Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к постановлению
Администрации Томской области
от 27 апреля 2015 г. N 143а
Паспорт
подпрограммы 3 "Доступная среда"
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма 3 "Доступная среда" (далее - подпрограмма 3) |
||||||||
Соисполнители подпрограммы 3 |
Департамент социальной защиты населения Томской области |
||||||||
Участники подпрограммы 3 |
Департамент социальной защиты населения Томской области; Департамент по культуре и туризму Томской области; Департамент общего образования Томской области; Департамент по вопросам семьи и детей Томской области; Департамент профессионального образования Томской области; Департамент информационной политики Администрации Томской области; Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области; Департамент здравоохранения Томской области; Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области |
||||||||
Цель подпрограммы 3 |
Обеспечение доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области |
||||||||
Показатели цели подпрограммы 3 и их значения (с детализацией по годам реализации) |
Показатели цели |
2013 год |
Предшествующий год реализации |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Томской области, % |
30,0 |
45,0 |
55,0 |
56,0 |
56,0 |
56,0 |
56,0 |
56,0 |
|
Задача подпрограммы 3 |
Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг для инвалидов и других МГН в приоритетных сферах жизнедеятельности в Томской области |
||||||||
Показатели задачи подпрограммы 3 и ее значения (с детализацией по годам реализации) |
Показатели задачи |
2013 год |
Предшествующий год реализации |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
1. Доля приоритетных объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, в общем количестве объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области, % |
11,0 |
85,0 |
90,0 |
95,0 |
96,0 |
97,0 |
98,0 |
100,0 |
|
2. Доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Томской области, % |
25,0 |
31,25 |
45,0 |
46,0 |
46,0 |
46,0 |
46,0 |
46,0 |
|
3. Доля профессиональных образовательных организаций, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве организаций профессионального образования, % |
2,8 |
3,7 |
13,3 |
14,8 |
14,8 |
14,8 |
14,8 |
14,8 |
|
4. Доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций, % |
6,5 |
12,9 |
20,0 |
21,0 |
21,0 |
21,0 |
21,0 |
21,0 |
|
5. Доля парка подвижного состава городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке указанного подвижного состава в Томской области, % |
34,3 |
34,3 |
35,5 |
35,5 |
35,5 |
35,5 |
35,5 |
35,5 |
|
6. Доля инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории граждан, % |
1,5 |
14,5 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
|
7. Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию, % |
40,0 |
43,0 |
44,0 |
45,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
|
8. Доля инвалидов, в том числе детей-инвалидов, охваченных методическими материалами о правах инвалидов, в общей доле инвалидов, проживающих на территории Томской области, % |
4,0 |
4,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
|
9. Доля человек, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных человек в Томской области, % |
30,0 |
45,2 |
49,6 |
49,6 |
49,6 |
49,6 |
49,6 |
49,6 |
|
Ведомственные целевые программы, входящие в состав подпрограммы 3 |
Отсутствуют |
||||||||
Сроки и этапы реализации подпрограммы 3 |
2015-2020 годы Этапы: I. 2015 год II. 2016-2020 годы |
||||||||
Объем и источники финансирования подпрограммы 3 (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей) |
Источники |
Всего |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
федеральный бюджет (по согласованию) |
89378,0 |
44689,0 |
44689,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
областной бюджет |
69202,0 |
53851,0 |
15351,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
местные бюджеты (по согласованию) |
145,3 |
145,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
внебюджетные источники (по согласованию) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
всего по источникам |
158725,3 |
98685,3 |
60040,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 3 |
В результате реализации мероприятий подпрограммы 3 ожидается: 1) формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в Томской области; 2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ исполнительных органов государственной власти Томской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области; 3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; 4) формирование на территории Томской области условий доступности приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; 5) повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в Томской области; 6) создание на территории Томской области системы должного информационно-методического обеспечения в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов; 7) создание на территории Томской области эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других МГН на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особых потребностей инвалидов; 8) преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы 3
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р реабилитация и социальная интеграция инвалидов - одно из главных направлений развития социальных институтов и социальной политики в Российской Федерации до 2020 года.
Актуальность проблемы обеспечения для инвалидов доступной среды определяется большим количеством граждан с инвалидностью, приводящей к ограничению жизнедеятельности и вызывающей необходимость развития системы социальной защиты инвалидов, комплексному подходу к ее построению.
В Томской области по состоянию на 1 января 2015 года численность инвалидов составляет 61934 человек (5,8% от общего количества населения), в том числе 3398 детей-инвалидов. Большая часть граждан данной категории (28920 человек или 46,7%) проживает на территории муниципального образования "Город Томск".
