Нормальные условия труда. Какие они?
Т.Ю. Комиссарова,
эксперт журнала "Отдел кадров
государственного (муниципального) учреждения"
Журнал "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 6, июнь 2017 г., с. 61-70.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда. То есть каждый работник имеет право на нормальные условия труда. Какие условия являются безопасными, сказано в ст. 209 ТК РФ - это условия, при которых воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы. Однако в некоторых случаях даже при наличии вредных факторов условия труда могут считаться нормальными. Это определяется при спецоценке. Сегодня мы расскажем, какие условия труда считать нормальными и что должен делать работодатель, чтобы их обеспечить.
Определяемся с понятиями
Четкого определения нормальных условий труда нет ни в Трудовом кодексе, ни в иных нормативных актах. Давайте обратимся к ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". В ней сказано, что оптимальными являются такие условия, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и работодателем создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
Также условия труда могут быть допустимыми - уровни воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов не превышают уровни, установленные нормативами, а состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Кроме этого, в ст. 163 ТК РФ говорится, что работодатель должен обеспечить нормальные условия работы для выполнения норм выработки. К таким условиям в статье отнесены:
исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Из этого можно сделать вывод, что нормальными являются условия труда, в которых работнику комфортно выполнять трудовую функцию, - температурный режим, освещенность, напряженность трудового процесса, соблюдение перерывов для отдыха, а также соответствие санитарно-гигиеническим нормативам. Ну и конечно же, никто не отменял потребность в комфортной социально-психологической среде.
Обеспечение нормальных условий труда
Повторим, что трудовым законодательством данная обязанность возложена на работодателя: он должен обеспечить не только безопасность сотрудников при выполнении ими трудовых обязанностей, но и санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание в соответствии с требованиями охраны труда. В частности, в силу ст. 223 ТК РФ он должен:
- оборудовать для работников санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки;
- установить аппараты для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой;
- создать санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; и др.
В зависимости от специфики деятельности организации обязательства работодателя по созданию приемлемых условий труда можно разделить на две группы (см. схему).
/-------------------\ /----------------------\ /---------------------\
| | | | |Оборудование рабочего|
| | | | |помещения |
| | |Обеспечение нормальных| |кондиционерами, |
| |---|условий труда на |--|вентиляторами, |
| | |рабочем месте | |обогревателями, |
| | | | |ионизаторами воздуха,|
| | | | |шторами, жалюзи, |
| | | | |удобной мебелью и |
| | | | |т.п. |
|Создание нормальных| \----------------------/ \---------------------/
| условий труда | /----------------------\ /---------------------\
| | | | |Оборудование |
| | | | |помещений для приема |
| | |Создание | |пищи и отдыха, |
| | |санитарно-бытовых | |приобретение |
| |---|условий для отдыха и |--|электрочайников, |
| | |питания сотрудников в | |кофеварок, СВЧ-печей,|
| | |течение рабочего дня | |холодильников, |
| | | | |кулеров для воды и |
| | | | |самой питьевой воды, |
| | | | |кухонной мебели и |
| | | | |посуды |
\-------------------/ \----------------------/ \---------------------/
Кроме этого, конечно, работодатель обязан позаботиться об обеспечении безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, осуществлении технологических процессов.
Рассмотрим требования законодательства, на которые должен ориентироваться работодатель при создании нормальных условий труда.
Безопасные условия труда
В статье 22 ТК РФ в числе прочих обязанностей работодателя названо обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда. В статье 212 ТК РФ также говорится о необходимости обеспечения безопасности работников при выполнении работ.
Что же должен сделать работодатель, чтобы обеспечить безопасность работников? Первым делом - создать и наладить функционирование системы управления охраной труда. Это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению установленных целей.
К сведению. Разрабатывая систему охраны труда и локальные нормативные акты, необходимо учитывать стандарты безопасности труда - правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.
В рамках действующей системы работодатель должен позаботиться:
о применении работниками прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
о приобретении за счет собственных средств и выдаче работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в предусмотренном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, по установленным нормам;
об обучении безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
о проведении инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
о недопущении к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда*(1);
об организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
о недопущении работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Отметим, что ст. 215 ТК РФ запрещено применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась. В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала их использования разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.
