Приложение 4
к приказу Министерства
промышленности и торговли РФ
от 14 июня 2011 г. N 783
Положение
о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) уничтожения химического оружия
8 июля 2014 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет назначение, организацию, состав сил и средств, а также порядок деятельности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) уничтожения химического оружия (далее - функциональная подсистема).
2. Функциональная подсистема осуществляет свою деятельность в целях решения задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
II. Назначение и организация функциональной подсистемы
3. Функциональная подсистема является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций на объектах по уничтожению химического оружия (далее - объекты УХО), а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий и оказания помощи пострадавшему населению.
Функциональная подсистема объединяет органы управления, силы и средства объектов УХО.
4. Функциональная подсистема действует на федеральном и объектовом уровнях. На каждом уровне функциональной подсистемы создаются: органы управления; силы и средства, предназначенные для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; резервы материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Органы управления функциональной подсистемы включают:
координационные органы;
постоянно действующие органы управления;
органы повседневного управления (дежурные службы);
временно создаваемые на период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций органы управления (оперативные группы).
5. Координационными органами функциональной подсистемы на федеральном уровне являются:
комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, состоящая из работников департаментов центрального аппарата Министерства;
комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге России (далее - ФУБХУХО).
6. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы являются:
а) на федеральном уровне:
в Минпромторге России - Департамент реализации конвенционных обязательств;
в ФУБХУХО - структурное подразделение, назначенное для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
Приказом Минпромторга России от 8 июня 2014 г. N 1284 в подпункт б пункта 6 внесены изменения
б) на объектовом уровне: на объектах УХО - назначенные решением начальников объектов УХО структурные подразделения для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами постоянно действующих органов управления функциональной подсистемы в соответствии с их полномочиями являются:
разработка (переработка) и уточнение планов действий органов управления, сил и средств по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
разработка проектов соответствующих актов по вопросам организации и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах УХО;
поддержание взаимодействия с органами управления функциональной подсистемы, а также с соответствующими органами управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других органов исполнительной власти, входящими в состав единой системы;
осуществление контроля за деятельностью соответствующих органов управления, сил и средств по вопросам планирования и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
организация сбора и обмена информацией при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах УХО;
разработка (участие в разработке) служебных документов по проведению тренировок и учений по действиям в чрезвычайных ситуациях органов управления, сил и средств), предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
осуществление прогнозирования возможной обстановки на объектах УХО и оперативной оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
разработка предложений по привлечению сил и средств, предназначенных для решения задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
организация оповещения, сбора и работы оперативных групп, создаваемых для организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, тренировок с ними, а также уточнение их поименного состава;
участие в рассмотрении и подготовке проектов, замечаний и предложений по поступившим на проработку проектам нормативных правовых и иных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в части, касающейся объектов УХО;
анализ состояния дел по организации, планированию и практическому выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах УХО, подготовка ежегодных отчетов о проведенных мероприятиях в данной области деятельности и направление их в Административный департамент;
ведение учета возникших чрезвычайных ситуаций;
подготовка информационных материалов о возникших чрезвычайных ситуациях на объектах УХО;
участие в разработке и реализации научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования объектов УХО в чрезвычайных ситуациях.
7. Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются:
а) на федеральном уровне:
в Минпромторге России - служба ответственных дежурных Министерства;
в ФУБХУХО - дежурный по ФУБХУХО;
б) на объектовом уровне - дежурные по объектам УХО (далее - дежурные службы).
Основными задачами дежурных служб в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций являются:
сбор, анализ и обобщение данных об обстановке на объектах УХО и в зонах защитных мероприятий;
оперативное доведение до руководства информации об угрозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, о развитии обстановки в зоне (районе) возникшей чрезвычайной ситуации;
обмен информацией о возникших чрезвычайных ситуациях с органами управления функциональной подсистемы, а также с органами повседневного управления единой системы;
оповещение и контроль сбора оперативных групп, создаваемых на период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (где они предусмотрены).
Конкретные задачи и алгоритм действий дежурных служб при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций отражаются в инструкциях дежурным, утверждаемых начальниками объектов УХО, отдельным разделом.
8. На период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций создаются оперативные группы.
