Имеют ли муниципальные образования полномочия по оказанию поддержки сельскохозяйственного производства? (В том числе малым формам хозяйствования, осуществляющим деятельность на территории муниципалитетов).
В соответствии с нормами статей 14-16 (пункты 28, 25 и 33) Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) содействие в развитии сельскохозяйственного производства (создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях; создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия), а также создание условий для развития малого и среднего предпринимательства (содействие его развитию) непосредственно относятся к вопросам местного значения поселений (сельских и городских), муниципальных районов и городских округов соответственно.
Таким образом, муниципальные образования в полной мере обладают полномочиями по оказанию поддержки сельскохозяйственному производству, в том числе малым формам хозяйствования, осуществляющим деятельность на территориях муниципальных образований (в первую очередь - сельских поселений), формы которой могут предусматривать как софинансирование мероприятий в рамках программ государственной поддержки сельского хозяйства (в том числе субъектов малого предпринимательства), так и в предоставлении земельных участков для размещения нестационарного торгового объекта и т.д.
Кроме того, следует отметить, что содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом N 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (статья 1 Федерального закона N 131-ФЗ) и в случае, если между поселением и муниципальным районом (который также должен создавать условия для развития сельскохозяйственного производства в поселениях) не заключено соглашение о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (согласно нормам части статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ), данный вопрос местного значения с соответствующими полномочиями по его решению находится в исключительной компетенции поселения.
Полномочия же городского округа в данной сфере включают правоотношения, связанные с созданием условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории городского округа, что, по мнению Комитета, может включать и возможность софинансирования мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 5 июля 2017 г.