Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу ГТК РФ
от 11 сентября 2002 г. N 976
Положение
о специалистах по безопасности полетов авиации Государственного таможенного комитета Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Данное Положение разработано на основании приказа Минобороны России, МВД России, МЧС России, Минсвязи России, ГТК России, ФСБ России, ФСНП России, ФПС России и РОСТО от 26.02.2002 N 96/144/77/18/185/97/51/108/24 "Об утверждении Порядка взаимодействия органов безопасности полетов государственной авиации в Российской Федерации".
1.2. Главные инспектора-летчики по безопасности полетов входят в состав авиационных подразделений Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее - специалисты по безопасности полетов) и являются должностными лицами авиации Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК России), задействованными в системе предотвращения авиационных происшествий и авиационных инцидентов.
1.3. В состав специалистов по безопасности полетов входят:
главный инспектор-летчик по безопасности полетов отдела организации применения воздушных судов Главного управления организации силового обеспечения (ГУОСО) ГТК России;
главные инспектора-летчики по безопасности полетов региональных таможенных управлений (РТУ);
главные инспектора-летчики по безопасности полетов таможен.
1.4. Главные инспектора-летчики по безопасности полетов подчиняются начальникам авиационных подразделений.
1.5. Специалисты по безопасности полетов предназначены для осуществления контроля за деятельностью авиационного персонала авиации ГТК России в части, касающейся безопасности полетов, классификации, учета и анализа авиационных (в том числе чрезвычайных) происшествий и серьезных инцидентов с воздушными судами авиации ГТК России, выработки профилактических мероприятий по предотвращению аварийности с воздушными судами авиации ГТК России и контроля их реализации.
1.6. Руководители авиационных подразделений организовывают работу авиационных специалистов по безопасности полетов в соответствии с их предназначением, соблюдая при этом принцип их независимости при анализе состояния безопасности полетов, расследовании авиационных происшествий и авиационных инцидентов, представлении донесений и информации об опасных факторах, действующих в авиационной системе.
1.7. Штатная численность специалистов по безопасности полетов устанавливается Государственным таможенным комитетом, и должна обеспечивать выполнение возложенных задач.
1.8. Назначение специалистов по безопасности полетов в РТУ, таможнях проводится по согласованию с ГУОСО. Допуск специалистов по безопасности полетов к исполнению обязанностей по занимаемой должности осуществляется приказами соответствующих руководителей ГТК России, РТУ, таможен.
1.9. Специалисты по безопасности полетов в своей деятельности руководствуются:
Воздушным кодексом Российской Федерации;
Таможенным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 08.08.98 N 938 "О повышении безопасности полетов в Российской Федерации и о мерах по совершенствованию деятельности в области авиации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 87 "Об авиации Государственного таможенного комитета Российской Федерации";
Федеральными авиационными правилами полетов;
Правилами расследований авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.99 N 1329;
приказом Минобороны России, МВД России, МЧС России, Минсвязи России, ГТК России, ФСБ России, ФСНП России, ФПС России и РОСТО от 26.02.2002 N 96/144/77/18/185/97/51/108/24 "Об утверждении Порядка взаимодействия органов безопасности полетов государственной авиации в Российской Федерации";
другими нормативными правовыми актами и служебными документами по вопросам деятельности государственной авиации, а также настоящим Положением.
См. приказ ГТК РФ и Минобороны РФ от 19 февраля 2003 г. N 171/56 о взаимодействии ГТК РФ и Минобороны РФ в решении вопросов подготовки и переподготовки летного и инженерно-технического состава, размещения, эксплуатации и обслуживания воздушных судов таможенных органов
См. приказ ГТК РФ и ФПС РФ от 4 июля 2002 г. N 695/413 о взаимодействии ГТК РФ и Пограничной службы РФ по вопросам оказания содействия в размещении, эксплуатации и техническом обслуживании воздушных судов Государственного таможенного комитета РФ, подготовке и переподготовке летного и инженерно-технического состава таможенных органов
2. Основные задачи специалистов по безопасности полетов:
проведение мероприятий по осуществлению контроля за деятельностью авиационного персонала авиационных подразделений авиации ГТК России в части, касающейся безопасности полетов, по соблюдению требований нормативных правовых актов и служебных документов по организации, проведению и обеспечению полетов;
выявление опасных факторов по результатам контроля за деятельностью авиационного персонала авиации ГТК России и анализа материалов дел (актов) расследований авиационных происшествий и серьезных авиационных инцидентов;
расследование (участие в расследовании) авиационных происшествий и авиационных инцидентов с воздушными судами авиации ГТК России;
учет и анализ поступающей информации об авиационных (в том числе и чрезвычайных) происшествиях и серьезных авиационных инцидентах;
объективный анализ состояния безопасности полетов в авиации ГТК России, в авиационных отделах РТУ и таможен, подготовка документов по этому вопросу;
подготовка докладов по состоянию аварийности в авиации ГТК России, авиационных подразделениях и мерах по ее предупреждению;
участие в разработке нормативных правовых актов и служебных документов, регулирующих деятельность авиации ГТК России.