Оперативные группы, создаваемые на период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее - оперативные группы), предназначены для организации ликвидации и руководства ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, возникших на объектах УХО и зонах защитных мероприятий, а также для организации и осуществления взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, привлекаемыми к уничтожению химического оружия и обеспечению деятельности по его уничтожению.
Оперативные группы формируются из специалистов всех уровней управления, а их основу составляют постоянно действующие органы управления функциональной подсистемы.
Руководителями оперативных групп назначаются заместители начальника ФУБХУХО.
Основными задачами оперативных групп являются:
сбор, анализ и обобщение данных обстановки в зонах (районах) возникших чрезвычайных ситуаций;
подготовка аналитических и информационно-справочных материалов, докладов, предложений, проектов приказов, указаний, распоряжений, необходимых для решения задач по ликвидации последствий возникших чрезвычайных ситуаций;
организация и осуществление общего руководства ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, возникших на объектах УХО;
организация и осуществление взаимодействия с соответствующими органами управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, принимающими участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
подготовка докладов руководству;
ведение отчетных документов (журналов учета обстановки, полученных и отданных распоряжений, карт, схем, планов);
выполнение других задач в зависимости от места возникновения чрезвычайных ситуаций, их типа, характера и масштаба.
Расчет, поименный состав, порядок оповещения, сбора и организации работы оперативных групп, их конкретные задачи и обязанности должностных лиц определяются заблаговременно и отражаются в инструкциях оперативным группам. При этом общие требования по организации сбора оперативных групп, типовой перечень и формы основных документов для обеспечения работы оперативных групп разрабатываются ФУБХУХО по согласованию с Департаментом реализации конвенционных обязательств.
9. Силы и средства функциональной подсистемы включают:
силы и средства наблюдения и контроля, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций из состава подразделений ликвидации последствий аварий и охраны ФУБХУХО;
военные команды противопожарной защиты и спасательных работ и группы (газоспасательные) объектов УХО;
силы медицинской службы объектов УХО;
дежурные подразделения объектов УХО.
Кроме того, для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах УХО привлекаются силы и средства:
федеральных органов исполнительной власти в соответствии с полномочиями, возложенными на них постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2007 г. N 421 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении международных обязательств Российской Федерации в области химического разоружения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 28, ст. 3434; 2011, N 28, ст. 3434);
федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, акционерных обществ по государственным контрактам в рамках выполнения федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 305 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1448; 2001, N 29, ст. 3020; 2005, N 44, 4563; 2007, N 27, ст. 3281; 2008, N 2, ст. 94; N 39, ст. 4435; 2010, N 51, ст. 6940).
Проверка готовности сил функциональной подсистемы к действиям по предназначению осуществляется в ходе плановых и внезапных проверок должностными лицами, комиссиями (группами проверки), в том числе назначаемыми от постоянно действующих органов управления функциональной подсистемы в соответствии с установленными им полномочиями.
10. Обеспечение материальными ресурсами сил функциональной подсистемы при их привлечении к работам по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет:
средств федерального бюджета, выделяемых на выполнение федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 305 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1448; 2001, N 29, ст. 3020; 2005, N 44, 4563; 2007, N 27, ст. 3281; 2008, N 2, ст. 94; N 39, ст. 4435; 2010, N 51, ст. 6910);
средств, выделяемых на содержание ФУБХУХО в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Управление силами функциональной подсистемы и их информационное обеспечение осуществляются с использованием:
телефонной и факсимильной связи Минпромторга России;
действующих систем повседневного управления ФУБХУХО (в том числе автоматизированных);
локальных систем оповещения в районах размещения объектов УХО, мобильных средств связи и передачи данных.
III. Порядок деятельности функциональной подсистемы
12. При отсутствии чрезвычайных ситуаций или угрозы их возникновения органы управления и силы функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решением Министра промышленности и торговли Российской Федерации, начальника ФУБХУХО, начальников объектов УХО, для соответствующих органов управления, сил и средств может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Содержание решения установлено пунктом 25 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121).
Принятое решение о введении (об отмене) режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации незамедлительно доводится до вышестоящих органов управления, а также до заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в части касающейся.
13. Основные мероприятия, проводимые органами управления, силами и средствами функциональной подсистемы в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, определены пунктом 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121).
14. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на объектах УХО осуществляется силами подразделений ФУБХУХО. Если масштабы последствий чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами локализовать или ликвидировать их невозможно, в установленном порядке привлекаются силы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
При выходе поражающих факторов возникшей чрезвычайной ситуации за пределы санитарно-защитной зоны объекта УХО, ликвидация ее последствий организуются и осуществляются во взаимодействии с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями при координирующей роли органов управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
IV. Учет чрезвычайных ситуаций на объектах УХО и отчетность по ним
15. Постоянно действующие органы управления функциональной подсистемы обязаны вести учет возникших чрезвычайных ситуаций.
Учету подлежат все чрезвычайные ситуации, возникшие на объектах УХО.
16. Сбор и обмен информацией о чрезвычайных ситуациях на объектах УХО и в зонах защитных мероприятий осуществляются на основе представления в вышестоящие органы управления до Минпромторга России включительно:
докладов об угрозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, о развитии обстановки в зоне (районе) чрезвычайной ситуации;
докладов о состоянии химической, биологической, санитарно-эпидемиологической, гидрометеорологической, экологической и пожароопасной (взрывоопасной) обстановках, о состоянии сил, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
ежегодных отчетов о проведенных мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
17. Порядок и рекомендуемые формы учета возникших чрезвычайных ситуаций, представления докладов и отчетов, перечисленных в пункте 16, устанавливаются Департаментом реализации конвенционных обязательств.
V. Основы взаимодействия и управления при решении задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
18. Взаимодействие при решении задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций организуется и осуществляется:
а) между органами управления функциональной подсистемы;
б) между органами управления функциональной подсистемы и органами управления исполнительной власти, местного самоуправления, организациями в зависимости от уровней:
на федеральном уровне - между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, ФУБХУХО с одной стороны и министерствами, ведомствами и организациями, привлекаемыми к работам по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий на объектах УХО, с другой стороны;
на объектовом уровне - между объектами УХО и структурными подразделениями организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Основными направлениями взаимодействия при решении задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
обмен информацией об угрозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, о развитии обстановки в зоне (районе) чрезвычайной ситуации;
разработка планирующих документов по взаимодействию;
проведение совместных мероприятий по проверке реальности планов действий и планов взаимодействия;
прогнозирование чрезвычайных ситуаций и оценка возможных последствий;
обмен опытом, участие в работе комиссий, конференций, семинаров, мероприятиях международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организация и проведение совместных учений, тренировок по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
При организации взаимодействия согласовываются:
состав сил и средств, необходимых для решения задач по предупреждению возможной и ликвидации последствий возникшей чрезвычайной ситуации, и их задачи;
порядок решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации силами функциональной подсистемы, силами и средствами других органов и организаций;
районы расположения привлекаемых сил и размещения пострадавших, порядок их всестороннего обеспечения;
порядок использования местной материальной технической базы, а также транспортных средств и средств связи, и другие вопросы.
При возникновении чрезвычайных ситуаций соответствующие органы управления функциональной подсистемы уточняют (определяют) конкретные вопросы и порядок организации взаимодействия, исходя из складывающейся обстановки и решаемых задач.
19. Управление при организации и решении задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах УХО осуществляется:
на федеральном уровне - Департаментом реализации конвенционных обязательств и ФУБХУХО;
на объектовом уровне - руководством объектов УХО.
Управление в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах УХО включает:
прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций на объектах УХО, анализ и оценку их последствий;
принятие решений на ликвидацию последствий возникших чрезвычайных ситуаций;
доведение задач до органов управления, сил по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
планирование и организацию действий органов управления, сил по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
организацию и поддержание взаимодействия;
организацию и проведение мероприятий по видам обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
организацию и осуществление контроля и помощи органам управления, силам в организации, планировании и практическом проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
непосредственное руководство действиями сил и средств, привлеченных к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
поддержание высокого морально-психологического состояния органов управления и сил, предназначенных для решения задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, и другие мероприятия.
В целях заблаговременной подготовки органов управления, сил к решению задач по ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций на всех уровнях функциональной подсистемы осуществляется планирование действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При возникновении чрезвычайных ситуаций управление осуществляется через оперативные группы. В случае, когда сбор оперативных групп не осуществляется, возложенные на них задачи выполняют постоянно действующие органы управления функциональной подсистемы.