Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации программы
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" одной из функций органов местного самоуправления является владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.
Согласно Положению о департаменте управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, утвержденному решением Думы г. Томска от 25.04.2014 N, указанные вопросы являются предметом деятельности департамента
I. С целью эффективной организации управления муниципальным имуществом необходимо осуществлять мероприятия, направленные на совершенствование учета муниципального имущества, на актуализацию данных о муниципальном имуществе. Данная работа позволит:
а) осуществлять анализ состояния экономической и социальной эффективности использования имущества по целевому назначению в соответствии с решениями Думы Города Томска, постановлениями и распоряжениями администрации Города Томска и интересами граждан;
б) готовить рекомендации по более рациональному использованию объектов муниципальной собственности в зависимости от изменений состояния экономики;
в) принимать оперативное решение по вопросам распоряжения объектами муниципальной собственности;
г) осуществлять централизованное обеспечение информацией об объектах муниципальной собственности заинтересованных государственных, местных органов власти, общественных организаций, других юридических лиц и граждан при возникновении правоотношений в связи с этими объектами, в том числе при заключении гражданско-правовых сделок.
Учет муниципального имущества осуществляется в соответствии с Регламентом формирования Реестра муниципальной собственности города Томска, утвержденным постановлением администрации Города Томска от 13.01.2014 N 9.
Учет имущества, составляющего муниципальную имущественную казну, ведется в соответствии с постановлением Мэра города Томска от 10.01.2003 N 9 "Об утверждении положения об организации учета и использования имущества, составляющего муниципальную имущественную казну Города Томска".
По состоянию на 30.12.2012 зарегистрировано 6194 объектов недвижимости из 9100 объектов, подлежащих регистрации в Управлении Росреестра по Томской области, что составляет порядка 68,1%. По состоянию на 31.12.2013 года зарегистрировано право собственности муниципального образования "Город Томск" на 87,7% объектов от общего количества объектов подлежащих регистрации и учтенных в Реестре муниципальной собственности. Плановый показатель на конец 2013 года составлял 87%. В дальнейшем планируется стабильный рост зарегистрированных объектов недвижимости в Управлении Росреестра по Томской области и согласно плану к концу 2016 данный показатель должен составить 99%
Сравнительная характеристика по данному показателю за 2011-2013 годы представлена в таблице N 1:
Таблица N 1
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Удельный вес оформленного имущества в общем объеме имущества, учтенного в Реестре муниципальной собственности с нарастающим итогом, % |
57,49 |
68,1 |
87,7 |
Количество объектов недвижимости, зарегистрированных в Управлении Росреестра по Томской области в текущем году, шт. |
1108 |
898 |
1684 |
Учитывая, что не все недвижимое имущество, находящееся в Реестре муниципальной собственности, прошло процедуру государственной регистрации права муниципальной собственности (право муниципальной собственности является ранее возникшим), а также необходимость оформления в муниципальную собственность бесхозяйных объектов с целью обеспечения надлежащего учета таких объектов недвижимости необходимо осуществить ряд мероприятий.
1) Для организации учета объектов муниципального имущества необходимо изготовление технической документации на объекты муниципальной собственности, а также осуществление кадастрового учета объектов недвижимости, что проводится в рамках Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В течение 2013 года заключено 4 муниципальных контракта по результатам проведения открытых аукционов в электронной форме на выполнение работ по изготовлению технической документации объектов недвижимого имущества. Изготовлено технической документации на 95 объектов, в том числе 42 объекта теплохозяйства
2) Оценка рыночной стоимости объектов, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск", осуществляется в рамках Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Данная работа направлена на повышение эффективности учета, актуализацию данных о муниципальном имуществе, а также обеспечение процесса, связанного с распоряжением муниципальным имуществом, направленного на пополнение доходной части городского бюджета, развитие и регулирование социально-значимых отраслей городского хозяйства.
За 2013 год заключено 4 муниципальных контракта по результатам проведения открытых аукционов в электронной форме и запросов котировок. Всего проведена оценка 173 объектов недвижимого имущества
II. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" у муниципальных образований должно остаться исключительно то имущество, которое необходимо им для исполнения закрепленных за ними публичных полномочий, в частности оказания публичных услуг гражданам.
