Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Поправками, принятыми 20 мая 2005 г., часть А-1 изложена в новой редакции, вступающей в силу 1 января 2007 г.
См. текст части в предыдущей редакции
Часть А-1 - Устройство судов
Правило 3-1
Требования к устройству, механическим и электрическим установкам судов
В дополнение к требованиям, содержащимся в любом месте настоящих правил, суда проектируются, строятся и технически обслуживаются в соответствии с требованиями к устройству, механическим и электрическим установкам, предъявляемыми признанным Администрацией в соответствии с положениями правила XI-1/1 классификационным обществом, или в соответствии с применимыми национальными стандартами Администрации, обеспечивающими равноценный уровень безопасности.
Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., правило 3-2 изложено в новой редакции, вступающей в силу 1 июля 2008 г.
Правило 3-2
Защитные покрытия специально предназначенных для забортной воды балластных танков на судах всех типов и помещений двойного борта на навалочных судах
1 Пункты 2 и 4 настоящего правила применяются к судам валовой вместимостью не менее 500:
.1 контракт на постройку которых заключен 1 июля 2008 года или после этой даты, или
.2 в случае отсутствия контракта на постройку - кили которых заложены или которые находятся в подобной стадии постройки 1 января 2009 года или после этой даты, или
.3 поставка которых осуществляется 1 июля 2012 года или после этой даты.
2 На все специально предназначенные для забортной воды балластные танки, оборудованные на судах, и помещения двойного борта, оборудованные на навалочных судах длиной 150 м и более, должно быть нанесено покрытие во время постройки в соответствии со Стандартом качества защитных покрытий специально предназначенных для забортной воды балластных танков на судах всех типов и помещений двойного борта на навалочных судах, принятым Комитетом по безопасности на море резолюцией MSC.215(82), с поправками, которые могут быть внесены Организацией, при условии что такие поправки одобряются, вступают в силу и действуют в соответствии с положениями статьи VIII настоящей Конвенции, касающимися процедуры внесения поправок в Приложение, за исключением главы I.
3 Все специально предназначенные для забортной воды балластные танки, оборудованные на нефтяных танкерах и навалочных судах, построенных 1 июля 1998 года или после этой даты, к которым не применимы положения пункта 2, должны отвечать требованиям правила II-1/3-2, одобренного резолюцией MSC.47(66).
4 Обслуживание системы защитных покрытий должно быть включено в общий план технического обслуживания судна. Администрация или организация, признанная Администрацией, должны проверять эффективность системы защитных покрытий в течение срока эксплуатации судна на основе руководства, разработанного Организацией.
Поправками, принятыми 16 мая 2008 г., правило 3-4 изложено в новой редакции, вступающей в силу 1 января 2010 г.
Правило 3-4
Устройства и процедуры для аварийной буксировки
1 Устройства для аварийной буксировки на танкерах
1.1 Устройства для аварийной буксировки должны устанавливаться в обеих оконечностях каждого танкера дедвейтом не менее 20 000 тонн.
1.2 На танкерах, построенных 1 июля 2002 года или после этой даты:
.1 конструкция устройств должна обеспечивать в любое время их быстрое развертывание при отсутствии энергии на буксируемом судне и легкое соединение с буксирующим судном. По меньшей мере одно из устройств для аварийной буксировки должно быть заранее подготовлено к быстрому развертыванию; и
.2 устройства для аварийной буксировки в обеих оконечностях должны иметь достаточную прочность с учетом размера и дедвейта судна и предполагаемых усилий при неблагоприятных погодных условиях. Проект, конструкция и испытания прототипа устройств для аварийной буксировки должны быть одобрены Администрацией на основе руководства, разработанного Организацией.
1.3 Для танкеров, построенных до 1 июля 2002 года, проект и конструкция устройств для аварийной буксировки должны быть одобрены Администрацией на основе руководства, разработанного Организацией.
