Полномочия Интерпола
Ю. Немец,
управляющий партнер юридической фирмы Nemets (Вашингтон, США)*(1)
Газета "Новая адвокатская газета", N 18, сентябрь 2017 г., с. 9-10.
Об обобщении практики применения нормативных актов Интерпола.
Одной из важнейших реформ Международной организации уголовной полиции явились обобщение и публикация практики применения нормативных актов организации при рассмотрении заявлений граждан о доступе к информации о них в базах данных Интерпола и об удалении таковой из баз данных организации. Исключительными полномочиями по рассмотрению таких заявлений наделен независимый орган - Комиссия по контролю за архивами Интерпола (далее - Комиссия). Новый устав Комиссии, утвержденный 85-й Генеральной ассамблеей Интерпола в ноябре 2016 г., призывает обнародовать решения, мнения, рекомендации и доклады Комиссии.
Предпосылки реформ
На необходимость обобщения и публикации практики применения нормативных актов Интерпола в течение длительного времени указывала как Генеральная ассамблея - высший руководящий орган Интерпола, так и правозащитники. Статья 34 Правил обработки информации Интерпола уполномочивает Генеральный секретариат обобщать практику применения ст. 2 и 3 Конституции организации. Статья 3 Конституции содержит строгий запрет на участие Интерпола в каких-либо акциях политического, военного, религиозного или расового характера.
Действующая редакция Свода практики применения ст. 3 Конституции опубликована в феврале 2013 г. Свод, в частности, содержит толкование положений ст. 3 при использовании государствами - членами Интерпола каналов организации для уголовного преследования действующих и бывших руководителей государств и политических партий, других политических деятелей и официальных лиц. В нем также содержится информация о практике применения ст. 3 при использовании каналов Интерпола международными уголовными трибуналами. Значительная часть публикации посвящена толкованию положений ст. 3 применительно к заявлениям граждан, разыскиваемых за совершение деяний, связанных с реализацией ими свободы слова, собраний и ассоциаций, обвиняемых в преступлениях против государственной безопасности, незаконном захвате власти, членстве в террористических организациях, преступлениях, связанных с нарушением законодательства о выборах, торговых эмбарго и незаконным пересечением государственных границ.
Практика применения нормативных актов Интерпола при рассмотрении жалоб граждан не ограничивается, однако, ст. 3 Конституции организации. За время, прошедшее со дня введения в действие положения, уполномочивающего Генеральный секретариат обобщать практику применения ст. 2 и 3 Конституции, произошли значительные изменения как в характере нарушений, допускаемых государствами - членами Интерпола, так и в роли и полномочиях Генерального секретариата и Комиссии. В частности, увеличилось количество нарушений государствами ст. 2, которая обязывает организацию действовать в духе Всеобщей декларации прав человека 1948 г. В связи с этим возросло количество поступающих в Комиссию заявлений граждан, основанных на положениях Всеобщей декларации прав человека, в том числе о нарушении права на надлежащую правовую процедуру и справедливое судебное разбирательство.
Кроме того, наряду с Конституцией, другие нормативные акты Интерпола предусматривают целый ряд оснований для обжалования действий государств по незаконному использованию каналов организации. Так, Комиссия накопила опыт рассмотрения жалоб о нарушении государствами положения Правил обработки информации Интерпола, запрещающего использование каналов организации для разрешения частных споров. К последним, в частности, можно отнести случаи, когда причиной преследований со стороны правоохранительных органов государства является не реальное нарушение гражданином уголовного закона, а его участие в гражданско-правовом споре, в котором такие органы незаконно используют свои карательные функции для оказания содействия одной из сторон в отстаивании ее имущественных интересов.
Помимо характера допускаемых государствами нарушений, изменились также роль и полномочия Комиссии. Например, до введения в действие нового устава Комиссии ее заключения по заявлениям граждан носили рекомендательный характер и окончательное решение оставалось за Генеральным секретариатом Интерпола. С введением в действие нового устава Комиссии ее решения становятся обязательными к исполнению всеми структурными подразделениями организации. Учитывая обширную и постоянно растущую практику Комиссии, ее независимость, предоставленные ей исключительные полномочия по рассмотрению жалоб граждан и императивность ее заключений для Интерпола, необходимость в обобщении и обнародовании практики применения и толкования ею нормативных актов Интерпола очевидна.
Следует отметить, что еще до вступления в силу нового устава Комиссия в своем ежегодном отчете за 2014 г. опубликовала выдержки из принятых ею решений по трем делам по заявлениям граждан о нарушении их прав государствами - участниками Интерпола. В этих решениях содержится толкование Комиссией требований, предъявляемых к заявлениям граждан о предоставлении информации о них из баз данных Интерпола, порядка предоставления такой информации, роли, которую играет отказ государства в экстрадиции гражданина при рассмотрении Комиссией заявления об удалении информации о нем из баз данных, а также применения Комиссией ст. 3 Конституции при рассмотрении заявлений бывших руководителей государств в связи с деяниями, совершенными ими во время занятия соответствующего руководящего поста. Однако отчет за 2014 г. - единственная известная публикация Комиссии о применении ею нормативных актов Интерпола по конкретным делам до введения в действие нового устава в марте 2017 г. Так, в самом недавнем опубликованном Комиссией ежегодном отчете (за 2015 г.) отсутствует информация о толковании ею нормативных актов Интерпола по конкретным делам.