В течение 2013 года проводилась работа по передаче в хозяйственное ведение, оперативное управление муниципальным организациям объектов недвижимости, находящихся в муниципальной имущественной казне города Томска без обременений. Кроме того, проводилась работа по изготовлению технической документации и государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Томск" пустующих объектов недвижимости для дальнейшей передачи в аренду и безвозмездное пользование.
На основании проведенной работы удельный вес площади объектов недвижимости, вовлеченных в хозяйственный оборот, к общей площади объектов, находящихся в Реестре муниципальной собственности, составил 99,83%.
Сравнительная характеристика по данному показателю за 2011-2013 годы представлена в таблице N 2
Таблица N 2
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Удельный вес площади объектов недвижимости, вовлеченных в хозяйственный оборот, к общей площади объектов, находящихся в Реестре муниципальной собственности, % |
99,84 |
99,95 |
99,83 |
С целью повышения эффективности распоряжения муниципальным имуществом осуществляются следующие мероприятия:
1. Аренда муниципального имущества. В соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Приказ ФАС России от 10.02.2010 N 67) за исключением случаев, установленных действующим законодательством, для передачи в аренду муниципального имущества необходимо проведение торгов с определением рыночного размера арендной платы.
По состоянию на 31.12.2011 действовало 297 договоров аренды муниципального имущества, по состоянию на 31.12.2012 - 198 договор аренды муниципального имущества.
По состоянию на 31.12.2013 действовал 161 договор аренды муниципального имущества, платежи по которым поступали в бюджет муниципального образования "Город Томск"
2. Передача имущества в безвозмездное пользование. В основном в безвозмездное пользование передается имущество федеральным и областным структурам, некоммерческим организациям, художникам города Томска.
По состоянию на 2011 год действовало 117 договоров безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом, в 2012 году количество действующих договоров составило 121.
По состоянию на 31.12.2013 действует 129 договоров безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом (общей площадью 43 151,84 кв. м).
3. Аренда земельных участков. В 2011 году заключено 813 договоров аренды земельных участков, общей площадью 2039796,18 кв. м.
В 2012 году заключено 625 договоров аренды земельных участков (на 23% меньше показателей 2011 года), общей площадью 2 758 370,45 кв. м.
На 31.12.2013 заключено 491 договоров аренды земельных участков (на 21% меньше показателя 2012 года) общей площадью 977 436,83 кв. м
4. Приватизация объектов муниципальной собственности осуществляется в соответствии с Прогнозным планом (Программой) приватизации муниципального имущества, разработанным на основании Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества в РФ", с учетом положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Приватизация объектов муниципальной собственности в 2013 году осуществлялась в соответствии с Прогнозным планом (Программой) приватизации муниципального имущества на 2013 год, утвержденным решением Думы Города Томска от 11.12.2012 N 563 (с учетом изменений). Перечень объектов, подлежащих приватизации в 2013 году (с учетом дополнений), содержит 85 объектов (63 объекта недвижимости (комплексов объектов), 21 единицу движимого имущества, 1 пакет акций).
По итогам 2013 года из 139 выставленных к продаже муниципальных объектов, из которых 65 - выставлены повторно, продано 43 на сумму 78 259,5 тыс. руб., в том числе 31 объект недвижимости (площадь объектов 4 946,7 кв. м) на сумму 77 455,4 тыс. руб. (99%), из которых реализованы одновременно с земельными участками - 7 объектов на сумму 27 290,4 тыс. руб., движимого имущества на сумму 804,1 тыс. руб.
Средняя цена продажи 1 кв. м муниципальной площади по итогам 2013 года составила 15,7 тыс. руб., что превышает показатель 2012 года на 87% (7,3 тыс. руб.).
Необходимо отметить, что повышение эффективности использования муниципального имущества и земельных ресурсов выражается также в полученных доходах от их использования. Учитывая, что имущественная база постоянно сокращается, основным направлением деятельности департамента в данной области является обеспечение полноты и своевременности поступления доходов от взимания арендной платы за пользование муниципальным имуществом и земельными ресурсами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.