Главбух-надомник и прощение долга
Е. Диркова,
эксперт
Журнал "Практическая бухгалтерия", N 8, август 2017 г., с. 60.
В работе бухгалтеров, особенно тех, кто, в дополнение к основным обязанностям вынужден еще и вести кадровое делопроизводство, нередко возникают нестандартные ситуации, на которые проблематично найти готовые ответы. Или их, готовых, не существует вообще. В этом случае правильное решение можно найти, лишь "смоделировав" ситуацию, сопоставив различные, подчас трудно сопоставимые, нормы законодательства. Этим и занимается наш эксперт Елена Диркова.
Для оказания услуг работодателю надомники не привлекаются
Можно ли бухгалтера оформить надомником?
Андрей Кубанцев, г. Переславль-Залесский
На мой взгляд, это неправомерно. Поясню, почему.
Особенности труда надомников устанавливает статья 310 Трудового кодекса РФ. Из нее усматривается, что надомный труд применяется исключительно в сфере материального производства. Такой вывод подтверждают формулировки, примененные законодателем. А именно, в названной статье указано, что трудовой договор с надомником заключается на выполнение работ (в то время как ведение бухгалтерского учета относится к сфере услуг). Причем результатом надомного труда является готовая продукция, которую вывозит работодатель.
Между тем в соответствии с ПБУ 5/01 (п. 2) готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи. Очевидно, что этому определению результат труда бухгалтера не соответствует. Наконец, работодатель обеспечивает надомника материалами и сырьем. К таковым первичные учетные документы, на основании которых ведется учет, не относятся.
Обратите внимание, что Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.09.1981 N 275/17-99 "Об утверждении Положения об условиях труда надомников" признано недействующим (приказом Минтруда России от 29.12.2016 N 848).
В итоге заключение договора с надомником на ведение бухгалтерского учета может рассматриваться как нарушение трудового законодательства и грозит привлечением к ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений. Так вот передача "первички" для надомной обработки может повлечь еще и нарушение требований к хранению бухгалтерской документации.
Например, на основании Федерального закона от 08.12.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (абз. 12 п. 1, п. 2 ст. 50) ООО обязано хранить документы бухгалтерского учета, включая "первичку", по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества. Между тем жилище надомника неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, прямо установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ, п.п. 1-3 ст. 3 Жилищного кодекса РФ). Соответственно документы, хранящиеся на дому у бухгалтера (пусть даже непродолжительное время), участникам ООО недоступны.
А вот порядок хранения документации в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении профильным федеральным законом (от 15.04.1998 N 66-ФЗ) не установлен. В подобных случаях место хранения определяется учредительными документами организации либо решением ее органа управления.
На сумму прощенного долга страховые взносы не начисляются
Наша компания простила работнику долг по договору займа в связи с тяжелыми семейными обстоятельствами. Нужно ли начислять на эту сумму страховые взносы?
Ольга Алимова, г. Псков
Нет, не нужно.
В рамках трудовых отношений вознаграждение выплачивается за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (ч. 1 ст. 129 ТК РФ). Но в данной ситуации работник получил вознаграждение в форме прощения долга (ст. 415 ГК РФ) по обстоятельствам, не связанным с его трудовой деятельностью, в рамках гражданско-правовых отношений по выдаче займа. По договору займа деньги поступили в его собственность (п. 1 ст. 807 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 38 Налогового кодекса РФ и статье 128 Гражданского кодекса РФ, наличные деньги и безналичные денежные средства признаются имуществом. В итоге ваш работник, хотя и состоит с займодавцем в трудовых отношениях, получил вознаграждение в рамках гражданско-правового договора, предметом которого является переход права собственности на имущество. А такие вознаграждения не признаются объектом обложения страховыми взносами. Основание - пункт 4 статьи 420 Налогового кодекса РФ.
Аналогичная позиция представлена в письме ФНС России от 26.04.2017 N БС-4-11/8019. А вот чиновники из Минздравсоцразвития РФ (письмо от 17.05.2010 N 1212-19) в свое время посчитали, что в случае прекращения обязательств по возврату работником денежных средств по договору займа сумма невозвращенного долга подлежит обложению страховыми взносами согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
К счастью, это разъяснение не распространяется на страховые взносы, предусмотренные налоговым законодательством с 1 января 2017 года. Оно также не было поддержано и судами (например, определение ВАС РФ от 16.10.2013 N ВАС-13903/13).
Впрочем, тут действительно наличествуют как трудовые, так и гражданско-правовые отношения. Возможно, постороннему лицу при тех же обстоятельствах займодавец долг бы не простил. Но на основании пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика страховых взносов.
Вместе с тем подобные операции не должны становиться системными. В противном случае суд может прийти к выводу, что действия плательщика страховых взносов направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.
Выдача денег по договору ссуды не предполагает их расходования
Можно ли выдать деньги по договору ссуды?