2 Процедуры аварийной буксировки на судах
2.1 Настоящий пункт применяется:
.1 ко всем пассажирским судам - не позднее 1 января 2010 года;
.2 к грузовым судам, построенным 1 января 2010 года или после этой даты; и
.3 к грузовым судам, построенным до 1 января 2010 года, - не позднее 1 января 2012 года.
2.2 Суда должны быть обеспечены процедурой по аварийной буксировке, конкретной для данного судна. Такая процедура должна находиться на борту судна для использования в аварийных ситуациях и должна основываться на существующем оборудовании и устройствах, имеющихся на борту судна.
2.3 Процедура должна включать:
.1 чертежи носовой и кормовой частей палубы, показывающие возможные устройства для аварийной буксировки;
.2 перечень имеющегося на борту оборудования, которое может быть использовано при аварийной буксировке;
.3 средства и методы связи; и
.4 образцы процедур для облегчения подготовки и проведения операций по аварийной буксировке.
Правило 3-5
Использование в новых установках материалов, содержащих асбест
1 Настоящее правило применяется к материалам, используемым в конструкции, механических и электрических установках и оборудовании, которые охватываются настоящей Конвенцией.
Поправками, принятыми 5 июня 2009 г., пункт 2 изложен в новой редакции, вступающей в силу 1 января 2011 г.
2 С 1 января 2011 года для всех судов новая установка материалов, содержащих асбест, запрещается.
Правило 3-6
Доступ в помещения грузовой зоны нефтяных танкеров и навалочных судов и проходы внутри этих помещений
1 Применение
1.1 За исключением предусмотренного в пункте 1.2, настоящее правило применяется к нефтяным танкерам валовой вместимостью 500 и более и навалочным судам, определенным в правиле IX/1, валовой вместимостью 20 000 и более, построенным 1 января 2006 года или после этой даты.
1.2 Нефтяные танкеры валовой вместимостью 500 и более, построенные 1 октября 1994 года или после этой даты, но до 1 января 2005 года, должны отвечать положениям правила II-1/12-2, одобренного резолюцией MSC.27(61).
2 Средства доступа в грузовые и другие помещения
2.1 В каждом помещении в пределах грузовой зоны должны быть оборудованы постоянные средства доступа, позволяющие Администрации, компании, определенной в правиле IX/1, а также судовому персоналу и другим лицам по мере необходимости проводить полные и тщательные проверки и замеры толщин судовых конструкций в течение срока эксплуатации судна. Такие средства доступа должны отвечать требованиям пункта 5, а также Техническим положениям о средствах доступа для проверок, одобренным Комитетом по безопасности на море резолюцией MSC.133(76), с поправками, которые могут быть внесены Организацией, при условии что такие поправки одобряются, вступают в силу и действуют в соответствии с положениями статьи VIII настоящей Конвенции, касающимися процедур внесения поправок в Приложение, за исключением главы I.
2.2 Если постоянное средство доступа может быть повреждено во время обычных погрузочно-разгрузочных операций или если его практически невозможно установить, Администрация может разрешить использование вместо него передвижного или переносного средства доступа, как предусмотрено в Технических положениях, при условии что средства крепления, установки, подвешивания или поддержания переносного средства доступа образуют постоянную часть конструкций судна. Все переносное оборудование должно быть таким, чтобы персонал судна мог легко произвести его монтаж или развертывание.
2.3 Конструкция и материалы всех средств доступа и устройства их крепления к конструкциям судна должны отвечать требованиям Администрации. Средства доступа должны подвергаться освидетельствованию до их использования во время проведения освидетельствований в соответствии с правилом 1/10 или одновременно с такими освидетельствованиями.
3 Безопасный доступ в грузовые трюмы, грузовые танки, балластные танки и другие помещения
3.1 Безопасный доступ в грузовые трюмы, коффердамы, балластные танки, грузовые танки и другие помещения в грузовой зоне должен быть непосредственно с открытой палубы и должен быть таким, чтобы обеспечивался их полный осмотр. Безопасный доступ в помещения двойного дна или носовые балластные танки может быть через насосное отделение, глубокий коффердам, туннель трубопроводов, грузовой трюм, помещение двойного корпуса или подобный отсек, не предназначенный для перевозки нефти или вредных грузов.
