Документация системы управления охраной труда
Журнал "Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения" N 7, июль 2017 г.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации.
Разработка системы управления охраной труда (СУОТ) включает в себя создание комплекса взаимоувязанных локальных нормативных документов, содержащих структуру системы, обязанности и права для каждого подразделения и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между подразделениями, обеспечивающие функционирование всей структуры.
Документы системы управления охраной труда, в т.ч. Положение о системе управления охраной труда в организации", разрабатываются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" (утв. приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст), ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.04.2009 N 138-ст), ГОСТ Р 54934-2012. Национальный стандарт Российской Федерации "Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования" (утв. приказом Росстандарта от 06.07.2012 N 154-ст), приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда".
При оформлении документов по охране труда рекомендуется соблюдать ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов". Хотя требования этого стандарта носят рекомендательный характер, единые подходы к оформлению документации не только упрощают процесс подготовки документов, но и значительно улучшают их восприятие работниками.
Документы системы управления охраной труда в организации допускается разрабатывать в виде положений, стандартов, руководств или иных видов документов. Документы утверждаются руководителем организации или приказом (распоряжением) руководителя организации.
Установленные в документах процедуры - организация работ, содержание управленческих функций (или процессов) и процессы обеспечения охраны труда в их взаимодействии - позволяют их эффективно выполнять, а в дальнейшем оценивать результаты применения и, если необходимо, осуществлять сертификацию системы управления.
Комплект документов СУОТ должен быть минимальным. Он зависит от:
- характера, вида деятельности организации и ее размера;
- требований национальных законов, правил и иных нормативных правовых актов по охране труда и соответствующих обязательных требований;
- компетентности и способности работников.
Обязательными самостоятельными документами системы являются концепция охраны труда и положение о СУОТ. Эти документы предназначены для внутреннего и внешнего пользования.
Документы СУОТ включают в себя:
- концепцию (политику) охраны труда;
- программы охраны труда;
- распределение ключевых управленческих обязанностей по охране труда и по обеспечению функционирования системы управления;
- перечень основных опасностей и рисков, вытекающих из деятельности организации, мероприятия по их предотвращению, снижению и уменьшению;
- положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления;
- записи (журналы, протоколы, акты, отчеты), выполняемые при проверках, контроле и анализах, акты проверок и расследований, протоколы совещаний и измерений, журналы осмотров и инструктажей.
Копии всех документов учитывают и располагают в местах, доступных для ознакомления с ними работников организации. Отмененные документы изымают из обращения с принятием мер, исключающих их непреднамеренное использование в дальнейшем.
Документация СУОТ должна:
- быть понятна пользователям;
- периодически анализироваться и, при необходимости, своевременно корректироваться;
- быть доступной для работников, которых она касается и кому предназначена.
Записи по охране труда (журналы, протоколы, акты, отчеты) следует:
- систематически вести и оптимизировать;
- оформлять так, чтобы можно было их легко определять;
- хранить в соответствии с установленным определенным сроком;
- располагать в местах, удобных для пользования.
Работники должны иметь право доступа к записям, относящимся к их производственной деятельности и здоровью.
Допускается в записи по охране труда (журналы, протоколы, акты, отчеты) включать:
- сведения, вытекающие из практики применения СУОТ;
- сведения о травмах, об ухудшении здоровья, о болезнях и инцидентах, связанных с работой;
- данные о воздействиях вредных производственных факторов на работников и о наблюдениях за производственной средой и состоянием здоровья работников;
- информацию в виде установленного на международном уровне формата (паспорта безопасности) об опасных свойствах находящихся в обращении на производстве веществ и материалов и мерах по их безопасному обращению;
- результаты наблюдений за функционированием СУОТ.
Помимо общих вопросов организации охраны труда разрабатываются и утверждаются локальные документы по безопасному проведению погрузочно-разгрузочных работ, использованию инструментов, транспортных средств, безопасной эксплуатации зданий и сооружений, электроустановок, лифтов, трубопроводов пара и горячей воды, сосудов, работающих под давлением, компрессорных установок, воздуховодов, газопроводов, газового хозяйства и тепловых энергоустановок (при их наличии).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.