При этом в общей численности инвалидов возрастает доля трудоспособных неработающих инвалидов, количество которых в 2014 году в сравнении с предыдущим годом выросло на 4766 тыс. чел. и составило 14766 чел. Количество работающих инвалидов трудоспособного возраста в Томской области в 2014 году составило 5 819 человек или 28% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста.
Анализ статистических данных по Томской области за несколько предшествующих лет выявил тенденцию к сокращению общего числа инвалидов. Так, в 2013 году на территории Томской области проживало 62 800 инвалидов, из них 3 187 детей-инвалидов; в 2014 году 62 025 и 3 324 человека соответственно. Это объясняется совершенствованием нормативно-правовой базы, улучшением качества лечебно-профилактической и экспертной работы, и, возможно, переходом на новую систему установления инвалидности гражданам, утвержденную приказом Минтруда России от 29.09.2014 N 664н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы". Вместе с тем, имеет место незначительный рост количества детей-инвалидов. Анализ состояния детской инвалидности в Томской области, проведенный ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Томской области", показал рост показателя уровня первичной инвалидности детского населения Томской области с 18,4 в 2012 году до 19,8 на 10 тыс. чел. детского населения в 2014 году.
Инвалидов, проживающих на территории Томской области, объединяет ряд общих проблем, требующих комплексного подхода к их решению: неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда, организация доступной среды.
Обеспечение для инвалидов доступной среды является одной из важнейших социально-экономических проблем, затрагивающей права и потребности десятков тысяч граждан области, необходимость решения которой вытекает из требований законодательства Российской Федерации и норм международного права.
Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Указанное положение нашло закрепление в российском законодательстве. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также возможности беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
Исходя из положений данного закона одним из основных направлений государственной социальной политики, проводимой в Томской области в отношении инвалидов, является комплексная реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов с целью восстановления их социального статуса и достижения материальной независимости.
Настоящая подпрограмма 3, в рамках которой планируется комплексное решение проблем по обеспечению безбарьерной среды для инвалидов и МГН Томской области, разработана в соответствии со следующими правовыми актами:
Конвенцией Организации Объединенных Наций "О правах инвалидов" от 13.12.2006;
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р;
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы";
приказом Минтруда России от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
постановлением Администрации Томской области от 03.04.2014 N 119а "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Томской области, их формирования и реализации и о внесении изменения в постановление Администрации Томской области от 22.06.2012 N 237а";
распоряжением Губернатора Томской области от 30.01.2013 N 22-р "О проведении в Томской области паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" и иными правовыми актами.
Следует отметить, что в последние годы реализация мероприятий, направленных на обеспечение равных прав и возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья, стала более последовательной и комплексной. Этому во многом способствовала работа Совета по делам инвалидов при Губернаторе Томской области (далее - Совет).
В состав Совета входят руководители исполнительных органов государственной власти Томской области, представители Законодательной Думы Томской области, руководители региональных отделений федеральных структур, руководители областных общественных организаций инвалидов.
В рамках реализации государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы", действовавшей до 1 января 2015 года, систематически велась работа по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры.
На дорожных переходах в Томске устанавливались светофоры со средствами звуковой сигнализации для слепых и слабовидящих пешеходов. В 2014 году в г. Томске установлено 117 светофоров, адаптированных для инвалидов по зрению. Закупался специализированный транспорт для перевозки инвалидов-колясочников. В 2014 году приобретен легковой автомобиль с устройством для перевозки инвалидов-колясочников в г. Стрежевом, для свободного передвижения инвалидов-колясочников, проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты населения, приобретено 6 автомобилей для перевозки, 4 ступенькохода.
Продолжается работа по обеспечению транспортной доступности инвалидов за счет развития услуг социального такси. Сегодня данная реабилитационная услуга предоставляется на территории всех муниципальных образований Томской области. В 2014 году услуги социального такси предоставлены 1638 инвалидам, среди них 116 детей-инвалидов. Расходы областного бюджета на предоставление указанной услуги в 2014 году составили 2 112,0 тыс. рублей.
Реализуются мероприятия, направленные на социокультурную реабилитацию инвалидов. Ежегодно около 30 тыс. инвалидов получают услуги социокультурной реабилитации.
Начиная с 1992 года ежегодно в Томской области проводится Декада инвалидов, включающая мероприятия досугового, благотворительного и спортивного характера. Тем не менее, необходимо расширять спектр мероприятий по социокультурной реабилитации детей-инвалидов.
