Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмом ФТС России от 21 сентября 2004 г. N 01-06/1040 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к письму ГТК РФ
от 28 августа 2002 г. N 01-06/34816
Методические рекомендации
по порядку приема, учета и рассмотрения поступающих в таможенные органы Российской Федерации материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
21 сентября 2004 г.
О совершенствовании работы с обращениями граждан см. приказ ФТС России от 19 мая 2005 г. N 460
1. Общие положения
1. Методические рекомендации разработаны на основании главы 28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) и определяют для таможенных органов Российской Федерации порядок приема, учета и рассмотрения поступающих в таможенные органы Российской Федерации материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (далее - информация об АП).
2. В методических рекомендациях под административным правонарушением (далее АП) понимается действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность, по которому должностные лица таможенных органов уполномочены составлять протокол об АП и проводить административное расследование.
3. Основанием для учета поступающих в таможенные органы Российской Федерации материалов, сообщений, заявлений является наличие в них данных, содержащих реальную, конкретную и определенную информацию об обстоятельствах возможного АП (о месте, времени и способе его совершения).
4. Учету подлежат:
поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события АП;
сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации (далее СМИ), содержащие данные, указывающие на наличие события АП.
5. Принципами приема, учета и рассмотрения поступающей в таможенные органы информации об АП являются обязательность приема и учета, законность, своевременность и объективность рассмотрения.
2. Порядок приема и учета поступающих материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события АП
6. Информация об АП, поступившая в таможенный орган, регистрируется в соответствии с установленным порядком.
7. При обращении физических лиц с устным заявлением, содержащим данные, указывающие на наличие события АП, должностное лицо таможенного органа оформляет протокол заявления о совершении административного правонарушения (приложение 1). Протокол подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее заявление.
При обращении физических лиц с устным заявлением, содержащим данные, указывающие на наличие события АП, в таможенный орган в нерабочее время оформление протокола заявления о совершении административного правонарушения осуществляется оперативно-дежурной службой таможенного органа.
8. Сбор и анализ сообщений, содержащих данные, указывающие на наличие события АП, опубликованных или распространенных в СМИ, осуществляется в таможне пресс-секретарем таможни либо иным должностным лицом, назначенным начальником таможни, в зоне деятельности которой находится юридический адрес СМИ.
9. Поступившая в таможенный орган информация об АП после регистрации либо после ее выявления на одном из этапов работы с документами, а также информация об АП, принятая в соответствии с пунктами 7 - 8 настоящих методических рекомендаций, незамедлительно докладывается соответствующим должностным лицом таможенного органа начальнику таможенного органа или его заместителю по правоохранительной работе (в региональном таможенном управлении (РТУ) первому заместителю начальника РТУ по правоохранительной работе - начальнику оперативной таможни) либо лицам, их замещающим, которые дают письменное поручение о рассмотрении материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события АП (далее - поручение) (приложение 2).
10. Должностное лицо, которому поручено рассмотрение, представляет для учета информацию об АП в структурное подразделение, указанное в пункте 11 настоящих методических рекомендаций, а также своевременно представляет сотруднику, ответственному за прием и учет информации об АП, ведение и хранение журнала учета материалов, сообщений, заявлений об административных правонарушениях (далее - журнал) и материалов рассмотрения (далее - ответственный сотрудник) данные, необходимые для заполнения журнала.
11. Учет поступившей информации об АП осуществляется:
в Федеральной таможенной службе - Управлением таможенных расследований и дознания(УТРД);
в РТУ и оперативной таможне - учетно-регистрационным отделением оперативной таможни;
в таможне - учетно-регистрационным отделением таможни.
12. Ответственность за организацию приема и учета информации об АП в таможенных органах Российской Федерации возлагается на заместителя начальника таможенного органа по правоохранительной работе, который определяет ответственного сотрудника.
13. При получении информации об АП ответственный сотрудник учитывает ее путем занесения данных в журнал и проставления учетного номера, даты учета на соответствующих носителях информации.
3. Сведения, подлежащие внесению в графы журнала
14. Заполнение граф журнала осуществляют в соответствии с формой, приведенной в приложении 3.
15. В графе 1 указывают порядковый учетный номер, присвоенный поступившей в таможенный орган информации об АП.
