Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 110
к Учетной политике по исполнению бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации
Порядок
проведения инвентаризации активов и обязательств
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает порядок проведения инвентаризации активов, обязательств, а также имущества и иных объектов, учитываемых на забалансовых счетах, определяет сроки и периодичность ее проведения, степень охвата, метод проведения, правила оформления ее результата в отношении объектов учета, подлежащих инвентаризации.
1.2. Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и материально ответственному лицу, с которым заключен договор материальной ответственности (далее - ответственное лицо).
1.3. Основными целями инвентаризации являются:
выявление фактического наличия активов, обязательств, а также имущества и иных объектов, учитываемых на забалансовых счетах;
сопоставление фактического наличия активов, обязательств, а также имущества и иных объектов, учитываемых на забалансовых счетах, с данными бюджетного учета;
проверка полноты и правильности отражения в бюджетном учете активов, обязательств, а также имущества и иных объектов, учитываемых на забалансовых счетах;
оценка объектов, учитываемых на балансовых счетах, на соответствие их критериям активов через выявление их статуса и целевой функции;
выявление признаков обесценения активов;
раскрытие причин расхождений (если они есть) между фактическим наличием объектов и данными бюджетного учета.
1.4. Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:
перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
при смене ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации органа системы ПФР;
при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, на хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.5. Для осуществления контроля, обеспечивающего сохранность имущества, помимо обязательных случаев проведения инвентаризации в течение отчетного периода, может быть инициировано проведение внеплановой инвентаризации. Инвентаризация проводится путем натуральной (вещественной) или документальной проверки. Натуральная проверка используется при инвентаризации активов, имеющих материально-вещественную форму, которые можно подсчитать, взвесить, обмерить. Документальная проверка подтверждает наличие, состояние и оценку объекта учета непосредственно документами.
1.6. Сроки проведения инвентаризаций, включая обязательные случаи проведения инвентаризации, определяются руководителем органа системы ПФР.
2. Общий порядок проведения инвентаризации
2.1. Для проведения инвентаризации в органе системы ПФР создается постоянно действующая комиссия.
При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации активов, обязательств, а также имущества и иных объектов, учитываемых на забалансовых счетах, создаются рабочие инвентаризационные комиссии.
2.2. Членами комиссии могут быть должностные лица и специалисты, которые способны оценить состояние имущества и обязательств.
Ответственные лица в состав инвентаризационной комиссии не входят.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем органа системы ПФР.
2.3. Подготовительный этап инвентаризации включает в себя издание распорядительного акта органа системы ПФР о проведении инвентаризации.
Председатель и члены инвентаризационной комиссии в обязательном порядке знакомятся с распорядительным актом о проведении инвентаризации.
Председатель инвентаризационной комиссии перед началом инвентаризации проводит инструктаж с членами комиссии и организует изучение ими законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов по проведению инвентаризации, организации и ведению учета имущества и обязательств, знакомит членов комиссии с материалами предыдущих инвентаризаций, ревизий и проверок.
С ответственных лиц члены инвентаризационной комиссии обязаны взять расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы для отражения в учете или переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственное хранение, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
До начала проверки Председатель инвентаризационной комиссии обязан завизировать последние приходные и расходные документы, сделав в них запись "До инвентаризации на "__________" (дата)". После этого должностные лица отражают в регистрах учета указанные документы, определяют остатки инвентаризируемого имущества и обязательств к началу инвентаризации.
Руководитель органа системы ПФР должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
2.4. Основной этап инвентаризации:
составление инвентаризационной комиссией инвентаризационных описей (сличительных ведомостей). Наименование инвентаризуемых объектов, их количество указываются в инвентаризационной описи по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете;
проверка фактического наличия имущества и обязательств путем подсчета, обмера, взвешивания, сверок по расчетам и т.п. Проверка фактического наличия имущества производится в присутствии ответственных лиц;
оценка объектов, учитываемых на балансовых счетах, на соответствие их критериям активов через выявление их статуса и целевой функции;
выявление признаков обесценения активов.
2.5. Заключительный этап инвентаризации:
сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета, сформированными на основании первичных учетных документов;
раскрытие причин расхождений (если они есть) между фактическим наличием объектов и данными учета.
Инвентаризационные описи составляются не менее чем в двух экземплярах отдельно по каждому местонахождению имущества и ответственным лицам.
Инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и ответственные лица.
В конце описи ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
Один экземпляр используется для оформления результатов инвентаризации, а второй остается у ответственного лица.