Силами органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области осуществляется установка пандусов в подъездах многоквартирных домов, где проживают инвалиды, производится обустройство придомовой территории с учетом требований доступности для инвалидов, ведется работа с организациями розничной торговли в целях обеспечения доступности инвалидов к их услугам (установка пандусов, кнопки вызова), организуется доступ к иным объектам, находящимся в муниципальной собственности.
В рамках мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы (далее - мероприятие) на территории Томской области создана и функционирует система дистанционного образования детей-инвалидов. 100% детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний к обучению с использованием дистанционных образовательных технологий, охвачены данным видом обучения.
Ряд общеобразовательных организаций Томской области участвуют в реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования с 2011 года. В 2011 году в 16 общеобразовательных организациях были созданы условия для беспрепятственного посещения и организации совместного обучения детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, за счет установки пандусов, расширения входных дверных проемов, оборудования санитарных комнат.
С 2012 года Томская область участвует в реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда на 2011-2015 годы" по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащению общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом. В 2012 году в трех образовательных организациях была создана универсальная безбарьерная среда и приобретено специализированное, компьютерное, реабилитационное оборудование и автотранспорт. В 2013 году в реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда на 2011-2015 годы" приняли участие четыре образовательных организации, в 2014 году - двадцать пять общеобразовательных организаций.
Реализация программных мероприятий по созданию специальных условий направлена на обеспечение права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на получение без дискриминации качественного и доступного образования.
В Томской области ежегодно повышается уровень доступности услуг в сфере образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
В рамках государственной программы "Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Томской области", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 12.12.2014 N 488а, нацеленной на создание в области условий для развития физической культуры и спорта и эффективной молодежной политики, в период с 2015 по 2020 годы запланировано расширение и модернизация сети спортивной инфраструктуры Томской области, развитие спорта высших достижений, системы подготовки спортивного резерва. Реализация мероприятий программы позволит укрепить материальную базу физической культуры и спорта, увеличить количество мест для занятий физической культурой и спортом (единовременную пропускную способность спортивных сооружений), увеличить количество лиц, в том числе инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, а также создать условия для развития в области адаптивного спорта для инвалидов (керлинг, стрельба из лука, шахматы, теннис и др.). Реализация программных мероприятий осуществляется с учетом требований обеспечения доступности объектов физической культуры и спорта для инвалидов и МГН.
В рамках мероприятий по развитию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области на 2011-2012 годы реализованы крупные инфраструктурные проекты областного и муниципального уровней. Так, в 2011-2012 годах на территории муниципального образования "Город Томск" реализован комплекс мер, направленных на реконструкцию улиц Пушкина, Мичурина и Рабочая, а также выполнено строительство новой транспортной развязки. Указанные работы проведены в строгом соответствии с требованиями обеспечения доступной среды для инвалидов.
Проводится целенаправленная работа по расширению социального информационного пространства: организована работа интернет-приемной Департамента социальной защиты населения Томской области и службы "Единый социальный телефон".
Несмотря на принимаемые меры, инвалиды по-прежнему остаются одной из незащищенных категорий населения.
Многие инвалиды практически изолированы в своих квартирах из-за отсутствия в подъездах домов специальных пологих спусков (пандусов), невозможности безопасного перемещения по улицам в связи с отсутствием световых табло, светофоров со звуковым сопровождением, иных устройств, обеспечивающих беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, информации и услугам, неприспособленностью общественного транспорта к нуждам инвалидов. Большинство социально значимых объектов из-за отсутствия элементарных приспособлений (пандусы, звуковые и световые указатели) недоступны для инвалидов, в связи с чем проблема создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и МГН остается актуальной на всей территории Томской области.
Пешеходные дороги на пути к обследованным зданиям находятся в неудовлетворительном состоянии. Требует усовершенствования организация транспортного обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других МГН в ООО "Аэропорт Томск". На сегодняшний день в аэропорту отсутствует специальное подъемное устройство-амбулифт, обеспечивающее посадку на воздушное судно и высадку из него неспособного самостоятельно передвигаться пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Остро стоит вопрос об устранении отношенческих барьеров и изменении общественного мнения в отношении инвалидов и МГН, требующих реализации комплекса мероприятий, включающего в себя подготовку цикла публикаций, радиопередач, адаптированных ТВ-программ, раздаточного материала, проведения социальных конкурсов, интернет-опросов, информационных акций и марафонов идеологического, разъяснительного, сопровождающего характера.
