Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Программа
"Содействие созданию в Томской области (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы
(утв. постановлением Администрации Томской области от 21 января 2016 г. N 20а)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- |
программа "Содействие созданию в Томской области (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы (далее - Программа) |
Основание принятия решения о разработке Программы |
- |
перечень поручений Президента Российской Федерации от 05.12.2014 N Пр-2821 (подпункт 26) пункта 1); распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.10.2015 N 2145-р "О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы |
Цель Программы |
- |
создание в Томской области новых мест в государственных (муниципальных) и частных общеобразовательных организациях (далее - школы) в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения |
Задачи Программы |
- |
обеспечение односменного режима обучения обучающихся 1 - 11 (12)-х классов школ, за исключением обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения (далее - обучающиеся); исключение организации обучения детей в зданиях школ с износом 50% и выше |
Ответственный исполнитель - координатор Программы |
- |
Департамент общего образования Томской области |
Участники Программы |
- |
Департамент архитектуры и строительства Томской области; Департамент общего образования Томской области; Комитет по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области; Департамент экономики Администрации Томской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию) |
Основной разработчик Программы |
- |
Департамент общего образования Томской области |
Целевые показатели (индикаторы) Программы |
- |
1. Число новых мест в школах Томской области, в том числе введенных путем строительства объектов инфраструктуры общего образования. 2. Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в школах, в том числе обучающихся по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. 3. Число сохраненных мест в школах посредством капитального ремонта, уменьшающего износ зданий школ |
Сроки реализации Программы |
- |
I этап: 2016-2020 годы; II этап: 2021-2025 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
|
общая потребность в финансовом обеспечении Программы в 2016-2025 годах составит 50,29 млрд. рублей, в том числе: в 2016-2020 годах - 23,2 млрд. рублей; в 2021-2025 годах - 27,09 млрд. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
- |
при реализации I этапа Программы (2016-2020 годы): к 2018 году не будет допущено увеличение количества детей, обучающихся во вторую смену обучения; к 2021 году все 1 - 4-е классы и 10 - 11 (12)-е классы в общеобразовательных организациях будут обучаться в одну смену; при реализации II этапа Программы (2021-2025 годы): к 2025 году в одну смену станут обучаться все 5 - 9-е классы в школах; к 2025 году будет исключена организация обучения детей в зданиях школ с износом 50% и выше с обеспечением снижения показателей числа аварийных зданий и зданий, требующих капитального ремонта. По итогам реализации Программы к 2025 году все обучающиеся в школах станут обучаться в одну смену;100% обучающихся будут обучаться в зданиях с износом не выше 50% |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Программа разработана в соответствии распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2015 N 2145-р "О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы".
Потребность в совершенствовании условий и организации обучения в школах основана на меняющихся запросах населения, перспективных задачах развития российского образования, санитарно-эпидемиологических требованиях, строительных и противопожарных нормах, требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Для повышения доступности и качества общего образования должны быть обеспечены возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену, безопасность и комфортность условий их осуществления.
Согласно демографическому прогнозу численность детей школьного возраста в Томской области будет увеличиваться до 2028 года включительно, при этом число первоклассников, начинающих обучение, будет превышать число выпускников школ Томской области.
Общее увеличение числа детей школьного возраста в Томской области за период 2016-2025 годов составит 31,4 тыс. чел. Это потребует значительных инвестиций в создание новых школьных мест. Причем если в части муниципальных образований Томской области к 2024-2025 годам численность школьников имеет тенденции к сокращению, то в городах Томске и Северске, где потребность в создании дополнительных мест максимально высокая, прирост численности школьников продолжится и в 2030 году (хотя и снизится его темп).
Исходя из имеющейся мощности (пропускной способности) действующих зданий школ Томской области (109788 чел. для организации обучения в одну смену) к 2025 году ряд муниципальных образований Томской области столкнется с дефицитом ученических мест. Несмотря на то, что не все ученические места сегодня используются в полном объеме (по предварительной оценке - 27444 места), они могут быть не востребованы и в ближайшей перспективе ввиду ожидаемой отрицательной демографической ситуации в ряде отдаленных и небольших населенных пунктов, включая миграцию населения в районные центры.
По данным на начало 2015 / 2016 учебного года из общей численности обучающихся Томской области (108468 чел.) в первую смену занимается 75,9% - 82344 чел., во вторую смену 24,1% - 26124 чел. (из них 14601 чел. - обучающиеся 2 - 4-х классов), третья смена отсутствует. При этом во всех школах Томской области обучение учащихся 1-х, 9-х, 10-х и 11 (12)-х классов уже организовано в первую смену. В трех муниципальных образованиях Томской области все учащиеся школ обучаются в одну смену (Верхнекетский и Тегульдетский районы, г. Кедровый). В остальных муниципальных образованиях Томской области часть школ работает в две смены. Распределение по классам учащихся во вторую смену следующее: 2-е классы - 32,3%, 3-и классы - 27,3%, 4-е классы - 18,9%, 5-е классы - 1,9%, 6-е классы - 9,2%, 7-е классы - 7,3%, 8-е классы - 3,2%. Самый высокий процент обучающихся во вторую смену - в г. Томске (38,8% или 20282 чел.).
