Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Администрации Томской области
от 22 мая 2014 г. N 191а
1. Приоритетные задачи социально-экономического развития Томской области, на решение которых направлена Программа
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года), утвержденной постановлением Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 N 2539, развитие фармацевтической, биотехнологической промышленности, информационно-технологической инфраструктуры является приоритетным направлением государственной политики.
В результате реализации мероприятий Программы планируется достижение обозначенной в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) цели "Инновационная и конкурентоспособная экономика" в сфере фармацевтической, биотехнологической промышленности, информационно-технологической инфраструктуры.
В рамках достижения указанной цели приоритетными задачами социально-экономического развития Томской области, на решение которых направлена Программа, являются:
1. Формирование благоприятного инвестиционного климата и содействие интернационализации экономики.
2. Содействие повышению конкурентоспособности и инновационной активности организаций.
3. Содействие развитию высокотехнологичных производств и кластеров.
Одним из инновационных инструментов реализации Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) и разрабатываемых в ее рамках программ социально-экономического развития является региональная кластерная политика, направленная на организацию поддержки развития групп предприятий, научных и образовательных организаций области, объединенных связями сетевого характера, которые в ближайшей перспективе могут привести к формированию полноценного инновационного территориального кластера, ориентированного на производство наукоемких товаров и услуг, конкурентоспособных не только на российском, но и на мировом рынке.
Томская область характеризуется яркой выраженностью ключевой компоненты Кластера - мощным научно-образовательным и научно-исследовательским потенциалом. Наличие широкой и диверсифицированной профильной научной базы гарантирует успешное развитие Кластера и его самоподдерживающее функционирование. Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав Кластера. Развитие кластеров позволяет также обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя импортозамещению и росту локализации сборочных производств, а также повышению уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. 1
Динамика целевых показателей за предшествующие годы (таблица 1) свидетельствует о необходимости подключения механизмов и инструментов государственной поддержки к уже сложившемуся Кластеру. Так, рост объема отгруженной организациями-участниками Кластера инновационной продукции собственного производства за период 2012-2013 годов составил 0,5%. Динамика аналогичного показателя в Новосибирской области составила 16,7%.
Динамика
целевых показателей за предшествующие годы
Таблица 1
Показатель цели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Объем совокупной выручки организаций-участников Кластера от продаж несырьевой продукции на внутреннем и внешнем рынках, млрд. руб. |
- |
5,5 |
6,0 |
Объем отгруженной организациями-участниками Кластера инновационной продукции собственного производства, млн. руб. |
- |
4179,1 |
4200 |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, % |
- |
10,1 |
11 |
Выработка на одного работника в среднем в организациях-участниках Кластера, млн. руб./чел. в год |
- |
2,4 |
2,7 |
Число рабочих мест в организациях-участниках Кластера с уровнем заработной платы, превышающим на 100% средний уровень в регионе базирования Кластера, ед. |
- |
945 |
1000 |
Показатели задач |
|
|
|
Объем НИОКТР в области разработки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биокомпозиционных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками Кластера либо одной или более организациями-участниками Кластера совместно с иностранными организациями, млрд. руб. |
- |
- |
1,9 |
Рост объема услуг со стороны инновационной инфраструктуры Кластера, оказанных организациям-участникам Кластера, % |
- |
- |
10 |
Численность работников организаций-участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, чел. |
- |
- |
10 |
Рост средней заработной платы работников организаций-участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, % |
- |
- |
10 |
Объем инвестиций в развитие производства, разработку и продвижение на рынок новых продуктов, млрд. руб. |
- |
0,189 |
0,132 |
Рост совокупной выручки организаций-участников Кластера от продаж продукции на внешнем рынке, % |
- |
- |
10 |
__________________________
1 Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.12.2008 N 20615-АК/Д19).
В Томской области в настоящее время действует целый ряд факторов (ценовых, инфраструктурных, институциональных и т.д.), определяющих невысокий уровень насыщенности рынка фармацевтических препаратов и медицинской техники. Однако можно рассчитывать на то, что меры поддержки, предусмотренные Программой, будут способствовать развитию Кластера и, как следствие, стабильному росту производства продукции в организациях-участниках Кластера.