Актуальными остаются проблемы получения инвалидами образовательных услуг и социокультурной реабилитации.
Объекты общего образования зачастую не отвечают критериям доступности для инвалидов, а существующая система образования не может в полной мере обеспечить социализацию ребенка-инвалида. Необходимым условием обеспечения доступности объектов образования является создание в образовательной организации универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В связи с этим в подпрограмму включено мероприятие, направленное на создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе на создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение образовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом. Проведение мероприятий по социализации актуально также в организациях, предоставляющих услуги по получению инвалидами высшего, среднего профессионального образования.
В 70% образовательных организаций профессионального образования Томской области осуществляется обучение граждан с ограниченными возможностями здоровья (в 23 образовательных организациях из 27). При этом доступны для граждан с ограниченными возможностями здоровья здания и помещения пока только 1 образовательной организации (ОБГПУ "Томский техникум социальных технологий", на базе которого в 2014 году открыт первый в области Ресурсный центр инклюзивного профессионального образования).
Перечень предлагаемых профессий и специальностей для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ограничен, при приеме на обучение учитывается состояние их здоровья. Подготовка данной категории обучающихся проводится по 10 рабочим профессиям и 10 специальностям.
Расширение перечня образовательных программ, по которым могут обучаться граждане с ограниченными возможностями здоровья, требует как затрат на создание учебно-материальной базы, так и комфортных условий для обучения и проживания обучающихся.
Учитывая состояние здоровья инвалидов, необходимо создание для их обучения дополнительных условий по доступности зданий и помещений, используемых для образовательного процесса, и их дополнительному оснащению на предмет доступности. Кроме того, в учебном процессе образовательных организаций должны быть использованы специальные средства и приспособления, необходимые для освоения учебно-программного материала различными категориями лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В телевизионных передачах местного телевидения отсутствует субтитрирование о событиях в области, что ограничивает получение информации и не позволяет инвалидам принимать активное участие в социальных и других общественных процессах.
Существуют проблемы и при обеспечении доступной среды к учреждениям культуры. Из 632 областных и муниципальных учреждений культуры Томской области подавляющее большинство полностью либо частично в настоящее время не доступны для людей с ограниченными возможностями, поскольку финансирование по обеспечению доступности данных объектов предусматривается только из текущего содержания учреждений культуры. В этих условиях разработка системы мер комплексного характера возможна только при условии дополнительного бюджетного финансирования. Несмотря на это учреждения культуры работают с людьми с ограниченными возможностями здоровья - проводят различные культурно-досуговые, образовательные мероприятия.
По итогам 2014 года работы по обеспечению доступности для инвалидов и других МГН проведены на двух объектах культуры: ОГАУК "Томская областная государственная филармония", ОГАУК "Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова".
На мероприятия региональной программы "Доступная среда для инвалидов" на 2011-2015 годы предусматривалось использование средств на обеспечение текущей деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области (исполнителей программы), что не позволило обеспечить выполнение поставленных задач.
В настоящее время нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий, среди которых:
высокая социальная зависимость, вынужденная самоизоляция инвалидов, что осложняет проведение мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации инвалидов;
дискомфорт и ограничения жизнедеятельности иных МГН;
негативное отношение к инвалидам в массовом сознании общества, что предопределяет необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;
низкий трудовой вклад инвалидов в социально-экономическое развитие области.
Проведя анализ существующих проблем можно сделать вывод об их тесной взаимосвязи. Так, проблемы по обеспечению доступного образования для инвалидов не могут быть в полной мере решены без решения проблем по обеспечению доступности объектов транспортной и социальной инфраструктуры.
Указанные проблемы не могут быть решены Томской областью за счет собственных средств.
Потребность в привлечении денежных средств из федерального бюджета на реализацию мероприятий региональной программы обусловлена большим объемом работ, направленных на обеспечение доступной для инвалидов среды, невозможностью финансирования указанных мероприятий в полном объеме за счет средств областного бюджета, отсутствием иных источников финансирования.
Так, в рамках мероприятия "Развитие дистанционного образования для детей инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" на территории Томской области создана и функционирует система дистанционного образования для детей-инвалидов, по итогам которой 100% детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний к обучению с использованием дистанционных технологий, охвачены данным видом обучения.
На реализацию мероприятий программы в период с 2009 по 2012 год израсходованы средства федерального бюджета в объеме 84 105,841 тыс. рублей. С 2013 года в связи с прекращением реализации федеральной программы Томская область самостоятельно финансирует расходы по организации дистанционного образования детей-инвалидов.
Вместе с тем выделяемые денежные средства не учитывают потребность к комплексному подходу к обеспечению доступной для инвалидов среды, а лишь частично обеспечивают ее доступность в тех или иных сферах жизнедеятельности инвалидов. Частично решая проблемы доступности спортивных объектов и объектов образования не учитываются проблемы транспортной инфраструктуры, без обеспечения доступности которой результат проводимых мероприятий будет сведен к минимуму.
Результаты выборочного мониторинга доступности объектов социальной инфраструктуры показали, что не все обследованные объекты оборудованы необходимыми приспособлениями, облегчающими доступ к ним инвалидов и других МГН: отсутствуют пандусы, перила, поручни, световые указатели, информационные табло, указатели с речевым сопровождением, тактильные плитки, лифт либо стационарный подъемник на 2-й и другие этажи внутри зданий, нет специализированных санузлов для инвалидов.
Однако единого системного подхода к проведению обследования объектов и принятия решений по их адаптации до 2013 года в области выработано не было.
В этой связи, в 2013 году в Томской области начата работа по паспортизации объектов социальной инфраструктуры, результаты которой станут основной для планирования программных мероприятий как регионального, так и муниципального уровней.
Методологической основой проведения паспортизации на территории области стал приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 626 "Об утверждении методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения".
Конкретные же задачи в этом направлении определены распоряжением Губернатора Томской области от 30.01.2013 N 22-р "О проведении на территории Томской области паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения".
С учетом мнения общественных организаций инвалидов и других МГН определены приоритетные сферы, в которых паспортизация будет проведена в первую очередь:
здравоохранение;
социальная защита населения и социальное обслуживание населения;
образование;
потребительский рынок.
Результатом проведенной паспортизации станет составление реестра объектов социальной инфраструктуры, оформление паспортов на каждый объект и принятие управленческих решений по адаптации объектов посредством включения соответствующих мероприятий в муниципальные и региональные программы с учетом имеющихся ресурсов.
На всех этапах проведения паспортизации предполагается активное сотрудничество с общественными формированиями инвалидов, которые принимают участие:
в отборе объектов, нуждающихся в проведении обследования и составлении паспорта доступности в первоочередном порядке;
в проведении натурального обследования объектов на предмет установления степени их доступности;
в работе комиссий и принятии управленческих решений по адаптации объектов.
Следует отметить, что вся проектная документация на строительство новых объектов либо реконструкцию уже существующих проходит обязательное согласование с общественными организациями.
На основании всего изложенного, можно сделать вывод о необходимости комплексного подхода к решению проблемы создания (развития) доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Томской области программно-целевым методом (необходимость эффективного межведомственного взаимодействия и координации действий различных исполнительных органов государственной власти и других участков создания доступной среды жизнедеятельности, а также необходимость привлечения нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета), и, как следствие, о потребности разработки настоящей подпрограммы.
2. Цель и задача подпрограммы 3
Целью подпрограммы 3 является обеспечение доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области.
В качестве индикатора достижения данной цели предлагается следующий показатель:
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Томской области.
Во исполнение цели подпрограммы 3 предусмотрено решение следующей задачи:
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг для инвалидов и других МГН в приоритетных сферах жизнедеятельности в Томской области.
Цель и задача подпрограммы 3 определены в соответствии со стратегическими целями социально-экономического развития Российской Федерации "Формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" (постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы").
Решение данной задачи предполагается осуществить путем реализации основного мероприятия "Реализация мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы", в том числе за счет выполнения перечня отдельных мероприятий, финансируемых за счет средств федерального, областного бюджетов в рамках межведомственного взаимодействия и направленных на:
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области;
повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Томской области;
информационно-методическое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Томской области;
преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Томской области;
совершенствование нормативной правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области, в частности путем паспортизации объектов социальной инфраструктуры и нанесения информации о них на карту доступности.
Это позволит обеспечить доступность приоритетных объектов и услуг для инвалидов к 2020 году на территории Томской области.
При реализации мероприятий подпрограммы 3 Департамент социальной защиты населения Томской области осуществляет:
мониторинг реализации мероприятий подпрограммы 3;
контроль за ходом реализации подпрограммы 3 и ее мероприятий;
подготовку отчетов о реализации подпрограммы 3.
Источниками информации по показателям цели и задачи подпрограммы 3 будут данные, представленные участниками подпрограммы 3.
<< Приложение N 4 |
Приложение >> N 6 |
|
Содержание Постановление Администрации Томской области от 27 апреля 2015 г. N 143а "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.