Перечень мероприятий, проведение которых обеспечивает безопасные условия труда в конкретном учреждении, должен быть закреплен в локальном нормативном правовом акте. И это будет не один документ, а целая группа, в которую войдут положения об охране труда в учреждении, о выдаче средств защиты и смывающих средств, о производственном контроле, инструкции по охране труда и пр.
Если в организации действует коллективный договор, то основные мероприятия по обеспечению нормальных условий труда нужно прописать и в нем.
Обеспечиваем санитарно-гигиенические условия
Санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к помещениям установлены федеральными законами от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также иными нормативно-правовыми актами.
Микроклимат
Для предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата рабочих мест, производственных помещений на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье человека были разработаны СанПиН 2.2.2.548-96 *(2).
Примечание. Микроклимат - климатические условия внутренней среды помещения, которые определяются действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности и скорости движения воздуха.
В СанПиН 2.2.2.548-96 определены характеристики микроклимата в производственных помещениях - требования к температуре воздуха и поверхностей помещения, относительной влажности и скорости движения воздуха, а также интенсивности теплового облучения.
Например, работы, производимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением (офисные, некоторые профессии на предприятиях точного приборо- и машиностроения, на часовом, швейном производствах, в сфере управления и т.п.), должны выполняться при температуре воздуха в помещении 22-24°С и относительной влажности воздуха 40-60%. В теплый период при такой же влажности названные работы должны выполняться при температуре 23-25°С.
Если температура выше или ниже допустимых величин, время пребывания в помещении должно быть ограничено. Например, при температуре 29°С на рабочем месте время работы для названных работников должно быть сокращено до 6 часов, а при температуре 29,5°С - до 5,5 часов.
К сведению. Согласно СП 118.13330.2012* "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденному Приказом Минрегиона РФ от 29.12.2011 N 635/10, уровень естественного и искусственного освещения помещений в общественных зданиях должен соответствовать требованиям СП 52.13330, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278 и СанПиН 2.1.3.2630. При этом естественное освещение должно предусматриваться во всех помещениях с постоянными рабочими местами, кроме законодательно разрешенных случаев.
Требования к ПЭВМ
Практически ни одно рабочее место в помещении не обходится без компьютера, факса, принтера и прочей оргтехники, которая, кстати, влияет на человеческий организм не лучшим образом. В СанПиН 2.2.2/2.4.1240-03 *(3) определены требования к размеру помещения, где должна стоять офисная техника, к тому, как она должна там располагаться, какие сертификаты соответствия должна иметь, насколько сильно может шуметь и выделять вредные вещества во время работы.
Так, площадь одного рабочего места при работе на ПЭВМ с жидкокристаллическим или плазменным монитором не должна быть менее 4 кв. м. На окнах должны быть жалюзи, занавесы, внешние козырьки и пр.
К сведению. Не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ во всех образовательных и культурно-развлекательных учреждениях для детей и подростков в цокольных и подвальных помещениях.
Работа с копировальным оборудованием осуществляется в соответствии с СанПиН 2.2.2.1332-03 "Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике", введенными в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 N 107. Этими правилами определены требования как к копировально-множительному оборудованию, так и к помещению, в котором оно должно находиться.
Помещения, где установлены компьютеры и копировально-множительная техника, нужно проветривать каждый час. Если в помещении отсутствуют окна или проветривание создает некомфортные условия для работников, в нем должен быть установлен кондиционер.
Санитарно-бытовые помещения
Как мы говорили, санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодатель по установленным нормам оборудует санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, для оказания медицинской помощи, для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки.
Согласно п. 5.4 СП 44.13330.2011 "Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87" (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 782) в состав санитарно-бытовых помещений входят гардеробные, душевые, умывальные, уборные, курительные, места для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды, сушки волос (феновые).
