Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учёта "Бухгалтерский методологический центр"
Принята 16.01.2015
Рекомендация Р-60/2015-ОК Связь
"Приобретение IPv4-адресов на вторичном рынке"
Описание проблемы
Операторы связи, а также интернет-провайдеры используют IP-адреса для оказания услуг по передаче данных (предоставление мобильного и фиксированного Интернета абонентам). На сегодняшний день большинство технологий используют адреса протокола IPv4.
Ip-адрес - это уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенной по протоколу IP. В версии протокола IPv4 Ip - адрес имеет 4 байта и состоит из двух частей: номера сети и номера узла. В случае, когда сеть должна работать как составная часть Интернета, адрес сети выдается региональным интернет-регистратором. На сегодняшний день в мире существует пять региональных интернет - регистраторов, выполняющих распределение интернет-ресурсов, а также связанную с этим регистрацию и координацию деятельности, направленную на поддержку функционирования Интернета.
Европейскую зону обслуживает интернет - регистратор RIPE NCC. Данная организация функционирует как ассоциация локальных интернет-регистраторов, каждый из которых платит членские взносы. В качестве локальных интернет регистраторов выступают интернет-провайдеры, операторы связи и крупные компании.
За последние десятилетия в мире наблюдается исчерпание адресного пространства IPv4.
Причинами истощения являются расширение Интернета, рост мобильных устройств, неэффективное использование адресного пространства членами ассоциации.
На сегодняшний день RIPE NCC, а также другие региональные интернет - регистраторы прекратили выделение блоков IPv4 - адресов локальным интернет - регистраторам. В то же время указанная ассоциация позволила локальным интернет-регистраторам, владеющим блоками Ip - адресов в избытке, реализовывать их другим членам ассоциации.
Операторы связи и интернет-провайдеры, купившие Ipv4 - адреса на вторичном рынке, сталкиваются с вопросом классификации затрат на их приобретение. Действующие нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат какой-либо информации по данному вопросу. В связи с этим он подлежит решению на основании профессионального суждения бухгалтера, отраслевой практики, а также правил, установленных действующими стандартами по бухгалтерскому учету.
Настоящая рекомендация подготовлены в дополнение к ранее принятым документам Фонда "НРБУ "БМЦ" - Рекомендации Р-14/2011-КпТ "Исключительные права как критерий признания нематериальных активов" и Рекомендации Р-37/2013-ОК "Связь" "Учет отдельных объектов прав".
Решение
1. С юридической точки зрения приобретение IPv4 - адресов на вторичном рынке может квалифицироваться по-разному, в зависимости от формы заключенного договора. Так, например, договор на передачу адресного пространства может быть оформлен как уступка права использования Ipv4 - адресов, либо как оказание услуги по предоставлению адресного пространства, либо как иная передача ресурса.
2. Для целей бухгалтерского учета необходимо исходить из экономического содержания сделки и возможности извлекать экономические выгоды от использования переданного ресурса, а не из юридической формы договора (принцип приоритета экономического содержания перед формой).
3. Исходя из указанного принципа, блоки IPv4 - адресов, приобретенные у других локальных интернет - регистраторов, могут учитываться одним из следующих способов:
- единовременно включаться в себестоимость услуг связи того периода, в котором приобретены IP - адреса;
- учитываться в составе активов организации (прочих внеоборотных или нематериальных).
Основа для выводов
В случае если организация примет решение единовременно включать затраты на приобретение IPv4 - адресов в состав себестоимости услуг связи, то себестоимость услуг в периоде, в котором были приобретены адреса, будет завышена по сравнению с другими периодами. С экономической точки зрения данный подход будет являться некорректным, поскольку не будет обеспечивать сопоставимость данных отчетных периодов.
В связи с тем, что приобретенные IPv4 - адреса будут использоваться в течение нескольких отчетных периодов, то для равномерного включения затрат в состав себестоимости организация может учитывать расходы на их приобретение в составе расходов будущих периодов. Однако данный подход не будет удовлетворять требованиям п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н. Согласно указанному пункту затраты организации, произведенные в одном отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
С целью удовлетворения требований п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ операторы связи и интернет - провайдеры могут учитывать затраты на приобретение адресного пространства в составе расходов будущих периодов и отражать их в бухгалтерском балансе по строке "Прочие внеоборотные активы".
Если же принят подход, в соответствии с которым затраты на приобретение IPv4 - адресов учитываются в составе нематериальных активов, выполняются критерии их признания, установленные п. 3 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов".
- IPv4 - адреса не имеют материально - вещественной формы;
- IPv4 - адреса способны приносить экономические выгоды (выручку) в будущем организациям, за которыми они закреплены. Как уже упоминалось, операторы связи и интернет - провайдеры предоставляют их за плату абонентам при оказании услуг по передаче данных;
- операторы связи и интернет -провайдеры имеют право на получение экономических выгод от использования IPv4 - адресов. Несмотря на то, что право собственности на IP - адреса не переходит к новому оператору связи (интернет-провайдеру), отчуждение IP - адресов производится на основании договора. Кроме того, в специальном реестре RIPE NCC производится запись о том, что переданные блоки IP - адресов закрепляются за новым оператором связи (интернет-провайдером). Оператор связи, приобретший блоки IP - адресов имеет контроль над ними, так как может использовать их в своей хозяйственной деятельности либо может продать другому локальному интернет - провайдеру при необходимости. Другие локальные интернет - провайдеры не могут использовать IP - адреса, пока они закреплены за конкретным оператором связи;
- операторы связи могут идентифицировать приобретенные IP - адреса отдельно от других активов;
- IP - адреса приобретаются на вторичном рынке с целью оказания услуг связи в долгосрочной перспективе (то есть в течение срока, превышающего 12 месяцев), а не с целью перепродажи;
- стоимость приобретенного ресурса может быть достоверна определена на основании договора.
Если принято решение об отнесении IPv4 - адресов в состав активов, то операторы связи могут с высокой степенью достоверности определить срок полезного использования данного ресурса. В настоящее время региональные интернет - регистраторы одобрили и постепенно внедряют технологию IPv6 - адресов. Планируется, что большинство локальных интернет - регистраторов сможет полностью перейти на использование IPv6 - адресов к 2020 году.
Таким образом, срок полезного использования IPv4 адресов составит около 5-6 лет в случае перехода на новую технологию.
Выбранный способ учета затрат на приобретение IPv4 - адресов необходимо закрепить в Учетной политике организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации Фонда "НРБУ "БМЦ" в области бухгалтерского учёта, опубликованные на сайте фонда "НРБУ "БМЦ", URL: http://bmcenter.ru.
В соответствии с пунктом 7.1 ПБУ 1/2008 при наличии спорных вопросов, не имеющих однозначного решения в нормативных актах, организации должны самостоятельно вырабатывать соответствующие решения и закреплять их в своей учетной политике.
Комитет по рекомендациям и отраслевые комитеты Фонда "НРБУ "БМЦ" работают над формированием и совершенствованием таких решений, опираясь на аналогичную международную практику и нормы МСФО.
Рекомендации, принимаемые Фондом, представляют консолидированную позицию членов комитета по наиболее сложным и неурегулированным вопросам.
Представлены в редакции по состоянию на дату доступа к соответствующей интернет-странице сайта, отражённую как значение атрибута "Дата последнего изменения" соответствующего документа.