Имущество, не принадлежащее органу системы ПФР на праве оперативного управления (аренда, хранение, получено в пользование) и числящееся в учете на забалансовых счетах, вносится в отдельную опись (ведомость).
2.6. Результаты инвентаризации отражаются в Акте о результатах инвентаризации (форма по ОКУД 0504835), Протоколе инвентаризационной комиссии.
В Протоколе инвентаризационной комиссии фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки состояния имущественного комплекса и обеспечения сохранности имущества.
Если по итогам инвентаризации расхождения не выявлены, этот факт также отражается в Протоколе инвентаризационной комиссии.
Инвентаризационная комиссия по итогам заседания обобщает результаты проведенной инвентаризации. На основании инвентаризационных описей комиссия составляет Акт о результатах инвентаризации (форма по ОКУД 0504835).
На основании инвентаризационных описей, по которым выявлено несоответствие фактического наличия финансовых и нефинансовых активов, иного имущества и обязательств данным учета, составляются Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (форма по ОКУД 0504092). В них фиксируются установленные расхождения с данными учета: недостачи и излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении.
По всем недостачам и излишкам, пересортице инвентаризационная комиссия получает письменные объяснения ответственных лиц, что должно быть отражено в инвентаризационных описях. На основании представленных объяснений и материалов проверок инвентаризационная комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных учета.
По результатам инвентаризации Председатель инвентаризационной комиссии готовит для руководителя органа системы ПФР выводы и предложения:
по отнесению недостач имущества, а также имущества, пришедшего в негодность, за счет виновных лиц либо по списанию;
по оприходованию излишков;
по списанию имущества, не соответствующего критериям актива, на забалансовый счет "02 "Материальные ценности на хранении";
предлагает способы урегулирования обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бюджетного учета;
по выявленным признакам обесценения активов;
по оптимизации приема, хранения и отпуска материальных ценностей;
по списанию невостребованной кредиторской задолженности;
по списанию безнадежной дебиторской, сомнительной задолженности;
по организации претензионной работы, по предъявлению исков на взыскание дебиторской задолженности в принудительном порядке;
иные предложения.
Инвентаризационная комиссия представляет руководителю органа системы ПФР Протокол инвентаризационной комиссии и Акт о результатах инвентаризации (форма по ОКУД 0504835). К указанным документам могут прилагаться инвентаризационные описи (сличительные ведомости), ведомости расхождений по результатам инвентаризации (при наличии).
После рассмотрения документов руководитель принимает окончательное решение, которое оформляется актом органа системы ПФР с предписанием для принятия мер по устранению расхождений, выявленных инвентаризацией.
Вся документация по результатам инвентаризации передается инвентаризационной комиссией в бухгалтерскую службу.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бюджетного учета подлежат регистрации в бюджетном учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
В случае годовой инвентаризации указанные результаты должны быть отражены в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
3. Формы документов для оформления результатов инвентаризации для каждого вида имущества, обязательств и прочих объектов учета
Объект инвентаризации |
Формы документов для оформления результатов инвентаризации |
Нефинансовые активы |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504087) |
Касса |
Инвентаризационная опись наличных денежных средств (форма по ОКУД 0504088) |
Документарные ценные бумаги |
Инвентаризационная опись ценных бумаг (форма по ОКУД 0504081) |
Бланки строгой отчетности, денежные документы |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (форма по ОКУД 0504086) |
Денежные средства на лицевых (банковских) счетах |
Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (форма по ОКУД 0504082) |
Расчеты с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма по ОКУД 0504089) |
Расчеты по доходам |
Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма по ОКУД 0504089) |
Расходы будущих периодов |
Акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма по ОКУД 0309010) |
Резервы предстоящих расходов |
Акт инвентаризации резервов предстоящих расходов (приложение 106 к Учетной политике) |
Обеспечение исполнения обязательств |
Инвентаризационная опись банковских гарантий (приложение 111 к настоящей Учетной политике) |
Права пользования активами |
Инвентаризационная опись договоров аренды и безвозмездного пользования (приложение 112 к настоящей Учетной политике) |
Прочие финансовые активы |
Акт инвентаризации финансовых вложений (кроме финансовых активов, хранящихся в кассе организации) (приложение 114 к настоящей Учетной политике) |
Акт о результатах инвентаризации (форма по ОКУД 0504835) |
4. Особенности инвентаризации отдельных видов активов, обязательств, а также имущества и иных объектов, учитываемых на забалансовых счетах
4.1. Инвентаризация основных средств.
