 к Концепции. Результативность исполнение прогноза в 2012 году поступления неналоговых доходов от приватизации государственного имущества составили 12,5%. Невыполнение плана по доходам от приватизации связано, в первую очередь, с отсутствием в 2012 году заявок на приобретение имущества, реализуемого в порядке приватизации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона N 64-ОЗ следует читать как "от 16 августа 2002 г."
Для принятия квалифицированных управленческих решений в рамках государственной политики Томской области по управлению государственным имуществом необходимо проведение на регулярной основе комплекса мероприятий по учету государственного имущества Томской области, формированию в отношении его полных, достоверных данных в рамках инвентаризации. В настоящее время контрольные мероприятия проводятся избирательно в виду ограниченной кадровой и технической обеспеченности областного органа по управлению областным государственным имуществом на территории Томской области.
Принимая во внимание среднесрочные цели Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года, достигнутые результаты управления государственным имуществом Томской области, необходимо продолжить работу по преодолению ряда проблем:
отсутствие правовых актов, содержащих обоснование потребности органов государственной власти Томской области в имуществе для достижения целей отраслевого развития, планов по его приобретению (отчуждению), целях и задач развития действующих областных организаций и компаний с участием Томской области, и, как следствие, несбалансированность состава и структуры объектов управления государственным имуществом Томской области с точки зрения исполнения государственных полномочий субъекта Российской Федерации;
недостаточная эффективность управления государственным имуществом Томской области, приводящая к росту расходов на его содержание, снижению доходов от его использования, неудовлетворительным результатам финансово-хозяйственной деятельности компаний с участием Томской области и областных организаций.
избирательность контроля за состоянием и управлением государственным имуществом Томской области, обусловленные множественностью объектов, их расположением и специфическими характеристиками.
2. Цель, задачи и ожидаемые результаты государственной политики Томской области в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Томской области
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2020 года приоритетной задачей социально-экономического развития Томской области является эффективная и открытая деятельность государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Томской области. Соответственно, целью государственной политики Томской области в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Томской области является эффективное управление государственным имуществом Томской области, являющимся активом, обеспечивающим выполнение полномочий и функций органов государственной власти Томской области по решению задач Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года.
Достижение цели государственной политики Томской области в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Томской области осуществляется в рамках следующих приоритетных направлений:
во-первых, планирование оптимального состава и структуры государственного имущества Томской области;
во-вторых, повышение эффективности организации процессов приобретения и отчуждения государственного имущества Томской области, процессов управления его развитием;
в-третьих, обеспечение учета государственного имущества Томской области и эффективной системы контроля за его использованием.
В направлении планирования оптимального состава и структуры государственного имущества Томской области необходимо решить задачу совершенствования механизма формирования прогнозных планов (программ) приватизации и приобретения государственного имущества Томской области органами государственной власти Томской области для выполнения своих функций и полномочий. Основные мероприятия по решению задачи:
а) совершенствование нормативного правового регулирования процессов планирования состава и структуры государственного имущества Томской области;
б) определение состава (структуры, качества) областного государственного имущества, необходимого для выполнения задач и функций органов государственной власти Томской области.