3. Основные функции специалистов по безопасности полетов:
выявление и анализ опасных факторов в авиации ГТК России по результатам работы в авиационных подразделениях и поступающей информации;
учет авиационных (в том числе чрезвычайных) происшествий и серьезных инцидентов;
анализ аварийности с воздушными судами авиации ГТК России;
изучение и использование в работе положительного опыта служб безопасности полетов федеральных органов исполнительной власти по выявлению и предупреждению авиационных происшествий и инцидентов;
разработка информационных документов о состоянии аварийности с воздушными судами авиации ГТК России и рекомендаций по предотвращению авиационных (в том числе чрезвычайных) происшествий;
подготовка предложений в проекты приказов (распоряжений) соответствующих руководителей ГТК России, РТУ и таможен, определяющих порядок организации, выполнения, управления и обеспечения полетов;
оперативное оповещение авиационных подразделений РТУ об авиационных происшествиях и серьезных авиационных инцидентах, произошедших с воздушными судами государственной авиации;
подготовка материалов разбора авиационных инцидентов, нарушений и ошибочных действий личного состава авиационных подразделений при организации, проведении, управлении и обеспечении полетов;
контроль за разработкой и проведением в установленные сроки профилактических мероприятий, предусмотренных программами предотвращения авиационных происшествий;
контроль хода и полноты устранения недостатков в организации и выполнении полетов, подготовке к ним, выявленных при работе в авиационных подразделениях РТУ и по результатам расследования авиационных (в том числе чрезвычайных) происшествий;
своевременно готовить и отправлять в адрес вышестоящих органов по безопасности полетов установленные формы докладов;
немедленный устный доклад об авиационных происшествиях и серьезных авиационных инцидентах дежурному по службе безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.
4. Ответственность специалистов по безопасности полетов
Специалисты по безопасности полетов несут ответственность за:
организацию и выполнение задач по обеспечению безопасности полетов;
выявление при работе в авиационных подразделениях опасных факторов, недостатков и нарушений в организации, выполнении и обеспечении полетов, проведении профилактических мероприятий по предупреждению авиационных происшествий;
объективность оценки состояния безопасности полетов, полноту и своевременность выявления авиационных инцидентов, оперативность и достоверность докладов по результатам их расследований;
обоснованность и достаточность разрабатываемых программ предотвращения авиационных происшествий, мероприятий по устранению или снижению влияния опасных факторов;
полноту и своевременность выявления опасных факторов, нарушений порядка и правил организации, проведения и обеспечения полетов, оперативность и достоверность информирования о них;
организацию своевременного доведения до авиационного персонала оперативной, периодической и представляемой по запросу информации об авиационных происшествиях и авиационных инцидентах.
5. Права и обязанности специалистов по безопасности полетов авиации ГТК России
5.1. Главный инспектор-летчик по безопасности полетов отдела организации применения воздушных судов ГУОСО подчиняется начальнику отдела и несет ответственность за организацию выполнения возложенных на специалистов по безопасности полетов задач. Он имеет право:
проверять соблюдение правил эксплуатации, подготовки и проведения полетов, знание авиационным персоналом, до начальников авиационных отделов РТУ включительно, специальных дисциплин и требований служебных документов, регламентирующих летную работу, соблюдение правил эксплуатации и ремонта авиационной техники;
контролировать выполнение в авиационных подразделениях требований руководящих документов по безопасности полетов, установленного порядка и правил организации, проведения, обеспечения и управления полетами. Принимать меры по пресечению выявленных нарушений и устранению вскрытых недостатков;
отстранять от выполнения полетов, их обеспечения и управления личный состав проверяемых авиационных подразделений авиации ГТК России, показавший при проверках неудовлетворительные знания, допустивших нарушения требований служебных документов по обеспечению безопасности полетов и ошибки, выходящие за пределы нормативов оценки "удовлетворительно", с докладом начальнику отдела организации применения воздушных судов ГУОСО и их непосредственным начальникам;
запрещать выполнение полетов в авиационных подразделениях, отстранять от эксплуатации авиационную технику, средства управления и обеспечения полетов при несоответствии их технического состояния требованиям служебных документов с докладом начальнику отдела организации применения воздушных судов ГУОСО и их непосредственным начальникам;
давать должностным лицам авиационных подразделений обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений и недостатков в части, касающейся безопасности полетов, с докладом начальнику отдела организации применения воздушных судов ГУОСО и их непосредственным начальникам;
приостанавливать исполнение решений начальников авиационных подразделений, если они ведут к нарушению правил безопасности полетов, летной эксплуатации воздушных судов, с последующим докладом начальнику отдела организации применения воздушных судов ГУОСО и их непосредственным начальникам;
запрашивать и получать из РТУ документы и информацию по вопросам обеспечения безопасности полетов;
заслушивать доклады должностных лиц авиационных подразделений по организации и выполнению мероприятий, направленных на поддержание безопасности полетов воздушных судов авиации ГТК России.
