Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нумерационный заголовок изменен с 26 августа 2019 г. - Изменение N 2
Приложение И
Методика определения расчетных показателей для оценки безопасности движения при проектировании автомобильных дорог
25 февраля 2019 г.
И.1 Расчетный показатель для оценки плавности трассы проектируемой автомобильной дороги
И.1.1 Для оценки безопасности движения при сравнении вариантов трассы по критерию плавности трассы автомобильной дороги строят линейные графики коэффициентов вариации максимальной безопасной скорости .
Линейный график показателя строят с использованием линейного графика коэффициентов вариации максимальной безопасной скорости движения на основе данных расчета итоговых коэффициентов обеспеченности расчетной скорости, приведенных в [3].
Для построения линейного графика коэффициентов вариации максимальной безопасной скорости движения на каждом километровом участке проектируемой дороги вычисляют показатель по формуле
, (И.1)
где - средневзвешенная величина максимальной безопасной скорости движения, определяемая по формуле (И.2), км/ч;
- среднеквадратическое отклонение максимальной безопасной скорости движения, определяемое по формуле (И.3), км/ч.
И.1.2 Средневзвешенную максимальную безопасную скорость движения на рассматриваемом километровом участке дороги вычисляют по формуле
, (И.2)
где - максимальная безопасная скорость движения на однородных по условиям участках дороги, в пределах которых ни один из частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости не меняет своего значения (по линейному графику максимальной безопасной скорости движения , требования к построению которого приведены в [3]), км/ч;
n - число однородных по условиям участков в пределах километрового участка дороги, шт.;
- фактическая длина участка дороги между соседними километровыми знаками 6.13 по таблице А.6 ГОСТ 52290-2004, км.
И.1.3 Среднеквадратическое отклонение максимальной безопасной скорости движения на рассматриваемом километровом участке дороги вычисляют по формуле
, (И.3)
где m - количество створов оценки максимальной безопасной скорости движения с расчетным расстоянием между смежными точками на линейном графике скорости; принимают m = 200 м.
И.1.4 Для построения линейного графика максимальной безопасной скорости движения на однородных по условиям участках проектируемой дороги определяют значение по формуле
, (И.4)
где 120 - базовая расчетная скорость движения, км/ч;
- итоговый коэффициент обеспеченности расчетной скорости на рассматриваемом однородном по условиям участке дороги, доли ед.
Требования к определению значений частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости , учитывающих влияние указанных параметров на скорость движения, приведены в [3].
И.1.5 Показатель допускается устанавливать и на основе других расчетных методов в соответствии с действующими отраслевыми методическими документами, регламентирующими способы получения эпюры скорости движения легковых автомобилей 85%-ной обеспеченности в свободных условиях движения транспортного потока .
И.2 Расчетный показатель для оценки соответствия расчетной и максимальной безопасной скоростей движения
И.2.1 Для оценки соответствия расчетной и максимальной безопасной скоростей движения строят линейный график итоговых коэффициентов обеспеченности расчетной скорости .
И.2.2 Величину на однородных по условиям участках проектируемой автомобильной дороги определяют по данным линейного графика итоговых коэффициентов обеспеченности расчетной скорости по следующей формуле
. (И.5)
При расчете помимо параметров геометрических элементов плана продольного и поперечного профиля дороги, интенсивности движения для коэффициента загрузки менее 0,2 рекомендуется учитывать прогнозируемые показатели продольной ровности покрытия проезжей части, коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием (при мокром состоянии покрытия проезжей части).
Требования к определению значений частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости , учитывающих влияние указанных дополнительных факторов, приведены в [3].
И.2.3 Соотношение максимальной безопасной скорости и скорости движения 85%-ной обеспеченности представлено в таблице И.1.
Таблица И.1 - Соотношение максимальной безопасной скорости и скорости движения
, км/ч |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
110 |
120 |
130 |
140 |
, км/ч |
54 |
63 |
73 |
83 |
92 |
102 |
111 |
118 |
125 |
132 |
Учитывая, что имеет близкие значения с максимальной безопасной скоростью движения в свободных условиях в инженерных расчетах для оценки согласованности проектных решений и поведения водителя в дорожном движении допускается использовать показатель .
И.3 Расчетный показатель для оценки степени постоянства в поведении водителя при движении на смежных характерных участках дороги
И.3.1 Для оценки безопасности движения по критерию степени постоянства поведения водителя при движении на смежных характерных участках проектируемой дороги строят линейный график коэффициентов безопасности [2], [3].
Требования к построению линейного графика показателя по данным эпюры максимальной безопасной скорости движения приведены в [4].
