Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика задачи СБП, для решения которой разработана ВЦП
Несмотря на улучшение ситуации на рынке труда, в его развитии сформировался ряд проблем, решение которых требует применения программных методов:
- сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и увеличение его среднего возраста;
- отставание заработной платы в бюджетном секторе от средней заработной платы по Томской области;
- высвобождение работников в различных отраслях экономики, в том числе в производстве ядерных материалов, обрабатывающем производстве, бюджетной сфере, государственном управлении и обеспечении военной безопасности;
- структурное несоответствие между спросом и предложением рабочей силы (профессиональное, территориальное);
- низкое качество рабочей силы: более 60% зарегистрированных безработных граждан, проживающих в сельской местности, не имеют профессионального образования, предприятия испытывают недостаток квалифицированных рабочих кадров;
- низкая конкурентоспособность отдельных категорий граждан: выпускников образовательных учреждений; детей-сирот; несовершеннолетних; инвалидов; граждан, уволенных с военной службы; освобожденных из учреждений исполнения наказаний и др. категорий граждан, наиболее уязвимых на рынке труда.
Тенденции функционирования рынка труда Томской области определяют дифференцированный подход к решению проблем занятости, в частности:
- расширению спектра профессий и специальностей при подготовке и переподготовке кадров, и категорий граждан, имеющих право на получение поддержки со стороны службы занятости в профобучении и трудоустройстве (незанятые граждане, не имеющие официального статуса безработного);
- в поддержке традиционных видов занятости граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда.
Лица с инвалидностью относятся к представителям социальных групп, нуждающихся в дополнительной помощи и поддержке со стороны общества и государства.
По сравнению с другими категориями населения граждане с ограниченными возможностями менее востребованы на рынке труда, больше подвержены риску увольнения и дискриминации при приеме на работу. Восстановление трудоспособности инвалидов и их трудоустройство являются важными показателями профессиональной реабилитации. Наибольшие сложности при трудоустройстве испытывают инвалиды I и II групп, инвалиды с ментальными расстройствами.
Для улучшения качества жизни граждан с ментальной инвалидностью и их семей, начиная с 2014 года, при участии органов службы занятости организовано трудоустройство инвалидов с ментальными нарушениями в объеме 11 человек в год.
Для принятия управленческих решений по вопросам регулирования рынка труда возникает необходимость в проведении мониторинговых обследований по показателям спроса и предложения на локальных рынках труда. С целью изучения социальных процессов и явлений, происходящих на рынке труда Томской области, а также выявления и изучения потребности отдельных категорий граждан и работодателей в области содействия занятости населения Департаментом труда и занятости населения ежегодно проводятся социологические обследования. Результаты обследований позволяют оперативно реагировать и влиять на ситуацию на рынке труда.
Многие высвобождаемые работники по своему профессионально-квалификационному составу не отвечают требованиям рынка труда и повышенным требованиям работодателей и нуждаются в опережающем профессиональном обучении (профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации, освоении вторых профессий) для дальнейшего трудоустройства, исходя из потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах.
Большинство военных пенсионеров имеют высокий образовательный уровень. Организация их профессионального переобучения на гражданские специальности расширяет возможности их трудоустройства и адаптации к дальнейшей трудовой деятельности, позволяет реализовать свой потенциал в гражданских условиях.
Мероприятие по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан, уволенных с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без выплаты стипендии предусмотрено в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 (ред. от 02.07.2013) "О статусе военнослужащих" в целях обеспечения их трудовой деятельности.
Учитывая особенности рынка труда г. Томска, где каждый пятый житель - студент, в проект ВЦП "Регулирование рынка труда Томской области" включены мероприятия: трудоустройство студентов учреждений высшего профессионального образования (далее - ВПО) и среднего профессионального образования (далее - СПО) и адресная поддержка членов студенческих отрядов по трудоустройству в другой местности.
Поддержка движения студенческих отрядов, содействие временной занятости молодежи осуществляется в соответствии со статьей 13 закона Томской области от 05.12.2008 N 245-ОЗ (ред. от 05.08.2011 N 155-ОЗ) "О государственной молодежной политике в Томской области" и распоряжением Губернатора Томской области от 23.11.2011 N 366-р "О государственной поддержке движения студенческих отрядов в Томской области".
На рынке труда области сохраняется проблема трудоустройства выпускников образовательных учреждений и связана она в первую очередь с несоответствием спроса и предложения рабочей силы (по профессиям, квалификации).
Работодатели не всегда удовлетворены качеством подготовки выпускников, их профессиональной компетентностью. С другой стороны, молодежь быстрее приспосабливается к изменениям, более мобильна и предприимчива, но из-за отсутствия профессионального опыта менее конкурентоспособна на рынке труда.
В соответствии со статьей 13 Закона Томской области от 05.12.2008 N 245-ОЗ (ред. от 05.08.2011 N 155-ОЗ) "О государственной молодежной политике в Томской области" государственная поддержка молодежи в сфере труда и занятости осуществляется через реализацию мероприятий, способствующих развитию трудового опыта молодых людей.
Расширению возможности трудоустройства выпускников в Томской области, как и в целом по России, способствует организация их стажировки в целях приобретения опыта работы под руководством наставников.
Трудоустройство граждан, освободившихся из учреждений исполнения наказаний, является важным звеном при формировании условий их социальной адаптации, предупреждения рецидивной преступности (пункт 11 статьи 4 Закона Томской области от 06.04.2009 N 47-ОЗ "О профилактике правонарушений в Томской области").
Как правило, лица данной категории имеют недостаточный профессиональный уровень, низкую мотивацию к труду, неудовлетворительное состояние здоровья, склонность к неадекватному поведению и нарушению трудовой дисциплины. Поэтому они менее востребованы работодателями, чаще подвержены риску увольнения и дискриминации при приеме на работу.
Временное трудоустройство граждан, освобожденных из учреждений исполнения наказаний (далее - УИН), с частичным возмещением затрат работодателя на выплату заработной платы за счет средств областного бюджета является дополнительной мерой для расширения возможности их трудоустройства.
Реализация мероприятий программы в среднесрочной перспективе способствует:
регулированию социально-трудовых отношений,
снижению социальной напряженности,
созданию условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с низкой конкурентоспособностью на рынке труда,
расширению возможностей занятости работников, находящихся под риском увольнения, повышению уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда многих категорий граждан, наиболее уязвимых на рынке труда.
Реализация ВЦП в долгосрочной перспективе создаст условия развития гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.