1. Медицинские пункты. В силу п. 5.27 СП 44.13330.2011 при списочной численности работающих от 50 до 300 необходимо предусмотреть медицинский пункт: площадью 12 кв. м - при списочной численности от 50 до 150 работающих, 18 кв. м - от 151 до 300. На предприятиях со списочной численностью работающих более 300 человек должны быть фельдшерские здравпункты.
В каждой организации должна быть аптечка для оказания первой помощи (ч. 1 ст. 223 ТК РФ). Ее состав определен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н. В частности, согласно приказу аптечка должна оснащаться средствами для временной остановки кровотечения и перевязки ран (бинты, стерильные повязки, лейкопластыри), изделиями для проведения сердечно-легочной реанимации (устройство для проведения искусственного дыхания "Рот - устройство - рот" или карманная маска для искусственной вентиляции легких "Рот - маска", перчатки медицинские, покрывало спасательное и пр.).
К сведению. Для своевременного и качественного контроля санитарно-бытового обслуживания работников работодатели должны осуществлять производственный контроль. Таковы требования СП 1.1.1058-01, введенного в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 (согласно Письму Роспотребнадзора от 15.02.2012 N 01/1350-12-32 данный СП применяется до вступления в силу соответствующих технических регламентов).
2. Помещения для приема пищи. Организовывая прием пищи, работодателю следует руководствоваться СП 44.13330.2011. В частности, если в учреждении в одну смену трудится более 200 человек, должна быть предусмотрена столовая (работающая, как правило, на полуфабрикатах), а при численности до 200 человек - столовая-раздаточная.
Когда численность работающих в смену составляет до 30 человек, вместо столовой-раздаточной следует предусмотреть комнату приема пищи. Площадь такой комнаты определяется из расчета 1 кв. м на каждого посетителя и 1,65 кв. м на инвалида, пользующегося креслом-коляской, но не менее 12 кв. м. Также комната приема пищи в обязательном порядке должна быть оборудована умывальником, стационарным кипятильником (кулером) или электрическим чайником, электрической плитой (СВЧ-печью), холодильником.
При численности работающих до 10 человек в смену вместо комнаты приема пищи следует предусматривать в гардеробной дополнительное место площадью 6 кв. м с установкой стола для приема пищи.
3. Комнаты для отдыха и психологической разгрузки. Согласно СП 44.13330.2011 помещения и места отдыха в рабочее время, а также помещения психологической разгрузки следует размещать при гардеробных домашней одежды и здравпунктах. Кроме этого, допускаются места отдыха открытого типа в виде площадок, расположенных в цехах на площадях, не используемых в производственных целях.
Ну и конечно же, помимо обеспечения названными помещениями, работодатель должен предоставить работнику все полагающиеся ему перерывы - для отдыха, обогрева, кормления, приема пищи и пр. Напомним, что всем работникам без исключения (в том числе совместителям и сотрудникам с сокращенной продолжительностью ежедневной работы) должен предоставляться перерыв для отдыха и питания. Согласно ст. 108 ТК РФ такой перерыв может длиться от 30 минут до 2 часов. Конкретная продолжительность устанавливается локальными нормативными актами учреждения.
Несколько слов об ответственности
Поскольку работодатель должен заботится о безопасности труда в учреждении, за неисполнение требований трудового законодательства в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Например, согласно ст. 5.27.1 за непроведение спецоценки грозит штраф до 80 000 руб., а за необеспечение работников средствами защиты - до 150 000 руб.
Нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий также может повлечь административную ответственность. В частности, согласно ст. 6.3 КоАП РФ учреждению за это грозит штраф от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Аналогичная ответственность для организаций предусмотрена ст. 6.4 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий.
* * *
Работодателю следует ответственно относиться к выполнению требований законодательства по обеспечению безопасных условий труда при эксплуатации задний и сооружений, производственных процессах, применении инструментов, сырья и материалов. Для выполнения трудовой функции работникам необходим комфорт (насколько это возможно). Благодарность не заставит себя долго ждать - производительность и качество выполненной работы однозначно вырастут.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
*(2) "СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы", утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.1996 N 21.
*(3) "СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" введены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"