3.2 Танки и отсеки танков длиной 35 м или более должны быть оборудованы по меньшей мере двумя люками и трапами для доступа, расположенными как можно дальше друг от друга, насколько это практически осуществимо. Танки длиной менее 35 м должны оборудоваться по меньшей мере одним люком и трапом для доступа. Если танк разделен на отсеки одной или несколькими отбойными переборками или подобными препятствиями, которые не обеспечивают легкого доступа к другим частям танка, должны быть установлены по меньшей мере два люка и трапа.
3.3 Каждый грузовой трюм должен быть оборудован по меньшей мере двумя средствами доступа, расположенными как можно дальше друг от друга, насколько это практически осуществимо. Обычно эти доступы должны располагаться по диагонали, например один доступ - у носовой переборки с левого борта, другой - у кормовой переборки с правого борта.
4 Наставление по доступу к конструкциям судна
4.1 Судовые средства доступа для проведения полных и тщательных проверок и замеров толщин должны быть описаны в одобренном Администрацией наставлении по доступу к конструкциям судна, экземпляр которого, учитывающий последние изменения, должен храниться на судне. Для каждого помещения в грузовой зоне наставление по доступу к конструкциям судна должно включать следующее:
.1 схемы, показывающие средства доступа в помещение, с соответствующими техническими спецификациями и размерами;
.2 схемы, показывающие средства доступа, находящиеся внутри каждого помещения и позволяющие провести общий осмотр, вместе с соответствующими техническими спецификациями и размерами. На схемах должны быть отмечены места, откуда может быть осмотрен каждый район в помещении;
.3 схемы, показывающие средства доступа, находящиеся внутри помещения и позволяющие провести тщательные проверки, вместе с соответствующими техническими спецификациями и размерами. На схемах должны быть отмечены критические районы конструкции, должно указываться, являются ли средства доступа постоянными или переносными, и должны быть отмечены места, откуда может быть осмотрен каждый район;
.4 инструкции по проверке и поддержанию конструктивной прочности всех средств доступа и средств их крепления с учетом возможного наличия коррозионной атмосферы внутри помещения;
.5 инструкции по технике безопасности при использовании плотов во время тщательных проверок и замеров толщин;
.6 инструкции по безопасной установке и использованию переносных средств доступа;
.7 опись всех переносных средств доступа; и
.8 отчеты о периодических проверках и обслуживании средств доступа на судне.
4.2 Для целей настоящего правила "критическими районами конструкции" являются участки, которые, как установлено в результате расчетов, требуют контроля или, как установлено на основании имеющихся сведений об эксплуатации подобных или однотипных судов, подвержены растрескиванию, гофрировке, деформации или коррозии, что ухудшает конструктивную целостность судна.
5 Общие технические спецификации
5.1 Размеры горизонтальных отверстий, люков или горловин для доступа должны быть достаточными, чтобы позволять человеку с надетыми автономным дыхательным аппаратом и защитным снаряжением беспрепятственно подниматься или спускаться по любому трапу, а также чтобы через отверстие можно было бы поднять пострадавшего с пола соответствующего помещения. Минимальный размер отверстия должен быть не менее 600 х 600 мм. Если доступ в грузовой трюм обеспечивается через грузовой люк, верхний конец трапа должен быть установлен как можно ближе к комингсу люка. Комингсы люка для доступа высотой более 900 мм должны также иметь ступени с внешней стороны, совпадающие с трапом.
5.2 Вертикальные отверстия или горловины для доступа в отбойных переборках, флорах, балках и рамных шпангоутах, обеспечивающие проход по длине и ширине помещения, должны быть размером не менее 600 х 800 мм и находиться на высоте не более 600 мм от днищевой обшивки, если не предусмотрены решетчатый настил или другие опоры для ног.