Инвентаризация основных средств проводится один раз в год в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и по ответственным лицам.
Инвентаризации подлежат основные средства, числящиеся на учете, как на балансовых счетах (101 00 000), так и на забалансовых счетах (01, 02, 05, 21, 22, 25, 26, 27).
Инвентаризации подлежит имущество, полученное на основании договора аренды (безвозмездного пользования). По результатам инвентаризации составляется отдельная опись. Один экземпляр описи направляется арендодателю (ссудодателю).
Основные средства, которые временно отсутствуют (находятся у сторонних организаций на ремонте, у работников в командировке и т.д.), инвентаризируются по документам и регистрам до момента выбытия.
Перед инвентаризацией проверяется:
наличие инвентарных карточек и описей инвентарных карточек по учету нефинансовых активов и других регистров аналитического учета;
наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
наличие документов, подтверждающих право собственности организации на указанные объекты;
наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
В ходе инвентаризации проверяется:
фактическое наличие объектов основных средств, эксплуатируются ли они по назначению;
физическое состояние объектов основных средств: рабочее, поломка, порча и другое;
оценка объектов, учитываемых на балансовых счетах, на соответствие их критериям активов через выявление их статуса и целевой функции;
выявление признаков обесценения активов.
Статус объекта, целевая функция указываются соответственно в графах 8, 9 Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504087) с использованием следующих значений:
Статус объекта |
Целевая функция объекта |
В эксплуатации |
Продолжить эксплуатацию |
Требуется ремонт |
Ввести в эксплуатацию |
Находится на консервации |
Выполнить ремонт |
Не соответствует требованиям эксплуатации |
Консервация объекта |
Не введен в эксплуатацию |
Дооснащение, дооборудование |
|
Списание |
|
Утилизация |
|
Перевод в иную категорию |
Оценка объектов, учитываемых на балансовых счетах, на соответствие их критериям активов осуществляется комиссией по результатам обобщения информации о статусе и целевой функции объекта путем выявления следующих сочетаний значений статуса объекта и его целевой функции:
Статус объекта |
Целевая функция объекта |
Соответствует (не соответствует) условиям признания актива в качестве объекта основных средств |
Графы 17-18 Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504087) |
1 |
2 |
3 |
4 |
В эксплуатации |
Продолжить эксплуатацию |
Соответствует |
Не заполняются |
Требуется ремонт |
Выполнить ремонт |
Соответствует |
Не заполняются |
Требуется ремонт |
Дооснащение (дооборудование) |
Соответствует |
Не заполняются |
Требуется ремонт |
Списание |
Не соответствует |
Заполняются |
Находится на консервации |
Ввести в эксплуатацию |
Соответствует |
Не заполняются |
Не соответствует требованиям эксплуатации |
Списание |
Не соответствует |
Заполняются |
Не соответствует требованиям эксплуатации |
Утилизация |
Не соответствует |
Заполняются |
Не введен в эксплуатацию |
Ввести в эксплуатацию |
Соответствует |
Не заполняются |
Не введен в эксплуатацию |
Перевод в иную категорию активов |
Не соответствует |
Заполняются |
Дополнительные сочетания значений статуса объекта и его целевой функции устанавливаются органом системы ПФР в рамках формирования своей учетной политики.
Графы 17, 18 Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504087) заполняются данными о количестве и балансовой стоимости объектов, не соответствующих критериям активов в качестве объекта основных средств.
4.2. Инвентаризация нематериальных активов.
Инвентаризации подлежат активы, числящиеся на счете 102 00 000.
При инвентаризации нематериальных активов проверяется наличие документов (свидетельств, патентов и лицензионных договоров, контрактов), которые подтверждают исключительные права органа системы ПФР на его использование.
4.3. Инвентаризация материальных запасов.
Инвентаризации подлежат активы, числящиеся на балансовом счете 105 00 000 и забалансовом счете 09.
Материальные запасы инвентаризационная комиссия проверяет по каждому ответственному лицу, по местам хранения. В ходе инвентаризации комиссия в присутствии ответственного лица проверяет:
фактическое наличие материалов (путем подсчета, взвешивания или измерения);
физическое состояние материалов: поврежден, ненадлежащего качества, сроки хранения и другое;
оценка объектов на соответствие их критериям активов через выявление их статуса и целевой функции.