И.3.2 Значение показателя определяют как отношение максимальных безопасных скоростей движения, обеспечиваемых геометрическими элементами на смежных элементах трассы, по формуле
, (И.6)
где - максимальная безопасная скорость движения на рассматриваемом элементе плана или продольного профиля (по линейному графику ), км/ч;
- максимальная безопасная скорость движения въезда на рассматриваемый элемент плана или продольного профиля с предшествующего участка (по линейному графику ), км/ч.
И.4 Расчетный показатель для оценки степени компенсации ошибок водителей, обеспечиваемой проектируемой автомобильной дорогой
И.4.1 Для оценки степени компенсации ошибок водителей параметрами и инженерным оборудованием проектируемой автомобильной дороги строят линейный график итоговых коэффициентов аварийности .
Требования к построению линейного графика показателя приведены в [4].
И.4.2 Итоговые коэффициенты аварийности на однородных по условиям участках проектируемой автомобильной дороги устанавливают по формуле
, (И.7)
где , , , ..., - частные коэффициенты аварийности, учитывающие влияние факторов дорожных условий на показатель риска ДТП с пострадавшими по отношению к риску ДТП с пострадавшими для условий, принятых за эталонные, доли ед. (по таблице И.3);
n - число частных коэффициентов аварийности, шт.
В расчетах с использованием формулы (И.6) допускается при определении показателя на однородных по условиям участках дороги использовать не более шести частных коэффициентов аварийности, имеющих наибольшие значения.
И.4.3 При построении линейного графика итоговых коэффициентов аварийности следует учитывать зоны влияния элементов дороги по таблице И.2.
Таблица И.2 - Протяжения зон влияния элементов дороги
Элементы дороги |
Зона влияния, м |
Населенные пункты |
300 |
Подъемы и спуски |
100 м за вершиной подъема, 150 м после подошвы спуска |
Пересечения в одном уровне |
В каждую сторону по 50 м |
Кривые в плане радиусом более 600 м |
100 |
Кривые в плане радиусом менее 600 м |
250 |
Участки с ограниченной видимостью менее 350 м |
100 |
Мосты и путепроводы |
75 |
Таблица И.3 - Частные коэффициенты аварийности
Интенсивность движения, тыс. авт./сут |
3 |
5 |
7 |
9 |
11 |
13 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
(двухполосные дороги) |
4,75 |
2,5 |
2,1 |
1,9 |
1,7 |
1,5 |
1,4 |
1,15 |
1,0 |
1,2 |
2,0 |
- |
(трехполосные дороги) |
6,5 |
3,2 |
2,5 |
2,2 |
1,8 |
1,6 |
1,5 |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
1,3 |
1,8 |
Интенсивность движения, тыс. авт./сут |
8 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
60 |
- |
(многополосные дороги без разделительной полосы) |
3,0 |
2,4 |
1,6 |
1,32 |
1,15 |
1,05 |
1,0 |
1,12 |
1,32 |
1,6 |
- |
- |
(многополосные дороги с разделительной полосой) |
3,7 |
3,2 |
2,3 |
1,6 |
1,3 |
1,15 |
1,1 |
1,0 |
1,05 |
1,1 |
1,2 |
- |
Ширина полосы движения, м |
2,75 |
3,0 |
3,25 |
3,5 |
3,75 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
(двухполосные дороги) |
2,0 |
1,35 |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
(трехполосные дороги) |
3,4 |
2,1 |
1,6 |
1,4 |
1,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
(многополосные дороги без разделительной полосы) |
1,6 |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
1,35 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
(многополосные дороги с разделительной полосой) |
2,9 |
2,0 |
1,45 |
1,1 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Ширина обочины, м |
0,5 |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
3,75 |
5,0 |
- |
- |
|
- |
(двух полосные дороги с укрепленными обочинами) |
1,65 |
1,4 |
1,3 |
1,2 |
1,15 |
1,1 |
1,0 |
- |
- |
- |
|
- |
(двухполосные дороги с неукрепленными обочинами) |
2,5 |
1,85 |
1,5 |
1,35 |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
- |
- |
- |
|
- |
(трехполосные дороги с укрепленными обочинами) |
2,75 |
2,0 |
1,5 |
1,25 |
1,1 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
(трехполосные дороги с неукрепленными обочинами) |
6,25 |
5,2 |
4,5 |
4,2 |
4,0 |
1,1 |
1,05 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
(многополосные дороги без разделительной полосы с укрепленными обочинами) |