С учетом демографической оценки общая прогнозная потребность в Томской области до 2025 года по вводу новых мест составляет 46399 мест.
Исходя из текущей ситуации (16338 работников и 108468 обучающихся школ) и прогнозной потребности в ученических местах только к 2020 году потребуется дополнительно ввести порядка 3350 штатных единиц персонала школ.
В настоящее время в Томской области на 2016-2025 годы Программой запланированы мероприятия по вводу 46399 новых мест. В перечень указанных мероприятий входят в основном высокозатратные направления деятельности: новое строительство, пристрой к зданиям, реконструкция, приобретение зданий (помещений). Предполагается, что потребность в новых ученических местах будет ежегодно уточняться и обеспечиваться, в том числе за счет принятия органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области дополнительных мер по:
возврату в систему общего образования зданий, используемых не по назначению, аренде свободных зданий и помещений;
эффективному использованию имеющихся помещений (заполнению школ, имеющих на сегодняшний день недозагрузку, в соответствии с их пропускной способностью, а также с учетом исключения из требований санитарных норм положений о предельной норме наполняемости классов), а также помещений образовательных организаций разных типов, включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, а также дошкольные образовательные организации;
организационным решениям, направленным на оптимизацию образовательного процесса.
Реализация Программы планируется в два этапа:
1. На I этапе согласно демографическому прогнозу к 2020 году прирост численности детей школьного возраста составит 18029 чел., из них 9879 чел. - учащиеся 1 - 4-х классов. Для обеспечения к 2020 году односменного режима обучения учащихся 2 - 4-х классов, удержания односменного режима учащихся 1-х и 9 - 11 (12)-х классов и сохранения численности учащихся 5 - 8-х классов, обучающихся во вторую смену, с учетом пропускной способности школ требуется создание 22432 мест.
На I этапе Программой планируется ввести 18467 мест, из них 16932 места - путем нового строительства, пристроя к зданиям, реконструкции, капитального ремонта; 330 мест - через возврат в систему общего образования зданий, используемых не по назначению, и приобретение зданий; 280 мест - за счет эффективного использования помещений школ и образовательных организаций иных типов; 925 мест - за счет развития негосударственного сектора образования.
2. На II этапе согласно демографическому прогнозу за период 2020-2025 годов прирост численности детей школьного возраста составит 13349 чел. Для обеспечения к 2025 году односменного режима обучения учащихся 5 - 8-х классов, удержания односменного режима обучающихся 1 - 4-х и 9 - 11 (12)-х классов и обеспечения обучения всех обучающихся в зданиях школ с износом не более 50% потребуется создание 27932 мест.
Для обеспечения указанной потребности на II этапе Программой предусмотрено создание 27932 мест путем строительства, реконструкции и пристроя к зданиям школ, эффективного использования помещений школ. Кроме этого, резервом для создания новых школьных мест на II этапе может стать высвобождение дошкольных мест в связи с планируемым уменьшением с 2023 года числа детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Именно в этот период в Томской области появится возможность перепрофилирования части зданий детских садов в начальные школы, так как потребность в новых школьных местах еще будет сохраняться.
На каждом этапе при планировании мероприятий по созданию новых ученических мест учитывается демографический фактор: места будут создаваться в тот период и в тех населенных пунктах, когда и где имеется прирост числа детей школьного возраста. При этом на протяжении всего периода реализации Программы предполагается реализация мероприятий по сохранению школьной инфраструктуры путем проведения капитальных ремонтов зданий общеобразовательных организаций, которые не ведут к увеличению ученических мест, однако снижают износ зданий, что в конечном итоге позволит школьникам обучаться в зданиях школ с износом не более 50%.
На основании проведенных органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области обследований строительных конструкций и инженерного оборудования зданий установлено, что физический износ 66 зданий школ Томской области составляет более 81%, 62 зданий - 61 - 80%, 149 зданий - 50 - 60%. Сложившаяся ситуация вызвана тем, что многие здания школ спроектированы и построены в середине прошлого века и не отвечают современным требованиям, предъявляемым к таким объектам. Этим зданиям требуется капитальный ремонт или вывод из эксплуатации.
Согласно заявкам органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области 167 зданиям муниципальных школ требуется капитальный ремонт: 85 - на I этапе Программы (ориентировочная стоимость работ - 8 млрд. руб.), 82 - на II этапе (ориентировочная стоимость работ - 12,3 млрд. руб.). Также капитальный ремонт необходим 28 зданиям областных образовательных организаций (ориентировочная стоимость работ - 0,4 млрд. руб.).
Кроме этого, по результатам согласования муниципальных программ, направленных на создание в муниципальных образованиях Томской области (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, на 2016-2025 годы будет уточнена потребность в финансовых средствах еще по 100 школам, физический износ которых сегодня составляет 40% и выше, в целях сохранения действующих ученических мест.
II. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, а также целевые показатели (индикаторы) реализации Программы
Целью Программы является создание в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения.