По второму направлению необходимо решить задачу повышения эффективности системы управления процессами приобретения и отчуждения государственного имущества Томской области, процессами управления его развития. Основные мероприятия по решению задачи:
а) актуализация нормативного правового регулирования процессов приобретения, развития и отчуждения государственным имуществом Томской области;
б) обоснование критериев и проведение комплексной оценки необходимости сохранения в собственности Томской области компаний с участием Томской области, объектов движимого и недвижимого имущества, в том числе с учетом документов стратегического и программно-целевого планирования Томской области;
в) использование дифференцированного подхода к мероприятиям и способам вовлечения в гражданский оборот объектов управления государственным имуществом Томской области, привлечения инвестиций и активизации инновационной деятельности на территории Томской области;
г) использование объектов управления государственным имуществом Томской области в качестве инструмента для решения социально значимых задач;
д) эффективное управление развитием компаний с участием Томской области и областных организаций, в том числе путем:
расширения и совершенствования практики планирования деятельности (включая систему показателей эффективности деятельности, программы инновационного развития, повышения конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности компаний с участием Томской области, областных организаций);
создания системы стимулов к сохранению и обеспечению эффективного использования государственного имущества Томской области, переданного областным организациям, областным государственным унитарным предприятиям;
внедрения механизмов регулярного контроля и анализа использования имущества Томской области, переданного областным организациям, областным государственным унитарным предприятиям, в том числе используемого по договорам третьими лицами;
обеспечение реализации прав Томской области как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
совершенствование механизмов оценки эффективности деятельности лиц, избранных в органы управления компаний с участием Томской области, руководителей областных организаций;
е) проведение инвентаризации составляющих Казну Томской области объектов для достоверной оценки их фактического состояния и осуществление мероприятий по минимизации количества этих объектов, в том числе через нормативное установление ограничений срока нахождения в Казне Томской области объектов, имеющих "отраслевую принадлежность";
ж) обеспечение полноты и своевременности поступления в областной бюджет средств от управления государственным имуществом и земельными ресурсами, не используемыми исполнительными органами государственной власти Томской области и областными организациями для исполнения полномочий субъекта Российской Федерации;
з) обеспечение рационального и эффективного использования находящихся в областной собственности земельных участков, в том числе путем:
разграничения государственной собственности на землю;
обеспечения учета рыночного спроса при формировании и предоставлении земельных участков;
совершенствования системы платежей за землю, экономически связанных с оценкой рыночной стоимости земельных участков;
применения практики вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот с предварительным повышением их ликвидности и стоимости, в том числе путем привлечения специализированных организаций, формирования участков, оформления необходимых документов.
По третьему направлению необходимо решить задачу создания актуальной и современной системы учета, мониторинга и контроля за управлением и использованием объектов государственной собственности Томской области, отвечающей целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года, настоящей Концепции.
Основные мероприятия по решению задачи:
а) организация постоянного мониторинга соответствия принимаемых управленческих решений в отношении конкретных объектов государственной собственности Томской области документам стратегического и программно- целевого планирования Томской области;
б) модернизация и развитие единой информационной системы учета и контроля за использованием и сохранностью государственного имущества Томской области, в том числе земельных участков, которая должна обеспечить механизмы сбора, консолидации и представления информации для принятия управленческих решений в отношении объектов имущества и анализа эффективности этих решений, в том числе путем использования (интеграции) данных различных государственных реестров и информационных систем для повышения достоверности и снижения издержек ведения системы учета;
в) участие в формировании единого информационного пространства продаж федерального, областного, муниципального имущества;
г) формирование эффективной системы контроля, включая формы и инструменты представления отчетности, усиления взаимодействия с уполномоченными контрольными органами при проведении проверочных мероприятий, а также обеспечения публичного контроля за управлением государственным имуществом Томской области;
д) повышение квалификации работников на всех уровнях управления государственным имуществом Томской области, в том числе путем использования современных механизмов, методов и информационно-аналитической базы управления.
Межведомственный характер цели и взаимодополняющие друг друга задачи управления государственным имуществом Томской области обуславливают обязательное взаимодействие органов государственной власти, иных государственных органов Томской области, осуществляющих от имени Томской области управление и распоряжение областным государственным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области.
Органы государственной власти, иные государственные органы Томской области управляют и распоряжаются государственным имуществом Томской области, руководствуясь целями и задачами, определенными Концепцией, в пределах своей компетенции, установленной законодательством.
Областной орган по управлению областным государственным имуществом на территории Томской области, кроме непосредственного выполнения полномочий собственника областного государственного имущества, предусмотренных законодательством, является координатором деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области по решению задач Концепции, в том числе путем формирования механизмов эффективного управления государственным имуществом Томской области.
Решение задач государственной политики Томской области в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Томской области будет организовано путем подготовки и принятия правовых актов, включая нормативные, в том числе регламентирующих взаимодействие структурных подразделений Администрации Томской области, исполнительных органов государственной власти Томской области в рамках своих полномочий, в том числе:
нормативных правовых актов по вопросам реализации имущественных интересов Томской области, межотраслевой координации управления и распоряжения государственной собственностью Томской области, осуществления полномочий собственника в отношении объектов областного государственного имущества Томской области;
документов стратегического и программно-целевого планирования.