5.3 На нефтяных танкерах дедвейтом менее 5000 тонн Администрация в особых обстоятельствах может одобрить меньшие размеры отверстий, упомянутых в пунктах 5.1 и 5.2, выше, если к удовлетворению Администрации может быть доказана возможность пройти через такие отверстия или пронести через них пострадавшего.
Правило 3-7
Построечные чертежи, которые должны находиться на судне и на берегу
1 Комплект построечных чертежей и других схем, показывающих любые последующие изменения в конструкции судна, должен находиться на борту судна, построенного 1 января 2007 года или после этой даты.
2 Второй комплект таких чертежей должен храниться на берегу в компании, определенной в правиле IX/1.2.
Правило 3-8
Буксирное и швартовное оборудование
1 Настоящее правило применяется к судам, построенным 1 января 2007 года или после этой даты, но не применяется к устройствам для аварийной буксировки, предусмотренным в соответствии с правилом 3-4.
2 На судах должны быть установлены устройства, оборудование и арматура, имеющие достаточную максимальную рабочую нагрузку, позволяющую безопасно проводить все буксирные и швартовные операции, связанные с обычной эксплуатацией судна.
3 Устройства, оборудование и арматура, предусмотренные в соответствии с пунктом 2, должны отвечать соответствующим требованиям Администрации или организации, признанной Администрацией согласно правилу I/6.
4 Каждый элемент арматуры или оборудования, предусмотренный согласно настоящему правилу, должен иметь четкую маркировку, указывающую любые ограничения, связанные с его безопасной эксплуатацией, с учетом прочности его крепления к конструкции судна.
Поправками, принятыми 16 мая 2008 г., часть А-1 дополнена правилом 3-9, вступающим в силу 1 января 2010 г.
Правило 3-9
Средства посадки на судно и высадки с судна
1 На судах, построенных 1 января 2010 года или после этой даты, должны быть предусмотрены средства посадки на судно и высадки с судна для использования в портах и во время операций, связанных с портами, такие как сходни и забортные трапы, в соответствии с пунктом 2, за исключением случаев, когда Администрация считает, что выполнение этого конкретного положения является нецелесообразным или практически невозможным.
2 Средства посадки и высадки, требуемые в пункте 1, должны изготавливаться и устанавливаться на судно на основании руководства, разработанного Организацией.
3 На всех судах средства посадки и высадки должны проходить проверку и техническое обслуживание в условиях, соответствующих их назначению, с учетом ограничений, связанных с безопасной погрузкой. Все тросы, используемые для средств посадки и высадки, должны проходить техническое обслуживание, как указано в правиле III/20.4.
Часть А-1 дополнена правилом 3-10 с 1 января 2012 г. - Резолюция MSC.290(87) (принята 21 мая 2010 г.)
Правило 3-10
Целевые стандарты конструкции навалочных судов и нефтяных танкеров
1 Настоящее правило применяется к нефтяным танкерам длиной 150 м и более и к навалочным судам длиной 150 м и более, в конструкцию которых входят одна палуба, бортовые подпалубные танки и бортовые скуловые танки в грузовых помещениях, за исключением рудовозов и комбинированных судов:
.1 контракт на постройку которых заключен 1 июля 2016 года или после этой даты;
.2 в случае отсутствия контракта на постройку, кили которых были заложены или которые находились в подобной стадии постройки 1 июля 2017 года или после этой даты; или
.3 которые сданы в эксплуатацию 1 июля 2020 года или после этой даты.
2 Суда должны проектироваться и строиться на установленный проектный срок службы так, чтобы они были безопасными и экологически безопасными при условии правильной эксплуатации и техобслуживания в установленных условиях эксплуатации и условиях окружающей среды в неповрежденном и оговоренном поврежденном состоянии в течение всего срока эксплуатации.
