Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Федерального агентства
по недропользованию
от 24.11.2005 N 1197
"УТВЕРЖДАЮ"
И.о. Руководителя Федерального
агентства по недропользованию
А.А. Ледовских
от "__" _____________ 2005 г.
Положение
о функциональной подсистеме мониторинга состояния недр (Роснедра) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 27 мая 2005 года N 335 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794" и определяет принципы организации, структуру и направления деятельности функциональной подсистемы мониторинга состояния недр Федерального агентства по недропользованию единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - функциональная подсистема Роснедра).
1.2. Действие настоящего Положения распространяется на все предприятия и организации, выполняющие работы по мониторингу состояния недр на конкурсной основе по Государственным контрактам, заключенным с Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органами.
1.3. Функциональная подсистема предназначена для организации и проведения регулярных наблюдений за состоянием недр, прогнозирования его изменений под влиянием природных и техногенных факторов с целью предупреждения органов государственной власти, организаций и граждан Российской Федерации о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных природными и природно-техногенными стихийными бедствиями (далее - ЧС).
1.4. Функциональная подсистема действует на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.
2. Элементы мониторинга состояния недр
2.1. Мониторинг состояния недр Федерального агентства по недропользованию включает следующие подсистемы:
мониторинг подземных вод;
мониторинг опасных экзогенных геологических процессов;
мониторинг опасных эндогенных геологических процессов.
2.2. Целью мониторинга подземных вод являются наблюдения за качеством подземных вод по физическим, химическим и гидробиологическим показателям, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, за ресурсами подземных вод и их изменениями в процессе хозяйственной деятельности и за подтоплением территорий грунтовыми водами.
Мониторинг подземных вод осуществляется в естественных и техногенно-нарушенных условиях, в том числе на эксплуатируемых месторождениях подземных вод, разрабатываемых месторождениях полезных ископаемых, на участках, испытывающих воздействие хозяйственной деятельности, а также в пределах населенных пунктов.
Основными информационными материалами мониторинга подземных вод являются прогнозы сезонных уровней грунтовых вод, данные по выявленным участкам загрязнения подземных вод и данные о выявленном загрязнении подземных вод на водозаборах питьевого назначения.
2.3. Целью мониторинга опасных экзогенных геологических процессов являются наблюдения за экзогенными геологическими процессами, выявление их территориального распространения с учетом природных и техногенных факторов для прогнозирования развития опасных экзогенных геологических процессов и разработки предложений по снижению ущерба от возможной активизации.
Мониторинг опасных экзогенных геологических процессов осуществляется в естественных и техногенно-нарушенных условиях в местах их активного воздействия на населенные пункты, объекты инфраструктуры и экономики.
Основными информационными материалами мониторинга опасных экзогенных геологических процессов являются прогнозы развития опасных экзогенных геологических процессов, карты районирования территорий по степени активизации процессов.
2.4. Целью мониторинга опасных эндогенных геологических процессов является оценка состояния горных пород в условиях современного геодинамического развития регионов для прогноза сильных землетрясений, активизации опасных экзогенных геологических процессов.
Мониторинг опасных эндогенных геологических процессов осуществляется в сейсмоактивных регионах, в платформенных и горных регионах интенсивного хозяйственного освоения. Основными информационными материалами мониторинга опасных эндогенных геологических процессов являются прогнозы развития опасных эндогенных геологических процессов, карты районирования по степени активизации процессов.
3. Основные задачи функциональной подсистемы
3.1. Разработка основных направлений деятельности мониторинга состояния недр по современной оценке состояния недр и прогнозированию его изменений с целью предупреждения ЧС.
3.2. Районирование и типизация территорий по степени проявления опасных геологических процессов и явлений по степени их отрицательного воздействия на жизнедеятельность населения, инфраструктуру и объекты экономики.
3.3. Сбор, накопление, обработка и анализ информации о состоянии недр в естественных условиях и в районах техногенного воздействия различного характера, оценка факторов, влияющих на изменение состояния недр.
3.4. Прогнозирование опасных геологических процессов и явлений под влиянием природных и техногенных факторов на основе регулярных наблюдений за параметрами геологической среды. Разработка алгоритмов прогнозирования опасных геологических процессов различной природы.
3.5. Разработка предложений по предотвращению или снижению возможного отрицательного воздействия опасных геологических процессов и явлений на объекты жизнедеятельности и экономики.
3.6. Регулярное информирование в установленном порядке органов государственной власти, заинтересованных органов и организаций об изменениях состояния недр.
3.7. Межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество в области оценки состояния недр и прогнозирования опасных геологических процессов.
3.8. Реализация основных задач функциональной подсистемы осуществляется организациями и предприятиями комплексом мероприятий в рамках действующих государственных контрактов в соответствии с техническим (геологическим) заданием, календарным планом работ и утвержденной проектно-сметной документацией. Выполнение отдельных мероприятий осуществляется в соответствии с утвержденными методическими документами о порядке выполнения видов работ и исследований, сметными нормативами и едиными расценками выполняемых работ.