Учетный номер состоит из следующих цифровых обозначений:
цифрового кода таможенного органа, в котором зарегистрирована информация об АП, поступившая в таможенный орган (по классификатору таможенных органов);
порядкового номера по журналу, начиная с 1-го в каждом году, с добавлением буквы - И;
четырех цифр обозначения текущего года. Например: "N 10005000-225И/2002".
16. В графе 2 - дату поступления информации об АП в таможенный орган и входящий регистрационный номер.
17. В графе 3 - краткие сведения о лице, предоставившем информацию об АП: фамилию, имя, отчество физического лица; наименование и адрес юридического лица.
18. В графе 4 - основные сведения, содержащиеся в материалах, сообщениях, заявлениях.
19. В графе 5 - должность и фамилию должностного лица таможенного органа, назначившего рассмотрение информации об АП.
20. В графе 6 - дату назначения рассмотрения информации об АП.
21. В графе 7 - должность и фамилию должностного лица таможенного органа, осуществляющего рассмотрение информации об АП.
22. В графе 8 - сведения о продлении сроков рассмотрения информации об АП: основания продления, должность и фамилию должностного лица таможенного органа, продлившего рассмотрение, до какого времени продлено рассмотрение.
23. В графе 9 - дату регистрации и порядковый регистрационный номер, присвоенный возбужденному делу об АП или уголовному делу и квалификация правонарушения по статье Кодекса или Уголовного кодекса Российской Федерации соответственно.
24. В графе 10 - дату вынесения определения об отказе в возбуждении дела об АП, номер пункта статьи 24.5 Кодекса.
25. В графе 11 - исходящий регистрационный номер сообщения об обнаружении признаков других правонарушений, не отнесенных к компетенции таможенных органов, и кому конкретно оно направлено.
4. Требования к оформлению, ведению и хранению журнала и материалов рассмотрения
26. Журнал ведется в УТРД, оперативной таможне, таможне.
27. Журнал заводится с начала года, лицевая сторона его обложки оформляется согласно форме, приведенной в приложении 4.
28. Листы журнала должны быть пронумерованы и прошнурованы. На узел шнуровки листов на последней странице делают наклейку с оттиском печати таможенного органа, при этом сверху должна быть сделана заверительная надпись (приложение 5).
29. Все записи в журнале делают чернилами (пастой) синего, фиолетового или черного цвета.
30. В журнале не допускают подчисток, исправлений или удалений сделанных ранее записей при помощи корректирующих средств.
31. В случае необходимости сделанные ошибочно записи зачеркивают одной чертой так, чтобы ранее написанный текст четко читался. Новую запись делают в этой же графе. В графе "Примечание" сотрудник таможенного органа, ответственный за ведение журнала, делает соответствующую запись, например: "Исправлено в гр. 3 и гр. 5". Проставляет подпись, инициалы, фамилию, дату.
32. Если для учета информации в течение календарного года одного журнала окажется недостаточно, заводят новый журнал, который является продолжением первого. При этом на обложке журналов проставляют номера томов (том 1, том 2 и т. д.).
33. По окончании года в журнале делается запись об общем количестве зарегистрированной информации.
34. Журналы и материалы рассмотрения информации об АП хранятся в подразделении таможенного органа, указанного в пункте 11 настоящих методических рекомендаций в течение трех лет, следующих за годом их учета, после чего уничтожаются по акту в соответствии с установленным порядком.
35. В случае возбуждения уголовного дела о контрабанде или иным преступлениям, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также при направлении прокурору или органам предварительного следствия материалов, содержащих сведения о других преступлениях, с документов, являющихся доказательствами по делам об АП, снимаются копии в соответствии с порядком, установленным ФТС России.
36. На материалы, полученные в ходе рассмотрения, не приобщенные к делу об АП или уголовному делу, копии документов, снятые в соответствии с пунктом 35 настоящих методических рекомендаций, составляются внутренние описи, они систематизируются, пронумеровываются, подшиваются, после чего сдаются на хранение ответственному сотруднику.
37. При этом обязательно оформление обложки дела (тома дела). На обложке дела (тома дела) указывают: наименование таможенного органа, учетный номер, наименование лица, в отношении которого проводится рассмотрение информации об АП, номер тома, количество томов дела, дату поступления информации, дату принятия решения по ней, количество листов в деле (томе), срок хранения.