4,2 |
2,9 |
2,0 |
1,8 |
1,6 |
1,5 |
1,25 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
(многополосные дороги без разделительной полосы с неукрепленными обочинами) |
4,3 |
3,1 |
2,1 |
1,5 |
1,4 |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
(многополосные дороги с разделительной полосой с укрепленными обочинами) |
1,6 |
1,4 |
1,3 |
1,2 |
1,15 |
1,1 |
1,05 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
(многополосные дороги с разделительной полосой с неукрепленными обочинами) |
1,3 |
1,2 |
1,15 |
1,10 |
1,05 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Число основных полос движения на проезжей части, шт. |
2 |
3 без разметки |
3 с разметкой |
4 |
6 |
8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
(двухполосные и трехполосные дороги) |
1,0 |
1,3 |
0,70 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
(многополосные дороги без разделительной полосы) |
- |
- |
- |
1,33 |
0,89 |
0,52 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
(многополосные дороги с разделительной полосой) |
- |
- |
- |
0,56 |
0,50 |
0,35 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Ширина разделительной полосы, м |
3 |
5 |
10 |
15 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1,1 |
1,0 |
0,75 |
0,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Продольный уклон, % |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
- |
- |
- |
- |
- |
(двухполосные и трехполосные дороги) |
1,0 |
1,1 |
1,4 |
1,65 |
1,85 |
2,1 |
2,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
(многополосные дороги без разделительной полосы) |
1,0 |
1,1 |
1,25 |
1,6 |
2,6 |
2,6 |
2,9 |
- |
- |
- |
- |
- |
(многополосные дороги с разделительной полосой) |
1,0 |
1,1 |
1,25 |
1,7 |
2,3 |
3,2 |
3,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
Радиус кривых в плане, м |
100 |
150 |
200-300 |
400-600 |
1000-2000 |
Более 2000 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
(двухполосные и трехполосные дороги) |
7,1 |
6,2 |
5,3 |
4,1 |
2,3 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
(многополосные дороги без разделительной полосы) |
- |
- |
4,7 |
3,0 |
1,85 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
(многополосные дороги с разделительной полосой) |
- |
- |
3,8 |
2,7 |
1,8 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Видимость в плане, м |
50 |
100 |
150 |
200 |
250 |
350 |
400 |
500 |
600 |
- |
- |
- |
(двухполосные и трехполосные дороги) |
6,8 |
5,2 |
4,0 |
2,8 |
2,2 |
1,5 |
1,15 |
1,1 |
1,0 |
- |
- |
- |
(многополосные дороги без разделительной полосы) |
9,5 |
5,5 |
3,7 |
2,2 |
1,8 |
1,6 |
1,4 |
1,2 |
1,0 |
- |
- |
- |
(многополосные дороги с разделительной полосой) |
3,8 |
3,0 |
1,8 |
1,5 |
1,3 |
1,2 |
1,1 |
1,05 |
1,0 |
- |
- |
- |
Видимость в профиле, м |
50 |
100 |
150 |
200 |
250 |
350 |
400 |
500 |
600 |
700 |
800 |
- |
(двухполосные и трехполосные дороги) |
5,2 |
4,2 |
3,5 |
3,0 |
2,8 |
2,3 |
2,0 |
1,8 |
1,6 |
1,2 |
1,0 |
- |
(многополосные дороги без разделительной полосы) |
11,0 |
7,0 |
5,0 |
3,5 |
2,9 |
2,4 |
2,2 |
1,7 |
1,5 |
1,3 |
1,0 |
- |
Ширина проезжей части мостов по отношению к проезжей части дорог |
Меньше на 1 м |
Равна ширине проезжей части |
Шире на 1 м |
Шире на 2 м |
Равна ширине земляного полотна |
- |
||||||
(двухполосные дороги) |
2,35 |
1,8 |
1,35 |
1,2 |
1,0 |
- |
||||||
(трехполосные дороги) |
2,3 |
2,2 |
1,36 |
1,2 |
1,0 |
- |
||||||
(многополосные дороги без разделительной полосы) |
4,1 |
2,3 |
1,56 |
1,15 |
1,0 |
- |
||||||
(многополосные дороги с разделительной полосой) |
6,7 |
3,5 |
2,3 |
1,2 |
1,0 |
- |
||||||
Кривизна плана трассы, |
0 |
50 |
100 |
200 |
400 |
600 |
1000 |
1500 |
2000 |
- |
- |
- |
(двухполосные и трехполосные дороги) |
2,3 |
1,5 |
1,0 |
1,15 |
1,9 |
3,6 |
1,4 |
0,9 |
0,75 |
- |
- |
- |
(многополосные дороги без разделительной полосы) |
1,7 |
1,4 |
1,15 |
1,0 |
2,7 |
2,9 |
2,3 |
2,2 |
- |
- |
- |
- |
(многополосные дороги с разделительной полосой) |
2,2 |
1,8 |
1,4 |
1,0 |
2,0 |
5,8 |
5,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
Тип пересечения с пересекающейся дорогой |
В разных уровнях |
В одном уровне со светофорным регулированием |
В одном уровне при соответствии параметров действующим нормам |
В одном уровне при несоответствии параметров действующим нормам |
||||||||
(двухполосные и трехполосные дороги) |
0,70 |
0,85 |
1,0 |
1,3 |
||||||||
(многополосные дороги без разделительной полосы) |
0,50 |
0,64 |
1,0 |
1,5 |
||||||||
(многополосные дороги с разделительной полосой) |
0,35 |
0,7 |
1,0 |
1,4 |
||||||||
Пересечения в одном уровне с второстепенными дорогами при интенсивности движения по основной дороге, тыс. авт./сут |
Менее 1,6 |
1,6-3,5 |
3,5-5,0 |
5,0-7,0 |
7,0-10,0 |
10,0-20,0 |
20,0-30,0 |
30,0-40,0 |
- |
- |
- |
- |
(двухполосные и трехполосные дороги) |
1,0 |
1,6 |
2,5 |
3,7 |
4,5 |
8,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
(многополосные дороги без разделительной полосы) |
- |
1,8 |
2,25 |
2,8 |
3,4 |
5,1 |
7,0 |
8,8 |
- |
- |
- |
- |
(многополосные дороги с разделительной полосой) |
- |
1,4 |
1,9 |
2,5 |
2,8 |
3,8 |
5,0 |
6,0 |
- |
- |
- |
- |
Число пересечений и примыканий в одном уровне на 1 км дороги |
2 и менее |
3-5 |
6-8 |
Более 8 |
||||||||
(двухполосные и трехполосные дороги) |
1,0 |
1,1 |
1,25 |
1,7 |
||||||||
(многополосные дороги без разделительной полосы) |
1,0 |
1,2 |
1,6 |
2,1 |
||||||||
(многополосные дороги с разделительной полосой) |
1,0 |
1,6 |
2,8 |
3,3 |
||||||||
Расстояние от застройки до проезжей части дороги, м |
Менее 10 |
10-30 |
30-50 |
Более 50 |
||||||||
(двухполосные и трехполосные дороги) |
2,2 |
1,7 |
1,5 |
1,0 |
||||||||
(многополосные дороги без разделительной полосы) |
3,3 |
2,6 |
1,8 |
1,0 |
||||||||
(многополосные дороги с разделительной полосой) |
1,7 |
1,4 |
1,2 |
1,0 |
||||||||
Наличие тротуаров, пешеходных дорожек и пешеходных переходов в населенных пунктах |
Тротуары и пешеходные дорожки отсутствуют |
Имеются тротуары и пешеходные дорожки с одной стороны |
Имеются тротуары и пешеходные дорожки с двух сторон |
Имеются тротуары и пешеходные дорожки с двух сторон. Имеются пешеходные переходы в разных уровнях |
||||||||
(двухполосные и трехполосные дороги) |
2,2 |
1,2 |
1,0 |
- |
||||||||
(многополосные дороги без разделительной полосы) |
4,2 |
2,2 |
1,4 |
1,0 |
||||||||
(многополосные дороги с разделительной полосой) |
1,9 |
1,6 |
1,3 |
1,0 |
||||||||
Длина населенного пункта, км |
Менее 0,5 |
0,5-1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
(двухполосные и трехполосные дороги) |
3,3 |
2,5 |
1,45 |
1,35 |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
(многополосные дороги без разделительной полосы) |
5,5 |
4,2 |
3,5 |
2,0 |
1,6 |
1,3 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
(многополосные дороги с разделительной полосой) |
2,8 |
2,2 |
1,25 |
1,2 |
1,1 |
1,05 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
Коэффициент сцепления |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
(двухполосные и трехполосные дороги) |
5,0 |
3,1 |
2,3 |
1,75 |
1,4 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
(многополосные дороги без разделительной полосы) |
6,0 |
3,25 |
2,3 |
1,75 |
1,4 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
(многополосные дороги с разделительной полосой) |
6,2 |
3,5 |
2,6 |
2,0 |
1,3 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Ровность покрытия проезжей части IRI, м/км |
Менее 2 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
(двухполосные и трехполосные дороги) |
0,85 |
1,0 |
1,1 |
1,15 |
1,2 |
1,2 |
1,15 |
1,1 |
1,05 |
0,85 |
0,65 |
0,30 |
(многополосные дороги без разделительной полосы) |
0,65 |
1,0 |
1,3 |
1,5 |
1,65 |
1,6 |
1,55 |
1,3 |
1,05 |
0,65 |
- |
- |
(многополосные дороги с разделительной полосой) |
0,6 |
1,0 |
1,35 |
1,55 |
1,65 |
1,6 |
1,4 |
1,1 |
0,75 |
- |
- |
- |
Расстояние от кромки проезжей части до обрыва глубиной более 5 м |
0,5 |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
3,0 |
5,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
без ограждений |
4,3 |
3,7 |
3,2 |
2,75 |
2,0 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
с ограждениями |
2,2 |
2,0 |
1,85 |
1,75 |
1,4 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.