2.1 Безопасные и экологически безопасные означает, что судно должно иметь соответствующую прочность, целостность и остойчивость, чтобы свести к минимуму риск гибели судна или загрязнения морской среды, вызванный конструктивной неисправностью, включая разрушение, приводящее к затоплению или потере водонепроницаемости.
2.2 Экологически безопасные включает также понятие о том, что судно строится из материалов, которые с экологической точки зрения приемлемы для утилизации.
2.3 Безопасность включает также конструкцию судна, арматуру и устройства, обеспечивающие безопасный доступ, эвакуацию, осмотр и надлежащее техобслуживание и облегчающие безопасную эксплуатацию.
2.4 Установленные условия эксплуатации и условия окружающей среды определяются предполагаемым районом эксплуатации судна в течение всего срока службы и охватывают состояния, включая промежуточные состояния, являющиеся результатом грузовых и балластных операций в порту, на водных путях и в море.
2.5 Установленный проектный срок службы - это номинальный период, в течение которого, как предполагается, судно подвергается условиям эксплуатации и/или окружающей среды и/или коррозионной окружающей среде; такой период используется для выбора соответствующих характеристик проекта судна. Однако действительный срок службы судна может быть длиннее или короче, в зависимости от действительных условий эксплуатации и техобслуживания судна в течение его срока службы.
3 Требования пунктов 2-2.5 должны выполняться посредством удовлетворения применимых конструктивных требований организации, которая признана Администрацией в соответствии с положениями правила ХI-1/1, или национальных стандартов Администрации, соответствующих функциональным требованиям Целевых стандартов конструкции навалочных судов и нефтяных танкеров.
4 При поставке нового судна должен предоставляться Формуляр на постройку судна с конкретной информацией о том, как при проектировании и постройке судна применялись функциональные требования Целевых стандартов конструкции навалочных судов и нефтяных танкеров, и они должны храниться на борту судна и/или на берегу и корректироваться, как это требуется, в течение срока службы судна. Содержание Формуляра на постройку судна должно по меньшей мере соответствовать руководству, разработанному Организацией.
Часть А-1 дополнена правилом 3-11 с 1 января 2012 г. - Резолюция MSC.291(87) (принята 21 мая 2010 г.)
Правило 3-11
Защита от коррозии грузовых нефтяных танков на танкерах для сырой нефти
1 Пункт 3 применяется к танкерам для сырой нефти, как они определены в правиле 1 Приложения I к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней, дедвейтом 5 000 тонн и более:
.1 контракт на постройку которых заключен 1 января 2013 года или после этой даты; или
.2 в случае отсутствия контракта на постройку, кили которых были заложены или которые находились в подобной стадии постройки 1 июля 2013 года или после этой даты; или
.3 которые сданы в эксплуатацию 1 января 2016 года или после этой даты
2 Пункт 3 не применяется к комбинированным судам или к танкерам-химовозам, как они определены в правилах 1 Приложений I и II, соответственно, к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней. Для целей настоящего правила танкеры-химовозы также включают танкеры-химовозы, которым выдано свидетельство на перевозку нефти.
3 Все грузовые нефтяные танки на танкерах для сырой нефти должны:
.1 иметь покрытие, нанесенное при постройке судна в соответствии со Стандартом качества защитных покрытий грузовых нефтяных танков на танкерах для сырой нефти, одобренным Комитетом по безопасности на море резолюцией MSC.288(87), с поправками, которые могут быть внесены Организацией, при условии что такие поправки одобряются, вступают в силу и действуют в соответствии с положениями статьи VIII настоящей Конвенции, касающимися процедуры внесения поправок в Приложение, за исключением его главы I; или
.2 быть защищены альтернативными средствами защиты от коррозии или посредством применения коррозионностойких материалов для поддержания требуемой конструктивной целостности в течение 25 лет в соответствии со Стандартом качества альтернативных средств защиты от коррозии грузовых нефтяных танков на танкерах для сырой нефти, одобренным Комитетом по безопасности на море резолюцией MSC.289(87), с поправками, которые могут быть внесены Организацией, при условии что такие поправки одобряются, вступают в силу и действуют в соответствии с положениями статьи VIII настоящей Конвенции, касающимися процедуры внесения поправок в Приложение, за исключением его главы I.