Статус объекта, целевая функция в отношении материалов указываются соответственно в графах 8, 9 Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504087) с использованием следующих значений:
Статус объекта |
Целевая функция объекта |
В запасе (для использования) |
Использовать |
В запасе (на хранении) |
Продолжить хранение |
Ненадлежащего качества |
Выполнить ремонт |
Поврежден |
Списание |
Истек срок хранения |
Перевод в иную категорию |
Оценка объектов, учитываемых на балансовых счетах, на соответствие их критериям активов осуществляется комиссией по результатам обобщения информации о статусе и целевой функции объекта путем выявления следующих сочетаний значений статуса объекта и его целевой функции:
Статус объекта |
Целевая функция объекта |
Соответствует (не соответствует) условиям признания актива в качестве объекта материальных запасов |
Графы 17-18 Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504087) |
1 |
2 |
3 |
4 |
В запасе (для использования) |
Использовать |
Соответствует |
Не заполняются |
В запасе (на хранении) |
Использовать |
Соответствует |
Не заполняются |
В запасе (на хранении) |
Продолжить хранение |
Соответствует |
Не заполняются |
Ненадлежащего качества |
Списание |
Не соответствует |
Заполняются |
Ненадлежащего качества |
Выполнить ремонт |
Соответствует |
Не заполняются |
Поврежден |
Списание |
Не соответствует |
Заполняются |
Поврежден |
Выполнить ремонт |
Соответствует |
Не заполняются |
Истек срок хранения |
Списание |
Не соответствует |
Заполняются |
Графы 17, 18 Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504087) заполняются данными о количестве и балансовой стоимости объектов, не соответствующих критериям активов в качестве объектов материальных запасов.
При инвентаризации ГСМ в Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504087) указываются остатки топлива.
4.4. Инвентаризация вложений в нефинансовые активы.
При проведении инвентаризации объектов незавершенного капитального строительства в инвентаризационных описях пообъектно отражается информация об объеме выполненных работ.
По незавершенному капитальному строительству по счету 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" комиссия проверяет:
наличие объектов, строительство которых (приобретение) ведется;
наличие объектов, строительство которых закончено, но на которые не оформлены акты о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504101), заносятся в отдельные описи. При этом отдельно составляются описи на объекты:
- фактически введенные в эксплуатацию (полностью или частично);
- не введенные в эксплуатацию (в этом случае в описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов);
- наличие объектов, строительство которых закончено и документы на объекты незавершенного строительства направлены на регистрацию в собственность;
- наличие объектов, строительство которых приостановлено;
- наличие объектов, строительство которых прекращено, а также проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству, на такие объекты учета составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. При этом используются данные Актов о приостановлении строительства (форма по ОКУД 0322010) и Актов о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству (форма по ОКУД 0322011);
состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов. По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации;
- не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
- наличие объектов, которые передаются в собственность иному публично-правовому образованию.
При проверке используются техническая документация, акты сдачи выполненных работ (этапов), журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.
В ходе проведения инвентаризации вложений в нефинансовые активы комиссия проверяет наличие объектов, отраженных в бюджетном учете на счете 1 106 10 000 "Вложения в недвижимое имущество", по которым выполнены условия, предусмотренные СГС "Основные средства", для принятия к учету в составе основных средств.
Определение статуса и целевой функции объекта осуществляется комиссией и указывается соответственно в графах 8, 9 Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504087) с использованием следующих значений:
Варианты статуса объекта |
Код |
Варианты целевой функции объекта |
Код |
Строительство (приобретение) ведется |
01 |
Завершение строительства (реконструкции, технического перевооружения) |
01 |
Объект законсервирован |
02 |
Консервация объекта незавершенного строительства |
02 |
Строительство объекта приостановлено без консервации |
03 |
Приватизация (продажа) объекта незавершенного строительства |
03 |
Строительство объекта не начиналось |
04 |
Передача объекта незавершенного строительства другим субъектам хозяйственной деятельности |
04 |
Иной статус объекта |
05 |
Передача объекта незавершенного строительства в собственность иному публично-правовому образованию |
05 |
Государственная регистрация права собственности публично-правового образования пройдена |
11 |
Принятие объекта незавершенного строительства в государственную (муниципальную) казну |
06 |
Государственная регистрация права оперативного управления балансодержателем пройдена |
12 |
Передача в концессию |
07 |
Государственная регистрация права хозяйственного ведения пройдена |
13 |
Списание и снос объекта незавершенного строительства |
08 |
Документы находятся на государственной регистрации |
14 |
Строительство (реконструкция, техническое перевооружение) объекта незавершенного строительства продолжается |
09 |
Документы не направлены на государственную регистрацию |
15 |
Целевая функция не требуется (указывается в случае завершения строительства объекта незавершенного строительства) |
10 |
Отказ в государственной регистрации |
16 |
Целевая функция не определена |
11 |
Акт на ввод в эксплуатацию отсутствует |
17 |
Иная целевая функция |
12 |
Передача объекта незавершенного строительства в собственность иному публично-правовому образованию |
21 |
|
|
Передача объекта незавершенного строительства бюджетному (автономному) учреждению |
22 |
|
|
Передача объекта незавершенного строительства унитарному предприятию |
23 |
|
|
Передача объекта незавершенного строительства иному субъекту хозяйственной деятельности |
24 |
|
|
Приватизация (продажа) объекта незавершенного строительства |
25 |
|
|
Передача по концессионному соглашению |
26 |
|
|
Списание и снос объекта незавершенного строительства |
27 |
|
|
Иное основание выбытия |
28 |
|
|
4.5. Инвентаризация денежных средств, бланков строгой отчетности, денежных документов, банковских гарантий, ценных бумаг.