38. Условия хранения журнала и материалов должны обеспечивать их сохранность. Ознакомление должностных лиц таможенного органа, за исключением начальника таможенного органа или его заместителя по правоохранительной работе, с журналом и материалами должно производиться в присутствии ответственного сотрудника.
39. Журналы и материалы являются документами внутреннего пользования и не могут передаваться или выдаваться организациям, физическим или должностным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5. Порядок рассмотрения информации об АП
40. Если полученные материалы, сообщения, заявления содержат достаточные данные, указывающие на наличие события АП, должностное лицо таможенного органа, уполномоченное составлять протоколы об АП и проводить административное расследование, возбуждает дело об АП.
41. Если полученные материалы, сообщения, заявления содержат данные, указывающие на наличие события АП, совершенного после выпуска товаров в соответствии с таможенными режимами экспорта, выпуска для свободного обращения, реимпорта, а также после завершения действия других таможенных режимов в отношении товаров и транспортных средств, рассмотрение информации об АП осуществляется в соответствии с порядком проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств, установленным ФТС России.
42. В остальных случаях рассмотрение информации об АП осуществляется по поручению начальника таможенного органа или его заместителя по правоохранительной работе структурными подразделениями таможенного органа с учетом их компетенции. Примерное распределение компетенции структурных подразделений таможенного органа в части, касающейся рассмотрения информации об АП, приведено в приложении 6.
43. В ФТС России рассмотрение информации об АП осуществляет УТРД, а по поручению руководства ФТС России - иное структурное подразделение.
44. Состав сотрудников, осуществляющих рассмотрение информации об АП, сроки рассмотрения устанавливает должностное лицо таможенного органа, назначившее рассмотрение, с учетом конкретных задач рассмотрения и характера поступившей информации.
45. Сроки рассмотрения не должны превышать сроков, установленных для рассмотрения обращений физических и юридических лиц, депутатов. Если рассмотрение проводится по поручению вышестоящего таможенного органа, вопрос о продлении сроков заблаговременно согласовывается с органом, назначившим его проведение.
46. При рассмотрении информации об АП должностное лицо таможенного органа вправе использовать формы, способы, средства таможенного и валютного контроля, установленные таможенным и валютным законодательством.
47. Если информация об АП, опубликованная или распространенная в СМИ, содержит данные, указывающие на наличие события АП, имевшего место в зоне деятельности таможенного органа, отличного от приведенного в пункте 8 настоящих методических рекомендаций, сотрудник, осуществляющий рассмотрение информации об АП, выполняет возможные действия по установлению наличия или отсутствия события АП и при необходимости направляет все материалы рассмотрения в соответствующий таможенный орган, где они подлежат учету и рассмотрению в соответствии с порядком, установленным настоящими методическими рекомендациями.
Если сообщения, опубликованные или распространенные в СМИ, содержат данные, указывающие на наличие события АП, имевшего место в зоне деятельности нескольких:
таможен РТУ, материалы рассмотрения направляются в соответствующее РТУ;
РТУ, материалы рассмотрения направляются в ФТС России.
48. Должностное лицо таможенного органа, проводившее рассмотрение, принимает следующие решения:
при обнаружении АП возбуждает дело об АП;
при установлении в ходе рассмотрения информации об АП обстоятельств, исключающих производство по делу об АП (ст. 24.5 Кодекса), выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
при наличии признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, вопрос о возбуждении уголовного дела решается в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
при обнаружении признаков других правонарушений, не отнесенных к компетенции таможенных органов, сообщает имеющиеся данные по подведомственности .
6. Порядок вынесения определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
49. При установлении в процессе рассмотрения информации об АП обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5 Кодекса), должностное лицо, рассматривающее информацию об АП, выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (далее - определение) по форме, приведенной в приложении 7.
50. Определение подлежит согласованию с начальником структурного подразделения сотрудника, вынесшего определение, и утверждению должностным лицом, назначившим проведение рассмотрения.
51. Определение вместе с материалами рассмотрения представляется для учета в структурное подразделение, указанное в пункте 11 настоящих методических рекомендаций.
7. Контроль за законностью и обоснованностью принятых решений по результатам рассмотрения информации об АП
52. Контроль за законностью, обоснованностью и своевременностью принятых решений по результатам рассмотрения материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события АП, осуществляет начальник таможенного органа или его заместитель по правоохранительной работе.
Начальник Управления |
А.В.Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.