Новый подход к обобщению и публикации практики комиссии по контролю за архивами Интерпола
С вступлением в силу нового устава Комиссии ее подход к обобщению и обнародованию практики применения нормативных актов Интерпола изменился. Только за период с 11 марта текущего года Комиссия опубликовала выдержки еще из 9 рассмотренных ею дел по заявлениям граждан о предоставлении информации о них из баз данных Интерпола или об удалении таковой из баз данных организации.
Указанные публикации представляют важность для практикующих юристов. В них, в частности, содержится толкование Комиссией:
- ст. 3 Конституции Интерпола;
- требований, которые должно удовлетворить государство для публикации в базах данных Интерпола запроса "с красным углом" (о содействии в установлении местонахождения и задержании разыскиваемого лица с целью его экстрадиции);
- правил о так называемом превентивном заявлении, которым гражданин уведомляет Комиссию о планах государства направить в отношении него запрос "с красным углом" в нарушение нормативных актов Интерпола;
- роли, которую играет статус гражданина в уголовном процессе в государстве, добивающемся его экстрадиции, при рассмотрении заявления об удалении информации о нем из баз данных Интерпола;
- полномочий Комиссии при оценке доказательств из уголовного дела гражданина;
- роли, которую играют выводы об уголовном преследовании гражданина государством, добивающимся его экстрадиции, сделанные судебными и иными органами других стран, международными трибуналами, прочими органами и организациями;
- роли, которую играют доказательства нарушений прав гражданина государством, добивающимся его экстрадиции, в том числе права на надлежащую правовую процедуру и справедливое судебное разбирательство и права на пересмотр решения суда в надлежащем порядке;
- роли, которую играют доказательства преследований по политическим или другим незаконным мотивам лиц, имеющих отношение к гражданину, добивающемуся удаления информации о нем из баз данных Интерпола;
- правил Интерпола, содержащих запрет на использование каналов организации для разрешения частных споров;
- требований в отношении заявления гражданина о пересмотре ранее вынесенного Комиссией решения по его заявлению об удалении информации о нем из баз данных Интерпола;
- условий, при которых Комиссия может принять решение о блокировке информации о гражданине в базах данных Интерпола до вынесения ею решения по его заявлению.
Учитывая содержащийся в новом уставе Комиссии призыв к обнародованию ее решений, заключений, рекомендаций и докладов, следует полагать, что Комиссия продолжит обобщать и публиковать практику применения ею нормативных актов Интерпола на постоянной основе.
Следует также отметить, что в опубликованных Комиссией и Генеральным Секретариатом Интерпола решениях по конкретным делам отсутствуют имена граждан, названия имеющих отношение к делу организаций и государств, а также описание обстоятельств дела, которые позволили бы общественности установить личность гражданина, обжалующего действия государства, или других лиц, имеющих отношение к делу. Такая практика может содействовать защите интересов граждан, стремящихся избежать излишней огласки факта объявления их в международный розыск по каналам Интерпола и возможного вызванного такой оглаской репутационного или иного ущерба.
Заключение
Следует еще раз подчеркнуть важность решения Интерпола об обобщении и обнародовании практики применения Комиссией нормативных актов Интерпола при рассмотрении заявлений граждан, объявленных в международный уголовный розыск по каналам организации. Такие публикации будут способствовать адвокатам в их работе по представлению интересов граждан, добивающихся доступа к информации о них в базах данных Интерпола или удаления таковой из баз данных организации.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Юрий Немец - адвокат (лицензии штата Нью-Йорк и Округа Колумбия, США), выпускник Московской государственной юридической академии (юрист, к.ю.н.) и юридического факультета университета Northwestern (Чикаго, США) (Juris Doctor, Master of Laws).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Новая адвокатская газета"
"Новая адвокатская газета" - корпоративное издание нового типа, появление которого обусловлено коренными переменами, произошедшими в адвокатском сообществе России после принятия Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Являясь органом Федеральной палаты адвокатов РФ, издание не преследует цель выступать в роли указующего или направляющего перста, представляя интересы той или иной части корпорации или группы лиц, а позиционирует себя как выразитель интересов всей российской адвокатуры. Принципиальное значение при этом имеет закрепленная Законом организация адвокатского сообщества, основанная на обязательном членстве каждого адвоката в адвокатской палате субъекта Федерации, являющейся в свою очередь членом ФПА РФ. Рассматривая в качестве высших ценностей адвокатского сообщества заложенные в Законе принципы независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, газета оценивает события государственной и общественной жизни и действия тех или иных лиц с точки зрения соответствия данным принципам. Выступая органом корпорации юристов-профессионалов, газета рассматривает профессионализм как главное качество адвоката и уделяет первостепенное внимание проблемам учебы и практического опыта коллег в различных отраслях права.
Основными направлениями издания являются:
- оперативное информирование о деятельности и решениях ФПА;
- освещение взаимоотношений адвокатуры с государственными и общественными институтами;
- освещение корпоративной жизни адвокатских палат;
- рассказ о созданных адвокатами прецедентах в национальной и международной судебной практике, публикация наиболее интересных решений судов;
- ответы на вопросы, волнующие адвокатов и адвокатские образования;
- взаимодействие с информационными изданиями адвокатских палат;
- поддержка общественно значимых инициатив адвокатов и адвокатских образований;
- информирование о наиболее важных событиях из жизни иностранной адвокатуры, о сотрудничестве российских и зарубежных адвокатских образований и адвокатов.