Альфия Бейрамкулова, г. Пермь
Вообще говоря, нельзя. Скорее всего, такая сделка будет истолкована как договор беспроцентного займа (ст. 431 ГК РФ).
Дело в том, что на основании пункта 1 статьи 689 Гражданского кодекса РФ договор ссуды заключается на безвозмездное пользование вещью, причем возврату подлежит та же самая вещь, которая первоначально была выдана ссудополучателю (в том состоянии, в каком он ее получил, с учетом нормального износа). Такая формулировка подразумевает передачу индивидуально определенной вещи, которая обладает идентифицирующими признаками. С одной стороны, наличные деньги - это тоже вещи (ст. 128 ГК РФ). Но ели они переданы по договору по договору ссуды, то необходимо указать номера переданных купюр, и возврату подлежат именно они.
Вещи, переданные по договору ссуды, в собственность ссудополучателя не поступают. Следовательно, отчуждать их в собственность другим лицам он не имеет права (п. 2 ст. 209 ГК РФ). Не случайно, что к договору безвозмездного пользования применяются правила, установленные для договоров аренды (п. 2 ст. 689 ГК РФ).
Денежные купюры в аренду? Почему бы и нет, если их нужно предъявить или положить на хранение в индивидуальный банковский сейф либо ячейку сейфа (п. 1 ст. 922 ГК РФ) исключительно для подтверждения вашей платежеспособности. По договору хранения ценностей в таком сейфе клиенту предоставляется право самому помещать ценности в сейф и изымать их из сейфа.
Как действовать при утрате печати
Наш директор потерял печать. А может быть, ее украли. Что делать?
Вячеслав Никитин, г. Белгород
В таком случае практикуется незамедлительное опубликование в местной газете сообщения об утрате печати и о недействительности ее оттиска с соответствующей даты (п. 1 ст. 5 ГК РФ, постановление ФАС Московского округа от 13.02.2013 по делу N А40-12158/12-102-109). Но даже такой шаг не гарантирует защиту от мошенничества (определение Липецкого областного суда от 04.07.2011 по делу N 33-1895/2011).
Вам придется заказать новую печать. Но воспроизводить оттиск старой печати мы не рекомендуем. В целях безопасности бизнеса желательно, чтобы печати явно отличались друг от друга. Для этого в новой печати можно изменить шрифт, которым выполнены надписи, дополнить изображение какой-либо виньеткой.
Замену печати необходимо зафиксировать внутренними документами компании. Во-первых, следует составить акт об утере печати (за подписью директора и главного бухгалтера). А во-вторых, нужно издать приказ о том, что с определенной даты вводится новый оттиск печати. В соответствии с требованиями разумности и добросовестности (п. 3 ст. 1 ГК РФ) копии такого приказа рассылают всем контрагентам.
Кроме того, предстоит переоформить банковскую карточку с образцами подписей и оттиска печати (п. 7.11 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов").
В нерабочий день факты хозяйственной жизни не регистрируют
Доходы от сдачи недвижимости в аренду мы отражаем в учете в последний день календарного месяца. А как быть, если этот день оказался выходным? Ведь в этот день бухгалтерия не работала.
Олеся Степанчикова, г. Рязань Действительно, в 2017 году последний день месяца приходится на выходные трижды - 31 января (суббота), 30 апреля (воскресенье) и 30 сентября (воскресенье).
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (ч. 1 ст. 10) устанавливает, что данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации в регистрах бухгалтерского учета. Но для ответа на ваш вопрос этой нормы недостаточно. Во-первых, по договорам аренды ежемесячно составлять первичные документы в виде актов необязательно (письмо Минфина России от 24.03.2014 N 03-03-06/1/12764). На наш взгляд, каждый раз оформлять справку бухгалтера тоже излишне. Во-вторых, нормативными правовыми актами Минфина России не определено понятие своевременности. В-третьих, ведение регистров бухгалтерского учета в нерабочий день может породить проблемы для работодателя при проверке трудовой инспекцией.
В подобной ситуации кредитные организации руководствуются пунктом 1.3.3 Положения, утвержденного Банком России 16.07.2012 N 385-п. В нем установлено: "арендная плата отражается арендодателем в бухгалтерском учете ежемесячно не позднее последнего рабочего дня соответствующего месяца, исходя из фактического объема оказанных услуг (в т.ч. за оставшиеся нерабочие дни, если последний рабочий день месяца не совпадает с его окончанием)".
Рекомендуем закрепить такой же порядок в учетной политике вашей компании. Таким образом, доход от аренды за сентябрь будет признан 29 сентября 2017 года (в пятницу).
Иные варианты не выдерживают критики. Отражение арендной платы за истекший месяц в первый рабочий день следующего месяца повлечет занижение доходов за предшествующий месяц. Если же на эту дату признать только арендную плату, причитающуюся за выходные, то такой способ противоречит требованию рациональности учетной политики (п. 6 ПБУ 1/2008) - ввиду несущественности суммы.