Главный инспектор-летчик по безопасности полетов имеет иные права, определенные нормативно-правовыми актами ГТК России по вопросам обеспечения безопасности полетов.
5.2. Главный инспектор-летчик по безопасности полетов отдела организации применения воздушных судов ГУОСО обязан:
знать требования Воздушного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов ГТК России в области авиационной деятельности и по вопросам обеспечения безопасности полетов;
знать тактико-технические характеристики и требования по летной эксплуатации эксплуатируемых в таможенных органах воздушных судов;
знать места базирования авиационных подразделений авиации ГТК России, их состав, укомплектованность личным составом и техникой;
планировать работу специалистов по безопасности полетов и осуществлять координацию деятельности главных инспекторов-летчиков по безопасности полетов РТУ, таможен;
выявлять, проверять ведение учета, объективность расследования и правильность классификации авиационных инцидентов в авиационных подразделениях авиации ГТК России;
вести учет авиационных (в том числе чрезвычайных) происшествий и серьезных инцидентов, произошедших в авиации ГТК России;
знать и анализировать состояние аварийности в авиации ГТК России (за месяц, квартал, год) и разрабатывать предложения и рекомендации по предотвращению аварийности;
совершенствовать профессиональные навыки в выполнении своих должностных обязанностей;
систематически поддерживать летную натренированность и выполнять полеты в качестве инструктора согласно достигнутому уровню подготовки;
участвовать по указанию начальника отдела организации применения воздушных судов ГУОСО в расследовании авиационных (чрезвычайных) происшествий и серьезных авиационных инцидентов с воздушными судами авиации таможенных органов;
оперативно оповещать авиационные подразделения об авиационных происшествиях и авиационных инцидентах, произошедших в государственной авиации, и осуществлять контроль за своевременным изучением полученной информации;
осуществлять взаимодействие со службами безопасности полетов федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих в пользовании воздушные суда;
подготавливать проекты документов о состоянии аварийности в авиации ГТК России и мерах по ее предупреждению;
разрабатывать нормативные акты и документы по вопросам безопасности полетов воздушных судов таможенных органов, осуществлять контроль за их исполнением;
изучать, обобщать и распространять в авиационных подразделениях РТУ передовой опыт работы служб по безопасности полетов государственной авиации по предупреждению авиационных происшествий и инцидентов;
подготавливать необходимые документы по разбору авиационных инцидентов, нарушений и ошибочных действий личного состава авиационных подразделений при организации, проведении, управлении и обеспечении полетов;
готовить для представления в Службу безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации анализ состояния полетов авиации ГТК России (к 10 января следующего года) и информировать о ходе расследований авиационных происшествий, выявленных недостатках (опасных факторах) и проблемах, возникших при работе (устно - по мере получения информации), а также о налете за прошедший квартал (отдельно за каждый месяц), выполнения планов профилактических мероприятий по результатам расследований авиационных происшествий, о поврежденных и восстановленных воздушных судах, вновь выявленных опасных факторах и разработанных мерах по их локализации или устранению (письменно - к 10 числу очередного месяца);
немедленно докладывать об авиационных происшествиях и серьезных авиационных инцидентах дежурному по Службе безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.
Главный инспектор-летчик по безопасности полетов имеет также другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами ГТК России регламентирующих обеспечение безопасности полетов.
5.3. Права и обязанности остальных специалистов по безопасности полетов авиации ГТК России определяют начальники РТУ, в подчинении у которых находятся авиационные подразделения, в соответствии с настоящим Положением, по согласованию с ГУОСО.
<< Назад |
||
Содержание Приказ ГТК РФ от 11 сентября 2002 г. N 976 "О вводе в действие Положения о специалистах по безопасности полетов авиации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.