Инвентаризации подлежат:
денежные средства на лицевых счетах;
денежные средства на депозитных счетах;
наличные денежные средства;
бланки строгой отчетности;
денежные документы;
банковские гарантии.
При инвентаризации денежных средств (денежных средств во временном распоряжении) на лицевых счетах комиссия сверяет остатки с выписками из лицевых счетов в УФК.
Инвентаризация наличных денежных средств, бланков строгой отчетности, денежных документов, банковских гарантий проводится путем полного (полистного) пересчета.
В ходе инвентаризации комиссия проверяет кассовую книгу, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, книгу учета бланков строгой отчетности (форма по ОКУД 0504045).
4.6. Инвентаризация финансовых вложений в финансовые активы.
Инвентаризация финансовых вложений проводится по их видам и по объектам, в которые осуществлены эти вложения.
При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и другие финансовые активы.
При хранении ценных бумаг и других финансовых активов в учреждении их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.
Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте инвентаризации названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы.
Инвентаризация прочих финансовых вложений (активов в управляющих компаниях) заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бюджетного учета, с данными управляющих компаний.
Данные управляющих компаний должны быть подтверждены документами, которые представляются в инвентаризационную комиссию для составления Акта инвентаризации финансовых вложений (кроме финансовых активов, хранящихся в кассе организации) (приложение 114 к настоящей Учетной политике).
4.7. Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами по исполнению бюджетных смет на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности.
Инвентаризационная комиссия, проведя документальную проверку по каждому контрагенту:
устанавливает сроки возникновения дебиторской задолженности;
определяет задолженность с истекшим сроком исковой давности;
определяет реальность, правильность и обоснованность числящихся в бюджетном учете сумм задолженности.
При проведении инвентаризации используются данные аналитического учета, первичные документы, для подтверждения существования задолженности и ее суммы - акты сверки расчетов. Акт сверки составляют на основе первичных документов, например, товарных накладных, платежных поручений, актов оказания услуг (выполненных работ).
Работа учреждения по взысканию (возврату) дебиторской задолженности может быть организована как в досудебном, так и в судебном (путем направления иска в суд) порядке.
Досудебные мероприятия, как правило, включают проведение переговоров с должниками, направление им писем, телеграмм, обращений, составление актов сверок, предъявление претензий.
При инвентаризации договоров аренды и безвозмездного пользования имуществом комиссия проверяет месячный платеж по договорам (контрактам), сумму, которую необходимо до конца срока действия договоров (контрактов) уплатить, и оставшийся срок аренды (безвозмездного пользования).
4.8. Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами по исполнению бюджета ПФР.
Инвентаризация расчетов с плательщиками страховых взносов, денежных взысканий (штрафов), получателями пенсий, пособий и иных социальных выплат заключается в проверке соответствия сумм, числящихся на счетах бюджетного учета (по группам), данным лицевых счетов плательщиков страховых взносов, денежных взысканий (штрафов), пенсионеров, учтенным в программно-технических комплексах "Администрирование страховых взносов", "Система персонифицированного учета", "Назначение (установление) и выплата пенсии, ЕДВ, ДМО, ДЕМО и ФСД".