В целях налогообложения прибыли доходы от сдачи имущества в аренду признаются в последний день отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ). На такие даты данные бухгалтерского учета "по методу Банка России" дадут правильный результат.
В договоре займа подпись главбуха не требуется
Наша компания иногда выдает займы работникам, а также получает займы от учредителя. Обязательна ли в таких договорах подпись главного бухгалтера?
Инна Голицына, г. Благовещенск Источником заблуждения о необходимости подписи главного бухгалтера в договорах займа является пункт 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В нем указано, что без такой подписи обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Между тем эта позиция не соответствует законодательству.
Постановлением Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 14 "Об отдельных вопросах практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий" (п. 4) разъяснено, что отсутствие подписи главбуха не создает хозяйственных рисков у сторон договора. Дело в том, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (ст. 53 ГК РФ). Но главный бухгалтер не является органом юридического лица. Следовательно, отсутствие подписи главного бухгалтера на документах, составленных юридическим лицом, не свидетельствует об отсутствии воли юридического лица на совершение соответствующей сделки.
Финансовое вложение можно переклассифицировать в дебиторскую задолженность
Наша компания выдала процентный заем и отразила его в составе финансовых вложений. Процентов мы так и не дождались. Более того, стало очевидно, что не будет погашен и основной долг. Как учитывать такую задолженность?
Маргарита Толоконникова, г. Коломна Финансовые вложения признаются до тех пор, пока действуют условия принятия их к бухгалтерскому учету, приведенные в пункте 2 ПБУ 19/02. А если финансовое вложение утратило способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем - в данном случае в форме процентов по договору займа, - то в силу пункта 25 ПБУ 19/02 надлежит отразить его выбытие.
Однако списание такого финансового вложения не порождает прочие расходы, поскольку об уменьшении экономических выгод организации говорить преждевременно (п.п. 2, 11 ПБУ 10/99). В вашем случае финансовое вложение надлежит переклассифицировать в дебиторскую задолженность, признать ее сомнительным долгом и начислить по ней резерв (п. 70 ПВБУ). Переклассификация производится путем сторнировочной записи - "Дебет 58 Кредит 76 - сторно".
По сути аналогичная позиция представлена в приложении к письму Минфина России от 22.01.2016 N 07-04-09/2355. Финансисты разъяснили: если объект финансовых вложений представляет собой дебиторскую задолженность по предоставленному займу, то формой резервирования обесценения финансовых вложений в отношении такого актива является резерв сомнительных долгов.
ПБУ "узаконены"
Нас интересует, в каком состоянии находится разработка федеральных стандартов бухгалтерского учета. Пожалуйста, поясните.
Альфия Байрамкулова, г. Пенза Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг. утверждена приказом Минфина России от 23.05.2016 N 70н. В Программе перечислены не только федеральные стандарты, планируемые к разработке, но и ПБУ, в которые будут внесены изменения. Ход разработки стандартов можно отслеживать на официальном сайте Минфина России. В частности, на нем размещено уведомление о разработке принципиально нового федерального стандарта "Учет аренды".
Между тем ожидает публикации Федеральный закон от 18.07.2017 N 160-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", которым в статью 30 Закона о бухучете внесено примечательное дополнение:
"Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются для целей настоящего Федерального закона федеральными стандартами". Данная поправка вступит в силу со дня официального опубликования Закона N 160-ФЗ.
Тем самым все действующие ПБУ обретают статус федеральных стандартов.
Вместо административного штрафа - предупреждение
Небольшой компании грозит значительный административный штраф, выплатить который ей не под силу. Можно ли его снизить?
Андрей Трофимов, г. Подольск
Да, можно.
Субъектам малого и среднего предпринимательства, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в ряде случаев штраф подлежит замене на предупреждение. Подробности - в статье 4.1.1. Кодекса об административных правонарушениях.
Обратите внимание: предупреждение возможно при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).
Виды контроля охарактеризованы в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В сфере налогового контроля разъяснения даны письмом ФНС России от 08.12.2016 N ОА-4-17/23483@.
Что такое "скрытые резервы"
Требование осмотрительности учетной политики не допускает создание скрытых резервов (п. ПБУ 1/2008). А что такое "скрытые резервы"?
Олег Дмитриенко, г. Ставрополь
Минфин России данный термин специально не разъяснял. Однако у кредитной организации под созданием скрытых резервов понимается намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов (п. 1.12.2 Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утв. Банком России 16.07.2012 N 385-П). Основной целью деятельности кредитная организации является извлечение прибыли (ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). Поэтому кредитные организации относятся к коммерческим организациям (п. 1 ст. 50 ГК РФ). А ввиду того, что учетную политику разрешено формировать по аналогии (п. 7 ПБУ 1/2008), это определение можно распространить на иные коммерческие организации.
Например, резервы образуют в тех случаях, когда по оценке компании существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Однако, если на отчетную дату у компании имеется уверенность в получении оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, то создание резерва по данному долгу может рассматриваться как создание скрытых резервов (письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.