В настоящее время в состав Кластера входят фармацевтические производители, ИТ-компании, производители биокомпозиционных материалов медицинского назначения, медицинских приборов и оборудования; средств молекулярной диагностики, организации высшего профессионального образования, научно-исследовательские организации, специализированная организация развития Кластера (ЦКР). Показатели текущего уровня развития Кластера представлены в таблице 1-1.
Показатели
текущего уровня развития Кластера
Таблица 1-1
N |
Наименование показателя |
Значение по состоянию на 29.12.2012 |
||||
Показатели текущего уровня развития научно-технологического и образовательного потенциала Кластера | ||||||
1. |
Объем затрат на исследования и разработки, развитие инновационной инфраструктуры организаций-участников Кластера, а также региональных и местных органов власти, млрд. руб. |
6,4 |
||||
2. |
Численность персонала организаций-участников Кластера, занятого исследованиями и разработками, чел. |
> 2200 |
||||
3. |
Численность студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования в образовательных учреждениях, входящих в состав участников Кластера, чел. |
52216 (на 01.10.2013) |
||||
4. |
Количество федеральных и национальных исследовательских университетов, университетов -победителей конкурсов по постановлениям Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 N 218, 219, 220, входящих в состав участников Кластера (включая их филиалы), ед. |
1. Категория "НИУ" - 2. 2. Постановление N 218 - 14 проектов. 3. Постановление N 219 - 4 программы. 4. Постановление N 220 - 4 проекта |
||||
5. |
Число публикаций в научных журналах, индексируемых в базах данных Scopus и Web of Science, штатных сотрудников организаций-участников Кластера, ед. |
> 1952 |
||||
Показатели текущего уровня производственного потенциала Кластера | ||||||
1. |
Совокупная выручка организаций-участников Кластера от продаж несырьевой продукции 2 на внутреннем и внешнем рынках, млрд. руб. |
5,5 |
||||
2. |
Доля продаж продукции организаций-участников Кластера в объеме мирового рынка, % |
0,018 |
||||
3. |
Общее число рабочих мест в организациях-участниках Кластера с уровнем заработной платы, превышающим на 100% средний уровень в регионе базирования Кластера, ед. |
945 |
||||
4. |
Доля малых и средних инновационных компаний в экономике, % |
44 |
||||
5. |
Выработка на одного работника в среднем в организациях-участниках Кластера, тыс. руб./чел. в год |
2448 |
||||
6. |
Доля работающих в малых организациях-участниках Кластера от общей численности занятых в организациях-участниках Кластера, % |
18 |
||||
7. |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг силами организаций-участников Кластера, % |
10,1 |
||||
8. |
Доля продаж продукции организаций-участников Кластера в объеме российского рынка, % |
3,4 |
||||
9. |
Объем частных инвестиций в развитие производства, разработку и продвижение на рынок новых продуктов, осуществленных в последние 3 года, млрд. руб. |
0,573 |
||||
10. |
Объем финансирования работ по развитию инфраструктуры Кластера и территории его базирования, в том числе из средств федерального, регионального и местного бюджетов и институтов развития, за последние 3 года, млн. руб. |
Объем финансирования работ по развитию инфраструктуры Кластера в Томской области |
||||
Год |
Всего |
Федеральный бюджет |
Региональный бюджет |
Местный бюджет |
||
2010 |
14941,2 |
3088,95 |
3227,89 |
730 |
||
2011 |
11465,1 |
1395,5 |
1259,72 |
620 |
||
2012 |
31351,5 |
2301,91 |
2181,46 |
629,36 |
||
Объем финансирования работ по развитию территории базирования Кластера | ||||||
Год |
Всего |
Федеральный бюджет |
Региональный бюджет |
Местный бюджет |
||
2010 |
45795,8 |
6068,48 |
4766,93 |
921,55 |
||
2011 |
53085,5 |
6149,23 |
4502,9 |
828,42 |
||
2012 |
63905,8 |
18093,32 |
3549,76 |
1965,87 |
||
(Источник - Программа социально-экономического развития Томской области на 2006-2010 годы и на период до 2012 года) |
__________________________
2 К несырьевой продукции относится продукция, произведенная в рамках следующих видов экономической деятельности, относящихся к высокотехнологичному производству и среднетехнологичному производству высокого уровня: производство офисного оборудования и вычислительной техники (код ОКВЭД - 30); производство аппаратуры для радио, телевидения и связи (код ОКВЭД - 32); производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов (код ОКВЭД - 33); химическое производство (код ОКВЭД - 24); производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов) (код ОКВЭД - 29); производство электрических машин и электрооборудования (код ОКВЭД - 31); производство автомобилей, прицепов и полуприцепов (код ОКВЭД - 34); производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств (код ОКВЭД - 35); производство резиновых и пластмассовых изделий (код ОКВЭД - 25).