4. Организационная структура функциональной подсистемы
4.1. Координационным органом функциональной подсистемы является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) Роснедра.
Компетенция КЧС Роснедра и порядок принятия решений определяется в положении о ней.
4.2. Основными задачами КЧС Роснедра является:
а) координация деятельности органов управления и сил функциональной подсистемы;
б) обеспечение согласованности действий Роснедра, его региональных и территориальных агентств при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств функциональной подсистемы к организации и проведению мероприятий по мониторингу состояния недр в чрезвычайных ситуациях.
4.3. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы являются подразделения Роснедра, его региональных и территориальных агентств для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления функциональной подсистемы определяется соответствующими положениями о них.
4.4. Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются:
на федеральном уровне - федеральный центр государственного мониторинга состояния недр;
на межрегиональном уровне - региональный центр государственного мониторинга состояния недр по федеральному округу;
на региональном уровне - территориальный центр государственного мониторинга состояния недр;
дежурно-диспетчерские службы Роснедра и его региональных и территориальных агентств.
5. Силы и средства функциональной подсистемы
5.1. К силам и средствам функциональной подсистемы относятся:
на федеральном уровне - федеральный центр государственного мониторинга состояния недр, осуществляющий обобщение данных мониторинга регионального уровня, ведение банков данных, подготовку данных мониторинга состояния недр для государственных докладов и официальных публикаций, информационный обмен на межведомственном и международном уровнях в установленном порядке;
на межрегиональном уровне - региональные центры государственного мониторинга состояния недр в пределах территории федеральных округов, осуществляющие обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение региональных банков данных по соответствующему федеральному округу и передача данных на федеральный уровень.
на региональном уровне - территориальные центры государственного мониторинга состояния недр в пределах территории субъектов Российской Федерации, осуществляющие наблюдение, сбор, контроль, обработку, обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение территориальных банков данных и передачу данных мониторинга на региональный уровень.
6. Создание резервов
6.1. Для выполнения мероприятий по мониторингу состояния недр при ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов организации, выполняющих работы по мониторингу состояния недр на конкурсной основе по Государственным контрактам, заключенным с Федеральным агентством по недропользованию или его региональными и территориальными агентствами, в соответствии со своими полномочиями в рамках действующего законодательства.
7. Режимы функционирования функциональной подсистемы
7.1. Проведение мероприятий по мониторингу состояния недр при ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках функциональной подсистемы осуществляется на основе плана действий Роснедра.
7.2. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территориях и акваториях органы управления и силы функциональной подсистемы осуществляют свою деятельность в режиме повседневной деятельности.
7.3. Решением руководителей Роснедра и его территориальных органов, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации для органов управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
7.4. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной подсистемы, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
изучение состояния недр и прогнозирование их состояния с выявлением участков загрязнения подземных вод и опасных геологических процессов;
составлением прогнозов подтопления территорий;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ по мониторингу состояния недр;
планирование действий органов управления, сил и средств функциональной подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка сотрудников в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
б) в режиме повышенной готовности:
увеличением частоты наблюдений за состоянием недр, обследование зон загрязнения подземных вод, создающих угрозу водообеспечения населенных пунктов;
наблюдения за изменением уровня грунтовых вод, составление прогнозов подтопления территорий и рекомендаций по предотвращению процессов подтопления;
обследование районов возможного возникновения опасных геологических процессов, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций с представлением оперативных заключений о ситуации заинтересованным органам и организациям;
усиление при необходимости дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам функциональной подсистемы информации о состоянии недр;
уточнение планов действий Роснедра и иных документов;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывное ведение наблюдений за состоянием недр в зонах экстремально высокого загрязнения подземных вод, приведшего к выходу из строя системы водоснабжения населенных пунктов; анализ информации, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
непрерывное ведение наблюдений за изменением уровня грунтовых вод подтопленных территорий, анализ причин подтопления и составление рекомендаций для ослабления и ликвидации подтопления;
изучение состояния геологической среды в районах проявления опасных геологических процессов путем проведения полевых обследований районов возникновения опасных геологических процессов с представлением оперативных заключений о ситуации и возможном повторении опасных геологических процессов, в том числе с увеличением площади захвата;
оповещение руководителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о возникших чрезвычайных ситуациях;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией о состоянии недр в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе работ по ее ликвидации;
представление оперативных заключений о ситуации органам управления и силам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению сотрудников в чрезвычайных ситуациях.
8. Управление и информационное обеспечение функциональной подсистемы
8.1. Управление функциональной подсистемой осуществляется на рабочих местах с использованием ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации до органов управления и сил функциональной подсистемы, а также заинтересованных органов и организаций Российской Федерации.
8.2. Сроки и формы представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
9. Финансовое обеспечение деятельности функциональной подсистемы
9.1. Финансовое обеспечение деятельности и мероприятий функциональной подсистемы на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Федеральному агентству по недропользованию по целевой статье "Геологическое изучение недр".
Согласовано
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.