Также решение задач государственной политики Томской области в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Томской области возможно путем подписания соглашений, в том числе о государственно-частном партнерстве, договоров, контрактов, протоколов о сотрудничестве с органами государственной власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими и иными субъектами, формирования "дорожных карт" в сфере имущественных интересов Томской области.
Сроки реализации мероприятий в рамках решения задач, а также объемы финансирования будут определяться в вышеуказанных правовых актах, а также в соглашениях, договорах, контрактах, протоколах о сотрудничестве, "дорожных картах". Источниками финансирования мероприятий могут быть:
бюджеты всех уровней в соответствии с действующим законодательством;
внебюджетные средства в соответствии с соглашениями о государственно-частном партнерстве, иными соглашениями, договорами.
В основу выполнения задач и мероприятий настоящей Концепции положены следующие принципы управления государственным имуществом Томской области:
принцип определенности - применительно к каждому объекту управления (группе объектов) должны быть определены цель, для достижения которой служит объект, способ ее достижения, ответственность за результаты управления, порядок принятия управленческих решений, представления отчетности и иные механизмы контроля;
принцип прозрачности - обеспечение открытости и доступности информации о субъектах и объектах управления, непрерывности процессов управления и контроля, выявление и учет данных об объектах управления;
принцип обеспечения баланса интересов - принятие обоснованных решений с точки зрения экономической эффективности и социальной ответственности, учета кратко- и долгосрочных целей и задач управления имуществом;
принцип непрерывности осуществления контроля - непрерывный контроль за достижением установленных целей и задач, показателей их достижения, а также соблюдением принципов и механизмов управления;
принцип проектного подхода - определение планов достижения определенных целей и задач управления исходя из планируемого результата, набора инструментов, сопоставления ресурсов, мотивации и ответственности;
принцип ответственности - обеспечение профессионализма, мотивации и ответственности всех участников процесса управления за результат и достижение установленных показателей деятельности.
Достижение цели государственной политики Томской области в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Томской области позволит обеспечить следующие результаты:
оптимизацию состава и структуры государственного имущества Томской области с точки зрения выполнения государственными органами власти Томской области (и подведомственными учреждениями) функций и полномочий;
высокий уровень эффективности управления процессами приобретения, развития и отчуждения государственного имущества Томской области;
сплошной учет объектов государственного имущества Томской области.
Выбор индикаторов достижения цели государственной политики Томской области в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Томской области был сделан с учетом следующих факторов:
разнообразие типов объектов государственного имущества Томской области и множественность формируемых из них совокупностей;
наличие нескольких центров принятия решений об управлении и распоряжении государственным имуществом Томской области;
требования к управлению по каждой конкретной совокупности объектов государственного имущества Томской области формируется на основе взаимосвязи между задачами государственного управления и теми видами, составом объектов государственного имущества, которые вовлекаются в решение этих задач;
одни и те же объекты могут вовлекаться в решение различных задач государственного управления.
Индикатором достижения цели государственной политики Томской области в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Томской области является:
результативность исполнения областного бюджета в части прогнозируемых неналоговых доходов от использования государственного имущества Томской области, за исключением доходов от приватизации (100% в 2015 году, 100% в 2017 году, 100% в 2020 году);
результативность достижения целевых показателей эффективности деятельности областных организаций, программ деятельности компаний с участием Томской области (100% в 2016 году, 100% в 2018 году, 100% в 2020 году);
соблюдение нормативно установленных сроков для принятия решения о закреплении имущества, составляющего Казну Томской области, на праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения (100% в 2015 году, 100% в 2017 году, 100% в 2020 году);
доля объектов управления государственным имуществом Томской области, составляющих Казну Томской области, в отношении которых проведена инвентаризация, позволяющая достоверно оценить их фактическое состояние (15% в 2015 году, 50% в 2017 году, 100% в 2020 году);
доля учтенных в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектов управления государственным имуществом Томской области (70% в 2015 году, 75% в 2017 году, 100% в 2020 году).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.