Необходимость разработки Программы назрела в связи с невозможностью решения в рамках имеющихся механизмов целого ряда проблем, препятствующих достижению стратегической цели социально-экономического развития Томской области. К ним относятся:
- недостаточное развитие инжиниринговой базы для коммерциализации разработок;
- малое количество комплексных проектов мирового уровня конкурентоспособности;
- недостаточное развитие транспортной инфраструктуры для решения ряда экономических, социальных проблем, стоящих перед Кластером;
- ограниченность финансовых ресурсов организаций-участников Кластера для проведения прикладных НИР и НИОКТР;
- отсутствие испытательных центров, позволяющих испытывать продукцию на соответствие требованиям, в том числе международным, отсутствие органов по сертификации по тематике Кластера;
- недостаток специалистов в сфере международного маркетинга, способных продавать продукцию и услуги организаций-участников Кластера на мировых рынках;
- отсутствие опыта кластерного взаимодействия.
В настоящее время Кластер включает в себя 160 крупных и средних предприятий, 16 вузов и НИИ, ведущих научное и технологическое сопровождение, подготовку и повышение квалификации кадров для предприятий. Организации-участники Кластера выпускают более 2700 наименований продукции и услуг широкого спектра направлений. Большая часть организаций-участников Кластера связывает свое развитие с особой экономической зоной технико-внедренческого типа г. Томска (далее - ОЭЗ), 3 крупные компании уже ведут строительство промышленных объектов на территории ОЭЗ. Реализуемые Кластером проекты рассчитаны на привлечение более 22 млрд. рублей инвестиций в ближайшие три года. Ввод крупных предприятий в Кластер в 2015-2016 годах ставит вопрос обеспечения транспортных коммуникаций между участками ОЭЗ и центрами товарно-транспортной логистики, основным из которых для фармацевтических и медицинских предприятий является Аэропорт "Томск" и его международный терминал. Планируемый в 2014 году запуск грузопассажирского терминала только обострит существующую проблему.
В настоящий момент геометрические параметры имеющейся дороги не соответствуют установленным требованиям по интенсивности и составу движения, и весь грузопоток из аэропорта до ОЭЗ проходит по центральным городским улицам, что делает крайне затруднительной оперативную доставку готовой продукции фармацевтическим предприятиям. Особенно актуально решение этой проблемы для организаций-участников Кластера, производящих продукцию с ограниченным сроком реализации (например, радиофармпрепараты и биологические субстанции).
Строительство дороги "Аэропорт "Томск" - ОЭЗ", модернизация узких участков существующей дороги, связывающей Южную и Северную площадки ОЭЗ, и строительство грузового транспортного подъезда к международному терминалу аэропорта позволят создать оптимальные дорожные условия для организации доставки грузов с Северной площадки ОЭЗ, а также снизить транспортную и экологическую нагрузки на центральные районы города.
Томская область обладает достаточными базовыми условиями для успешного решения вышеперечисленных проблем, а концентрация ресурсов на их решении возможна только через постановку задач в рамках реализации Программы. Программа является основным документом в ряду документов, разрабатываемых в рамках региональной кластерной политики Томской области. Успешная реализация Программы позволит повысить экономические показатели не только организаций-участников Кластера, но и области в целом, а кроме того, даст неоценимый опыт для формирования и развития других высокотехнологичных кластеров в Томской области.
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Постановление Администрации Томской области от 22 мая 2014 г. N 191а "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.