Я работодатель, индивидуальный предприниматель, арендую склад в Московской области для хранения материалов, там же размещен вагончик для проживания рабочих склада. Иностранные работники оформлены по трудовым договорам, имеют патенты, регистрацию по месту пребывания (адрес склада на основании договора аренды). Недавно сотрудники миграционной службы заявили, что жилого помещения на территории склада нет, мне нужно искать другие варианты для размещения рабочей силы. Какие штрафные санкции грозят мне как работодателю, привлекшему иностранную рабочую силу? Будут ли претензии со стороны проверяющих органов, если я приказом оформлю бытовку как комнату отдыха при ночном графике работы моих сотрудников? Есть возможность переселить работников в дом или квартиру - тогда им нужно делать перерегистрацию или можно оставить по месту пребывания на складе?
Закон допускает постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания, при этом под местом пребывания понимается, в том числе, организация-работодатель. В том, что работники не зарегистрированы в жилом помещении, нет нарушения миграционного законодательства.
Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" устанавливает две категории:
- место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим законом;
- место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и/или по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим законом.
Постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
Временно пребывающие в РФ иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Постоянно или временно проживающий в РФ иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории РФ, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения.
Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории РФ. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Учет граждан по месту жительства регламентируется гл. 3 указанного выше закона, учет по месту пребывания - главой 4. Это разные понятия и правоотношения.
Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ":
- временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
- постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
Трудовые мигранты являются временно пребывающими и не обязаны регистрироваться по месту жительства.
Таким образом, требования уполномоченного органа имеют законное обоснование. Однако на вас, как на работодателя, обязанность обеспечить иностранных работников жильем не возлагается. Однако в случае нарушения работниками требований законодательства к ним будут применены соответствующие меры. Возможно, во избежание этого уполномоченный орган предлагает вам решить вопрос с обеспечением проживания работников в жилом помещении с соответствующей регистрацией по месту жительства. Соблюдение санитарно-эпидемиологических условий в бытовках и т.п. к данному вопросу отношения не имеют. Такие требования должны соблюдаться в любом случае.
Согласно ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" ("Особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, на основании патента"), для получения патента иностранный гражданин в течение 30 календарных дней со дня въезда в РФ представляет лично или через уполномоченную субъектом РФ организацию, указанную в п. 9 ст. 13 настоящего закона, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции - документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания. В случае непредставления указанного документа территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания.
Таким образом, если вы оборудуете вагончик всеми необходимыми аксессуарами, то никого никуда переводить не нужно. Постановка на миграционный учет временно пребывающего иностранного гражданина может осуществляться в нежилом помещении.
Пример из практики - в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.04.2014 по делу N А40-113833/13:
"ФГУП "ГУССТ N 1 при Спецстрое России" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УФМС России по Московской области от 25.07.2013 N 3/3/13/04571 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.9 Кодекса РФ об административным правонарушениям.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2014, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ФГУП "ГУССТ N 1 при Спецстрое России" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представители ФГУП "ГУССТ N 1 при Спецстрое России" и УФМС России по Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. При этом УФМС России по Московской области заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" (далее - Закон о миграционном учете) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ - это жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и/или по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона о миграционном учете сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в РФ, определена как гражданин РФ, постоянно проживающие в РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в РФ, международная организация или ее представительство в РФ либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в РФ, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
В силу ст. 7 Закона о миграционном учете временно пребывающие в РФ иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 8 Закона о миграционном учете одним из оснований для снятия иностранного гражданина с миграционного учета является факт выезда иностранного гражданина из РФ.
Ст. 20 Закона о миграционном учете установлено, что временно проживающий или временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан встать на учет по месту пребывания - по истечении 3 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания. Принимающая сторона обязана в течение 1 суток уведомить орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды обоснованно пришли к выводу о том, что в действиях заявителя имеется состав вмененного правонарушения, выразившееся в предоставлении иностранному гражданину, незаконно находящему на территории РФ, помещения для временного проживания, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности актом проверки, протоколом осмотра, протоколом об административном правонарушении, фототаблицами. Вина заявителя миграционным органом установлена. Процедура привлечения к административной ответственности, вопреки доводам заявителя, ответчиком соблюдена.
Довод заявителя о том, что предоставленное помещение (бытовой вагончик) не отвечает признакам жилого помещения, указанным в ст. 15 Жилищного кодекса РФ, несостоятелен, поскольку бытовой вагончик оборудован для проживания спальными местами, местом для приема и приготовления пищи, электричеством и предоставлялся заявителем иностранному гражданину непосредственно для проживания.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам".
Еще один пример из практики - в определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2011 N ВАС-5417/11:
"Партнерство 18.03.2010 в качестве принимающей стороны поставило на миграционный учет по адресу своего офиса гражданина США, прибывшего в РФ (г. Майкоп) для проведения консультаций по поддержке малого бизнеса в этом офисе, и 5 членов его семьи, также являющихся гражданами США.
Установив 28.04.2010 в ходе проверки на основании упомянутого распоряжения, что названные граждане США проживали по иному адресу, миграционная служба сделала вывод о недостоверности, представленных партнерством сведений о месте пребывания упомянутых иностранных граждан, в связи с чем 14.05.2010 составило протокол и вынесло постановление о привлечении партнерства к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления миграционной службы, суды сочли, что в действиях общества имеется состав вмененного ему административного правонарушения.
Между тем, по мнению коллегии судей, суды не учли следующего.
В соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" (далее - Закон), принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета.
К стороне, принимающей иностранного гражданина в РФ, п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона относит находящихся в РФ физических и юридических лиц, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Место пребывания определяется п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона как жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится и/или по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания. Исходя из данных положений Закона партнерство имело право указать свой офис в качестве места пребывания названных иностранных граждан.
Данные изменения законодательного определения места пребывания подтверждают, что при первоначальной и действующей в настоящее время редакции Закона в качестве места пребывания для целей миграционного учета допускается указывать нежилое помещение, в котором регистрируемый иностранный гражданин находится, и не обязательно следует указывать помещение, в котором он проживает".
Таким образом, в вашем случае требования миграционной не обоснованы. Требовать от вас обеспечить работников жильем уполномоченный орган не имеет права. Вместе с тем, возможно, он руководствуется распоряжением Мособлтруда от 12.09.2013 N 79-Р, в котором записано следующее.
В целях обеспечения регулирования миграционных процессов на территории Московской области, повышения эффективности мер противодействия незаконной миграции - предложить работодателям, привлекающим иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории Московской области:
- обеспечить жилищное обустройство иностранных работников из расчета не менее 6 жилой площади на 1 человека;
- осуществлять размещение иностранных работников в гостиницах, общежитиях, временных административно-бытовых городках и других специально обустроенных местах компактного проживания;
- не допускать проживания иностранных работников на территории организации, кроме специально оборудованных помещений, имеющих статус общежития;
- обеспечить согласование условий размещения иностранных работников с исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования Московской области, на территории которого предполагается привлечение этих работников для осуществления трудовой деятельности.
Этот документ носит для работодателя рекомендательный характер, но в условиях ужесточения миграционной политики в связи с постоянной угрозой терроризма прислушиваться к таким рекомендациям стоит. Особенно, если они исходят непосредственно от миграционного органа, наделенного значительными полномочиями.
М. Болтунова
А. Зачесов
Д. Горлова
Правовед.RU
5 апреля 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU