Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика задачи, для решения которой разработана ВЦП
В сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Томской области и нужд бюджетных учреждений Томской области (далее - государственные закупки) сосредоточена значительная часть финансовых ресурсов. Формирование системы управления государственными закупками, обеспечивающей единство, эффективное и рациональное использование средств областного бюджета, является одним из приоритетных направлений деятельности Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области.
Департамент тарифного регулирования и государственного заказа Томской области является уполномоченным на размещение заказов органом исполнительной власти Томской области. Разработан и утвержден порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков (постановление Администрации Томской области от 25.03.2011 N 86а "О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В соответствии с порядком взаимодействия уполномоченный орган размещает заказы для нужд заказчиков посредством открытых торгов в форме конкурса и аукциона в электронной форме. Для размещения заказа заказчики направляют в уполномоченный орган заявки, содержащие техническое задание, основные требования к заказу, а также проект контракта (договора бюджетного учреждения). Разработка документации, размещение заказ на Общероссийском официальном сайте, сопровождение работы комиссии осуществляется уполномоченным органом. Кроме того, уполномоченный орган принимает участие в процедурах рассмотрения жалоб участников размещения заказа в Федеральной антимонопольной службе.
По состоянию на 1 марта 2012 года заказчиками Томской области, взаимодействующими с уполномоченным органом, являются 233 организации (без учета областных автономных учреждений).
Объем размещенных заказов в 2011 году составил 8,3 млрд. руб., более половины из которых (5,9 млрд. руб.) размещались на торгах. Средняя эффективность проведенных конкурсов (без учета не состоявшихся конкурсов, контракты по которым не заключены) в 2011 году составила 11,6%. Средняя эффективность аукционов в электронной форме (также без учета не состоявшихся конкурсов, контракты по которым не заключены) составила в 2011 году 8,9%. Таким образом, средняя эффективность конкурсов выше средней эффективности аукционов в электронной форме.
Кроме того, в одном конкурсе в среднем принимает участие 3,4 участника размещения заказа, против 2,4 участника в аукционах в электронной форме.
За 2011 год Департаментом тарифного регулирования и государственного заказа Томской области организовано проведение 33 совместных торгов в форме аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания на общую сумму 108,4 млн. руб. со средней эффективностью 13,8%. В данных аукционах объединены потребности в среднем 63 учреждений социальной сферы. Проведение тридцати трех совместных торгов заменило собой проведение более чем 2 000 торгов, если бы заказчиком выступало каждое учреждение в отдельности.
В январе 2011 года завершен аукцион на выполнение ремонтных работ объектов 12 областных заказчиков. В данном аукционе принимало участие 69 участников размещения заказа.
Расширенные возможности для участия юридических и физических лиц в государственных закупках, а также условия для гарантированной и равноправной конкуренции среди них обеспечены функционированием Общероссийского официального сайта, регионального сайта "Государственный заказ Томской области".
С 1 января 2012 года в Томской области начала функционировать система по управлению государственным заказом - "АЦК-Госзаказ", в которой обеспечен информационный обмен между системой казначейского исполнения бюджета и Общероссийским официальным сайтом.
Вместе с положительными тенденциями в сфере размещения заказов выявлен ряд следующих проблем, способных негативным образом отразиться на эффективности проводимой в Томской области закупочной деятельности:
- Увеличение в 2011 году в сравнении с 2010 годом в 4 раза количества торгов по следующим причинам:
- ограничение возможности заказчикам по размещению заказов без проведения торгов (по прямым договорам до 100 тыс. рублей в квартал и способом запроса котировок до 500 тыс. руб. в квартал) в связи со вступлением в силу Приказа Минэкономразвития от 01.12.2010 N 601 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков";
- невозможность в одной процедуре аукциона в электронной форме размещать более одного лота. Аукцион в электронной форме - преимущественный способ размещения заказа, где не предусмотрено наличии двух и более лотов;
- требование Федеральной антимонопольной службы о размещении лекарственных средств по принципу "Одно международное непатентованное наименование - один аукцион в электронной форме";
- результаты проверок контрольных органов в 2010 году, выявивших множество нарушений заказчиков при самостоятельно размещении заказа до 500 тыс. руб. способом запроса котировок. Стремление заказчиков к проведению торгов, где ответственность заказчика минимальна;
Такая нагрузка на специалистов по закупкам в 2011 году приводит к следующему: росту ошибок, в том числе технических и смысловых, при подготовке и проведения торгов; отсутствию возможности разработки качественной документации, позволяющей в рамках и ограничениях законодательства, выбрать наилучшего поставщика; несвоевременному объявлению торгов по заявкам заказчиков (задержка в публикациях составляет от 1 месяца до 1,5 месяцев).
- Нежелание заказчиков являться организаторами совместных торгов по разным направлениям одноименных закупок, что не позволяет сокращать связанные с проведением торгов издержки. Департамент тарифного регулирования и государственного заказа Томской области фактически выполняет всю работу организатора совместных торгов.
- Стремление заказчиков к проведению аукционов в электронной форме даже в том случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации возможно проведение конкурса, из-за более коротких сроков проведения процедуры аукциона.
Развитие системы управления государственными закупками Томской области в среднесрочной перспективе направлено на повышение эффективности размещения заказов, что возможно при комплексном подходе к решению поставленных ВЦП задач и целевой финансовой поддержке разработанных в рамках ВЦП мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.