Для проведения инвентаризации уполномоченное структурное подразделение территориального органа ПФР формирует и направляет в инвентаризационную комиссию органа системы ПФР Реестр инвентаризации расчетов с прочими дебиторами и кредиторами (приложение 105 к настоящей Учетной политике), сформированный по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, по следующим причинам образования задолженности:
Причина образования дебиторской задолженности |
Причина образования кредиторской задолженности |
Переплата пенсий, пособий и иных социальных выплат по вине пенсионера (получателя социальных выплат) |
Переплата пенсий, пособий и иных социальных выплат по вине пенсионера (получателя социальных выплат), излишне внесенная |
Переплата пенсий, пособий и иных социальных выплат по вине юридического лица |
Денежные взыскания (штрафы), излишне внесенные |
Переплата пенсий, пособий и иных социальных выплат по вине лица, осуществляющего (осуществлявшего) уход за нетрудоспособным гражданином |
Страховые взносы, излишне внесенные |
Переплата пенсий, пособий и иных социальных выплат, возникшая вследствие неправильного применения законодательства, по счетной ошибке |
Неоплата прекращенных выплат |
Переплата пенсий, пособий и иных социальных выплат, образовавшаяся в связи с неправомерным получением их со счета банковской карты |
Удержания из пенсий, пособий и иных социальных выплат |
Переплата пенсий, пособий и иных социальных выплат, ранее списанная с балансового учета при наличии возможности возобновления процедуры взыскания задолженности |
|
Денежные взыскания (штрафы), подлежащие уплате | |
Денежные взыскания (штрафы), ранее списанные с балансового учета при наличии возможности возобновления процедуры взыскания задолженности |
Причина образования дебиторской (кредиторской) задолженности указывается в графе 4 Реестра инвентаризации расчетов с прочими дебиторами и кредиторами (приложение 105 к настоящей Учетной политике).
На основании Реестра инвентаризации расчетов с прочими дебиторами и кредиторами (приложение 105 к настоящей Учетной политике) уполномоченное структурное подразделение Отделения ПФР при необходимости формирует и направляет в инвентаризационную комиссию Отделения ПФР Сводный реестр инвентаризации расчетов с прочими дебиторами и кредиторами (приложение 105а к настоящей Учетной политике).
Для проведения инвентаризации расчетов с кредиторами по выплате пенсий, пособий и иных социальных выплат через организации почтовой связи, кредитные организации и иные организации структурное подразделение, осуществляющее выплату пенсий, территориального органа ПФР формирует Реестр сумм неисполненных принятых обязательств (приложение 113 к настоящей Учетной политике) по состоянию на 01 января года, следующего за отчетным, и направляет его в инвентаризационную комиссию органа системы ПФР.
4.9. Инвентаризация прочих объектов учета.
4.9.1. Доходы будущих периодов.
При инвентаризации доходов будущих периодов инвентаризационной комиссией определяется сумма, подлежащая отражению на счете 0 401 40 000 "Доходы будущих периодов" на дату проведения инвентаризации. Достоверность суммы доходов будущих периодов устанавливается на основании документов, подтверждающих сумму доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.
При инвентаризации доходов будущих периодов комиссия проверяет правомерность отнесения полученных доходов к доходам будущих периодов.
Также проверяется правильность формирования оценки доходов будущих периодов.
При инвентаризации, проводимой в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, проверяется обоснованность наличия остатков.
4.9.2. Расходы будущих периодов.
При инвентаризации расходов будущих периодов инвентаризационной комиссией определяется сумма, подлежащая отражению на счете 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов" на дату проведения инвентаризации. Достоверность суммы расходов будущих периодов устанавливается на основании документов, подтверждающих сумму понесенных расходов, и период, к которому данные расходы относятся.
При инвентаризации расходов будущих периодов проверяются:
суммы расходов из документов, подтверждающих расходы будущих периодов (контрактов (договоров), актов, накладных);
правильность сумм, списываемых на расходы текущего года.
4.9.3. Резервы предстоящих расходов.
При инвентаризации резервов предстоящих расходов проверяются правильность и обоснованность созданных в организации резервов:
на оплату отпусков за фактически отработанное время, включая платежи на обязательное социальное страхование работника;
по претензионным требованиям и искам;
по оплате обязательств, по которым не поступили расчетные документы;
по оплате обязательств в случае принятия решения о реорганизации органа системы ПФР.
В части резерва на оплату отпусков проверяются:
количество дней неиспользованного отпуска;
среднедневная сумма расходов на оплату труда;
сумма отчислений на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.