В ходе реализации Программы будут решены задачи по обеспечению односменного режима обучения в 1 - 11 (12)-х классах общеобразовательных организаций и исключению организации обучения детей в зданиях школ с износом 50% и выше.
Целевые показатели (индикаторы) Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Программа реализуется в два этапа:
I этап: 2016-2020 годы;
II этап: 2021-2025 годы.
На I этапе предполагается к 2018 году не допустить увеличения количества детей, обучающихся во вторую смену обучения; к 2021 году все 1 - 4-е классы и 10 - 11 (12)-е классы в общеобразовательных организациях будут обучаться в одну смену, а также планируется начать исключать организацию обучения детей в зданиях школ с износом 50% и выше.
На II этапе к 2025 году планируется обеспечить обучение 100% детей в зданиях с износом не более 50% и обеспечить обучение в одну смену обучающихся 5 - 9-х классов, удерживая существующий односменный режим обучения.
Реализация Программы приведет к тому, что все обучающиеся станут обучаться в одну смену, 100% детей будут обучаться в зданиях с износом не более 50%.
III. Мероприятия Программы
В целях реализации основной задачи Программы в 2016-2025 годах планируется выполнение следующих мероприятий:
модернизация уже существующей инфраструктуры общего образования (проведение капитального ремонта, реконструкция, строительство зданий школ, пристрой к зданиям, возврат в систему общего образования зданий, используемых не по назначению, приобретение, аренда зданий и помещений);
оптимизация загруженности школ в соответствии с их пропускной способностью путем эффективного использования имеющихся помещений, повышения эффективности использования помещений образовательных организаций разных типов, включая образовательные организации дополнительного, профессионального и высшего образования, проведения организационных мероприятий, направленных на оптимизацию образовательного процесса;
поддержка развития негосударственного сектора общего образования.
IV. Финансовое обеспечение Программы
Общая потребность в финансовом обеспечении Программы на 2016-2025 годы с учетом капитального ремонта муниципальных и областных общеобразовательных организаций, в том числе снижающего физический износ зданий, но не ведущего к увеличению ученических мест, составляет 50,29 млрд. рублей, в том числе:
на 2016-2020 годы составит 23,2 млрд. рублей;
на 2021-2025 годы составит 27,09 млрд. рублей.
Финансовое обеспечение Программы предполагается осуществлять за счет бюджетов всех уровней. Финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета осуществляется при условии наличия бюджетных ассигнований на реализацию в областном бюджете в соответствующем финансовом году.
Потребность в финансовом обеспечении Программы на 2016-2025 годы приведена в приложении N 4 к настоящей Программе. Потребность в финансовом обеспечении проведения капитального ремонта муниципальных и областных общеобразовательных организаций, снижающего физический износ зданий, но не ведущего к увеличению количества ученических мест, на 2016-2025 годы в разрезе по объектам представлена в приложении N 5 к настоящей Программе.
V. Механизм реализации Программы
Ответственный исполнитель - координатор Программы:
осуществляет координацию деятельности участников Программы в ходе выполнения мероприятий Программы;
в случае необходимости вносит предложения по организации экспертных проверок хода реализации мероприятий Программы;
вносит предложения по корректировке мероприятий Программы и уточнению целевых показателей (индикаторов) и потребности в сетевых и финансовых показателях на реализацию Программы;
разрабатывает дополнительный перечень целевых показателей (индикаторов) для мониторинга реализации мероприятий Программы;
осуществляет свод представленной участниками Программы ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также мониторинг реализации мероприятий Программы по установленной им форме.
Участники Программы:
осуществляют выполнение мероприятий Программы;
обеспечивают достижение целевых значений показателей Программы;
обеспечивают эффективное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы;
разрабатывают и принимают в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
вносят предложения о корректировке, продлении срока реализации Программы либо о досрочном прекращении ее реализации (при необходимости), а также предложения по уточнению целевых показателей (индикаторов) и расходов на реализацию Программы, по совершенствованию механизма реализации Программы.
VI. Оценка эффективности Программы
При формировании целевых показателей (индикаторов) Программы используются методические подходы, изложенные в приложении N 7 к настоящей Программе.
Эффективность Программы оценивается ежегодно на основании сравнения фактически достигнутых значений целевых показателей (индикаторов) с их планируемыми значениями, приведенными в приложении N 1 к настоящей Программе, и в соответствии с методикой оценки эффективности Программы, приведенной в приложении N 6 к настоящей Программе.
При реализации I этапа Программы:
к 2018 году не будет допущено увеличение количества детей, обучающихся во вторую смену обучения; к 2021 году все 1 - 4-е классы и 10 - 11 (12)-е классы будут обучаться в одну смену.
При реализации II этапа Программы:
к 2024 году в одну смену станут обучаться все 5 - 9-е классы; к 2025 году 100% обучающихся будут обучаться в зданиях школ с износом не более 50%.
По итогам реализации Программы все обучающиеся в школах станут обучаться в одну смену, 100% обучающихся будут обучаться в зданиях школ с износом не выше 50%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.