4 Администрация может освободить танкер для сырой нефти от требований пункта 3, чтобы разрешить использование для испытания прототипа устройств нового типа, альтернативных системе покрытия, указанной в пункте 3.1, при условии что они подвергаются соответствующим проверкам, регулярной оценке и признанию необходимости незамедлительных мер по исправлению неисправностей, если система неисправна или если показано, что она неисправна. Такое освобождение должно быть зарегистрировано в свидетельстве об освобождении.
5 Администрация может освободить танкер для сырой нефти от требований пункта 3, если судно построено так, что оно будет занято исключительно в перевозке грузов и в операциях по обращению с грузами, не вызывающими коррозии. Такое освобождение и условия, для которых оно выдано, должны быть зарегистрированы в свидетельстве об освобождении.
Часть А-1 дополнена правилом 3-12 с 1 июля 2014 г. - Резолюция MSC.338(91) (принята 30 ноября 2012 г.)
Правило 3-12 - Защита от шума
1 Настоящее правило применяется к судам валовой вместимостью 1600 и более:
.1 контракт на постройку которых заключен 1 июля 2014 года или после этой даты; или
.2 при отсутствии контракта на постройку - кили которых заложены или которые находятся в подобной стадии постройки 1 января 2015 года или после этой даты; или
.3 которые сданы в эксплуатацию 1 июля 2018 года или после этой даты,
кроме случаев, когда Администрация считает, что соответствие конкретному положению является нецелесообразным или практически невыполнимым.
Пункт 2 изменен с 1 июля 2019 г. - Резолюция МSС.409(97) (принята 25 ноября 2016 г.)
2 На судах, которые сданы в эксплуатацию до 1 июля 2018 года и:
.1 контракт на постройку которых заключен ранее 1 июля 2014 года и кили которых заложены или которые находятся в подобной стадии постройки 1 января 2009 года или после этой даты; или
.2 при отсутствии контракта на постройку - кили которых заложены или которые находятся в подобной стадии постройки 1 января 2009 года или после этой даты, но до 1 января 2015 года,
должны быть приняты меры к снижению шума механизмов в машинных помещениях до приемлемых уровней, определяемых Администрацией. Если этот шум нельзя снизить в достаточной степени, то источник чрезмерного шума должен быть надлежащим образом звукоизолирован или выгорожен либо, если в помещении требуется несение вахты, в нем должен быть предусмотрен звукоизолированный пост. В случае необходимости для персонала, которому требуется входить в такие помещения, должны быть предусмотрены средства защиты слуха.
3 Суда должны строиться таким образом, чтобы снижать шум на судне и защищать персонал от шума в соответствии с Кодексом по уровням шума на судах, принятым Комитетом по безопасности на море резолюцией MSC.337(91), с возможными поправками, которые могут быть внесены Организацией, при условии что такие поправки одобряются, вступают в силу и действуют в соответствии с положениями статьи VIII настоящей Конвенции, касающимися процедуры внесения поправок в Приложение, за исключением главы I. Для целей настоящего правила, хотя Кодекс по уровням шума на судах рассматривается как документ, имеющий обязательную силу, части, имеющие рекомендательный характер, как указано в главе I Кодекса, рассматриваются как не имеющие обязательной силы, при условии что поправки к таким частям, имеющим рекомендательный характер, принимаются Комитетом по безопасности на море в соответствии с его Правилами процедуры.
4 Несмотря на требования пункта 1, настоящее правило не применяется к судам тех типов, которые перечислены в пункте 1.3.4 Кодекса по уровням шума на судах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.